Книга представляет вниманию читателей нетипичный взгляд на религию как набор ритуалов, а также своеобразный перфоманс. В ней подвергаются сомнению уже существующие религиоведческие знания. Согласно точке зрения автора, до сих пор наши представления о не-христианских религиях не содержали точных сведений, а скорее излагали их трактовку и восприятие христианством. Критикуется концепт веры как присущий (в основном) христианству и отсутствующий в большинстве других религий.
Рассказывается о...
Рассказывается о нескольких религиозных практиках. Особенно интересной мне показалась глава, посвящённая маори и их ритуалам.
Книга отлично вписывается в постколониальный дискурс.
Можно рекомендовать как специалистам, так и интересующимся темой.
Книжка-малышка. Читается буквально на одном дыхании. Автор исследует не столько катастрофы, сколько то, как на них реагирует человечество. Основной фокус держится на Лиссабонском землетрясении, Холокосте, Хиросиме и Нагасаки, а также цунами 2004 г. В своих рассуждениях автор опирается на таких авторов, как Гюстав Андерс, Ханна Арендт, Рене Жирар, Марсель Мосс и т.д. Получила от книги гораздо больше, чем рассчитывала. Может быть интересна тем, кто интересуется антропологией и связью некоторых...
Как и у другого комментатора, книга оставила у меня очень неоднозначные впечатления. Скорее не понравилась. Однако, как мне кажется, виноват не сам материал, а то, что автор придерживается определённых идеологических взглядов и не стесняется интерпретировать определённые культурные аспекты согласно этим взглядам. К сожалению, точку зрения автора я не разделяю, а потому, по большей части, знакомство с книгой шло с трудом.
Из плюсов можно отметить хорошо раскрытую историю трансформации понятия...
Из плюсов можно отметить хорошо раскрытую историю трансформации понятия смерть в Европе и Америке (преимущественно в Америке), понравился рассказ о Французской школе. В принципе в первой главе было предложено очень много полезной и не тривиальной информации.
Из минусов: однозначно негативное отношение автора к предмету исследования (является приверженницей гуманистических взглядов, а потому для неё априори антигуманизм, трансгуманизм и иже с ними - явления плохие и дискредетирующие человеческую ценность как таковую), чрезмерное морализаторство, а также намеренное искажение событий "Гарри Поттера", чтобы сюжет его лучше подходил под взгляд автора, представленный в одной из глав. Не являюсь ни апологетом серии, ни ярым фанатом, но с материалом знакома, а потому такое отношение автоматически настраивает против точки зрения Хапаевой. Также, лично по моей субъективно оценке, материал был актуален раньше, но сейчас, к сожалению, несколько устарел.
Подводя итог, следует сказать, что книга неплоха, но не каждому читателю и интересующемуся темой танатопатии она понравится. С осторожностью следует подходить и тем, кто не разделяет взглядов исследовательницы на упадок цивилизации из-за пересмотра человечеством определённых моральных императивов. Интересен как альтернативный взгляд на тему, но не более.
Исследование Кэтрин Мерридейл монументально. Оно охватывает самые разные аспекты русского танатоса. Читатель сможет здесь найти и особенности русской похоронной ритуалистики, и эволюцию местного танатоса, и рассказы современников о том, как происходила смерть в России XX-ого века.
Смерть следует за русской историей. Или идёт вровень с ней. Рассказано о ходынской трагедии, кровавых последствиях революции, голодоморе, ВОВ, Афганистане и т.д. Книга полнится голосами мёртвых и тех, кто наблюдал...
Смерть следует за русской историей. Или идёт вровень с ней. Рассказано о ходынской трагедии, кровавых последствиях революции, голодоморе, ВОВ, Афганистане и т.д. Книга полнится голосами мёртвых и тех, кто наблюдал смерть. Говорят и те, кто привык молчать о трагедиях прошлого века, о собственной травме. Трогает не столько многочисленность смертей, сколько то, что горе русских людей было атомизированным и немым. Истории многочисленных жертв оставались анонимными, а сами люди были уверены, что несчастье их уникально и заслуженно. При чтении создаётся впечатление, что слышишь сомн голосов мёртвых и живых. И они кричат.
Тема немецкого танатоса в книге раскрыта очень хорошо. Хоть исследовательница главным образом сосредоточилась на периоде 1920-1960-х гг., краткий экскурс в местную ритуалистику присутствует. Хорошо раскрыта связь немцев - берлинцев в частности - со смертью. Люди часто строили свою идентичность на основе похоронных ритуалов. Это помогало отделять "своих" от "чужих". В кладбищенской теме, особенно во времена Веймарской республики и до неё, хорошо была видна социальная...
В теме немецкого танотоса видна также и разница нацизма и социализма. Так, в годы нацистской Германии делали акцент на том, что смерть - естественная часть жизни. Появлялось это и в урбанистике (кладбища строились непосредственно в городах), и в коллективом сознании, где мертвецы буквально жили среди живых, а границы между прошлым, настоящим и будущим стирались. В ГДР же социализм отрицал саму возможность смерти, что проявилось, например, в перемещении кладбищ за границы Восточного Берлина.
Любопытным было и отношение берлинцев к гробам: их наличие считалось признаком благополучия. Также в книге можно найти и любопытные городские легенды о гадалках и затопленных железных дорогах с тысячью трупов. Выдвигается и гипотеза, почему Гитлер так быстро обрёл популярность среди местного населения.
Готова порекомендовать эту книгу к прочтению. Прилагаю фотографии:
Книга действительно потрясающая. Понятно и довольно подробно изложена история похоронного дела в Европе и США. Во всяком случае, затронуты основные вехи. России уделено меньше внимания, однако и в посвященной ей главе представлен интересный обзор национальной культуры похорон. Особенно интересна была мысль про практику "починки" могилок и кладбищ как олицетворение вечного состояния поломанного быта на постсоветском пространстве и попыток его улучшения или хотя бы сохранения. Как...
Прилагаю фотографии некоторых страниц:
Не знаете, что почитать?