Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
И снова Оливия | +3 |
Ночи северного мая | +2 |
Смерть-остров | 0 |
Смерть-остров | 0 |
О романе Галии Мавлютовой «Ночи северного мая»
Я очень хорошо помню, как в начале 80-х потрясла меня повесть Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая", как обескуражили "Кролики и удавы" Фазиля Искандера, как через несколько лет буквально взорвали мой комсомольский мозг "Дети Арбата" другого Анатолия, Рыбакова... Завершающий своё бытие Советский Союз выдал целую плеяду предперестроечных произведений самых разных авторов, которые, всяк в силу своего таланта и...
Я очень хорошо помню, как в начале 80-х потрясла меня повесть Анатолия Приставкина "Ночевала тучка золотая", как обескуражили "Кролики и удавы" Фазиля Искандера, как через несколько лет буквально взорвали мой комсомольский мозг "Дети Арбата" другого Анатолия, Рыбакова... Завершающий своё бытие Советский Союз выдал целую плеяду предперестроечных произведений самых разных авторов, которые, всяк в силу своего таланта и временнОй коньюнктуры, пытались осмыслить уходящую (?) советскую эпоху. С течением времени темы эти оказались не то чтобы исписаны (ох, как много ещё не высказанного!), а будто бы перестали так больно жалить, перестали рождать героев, образы которых становились бы знаковыми что ли. Модное заимствование из английского "экшн" - действие - вытеснило во многом в угоду занимательности, сюжетной крутизны, попытки осмыслить происходящее, его, если хотите, экзистенциальность. Новые факты и страницы многострадальной человеческой жизни на необозримом советском пространстве ничего эмоционально не добавляли к уже накопленному знанию о себе, своём прошлом, о прошлом своих родителей...
Если честно, увидев обложку этой книжки на магазинной полке, я не протянула бы к ней руки. Да и название - "Ночи северного мая" - меня тоже не зацепило бы. Но книгу лично мне (!) в качестве подарка (!) привезла её автор - Галия Мавлютова, томская гостья из Питера. За ФБ-знакомство с Галиёй я благодарна Алексею Николаеву, опубликовавшему в своей ленте замечательную рецензию-отзыв на роман Галии Мавлютовой "Смерть-остров". (https://www.facebook.com/alexey.nikolaev.921)
Так бывает иногда. Мы всего лишь обменялись в ленте парой любезностей. А в итоге - непреодолимое желание встретиться и узнать друг-друга ближе... Но я не об этом. Я о книге, которая вот уже вторые сутки с момента погружения в её страницы меня не отпускает.
Эпиграфом к своему роману автор выбрала строки из Послания апостола Павла к римлянам (12, 14-19):
"Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте... никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию".
Странным образом история несложившейся карьеры начинающего сотрудника Ленинградских спецслужб Сергея Москвина не просто тронула, а захватила меня с головой от первой до последней страницы романа. И потому, что события книги закольцовываются на Томске, якорятся в нашей глухомани. И потому, что главный герой (антигерой по сути своей) - мой ровесник, и всё происходящее с ним мне понятно и цепляет мельчайшими деталями, мимо которых, возможно, пройдёт более молодой читатель, сочтя их незначительными. И потому ещё, что незадачливая история "заблудившегося во времени вечного сироты Сергея Москвина"(авт.) вдруг становится объёмной и многократно сфокусированной для читателя на бесконечном множестве вопросов, определяющих в итоге каждодневный наш выбор между правдой и кривдой, добром и злом, любовью и предательством.
Воспитанник детского дома из Томской глубинки, Сергей Москвин с детства не вписывается в общую парадигму существующих в окружающей его среде отношений. "Ненормальный" - главная его характеристика. Он не ложится под лекала, вычерченные системой. Он, как может, тщедушными своими силами пытается противостоять мороку, загнанным волчонком оскаливаясь даже на протянутую руку помощи.
отказывается.
В романе Галии Мавлютовой "Ночи северного мая" нет любви, но тем не менее именно она определяет все сюжетные линии. Не случилось то, что не случилось. О ней грезит с первых страниц романа поэт Влад Карецкий, ставший лакмусовой бумажкой для стажёра оперативника Сергея Москвина. Невидимые стигмы детской трагедии, которыми помечены оба, притягивают их друг к другу, рождают намётки стыдной привязанности, меняют мировоззрение, уничтожают одного и полностью переворачивают жизнь другого. Насмешка судьбы: жизнь Влада Карецкого обрывается там, где она началась для Сергея Москвина. Там, куда ни за что не хотел возвращаться и в итоге возвращается наш герой в поисках своего несостоявшегося друга.
Семён Петрович, старый детдомовский сторож, без труда вспомнил бывшего воспитанника и привечает его в своём доме. И оказывается вдруг, что нет у Сергея у этот момент никого роднее и дороже. "Не надо мучить себя, Серёжка, - говорит старик. - Ты ни в чем не виноват, ты правильно поступил... одним ударом решил все наши проблемы. Ребёнок не побоялся, а мы, взрослые, испугались... Нельзя убивать человека, сам знаю, но у тебя не было иного выхода... Не трави себе душу, Серёженька! Ты у себя один на целом свете. Должен беречься. Твоя жизнь дороже всего. Дороже денег, власти, славы. Дай, перевяжу твою рану."
Книга Галии Мавлютовой, с одной стороны, вскрывает болезненно застарелые нарывы, а с другой, - перевязывает саднящие раны. Это книга о трудном пути обретения себя там, где, казалось, это сделать невозможно. Это книга о любви, которая пока не состоялась...
Современная литература не описала нам ещё героя нашего времени. Но титаническими усилиями автора романа "Ночи северного мая" Галии Мавлютовой, она родила антигероя, заблудившегося во времени вечного сироту Сергея Москвина. Я принимаю его как часть своего поколения, всё ещё живущего надеждами на любовь и признание...
Татьяна Репина, Томск
Алексей Николаев
Отзыв на роман Г.С. Мавлютовой «Смерть-остров»
Много побывав разными дорогами по Сибири, довелось как-то оказаться в деревне Назино, где напротив, на Оби, расположен Остров смерти. Остров большой трагедии многих людей. На острове смерти в 1933 году в короткое время были замучены и растерзаны тысячи людей, тысячи наших соотечественников, русских людей, человеков.
Читал внимательно. Отдельные главы дважды. Некоторые эпизоды трижды. Придирчиво, как коренной сибиряк, живо...
Отзыв на роман Г.С. Мавлютовой «Смерть-остров»
Много побывав разными дорогами по Сибири, довелось как-то оказаться в деревне Назино, где напротив, на Оби, расположен Остров смерти. Остров большой трагедии многих людей. На острове смерти в 1933 году в короткое время были замучены и растерзаны тысячи людей, тысячи наших соотечественников, русских людей, человеков.
Читал внимательно. Отдельные главы дважды. Некоторые эпизоды трижды. Придирчиво, как коренной сибиряк, живо интересующийся историей родного края. Читал в преломлении на уже написанное о репрессиях. Сверял с установленными историческими фактами, обстоятельствами истинность которых никем не подвергается сомнению.
Сюжет приключенческого романа переносит читателя в 1933 год, где в Ленинграде разворачиваются драматические события, связанные с массовой высылкой неблагонадежных граждан в рамках проводимой паспортной реформы.
Центральной фигурой повествования является молодая девушка Галя Горбунова. Родившаяся в деревне и по любви вышедшая замуж за партийного функционера в Ленинграде, Галя с мужем заселяется в благоустроенную квартиру, только что освобожденную из-под прежних жильцов – арестованных врагов народа. Еще не села пыль на добротной мебели прежних хозяев, не остыли простыни, не просохла посуда в шкафчике, а новые хозяева квартиры уже жили этой новой жизнью, окруженные предметами людей, угнанных на лесоповал или расстрелянных. Автор акцентирует внимание читателя на том, как Галина относится к чужим вещам, попадая в столь щекотливую обстановку: «Поначалу она боялась притрагиваться к чужим вещам. Не брезговала, нет, просто не хотелось. Ей казалось, что все они несут в себе душу прежних владельцев…».
Однажды Галина вышла из квартиры в магазин и её остановил патруль, который спросил документы. Шла паспортная реформа. Ловили беспаспортных. По разнарядке. Впрочем, тогда так нередко бывало. Пройдет всего четыре года и по аналогичным разнарядкам начнут арестовывать и расстреливать. Конечно Галине не пришло в голову при выходе из дома до магазина взять с собой паспорт, что и решило её судьбу. Вместе с такими-же, как и она «беспаспортными» она начала свое долгое путешествие из Ленинграда в Сибирь, в Томскую область, на Назинский остров смерти.
Галия Сергеевна очень бережно поместила в эти условия свою героиню, которой тоже предстоит пройти очень крутой маршрут. Автор любит свою героиню и это прослеживается на протяжении всего романа.
Неоднозначное восприятие вызывает муж Галины Горбуновой – Григорий. Тема любви между супругами проходит через роман устойчивой, хотя и бледноватой нитью. Создалось впечатление, что автором нарочито созданы условия, при которых читатель имеет возможность противопоставить открытые чувства деревенской девушки Гали и верного партийным идеалам Григория. Ведь Григорий ни на мгновенье не сомневается в истинности и оправданности принятого партией решения о высылке деклассированных элементов и прочих «беспаспортных», при этом с подобными представителями общества свою супругу никак не соотносит.
Безупречно, пожалуй даже блистательно, словно бы с особой злобной и циничной нежностью выписан образ Колубаева – начальника каравана, командира той баржи, на которой везли ссыльных по сибирским рекам на север. Колубаев безусловно образ собирательный и олицетворяет собой все наихудшие качества представителя органов государственного подавления своего времени. Представляется, что наиболее ёмко автором выписан именно Колубаев и сделано это столь сочно, что к исходу романа, стесняюсь сказать, даже начинаешь чувствовать расположение к нему – личность. Ущербная, уродливая, но самобытная. Жизнь на барже иерархична. Есть начальник каравана, есть конвой. Внизу баржи сидят блатные. Они, конечно, на самых лучших местах, если выражение «лучшие места» вообще уместно в этом случае. Есть беззащитные и бесправные люди, смирившиеся со своей судьбой, а есть и те, кто не смирился.
О чем же книга, подумалось… Может о любви Галины и Гриши? Пожалуй, нет. О любви пишет Галия Сергеевна, но без нажима, без акцента, не первая эта тема и не вторая даже. Может быть тогда роман о трагедии на острове близ деревушки Назино, где от голода вымерли тысячи людей? Возможно, потому что трагедия эта плохо изучена, подзабыта. Словно и не было ничего, кроме назинцев почти никто не помнит.
Подумалось о другом – не о нас ли пишет Галия Сергеевна. Не о нашем ли обществе, о его болезнях, о слабостях человеческих, об испытании властью и безумцах в ней, об огромной ценности одной, отдельно взятой человеческой жизни и её полном коллективном обесценивании во имя провозглашенных великих идей. Автор словно задаёт своему читателю вопрос о том, а все ли изжито в обществе после тех лет, все ли уроки извлечены. Круг нравственных и социальных вопросов, поднятых автором выходит далеко за пределы сибирской глубинки 1933 года. Приглядишься порой и видишь в современнике своем описанного в романе Григория – слепца и верующего в непогрешимость великих идей, даже при очевидности их безнравственности. Галину узнаешь в современниках, как человека, постигшего не только правду в тоталитарном государстве, но и её цену. Увы, но в ком-то узнаешь и Колубаева, не перевелись ведь и такие. Так не плывем ли и мы порой в той же барже … В этом, как мне показалось, и есть основной замысел автора.
Не раскрывая сюжета романа и тем более его завершения, вернусь к тому, с чего начал. Со слов благодарности Галие Сергеевне за то, что несмотря на годы, проведённые вне Сибири, не рвет она духовной связи с нашим краем, по-прежнему остро чувствует и столь же остро передает боль людскую, чистоту края сибирского оскверненного в 30-е годы зверскими преступлениями против собственных граждан и не отмытого, и не отпетого от этой боли до сих пор.
15.04.2020 г.
Как пройти через нестерпимость человеческого существования? Никто не знает ответа на этот вопрос. Э.Страут немного приоткрыла тайну.
Не знаете, что почитать?