Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Украшения строптивой. От пяти пар сережек | +70 |
Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева | +4 |
Неизвестность. Роман века. 1917-2017 | +4 |
Письмовник | +3 |
КРУК | +1 |
Бесит. Если можно выбрать одно слово, то это "бесит". Бесит наивность, излишняя женственность главной героини, сам язык переписки между людьми. Наверное, я чёрствый человек, но не получилось, ни понять героиню, ни поставить себя на её место. Слишком много лирики и пафоса.
Роман Анны Бердичевский «вбирает» в себя сразу два больших литературных рода: эпос и лиру. Этот «симбиоз» очень гармонично вписывается именно в данном случае, потому что роман посвящен поэту и прозаику Сергею Вольфу. В романе то и дело мелькают его стихи, звучащие из уст самого поэта или героев этого произведения. Однако книга не ограничивается только стихами Сергея Вольфа, нет, здесь попадаются стихотворения известных в поэтических кругах творцов настоящего времени, таких как П. Чечеткин, Б....
В описании книги можно зацепиться за фразу «…учитель Битова, Довлатова, Бродского», однако, ни первого, ни второго, ни третьего в романе мы не увидим. Мы видим только Вольфа и «кружок» героев, выдуманных или основанных на ком-то, но реально не существующих. Герои читают стихи, Вольф читает стихи, а жизнь героев идёт. Происходят перемещения из Москвы в Швейцарию, а оттуда в Чердынь. Причём каждая новая глава имеет своё лаконичное название, словно мы читаем известную «Одиссею», где герои также не могли найти правильный путь. Главный герой романа – неординарная личность, чего только стоит его имя Кузьма Чанов. В нём, словно переплетаются исторический герой Кузьма Минин и нечто напоминающее резервуар с водой, где дна не видно, а тайны скрыты. С греческого «Кузьма» означает «подвижный» и в книге мы действительно наблюдаем течение его жизни, первые заработанные деньги, встреча с Вольфом, личные жизненные проблемы. Всё это сопровождается стихами, а точнее их множеством. Прошлое сталкивается с настоящим, при помощи поэзии. Вот герой случайно прочёл: «Земную жизнь пройдя наполовину. Я очутился в сумрачном лесу…» и тут же перед ним возникла разгадка некого шифра. В романе всё расположено не случайно, писатель создал «квест», который внимательный читатель должен разгадать. Все эти вкрапления стихов делают стену между читателем и писателем настолько тонкой и слышимой, что невольно погружаешься в роман с головой.
Этот роман не является чистым представителем современного и популярного явления «нон-фикшен», как это может показаться на первый взгляд, но и у автора не было цели точно зафиксировать жизнь конкретного человека Сергея Вольфа, это было бы слишком просто. Роман «КРУК» это скорее поэтический манифест, раскрывающий сущность поэзии и человека-творца. Все герои романы творцы, творцы в разных сферах, но создающие нечто новое, ранее неведанное. Они творят искусство, любовь, отчаяние, то, что обычно делают все обычные люди, но в данном случае это приправлено какой-то особенной неизбежностью. Что же касается главного героя и его хождение по этой цепи жизни, то улавливается нечто общее с героем романа Льва Толстого «Воскресение» - Нехлюдовым. Л.Н. Толстой "воскресил" Нехлюдова, а А. Бердичевская попыталась показать нравственное совершенствование своего героя, возрождая в нём духовное существо и вознося его над животным и плотским. Об этом свидетельствует глава «Рождество» и последняя, на мой взгляд, важная фраза Чанова: «Господи, какая чистота, какое облегчение!.. Как из бани… Кузьма, пошатываясь, шел к выходу. Все было ему прощено. Все». Эта фраза также созвучна знаменитой записи на кольце Соломона «Всё пройдёт» и для Кузьмы Чанова действительно всё прошло.
Роман уникален тем, что много охватывает в себе, особенно противоположные стороны современности, в литературе такое смешение специфично: фикшн сливается с
нон-фикшн, линейное время превращается в нелинейное, острое чувство современности с «призраками» прошлого. Это роман нельзя назвать «поэтическим», но отрицать роль стихов, как отражателей внутреннего мира поэта, творца и человека тоже нельзя. Этот роман поистине уникальное явление. Автор, изначально писавший и посвящавший его одному человеку, смог посвятить его целому поколению, поколению поэтов. И ещё раз доказать, поэзия – вечна, она не умрёт, а будет жить как всё, что оставляет след в сердце человека
Казалось бы, сейчас так легко писать о том, как всё плохо, тяжело и неоднозначно. Политикой пропитывается почти каждое произведение современного автора и эта тенденция "переваривания" действительности очень заметна в последнее время. Среди всех книг из списка я выбрала эту, как самую, не побоюсь этого слова, странную. Действительно, здесь нет ни гротескных образов государства, ни странных любовных интрижек, ни философии о сотворения мироздания и вселенной. Эта книга соединяет самые...
Сегодня мы всё чаще встречаемся с автобиографиями людей, которым есть что сказать о совершенно разных сферах жизни: от рассказа о путешествиях до использования правильных удобрений для сада -огорода. Нон-фикшн отзывается приятным эхом в сердцах людей. Наверное, от избытка информации, от перенасыщения, человек постепенно теряет себя и возвращается к первоначалу: к мифу, традиции, а иногда и к документу. И документ – это не всегда напечатанная в строгом сухом офисном стиле бумага, иногда документ- это то, что связано с нашей историей, с нашими корнями. Помимо того, что существуют исторические документы, которые возвращаются в современный мир в форматированном варианте, есть и люди-документы, более ценный материал. Прежде всего потому, что они - живые и их можно услышать: происходит взаимный обмен,который с документом невозможен.
В аннотации сказано, что автор - "старообрядец Данила Терентьевич Зайцев, родившийся в 1959 году в Китае и выросший в Аргентине.". Было ощущение, что это всё придумано, если бы не интонация самого автора. Роман Данилы Зайцева – это роман-жизнь, я бы сказала, что это один большой монолог, который, если бы он разыгрывался на сцене театра, длился бы несколько часов, а то и дней. И если зритель привык, что "Человек doc." это чаще всего деятель искусства, то здесь, как мне кажется, зритель ощутил бы полный катарсис, поскольку это соврешенно новое измерение, куда раньше не погружался человек. Измерение простого человека с непростой судьбой. Здесь всё по другому. Главы именуются тетрадями, речь героя с
точностью передана без малейших изменений и в конце дан специальный список диалектных слов ,относящихся к культуре старообрядцев, составленный лингвистом О. Г. Ровновой. Начинается повествование опять же в традиции староверов- перечисления предков. И в этом обращении к старым традициям и скрывается вся прелесть этого "жития".
"Закрытая" жизнь героя так или иначе сталкивалась с отрицательными сторонами мира. Это и его неудачное переселение в Россию, внутриобщинные конфликты, проблемы друзей и близких. Герой, однако, не унывает и строит свою "Новую Надежду" или как он это называет "Нуэва Эсперанса"-одно большое пространство,деревня,где все его друзья и близкие смогли бы обосноваться. Он, как Ной, собирает свой большой ковчег, но только "земля обетованная" в его понимании - это обширные просторы Аргентины. Это "несмотря ни на что" трогает и заставляет задуматься среднестатистическому человеку, который далёк, от Аргентины, старообрядцев и "новых надежд" о своей собственной жизни. Готов ли он, как Данила Зайцев, кочевать, готов ли он променять свой уютный офис на дикие земли, готов ли он принять чужую жизнь и принять, как свою собственную.
А Данила Зайцев поистине удивительный человек, хотя и не святой. Детей нарожал , дом построил,людям помогает. Только чудес особых не творит. Но, если подумать, такая разная, яркая и бурная жизнь - это ли не чудо?
Неизвестность – это то, что мы чаще всего ощущаем, думая о завтрашнем дне. Она часто пугает обывателя, однако, с подобным чувством мы живём всю жизнь. Алексей Слаповский поставил себе задачу показать человека в пучине резкоменяющихся времен, без какой-то конкретной оценки общественно-политической жизни от автора. Герой сделает это за него в своих записях. Роман поделен на части и содержание частей — одна из особенностей произведения. Они выстраиваются друг за другом, словно ступеньки временной...
Роман перекликается с «Повестью и житием Данилы Терентьевича Зайцева», финалистом «Студенческого букера ?2015», а также с романом «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича финалистом «Студенческого буккера—2016». Тяга писателей к «документу», в современной литературе не нова, он является плодотворной почвой для романов. В чём секрет таких романов — отдельный вопрос. Может быть, в том, что в каждом читателе просыпается любопытный ребенок, случайно раскрывший чужую тайну. Через призму времени писатель хочет показать жизнь обычной семьи, но с разных ракурсов. Нон-фикшн литература покоряет читателя тем, что «герои» развиваются, меняются вне желания автора, жизненные обстоятельства складываются таким образом, и с этим сложно поспорить, так как жизнь — главный катализатор человеческой судьбы.
В романе Слаповского мы встречаем дата-фикшн, когда человек использует форму документа для своего вымышленного героя. Очевидно влияние нон-фикшн на это явление. Одним из ярких примеров дата-фикшн является книга Марка Фроста «Тайная история Твин Пикс», где один из создателей знаменитого сериала приводит документы и иллюстративный материал, рассказывающие историю обычного американского города, где происходит действие сериала, за прошедших два века. Можно назвать это маркетинговым ходом к новому сезону сериала, однако, форма документа кажется создателям более убедительной и интересной для поклонников сериала и тех, кто до этого про него не слышал. Псевдодокументальность сейчас часто используется не только в литературе, но и в кино. Не зря зрителя интригуют сигнальной надписью в начале практически любого фильма — «основано на реальных событиях». Однако определить, что является дата-фикшн, а что нон-фикшн в романе Слаповского читатель сразу не сможет. Уж очень становится близок читателю мир этой семьи, их жизнь со всеми положительными и отрицательными сторонами. Да и сам автор заставляет поверить в реальность всего описанного, приводя генеалогическое древо, чтобы читатель легко ориентировался в родственных отношениях героев. Изобразив в бытовой жизни конфликт поколений Слаповский смог затронуть привычные для читателя темы, так как почти у каждого читателя есть семья и семейные тайны.
Автор упаковал в роман мировую человеческую историю и культуру, но в рамках одной семьи. Однако эта тема не является чем-то новым сейчас. Как в романе Маркеса
«Сто лет одиночества», так и в финалисте прошлых лет «Повести и житие Данилы Терентьевича Зайцева» есть семья со своей историей, ценностями, поступками, религией. Единственное, что отличает эти три романа это то, как они написаны. Мода на документальные романы не проходит и на каждый новый роман найдётся свой читатель. «Неизвестность» в печатном варианте отражает языковые особенности разных поколений и даже создаёт иллюзию настоящего судебного документа в одной из глав. Это внимание к деталям и каждому члену семьи делает этот роман уникальным в своем роде, хотя и не лишённым своих недостатков. Смирновы — это собирательный образ простой усреднённой семьи, они трогательные, интересные, но даже их фамилия отражает их суть, «смирение». Смирение перед судьбой или неизвестностью должен решить сам читатель, потому что герои ничего не решают, а просто живут.
Хорошее качество бумаги и приятный глазу шрифт не скроет того факта, что книга написана крайне неприятной женщиной, которая построила свою бизнес империю, но полностью опорочила себя с историей про собак. Если читателям кажется, что животные это просто "грязь под ногами" и их можно оставить болеть и жить на улице, то тогда им очень понравится этот автор, который, как это ни парадоксально, после всех скандалов, хамства в инсте, некачественной продукции, всё ещё остаётся на плаву.
Не знаете, что почитать?