Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Магия дружбы | +14 |
Черное знамя | +12 |
Драконов не кормить | +9 |
Невыносимые. До порога чужих миров | +9 |
С бурей наперегонки | +8 |
Очень, очень занятная вещь с интересной оригинальной идеей. У каждого в голове живут свои тараканы, которые ответственны за самые странные поступки и реакции людей. Это знают все, но это лишь образ. На самом деле никаких тараканов в голове нет… А если есть? Автор этой книги исходит из того, что тараканы в человеческом сознании существуют. Но не обычные, доставшие всех вредители, обитающие в квартирах, а вполне себе похожие на людей (в плане ума и эмоций, конечно) – неизвестный науке blattae...
На самом деле, ход беспроигрышный. Оригинальная идея есть? Есть. Широкий простор для фантазии и иронии есть? Есть. Возможность задаться важными жизненными вопросами, подав их в оригинальной фантастической обертке, есть? Есть. И не надо даже придумывать героям какие-то невероятные приключения – просто описываешь обычные жизненные истории, только рассматриваешь их через призму жития тараканов в головах участников этих историй. И обычная, казалось бы, жизнь начинает играть новыми красками. Тараканья часть сюжета подана с отличным юмором, персонажи там живые и колоритные, порой даже более интересные, чем их владетели - люди. В чем-то это даже можно назвать минусом – персонажи-люди проигрывают тараканам соревнование за читательское внимание почти всегда. С другой стороны, тараканы, отвечающие за наши странности, закидоны и дурные привычки, должны быть воплощением этих частей нашей личности, квинтэссенцией, концентратом их. Именно поэтому они часто смотрятся ярче.
Еще один момент. Персонажи-люди все время меняются, сюжет не сплошной, а новеллический: каждая глава – отдельная история. Да, порой и люди, и тараканы кочуют из главы в главу, но, как правило, состав с каждой новой историей меняется. За одним исключением. В этой вещи есть главный герой. И это, конечно же, таракан. Его зовут Грегори, и отвечает он за привычку курить трубку. Очень симпатичный, кстати, таракан. Обаятельный, благородный, с принципами, чуткий. Не может сидеть сложа руки (вернее, руколапы), когда творится несправедливость и страдают хорошие люди и тараканы. Все время влезает, старается все исправить, и жизнь у него поэтому получается неспокойная – мотает его по сознаниям разных людей, нигде он не может найти пристанища надолго. Все время случается что-то, требующее от него продолжать путь. Вот и получается Грегори этакой тараканьей версией Веллеровского майора Звягина, вмешивающегося в жизни людей и причиняющего добро направо и налево.
Хорошо ли это, правильно ли? Решать читателю. Но почитать эту книгу стоит, ибо мало где психологические и нравственные вопросы подаются таким оригинальным образом. Тебя вроде как и воспитывают, а при этом не скучно совершенно. То, как это у автора получилось, - несомненная удача.
До сих пор все, что я читал из мира «Аквы» относилось к ее северной части. Про юг не читал ничего. Но теперь, когда после прорыва северян через Барьер северная и южная части этого мира соединились, в одном сборнике сошлись две очень разные вещи, показывающие историю противостояния Севера и Юга с точки зрения разных сторон.
Юг представляла повесть Ольги Голотвиной «Призраки синих пальм». Не скажу, чтобы я получил очень хорошее представление о Юге. По сути, в этой повести мы получаем очень...
Юг представляла повесть Ольги Голотвиной «Призраки синих пальм». Не скажу, чтобы я получил очень хорошее представление о Юге. По сути, в этой повести мы получаем очень качественно написанную историко-приключенческую вещь в антураже Аквы. Я бы даже не сказал, чтобы в этой повести было много самой Аквы. Она идет фоном, повторюсь, антуражными моментами, не сюжетообразующими. Да, сюжет противостояния с Севером дан как исходный посыл мотивации героев, но это, в общем, и все. Герои, кстати, прописаны очень хорошо - цирковая труппа Айри Шарго, разбойники банды Кочета, Тунно Кольче, наместник оккупированной северянами территории, Вейки Вейчер, тайный агент павшей императорской власти южан, его «племянница», оказавшаяся совсем не той, за кого она себя выдавала, и многие другие. Сама история достаточно локальна по своему масштабу, но придумана и исполнена довольно неплохо. Получилось произведение в духе Дюма или Сабатини. Чего не хватило лично мне – атмосферы и характерных черт мира Юга и, собственно, элементов фэнтези, которых в повести практически нет.
Повесть Ирины Лазаренко и Дмитрия Самохина «Узники моря. Рапсодия» представляла Север. Надо сказать, поддержать планку, установленную обоими авторами в романе «С бурей наперегонки», закончившемся масштабным прорывом через Барьер, было непросто, но авторы сумели. Хотя лейтмотив романа в стиле: «ой, что мы сделали, давайте вернем все как было!» и вызывает улыбку, но есть ли что-нибудь более жизненное, чем это? Кто из нас однажды не хватался за голову, задаваясь подобным вопросом?
В отличие от повести Ольги Голотвиной, этот «Барьерный цикл» Самохина и Лазаренко содержит очень существенную долю фантэлемента. Это именно фэнтези, а не история в антураже. Авторам удалось ухватить едва ли не самый вкусный кусок фантастического мира серии – собственно таинственный Барьер, отделяющий Север от Юга. Я уже на этапе знакомства с миром отметил его для себя как самое интересное. И авторы с энтузиазмом принялись копаться в этой зловещей загадке. Но Барьер – далеко не единственный привлекательный элемент в их романе. Хватает и других интересных придумок, перешедших из предыдущих книг. Например, корвет «Сель», существующий в симбиозе с разумными хищными растениями.
Ну и, конечно, колоритные персонажи, в том числе и близнецы Сирена и Пас, рожденные в прибарьерной зоне и обладающие паранормальными способностями. Совершенно шикарен и образ шаманки Бальбо, носящей на голове гнездо, в котором живет ее ручной ворон. Она тоже очень непростой человек с целым выводком тараканов в голове и рядом необычных талантов. При этом все, что касается Бальбо, пронизано искрометным юмором.
И все эти занятные ингредиенты не просто так, на манер ирландского рагу, брошены в котел с сюжетным варевом, где есть место и личным драмам, и большой войне, и природным загадкам. Нет, они увязаны в захватывающую историю, в которой фантастика и человеческие судьбы гармонично сосуществуют и, если перейти с кулинарных аналогий на музыкальные, не забивают друг друга, а дополняют, как разные музыкальные инструменты в хорошем оркестре. Вот только, к сожалению, эта история обрывается на самом интересном месте и оставляет довольно явственный намек на продолжение. И нам, читателям, только и остается, что терпеливо ждать.
Есть такая поговорка: «Кто умеет – делает сам, кто не умеет – учит других». Зная автора этой книги, могу твердо сказать: поговорка не про него. Умеет он многое и в самых разных поджанрах фантастики и публицистики – неоднократно убеждался. Еще говорят, что далеко не всегда хороший игрок может стать хорошим тренером. Опять же не про автора этой книги. Учить он умеет – убеждался, участвуя в его семинарах. Умеет доносить нужную информацию так, чтобы она дошла и осела в сознании, а не пролетела без...
Ведь что такое, в сущности, учебник по писательству? Это грамотно организованный и заполненный качественным содержимым инструментальный ящик автора. Ящик, где все на своем месте, каждый инструмент можно легко найти и применить. Может, кого-то и покоробит подобное сравнение применительно к творческому процессу, где, как принято думать, правит бал вдохновение, крылатые музы, безудержная фантазия и это вот все. Но оно, сравнение это, совершенно корректно. Потому что, каким бы богатым воображением ни обладал плотник, какой бы фантастический трон он себе ни придумал, без нужных инструментов и материала он его не сделает. Кто-то думает, что в писательстве это все не нужно? И зря. Сам занимаясь редактурой и имея в этой области уже довольно приличный опыт, я много раз сталкивался с таким явлением: люди, отлично умеющие придумать историю, не в состоянии ее качественно изложить. Донести свою мысль так, чтобы ее поняли. Рассказать свою историю так, чтобы она была интересна. Самый смешной анекдот в занудном и косноязычном изложении не вызовет даже тени улыбки. С книгой то же самое: придумать мало, надо уметь рассказать. Этому и учит автор «Магии слов». Книга, кстати, недаром так называется. Все вышеизложенное не отменяет волшебства вдохновения. Почему-то никого не удивляет, что магов в различных фэнтезийных книгах учат их делу профессиональные преподаватели академий. Один Хогвартс чего стоит! Этот учебник – для магов-писателей. Не для маркетологов, не литагентов, не специалистов по продвижению рукописей в издательства или в сеть – это отдельная область знаний – а для тех, кто создает сами тексты, творит их магию.
В Хогвартсе среди обязательных предметов числятся: зельеварение, история магии, трансфигурация, заклинания, астрономия, травология, полеты на метлах, защита от темных искусств и так далее. У писателей предметы другие: идея, герои, сюжет, антураж, время и пространство повествования, начало истории, язык, диалоги, правка и саморедактура, работа с бета-тестерами и мастерство аннотации. По каждому из этих предметов в книге очень доходчиво изложен краткий курс с основными принципами и примерами, разбором распространенных ошибок, а в конце каждого раздела даются весьма интересные и полезные практические упражнения для усвоения и закрепления теоретического материала. Все советы и рекомендации даются как на основе богатого писательского опыта самого автора «Магии слов», так и на основе примеров ярких и успешных книг, оставивших след в литературе и завоевавших читательскую любовь. Упражнения весьма оригинальные и непростые, но очень полезные. Выполняя их по очереди, овладеваешь постепенно различными аспектами писательского ремесла, и в итоге, если, скажем, в начале этой книги у читателя возникнет идея какого-нибудь произведения, то в конце уже сформируется достаточно подробный набросок будущего литературного полотна, написать которое потом будет намного проще, чем просто глядя на белый лист и вооружившись одним лишь желанием создать книгу.
Разумеется, нужен критический подход, и далеко не все стоит принимать за истину в последней инстанции. Мой личный читательский опыт позволяет привести примеры отличных книг, в которых писатели в чем-то шли вразрез с приведенными в «Магии слов» рекомендациями и добились успеха. Автор и сам говорит, что нет правил без исключений, только надо четко знать, зачем ты нарушаешь эти правила. Не надо думать, что этот учебник загоняет ваш творческий процесс в какие-то рамки, общий алгоритм, унифицирует и форматирует его, убивает очарование творчества - это вовсе не так. Он лишь позволяет магам-писателям овладеть навыками, позволяющими наиболее полно раскрыться их чародейским талантам. И уже ради этого стоит прочитать «Магию слов».
Для кого эта книга? Пожалуй, она будет хороша как для начинающих писателей, так и для тех, кто уже обладает кое-каким литературным опытом. У меня этот опыт довольно приличный, но и я подметил для себя ряд интересных и полезных моментов, в том числе и в части, касающейся пробуждения вдохновения и формирования начальной идеи произведения. Несколько инструментов я положил в свой писательский ящик, а некоторые вещи, которые были мне знакомы, но пребывали в виде бессистемных знаний, приняли упорядоченную форму, за что уже спасибо этой книге. А многие начинающие, думаю, извлекут из нее намного больше полезного.
Роман танцует от сверхидеи, которая довольно тесно переплетена с чисто фантастической идеей – фантдопом. Принцип «живем только раз» больше не действует. Карма каждого из живущих записывается специальными приборами-кармографами, после чего загружается в систему, и каждый человек, перерождаясь, довольно быстро вспоминает свою прошлую жизнь, получая возможность использовать прежний опыт, извлекать уроки из ошибок и расти над собой… Ну, почти каждый. Есть беспамятные, которые начинают жизнь с...
А вот сама по себе история, заявленная как детективная, выглядит в этом романе явно вторичной по сравнению с вышеперечисленным. Налицо явный перекос – в сторону описательных, антуражных моментов. Автор любит прорабатывать матчасть, хорошо работает с материалом и все, что узнает, стремится поместить в текст, что не всегда идет ему на пользу. Баланс описаний, антуража и философских моментов с одной стороны и собственно действия, истории, с другой - очень сильно смещен не в пользу последней, примерно 70 на 30. История на этом фоне просто теряется, тонет. Ее затмевают философские и мировоззренческие диспуты, описания церемоний, сортов чая, рефлексия героя и т.д. и т.п. Главный герой, собственно реинкарнатор, совершенно реактивен. Его ведут события, он лишь реагирует на них, сам мало чего добиваясь. Почти все его личные действия завершаются неудачами, а успехи – наоборот, плод помощи сторонней силы, причем весьма могущественной. Это отдает фатализмом: человек ничем не управляет, все решается кармой и высшими силами. И смысл тогда трепыхаться? Для меня это главный минус книги – обесценивание собственной воли и усилий героя. Хотя сам он хорошо раскрывается по ходу повествования, ему активно сопереживаешь… Эх, самостоятельности бы ему еще!
Резюме: взгляды автора мне чужды, и роман совершенно точно относится к категории «не мое», но он, определенно, качественный и замысел интересный.
«За порогом и дальше» продолжает цикл «Невыносимые», начатый романом «До порога чужих миров», и еще усиливает сложившееся ощущение необычности и оригинальности этого эпика.
Начать с того, что главных героев вроде бы и трое, а в то же время они не воспринимаются тремя совершенно отдельными персонажами. Алера, Элай и Тахар, сами по себе довольно интересные и колоритные личности, несмотря на все их междусобойные заморочки и порой даже конфликты, составляют что-то вроде триединого героя, а это в...
Начать с того, что главных героев вроде бы и трое, а в то же время они не воспринимаются тремя совершенно отдельными персонажами. Алера, Элай и Тахар, сами по себе довольно интересные и колоритные личности, несмотря на все их междусобойные заморочки и порой даже конфликты, составляют что-то вроде триединого героя, а это в свою очередь дает совершенно уникальный бонус для читателя. Его внимание не распыляется, он постоянно следит целиком за практически неразделимым трио, имея при этом возможность выбрать себе среди них любимого персонажа. А то, что они разнополые, еще и увеличивает широту охвата аудитории – многие могут найти для себя в любом из троих что-то свое и начать ассоциировать персонажа с собой. Но не стоит думать, что тут мы имеем типичный любовный треугольник. Фишка в том, что герои, если они не хотят лишить себя возможности ходить из мира в мир, не могут пойти на поводу у своих чувств, что бы они там ни испытывали. И это добавляет внутреннего напряжения истории. Эффект усиливается весьма глубокой психологической проработкой образов, так что довольно легко почувствовать себя на месте любого из троих. Или не только троих. Автор не позволяет себе отдыхать и на героях второго плана – среди них тоже есть те, кем можно заинтересоваться и с кем захочется пройти историю до конца.
Сама история тоже весьма нетривиальна – она очень отличается от типовой аркадно-квестовой приключалки в стиле «идем из пункта А в пункт Б, по дороге преодолевая различные препятствия, в конце мочим главного злодея, после чего, радостные, устраиваем хэппиэндовскую вечеринку». Во-первых, с главным злодеем облом – нет его тут. И черного замка в далекой мрачной стране тоже нет. Но это не значит, что в истории отсутствует конфликт и героям не с чем и не за что бороться. Отсутствие явного антагониста – еще одна фишка повествования, элемент, благодаря которому история приобретает дополнительную оригинальность и непредсказуемость.
У каждого из главных героев свои мотивы к проникновению в иные миры. Причем мотивы эти герои не всегда даже сами понимают или отдают себе отчет в них. Азугай - мир, в который Алера, Элай и Тахар попадают, приложив немалые усилия, - настолько иной, что сперва вгоняет их в ступор. Путешественники не могут понять ни мир, ни его законы, ни его обитателей, магонов, с которыми они раньше сталкивались только в бою. Что-то удивляет, что-то бесит, а что-то просто шокирует их. А Фрадген, единственный человек среди магонов, ухитрившийся достичь в их мире довольно многого, путешественникам почти не помогает – слишком он отличается от них изначально, к тому же Азугай очень изменил его, заставил мыслить совсем иначе. А герои постепенно ощущают, что вся эта раздражающая, удивительная и порой пугающая инаковость Азугая помогает им понять что-то в них самих, что-то потаенное, до чего они никак не могли докопаться в привычной среде на своей родине. Происходящие с ними в Азугае странные, а иногда и смертельно опасные события меняют и саму нашу троицу, хотя, казалось бы, их закрытый треугольник – мы против всего вокруг – обладает чрезвычайной стойкостью к внешнему воздействию. По количеству раскрывающихся по ходу повествования различных тайн, в том числе и мироустройческого плана, роман превосходит очень многих собратьев по жанру. А написан он так, что получаешь удовольствие от каждой страницы: оригинальный авторский стиль, множество неологизмов, юмор и потрясающие языковые находки. И это является еще одним весьма существенным плюсом книги.
А то, что роман точно не последний, и финал явно намекает на третью часть, очень радует, и лично я начинаю уже потирать руки в предвкушении.
По мне, так вещь очень неоднозначная. Фэнтези в восточном стиле – вообще жанр специфический, на любителя. Берясь за него, надо отдавать себе отчет, что ты здорово рискуешь, – велика вероятность провала, потому что нашего читателя атмосфера типа арабского востока цепляет очень выборочно. Поэтому, чтобы вещь выстрелила, она должна быть написана очень сильно. Получилось ли тут? На мой взгляд, не совсем.
Начну, однако, с хорошего. Однозначный плюс – великолепно проработанный мир. Видно, что автор...
Начну, однако, с хорошего. Однозначный плюс – великолепно проработанный мир. Видно, что автор знает о нем очень много и грамотно, дозированно подает эту информацию читателю. И правильно делает, ибо специфика иномирового аналога арабского востока и так-то затрудняет восприятие, поэтому читателя надо вводить в мир постепенно, не сваливая на него сразу лавину новой информации. Хорошо проработана социальная структура Царства, его история, взаимоотношения и мотивации всех его группировок: узурпатора и его сторонников-ревнителей, ненавидящих магов; магов Круга, которые пытаются одновременно и не дать истребить себя окончательно, и вернуть себе если не былое влияние, то хотя бы свободу; военную элиту и аристократию, стакнувшуюся с чужестранными магами против магов своих; финансовую элиту, стремящуюся дергать всех за ниточки, как марионеток; жреческую касту, плетущую свои интриги. Видно, что автор все это основательно продумал. Еще бесспорный козырь – снайперское попадание в стиль восточного повествования, который автор, очевидно, тонко чувствует и которым хорошо владеет.
Переходим к самой истории. Вернее, к составляющим роман трем последовательным историям с тремя разными фокальными персонажами, хотя все они принадлежат к магической братии. Первая часть – о маге-целителе Аджите, вынужденном жить не своей жизнью, спасая близких и в угоду политическим интересам Круга перейти на службу другой борющейся за власть группировке. Вторая - о маге Ханнаане, которому поставлена задача восстановить обитель-школу магов в провинции, где маги пали жертвами жестокой резни, и где поднимают голову жрецы-вахуриты – еще одна стремящаяся к власти группировка. Третья, объединяющая, – о верховном маге Газване, который в обстановке начинающейся битвы за власть при еще живом, но дышащем на ладан узурпаторе пытается спасти Круг магов и создать общество, в котором они стали бы равноправными и свободными гражданами, а не париями, объектами всеобщей ненависти.
В такой структуре романа заложен, на мой взгляд, существенный минус. Восточная специфика и неторопливое погружение в мир замедляет сближение читателя с героями. Они раскрываются очень неторопливо, и поначалу трудно проникнуться к ним симпатией – слишком они чужеродны, и слишком специфичны их проблемы. Но только мы погружаемся в их внутренний мир, начинаем сопереживать, как бац! – происходит переключение фокального персонажа, и начинается история про совсем другого героя, сближаться с которым требуется с нуля. Лично меня это вышибало из повествования, и приходилось с некоторым трудом в него возвращаться. Дважды. С одной стороны, третья, объединяющая часть, где главный герой – верховный маг, а персонажи первых двух историй у него на подтанцовке, – это вроде бы и неплохо придумано – от частностей к общему с увеличением масштаба и вывода истории из местечковых заморочек на государственный уровень. Но, по-моему, автор этим несколько обесценил героев первых двух частей – Аджита и Ханнаана, хоть они и действуют в третьей части и выполняют какую-то свою роль. В результате получилось, что я так толком и не проникся симпатией ни к одному из главных героев – просто не успел.
В зубодробительных интригах и борьбе за власть в третьей части автор, конечно, развернулся будь здоров, но, как мне кажется, наплодил многовато сущностей и не все их органично вписал в историю, а некоторых, похоже, так и не придумал, как вписать. Тот же верховный маг в конце третьей части, при всей своей мудрости, задается вопросами типа: «а эти тут при чем?», «а те почему так поступили?» Почти все эти вопросы в итоге остаются подвешенными, хотя финал вроде бы и достаточно определенный.
Ну и напоследок – о названии «Мгла над миром». Смысл его стал мне понятен только в самом конце. Это метафора. Никакой такой материальной мглы там нет, есть атмосфера глухой безнадеги, несмотря на, в общем, позитивный финал, ибо в перспективе у героев, по большому счету, все та же задача – бороться с ветряными мельницами, разгонять эту мглу над миром, только на новом витке, при новом правителе, но без особой надежды ее таки разогнать. Видно, что история будет повторяться вновь и вновь, косное общество не готово к реальным переменам. Метафора мглы олицетворяет общий пессимизм по поводу будущего, возможности построить гармоничное и счастливое общество.
Резюме. Вещь написана качественно, стильно, со смыслом, но плениться ею я так и не смог. Впрочем, допускаю, что это особенности чисто моего восприятия.
В этой книге для меня сошлось многое.
Во-первых, тема. Наболевшая, засевшая в сердце застарелой занозой боль девяностых. Боль за великую страну, о которую в течение десяти лет только что ноги не вытирали. Боль за братский сербский народ, который безжалостно и цинично уничтожали, маскируя это заботой о праве наций на самоопределение. И едва я начал читать эту книгу, сразу вернулись те эмоции девяностых, та боль, и та горечь. Я благодарен автору, что он своим талантливым текстом пробудил эти...
Во-первых, тема. Наболевшая, засевшая в сердце застарелой занозой боль девяностых. Боль за великую страну, о которую в течение десяти лет только что ноги не вытирали. Боль за братский сербский народ, который безжалостно и цинично уничтожали, маскируя это заботой о праве наций на самоопределение. И едва я начал читать эту книгу, сразу вернулись те эмоции девяностых, та боль, и та горечь. Я благодарен автору, что он своим талантливым текстом пробудил эти чувства, вскрыл не аккуратным скальпельным разрезом, а размашистым сабельным ударом зарубцевавшиеся уже шрамы на сердце. Поначалу книга эта вызывала у меня отдаленные ассоциации с «Честь имею» Пикуля. Именно темой и аурой, авторским настроем, который передался читателю. У Пикуля была та же боль за Сербию, которую тогда, в далеком 1914 году столь же цинично пытались уничтожить и поглотить более сильные соседи, и за которую тогда вступилась Россия. У Пикуля был тот же патриотический заряд, от которого хочется петь гимны и марши, Пикуль, так же, как и автор «Балканского рубежа» не претендует на абсолютную историческую правду. Он дает свой взгляд на события, передает читателю свою боль и гордость. В случае Ивана Наумова – гордость за возрождающуюся Россию, которую на границе веков никто уже почти не воспринимал всерьез, называя «полувассальным государством» Соединенных Штатов, и которая набралась сил и смелости, чтобы встать с колен и совершить Поступок. Ликование сербов, когда российская колонна входила в Приштину, и меня наполняет непередаваемыми эмоциями. Да, посеянные автором зерна упали на благодатную почву, и нашли бурный отклик в моей читательской душе, и, возможно, дело в персональных крючках, которые прекрасно сработали на мне и способствовали тому, что я настолько проникся этой книгой.
Во-вторых, герои. Это ведь тоже нужен талант, чтобы читатель настолько эмоционально воспринимал персонажей. Одним сочувствовал и сопереживал всем сердцем, другими гордился и держал за них кулаки в самых отчаянных ситуациях, третьих ненавидел и презирал до глубины души. Не было только равнодушия. Да, критики могут упрекнуть автора в создании многочисленных Мэри и Марти Сью, чистых типажей, ориентированных на снайперское попадание в болевые точки целевой аудитории. У меня есть что возразить. Для начала, точки эти надо еще найти, и так мастерски пройтись по ним акупунктурными иглами, как это удалось автору, поди еще сумей. Он сумел, чем вызвал мое большое уважение. И не только как профессионал, но как человек, немало эмоционально вложившийся в свой текст, ибо видно, когда человек пишет отстраненно, на голом профессионализме и буйной фантазии, а когда он вкладывает в написанное всю душу. Тут однозначно второй случай. Ну и с чистыми типажами – тоже все не так просто. Да, у большинства героев есть однозначно доминирующая черта, и они, по большому счету, разделены на героев и злодеев достаточно явно. Но при этом ни тех, ни других язык не повернется назвать картонными. У них проработанный бэкграунд, хорошо прописанные характеры, четкие и правдоподобные мотивации. Что у человека долга, отважного офицера Российской армии майора Шаталова, что у сербской медсестры, которая половину жизни провела в миссиях красного креста, что у безжалостного убийцы и подонка Смука, полевого командира Освободительной Армии Косово, что у беспринципного дельца от медицины доктора Штерна, в условиях братоубийственной войны наживающегося на торговле органами, что у старого больного комиссара полиции косовского городка Драгана Милича, под которым горит родная земля, и твари, которых и людьми-то трудно назвать, разбивают в мелкие осколки его жизнь и жизни тех, кто ему дорог, что у косовара Илира, лишившегося всего на свете, кроме человечности, даже при том, что главной целью его жизни стала месть, что у полковника Платова, который в условиях политического кризиса, когда мир балансирует на грани Третьей Мировой, не закрыл глаза на происходящее кровавое безумие, не отсиделся за формальными приказами командования, а нашел в себе мужество отдать очень опасный приказ, и последовательно довести до конца дело отчаянного прорыва российского миротворческого контингента к аэропорту Приштины, что у Андрея Маевского, потомка вынужденного покинуть Россию белогвардейского офицера, что у школьного учителя Цветко, что… Усилием воли прекращаю перечисление, а то текст моей рецензии растянется сверх всякой меры. Все это живые люди, а не картонные типажи с заданными параметрами. Шикарна мысль автора о людях, сделавших на шаг больше, чем обязаны. Именно они, эти люди, - шанс человечества на светлое будущие, сколь бы пафосной ни казалась эта фраза.
Ну и о чисто профессиональном. Для начала не могу не отметить, капитальное погружение автора в тему и основательную проработку фактологической матчасти по косовскому конфликту и по балканской ситуации в целом. Проделана большая, качественная работа, что вызывает у меня, как у читателя, большое уважение к писателю. Кроме того, автор прекрасно сочетает три основные линии повествования: драма в Югославии вообще и конкретно в Косово, ретроспективная история белогвардейского офицера, уходящего вместе с армией Врангеля из России, но не спасая свою жизнь, а выполняя долг, ради которого ему и жизнь отдать не жалко, и вставки «Пружины и маятники», вкраплениями показывающие то, что творилось в эти моменты в верхних эшелонах власти не только России, но и ведущих мировых держав. Как и в лучших произведениях Пикуля, здесь показано происходящее на всех уровнях – от простых мирных жителей и солдат, командиров армейских подразделений и предводителей ОАК, до высших должностных лиц. Этим сочетанием автор показал масштабы происходящих событий, доходчиво донеся до читателя, сколь высоки были ставки в тот тревожный 1999 год, и одновременно выдал пронзительную человеческую драму, к которой просто невозможно остаться равнодушным. И вот все это вместе превратило книгу в настоящий хит, который лично я прочел с восторгом. И другим советую.
Уже с момента выхода сборника «Прорваться к Барьеру» я начал ждать истории, которая бы ударной точкой, нет, даже восклицательным знаком финализировала бы лейтмотив всех последних книг «Аква. Север», которая могла бы называться уже «Прорваться за Барьер». И я ее дождался. «С бурей наперегонки» - именно такая книга.
Все герои аквовских книг этих двух авторов – изначально пират и авантюрист, а затем – идейный руководитель штурма Барьера, благородный герой и чуть ли не ученый, Хельвер де Циклон,...
Все герои аквовских книг этих двух авторов – изначально пират и авантюрист, а затем – идейный руководитель штурма Барьера, благородный герой и чуть ли не ученый, Хельвер де Циклон, Верховный тан Севера Аквы, мудрый правитель, но в то же время, словно юнец, одержимый идеей того же прорыва Френ дель Бриз, его дочь, несгибаемая и беззаветно преданная науке Делла, бывший беспризорный мальчишка Карась, а ныне мастер-флорист Зеленого флота Сарм дон Сирокко, Бывший шпион и преступник видящий призраков Эльмар Безумец, он же - любящий почти-отец брата и сестры паранормов Си и Паса, следователи Аэртон и Фаррел дель Бриз, готовые на все, чтобы выполнить долг перед своим кланом и… да много кого еще можно перечислять. Все они, даже их враг, подлый и вероломный Вигунн де Циклон, составили команду большого аквовского корабля истории, за плаванием которого я следил, затаив дыхание, уже долгое время. Все они приковывали мое внимание к своим приключениям. Все они были достаточно живыми и правдоподобными, чтобы не вызывать во мне читательского «не верю», все они заставляли меня переживать вместе с ними, радоваться и огорчаться, негодовать и восхищаться, а порой изумленно цокать языком после невероятных сюжетных поворотов. Все они заставляли меня жить этой историей вместе с ними, и с ними же вместе стремиться за Барьер, с трепетом ожидая решительного прорыва.
Задавая вопросы о героях прочитанных книг, меня порой пытают: ну а с кем ты шел здесь? А здесь? В этом аквовском цикле вообще и в романе «С бурей наперегонки» в частности я бы, пожалуй, затруднился с ответом. Я сроднился с ними всеми и с миром, заходил в эту книгу, как к себе домой, где все знакомое, привычное, родное, только здесь оно еще и удивляет на каждом шагу. Авторы постарались, за что я им очень благодарен. Не так-то просто, написав столько про один мир и одних героев, продолжать удивлять, находить новые крючки для привлечения читательского интереса. У них получилось. Крючков много, связанных с сюжетом и персонажами, с особенностями мира и, конечно же, с Великим и Ужасным Барьером. Мой интерес не ослабевал до самого конца, и вот что еще я хочу сказать. Порой, читая захватывающую книгу, я держу кулаки за автора: «Только не слей финал, пожалуйста, очень тебя прошу!» Не всегда авторы выполняли мою просьбу. Но этот авторский тандем я ни о чем не просил – почему-то не сомневался: не сольют. И не ошибся.
Всю романную дорогу авторы грамотно нагнетали предфинальную напряженность, ибо последний и решительный все более явно грозовой тучей маячил на горизонте, и любые авантюрные похождения героев, где бы они ни происходили, не давали забывать о главном – о прорыве. Все шло по нарастающей, и финальный «БУМ!» вышел на загляденье. Сцена прорыва через Барьер – самая масштабная во всем цикле. Она длинная, драматичная, эмоционально насыщенная, и не позволяющая оторваться от чтения до самого конца. У авторов получилось сделать так, чтобы я-читатель оказался вместе с их героями на каждом из кораблей, дерзнувших бросить вызов гибельной стихии кажущейся неприступной границы двух аквовских миров – Севера и Юга. Именно кажущейся, ибо человек, по-настоящему задавшийся большой целью, неудержим. А когда к этой цели в едином порыве рвется огромное множество людей, никакой демонический Барьер их не остановит. Эффект присутствия был очень сильным. Это можно было сравнить даже не с ощущениями фаната на трибуне стадиона, наблюдающего за решающим матчем родной команды, а с ощущениями того же фаната, которого взяли и выпустили на поле. Не «Давай!» и «Вперед!» кричать, а самому давать вперед. Обманчивое ощущение, ибо от меня ничего не зависело, но оно было. И авторам за него большое спасибо. Как и за книгу в целом.
Восклицательный знак определенно удался.
Название «Драконов не кормить» наводит на ассоциации с каким-то фантастическим зверинцем, где вот такое написано на клетках. Оказывается, что ассоциации совершенно правомочны – так оно и есть. А самое драматичное в том, что в качестве зверей в клетках выступают вполне разумные существа – драконы-оборотни, часть времени пребывающие в человеческом обличье, после сокрушительного поражения в войне с гномами изгнанные из своих подземных владений, а на поверхности по наивности попавшие в кабальную...
Да и как в ней не утонуть, когда тут:
А) Настоящий фейерверк классных образов, один другого колоритнее:
Илидор – золотой дракон, отличающийся повышенным любопытством ко всему, что происходит вокруг, а потому особенно тяготящийся «клеткой» эльфийского «зверинца», повышенной строптивостью, благодаря которой становится настоящей занозой в… в общем, в том, на что садятся все эльфы домена-тюрьмы Донкернас, повышенной музыкальностью, частенько заставляющей его петь, а от его пения происходят… разные странности. И вообще он не от мира сего, и все другие драконы смотрят на него как на чокнутого.
Йеруш Найло – эльф-ученый. Гениальный гидролог, а попутно, весьма, мягко говоря, эксцентричный тип, а если честно – вообще больной на всю голову и, может быть, поэтому заинтересовавшийся драконом-отщепенцем Илидором, ибо рыбак рыбака…
Теландон – верховный маг домена Донкернас, бывший маг смерти, который. Говорит. Очень. Медленно. И. Скупо. Но излучает жуть во все стороны.
Арромееваард – старейшина слышащих воду драконов, полный псих, которого даже из карцера не выпускают, готовый в любой момент сделать любую пакость кому угодно.
Ахнир Талай – эльф, драконий надзиратель, по долгу службы особенно часто сталкивающийся с последствиями драконьей строптивости, а потому пылающий особо «теплыми» чувствами к Илидору. Характер мерзкий. Не женат (вроде бы).
Хшссторга – старейшина ледяных драконов. Отличается повышенной вредностью, занудливостью и подозрительностью, но при этом изрядным умом. Одна из тех, кто раньше других понимает, что прибабахнутость Илидора – это не просто так, и что он (опять зажимает себе рот, чтоб не спойлерить).
Волевым усилием останавливаю перечисление, ибо интересных героев в романе полным полно, равнодушным не оставляет никто, и лучше с ними знакомиться в книге, чем в моем несовершенном пересказе.
Б) Отменные диалоги, которых в романе довольно много, иногда больше, чем действия, но это совершенно не напрягает, ибо написаны они с огоньком, фонтанируют эмоциями и полны смысла, а при большом текстовом объеме не содержат воды, что очень ценно. Читаешь их с большим интересом, потому что они очень полно раскрывают мир, в который мы ухнули с первых же строчек этой книги, и помогают нам в нем разобраться безо всякой занудливой лекционности, ярко показывают нам характеры героев, их жизненные принципы и мотивации. Порой за этими диалогами следишь как за невероятно напряженными экшн-сценами, а по накалу они зачастую этим самым сценам не уступают.
В) Традиционно классный авторский текст, хаотично-эмоциональный, изрядно пересыпанный языковыми фишками и неологизмами. За прихотливым полетом авторской мысли порой наблюдать не менее интересно, чем за сюжетными хитросплетниями.
Г) Великолепно проработанная психология. Все подается, конечно, со стороны Илидора, хотя повествование и идет от третьего лица, но мы прекрасно понимаем, что кем движет в этой книге. Эмоции порой зашкаливают, и, несмотря на порой не очень динамичное развитие событий, читателю скучать не приходится, потому что даже те, кто читал «Клятву золотого дракона», а потому догадывается, к чему все идет, следят за процессом вызревания главного события книги с неослабевающим вниманием.
Зубодробительного экшена вы от «Драконов не кормить» не ждите – нет его тут. Большинство битв в романе происходит на поле психологии, и они, как по мне, получились ничуть не менее, а в чем-то и более интересными, чем если бы книга изобиловала схватками на мечах, головокружительными погонями и взрывами огненных шаров. И главный посыл, что тюрьма – это не только высокие стены и колючая проволока, но и те барьеры, что ты ставишь сам себе в глубине своего существа, созрев, бьет в мозг не слабее, чем молот Тора.
В первую очередь автора хочется поблагодарить за сюжетообразующий фантдоп. Он шикарен. Некое подобие высшей цивилизации практически неуязвимых и непобедимых небожителей, висящих над землей на летающем Небесном городе, сажают людей внизу на иглу сверхтехнологий, которыми человечество может пользоваться, но которые не в состоянии воспроизводить. Главной из этих технологий становится обмен телами, что дает возможность практического бессмертия богатым, которые могут раз за разом получать новые...
Но фантдоп – лишь полдела. Автор очень грамотно и органично вплетает его в мироустройство и социальную структуру общества, чем сейчас заморачиваются далеко не все. Очень грамотно показано, чем чревата для общества подобная «манна небесная», - полной стагнацией, отсутствием попыток самостоятельного развития: зачем, если все дают и так сверхсущества из летающего города? Отсюда деградация и на интеллектуальном, и на моральном уровне. Торговля бессмертием девальвирует все главные человеческие ценности. Богатые не заинтересованы в семьях и детях – ведь они собираются жить вечно, зачем им наследники, которые к тому же будут спать и видеть, как бы оборвать слишком долгий век зажившегося старшего поколения? Бедные же думают лишь о том, как бы повыгоднее продать свое молодое тело, с тем чтобы потом, разбогатев, самим купить себе вторую молодость. Замкнутый круг.
Какое развитие? Какое будущее? Это не общество, это болото. Да, в нем нет войн: сверхмощь небожителей, способных жестоко покарать дерзнувших бросить им вызов или нарушить их законы, что хорошо показано на примере «еретика» Веттрайи, чья непобедимая армада была сметена страшным оружием Небесного города. К тому же наземцев сдерживает страх быть отлученными от технологической «манны небесной». Да, агрессия людей вроде бы укрощена, но какой ценой? Превращения людей в покорное стадо потребителей.
Помимо человечества и небожителей на поле сложного и хорошо продуманного мира романа присутствуют и еще два крупных игрока: сверхцивилизации «Светлых Богов», которые вроде бы ни во что не вмешиваются, только наблюдают, и кристаллоов-друз, торгующих сверхвозможностями в обмен на коллекцию слепков человеческих душ.
Надо заметить, в романе не так много положительных героев. Небожители, чья подлинная сущность раскрывается в середине книги, упиваются свим бессмертием и абсолютной властью над наземцами и хотят сохранить такое положение навсегда. Наблюдатели – «Светлые Боги» - просто ставят большой социальный эксперимент, в котором подопытными крысами выступает все человечество. Кристаллы-друзы выше морали, выше добра и зла, их интересует лишь собственная коллекция слепков душ. А большую часть человечества полностью устраивает сложившаяся ситуация.
И лишь немногие неравнодушные из наземцев – особенная женщина Эдаль, деревенский юноша с говорящим именем Трай Горник («еретик» Веттрайя после разгрома его армады нашел убежище в горах), генерал Бед-Дуар и Госфен – «старик», у которого с небожителями свои счеты, - пытаются что-то поменять, разорвать порочный круг, который душит человечество. У каждого из них свои мотивы, но именно они и двигают всю историю.
В общем, мироустройство, фантдоп и социальная составляющая в романе отличные. Психология несколько слабее – местами проседают мотивации отдельных персонажей, в кое-каких чересчур резких решениях и поступках которых видна арматура авторского волюнтаризма. Особенно это заметно в предыстории небожителей (объективно, самая слабая часть романа) и кое-где в других моментах.
Еще автор очень обтекаемо высказался по некоторым самым сложным моментам фантдопа, особенно касающихся процесса обмена телами, а кое-что обошел техничным умолчанием. Но, как по мне, особого криминала в этом нет.
А в целом роман заслужил высокую оценку, и я могу смело порекомендовать его к прочтению.
Роман получился очень атмосферный. Автору удалось довольно быстро и успешно погрузить читателя в мир, мастерски нарисовать очень внятную и яркую картину подземий, в которых происходит большая часть событий, рассказать их историю, избежав лекционности. Визуализация превосходна, как, собственно, и образы героев – колоритные, живые, достоверные, это все в лучшем виде. При том, что, казалось бы, набор фэнтезийных элементов достаточно стандартный – драконы, гномы, эльфы, каша из этих ингредиентов...
Фантдоп получился также в высшей степени нетривиальный, построенный на давней войне между гномами и драконами, которую первые сумели выиграть благодаря созданным полуживым и полуразумным машинам, успешно нейтрализовавшими магические способности разных видов драконов. Но без драконов подземья изменились, странно и страшно, и вовсе не факт, что гномы столь же успешно справятся с новыми напастями. Не факт, что они даже знают, откуда исходит главная угроза, и что вообще с ней можно поделать. А появление золотого дракона, подобных которому раньше не рождалось, окончательно путает все карты. Тут мы получаем весь комплект удовольствий – опасный поход в глубину подземий за разгадкой древних тайн, интриги и борьбу за власть в гномьей столице, невероятные техномагические навороты. Остается только поражаться неуемной фантазии автора и наслаждаться оригинальным стилем повествования, щедро сдобренным языковыми находками и юмором. Отдельные сцены - просто песня! Например, про город падающего пепла лично я читал с отвисшей челюстью.
Финал получился довольно-таки открытым, что может подразумевать продолжение (а продолжать там есть чего и куда), а может и не подразумевать, так как поставленное в конце многоточие вполне может восприниматься и как точка. На этом можно и закончить (почему нет?)
Есть такие портреты с эффектом живого взгляда – с какой стороны на него ни посмотри – встречаешь ответный взгляд внимательных глаз. Нечто подобное могу сказать и о романе «Хмурь». Его невозможно читать отстраненно, рассматривать, словно некое абстрактное полотно в музее. С первых страниц начинается живое общение с этой книгой, и это нисколько не преувеличение и не метафора. Это роман-снайпер. Он странным образом находит точки, попадание в которые намертво «цепляет» читателя и оказывает на него...
Название сборника «Прорваться к Барьеру» на первый взгляд может показаться не соответствующим содержанию. По крайней мере в повести Тимура Максютова «Багряный прилив» пресловутый Барьер, разделяющий Север и Юг мира Аквы, упоминается лишь вскользь, оставаясь мрачной, пугающей тенью на горизонте и участвуя в происходящем посредством своих порождений вроде Белой Косатки. Еще о Барьере напоминают родившиеся неподалеку от него подростки-паранормы Фонбора, имеющие сверхъестественную связь между собой...
Свой барьер и у героев повести Ирины Лазаренко и Дмитрия Самохина «Сокровище для Сирены» - Си Фонбора и Эльмара Безумца. К нему они подходят, когда эпидемия загадочной болезни поражает жителей острова Найрэ, куда Си занесла нелегкая судьба, разлучившая ее с братьями и сестрами, и где Эльмар пытался начать новую жизнь, похоронив себя-старого и научившись сосуществовать с преследующими его призраками (в буквальном смысле призраками). Для Си и Эльмара имя этому внутреннему барьеру – человечность. Как не озлобиться на людей, от которых они видели больше зла, чем добра, и которые привыкли враждебно воспринимать всех, кто не похож на остальных, для которых собственное благополучие, деньги и власть куда важнее жизни других людей, и которые, может быть, не очень-то и заслуживают права называться человеком? Как не махнуть на них рукой, не сказать: «Да пусть дохнут, мне бы они помогать не стали!», зная что страшную болезнь можно остановить? Очень непростой выбор.
А вот у героев повести Анастасии Парфеновой «Дороги небесные» барьера целых два: внутренний и внешний, тот самый. Ведь живут они на острове Эо, у самого Барьера, и вся жизнь их зависит от него. У Терзо дона Сирокко и Тора Фонбора цель как раз та, что вынесена в название сборника – прорваться к Барьеру, вернее, за Барьер, и узнать, что там, в другом мире, мире Юга, откуда исходит пока смутная, но внушающая немалую тревогу угроза. У жены главного героя, Инсе, цель иная – спасти уникальное коренное население Эо, племя, в котором она родилась, ибо начнись война с Югом – и как раз на Эо обрушится первый удар. И у каждого из героев внутренний барьер – на линии фронта между долгом и личными стремлениями. Для Терзо – это семья, для Инсе – продолжение рода. И ответ, что важнее, каждому из них найти очень нелегко.
Все три произведения сборника отличаются традиционно сильной прозой, глубоким погружением в мир Аквы, да простится мне этот невольный каламбур, буквально осязаемой атмосферой, мощным психологизмом и неожиданными сюжетными ходами. К примеру, тех, кто читал предыдущие «Аквовские» вещи Самохина и Лазаренко, в финале «Сокровища для Сирены» ждет большой сюрприз.
Сборник однозначно рекомендую к прочтению.
Можно много рассуждать о канонах серии «Сталкер» и препарировать каждую книжку на предмет соответствия этим канонам. Но лично я предпочитаю оценивать книгу исключительно исходя из того, насколько она качественно и интересно написана, и есть ли в ней что-то такое, что выделяет ее из ряда других.
Чем хороша «Песня Птицелова»? Тем, что в фокусе люди. Не фантдоп, не зубодробительный экшн, не лихие повороты сюжета, хотя все это там есть. Но главное не в этом. Автор решила заняться главным...
Чем хороша «Песня Птицелова»? Тем, что в фокусе люди. Не фантдоп, не зубодробительный экшн, не лихие повороты сюжета, хотя все это там есть. Но главное не в этом. Автор решила заняться главным вопросом: что такое быть человеком и оставаться им при любых, самых чудовищных обстоятельствах?
Для начала – обстоятельства. Камни, упавшие на Землю из космоса, своим излучением создают аномальные зоны, в которых звери и птицы самым жутким образом мутируют, а люди в течение короткого времени умирают в страшных муках, если вовремя не получат антидот. Но камни – не слепая разрушительная стихия – это жестокий и коварный внеземной разум, работающий с прицелом на колонизацию планеты и способный общаться телепатически. Торгуя антидотом взамен на преданность некоторых Живых слуг, остальным он капитально промывает мозги превращая в Оглушенных – безвольных марионеток, которые служат не только самому Камню-пришельцу, но и его помощникам-Живым.
И на этом фоне разворачивается весьма суровая жизненная драма нескольких героев, каждый из которых – основательно проработанный образ, многогранная личность, весьма психологически достоверная. А теперь о них по порядку.
Сталкер Александр Лагутин, лишившийся всех близких и потерявший любимую девушку, ушедшую к его другу.
Этот самый то друг, то враг, то непонятно кто – Павел, бывший военный, который с камнями-пришельцами борется уже давно и по идейным соображениям.
Юлия – одна из Живых слуг камня – девушка, потерявшая отца, польстившегося на посулы пришельца, обещавшего новое справедливое общество.
Жрец – главный помощник Камня, глава секты камнепоклонников, жестокий и беспринципный тип.
Ну и сам Камень-пришелец, который в процессе телепатического общения с людьми очень даже «очеловечивается», вернее, постигает хитрую науку маскировки под своего в доску мужика, который вроде как ничего плохого и не хочет, его типа понимают неправильно. Только эта маска иногда сползает, а под ней… то, что не сулит человечеству ничего хорошего.
Хватает и героев второго плана, тоже очень неплохо психологически прописанных. У каждого – своя драма, свои тараканы в голове и скелеты в шкафу, и это очень ценно, как по мне. Картонного тут ничего нет. Даже Оглушенные, хотя им-то как раз и можно бы такими быть – личности же стерты, но автор ухитрилась их тоже сделать чем-то большим, чем черные буквы на белом фоне.
Ах да, в качестве бонуса – кот. Очень необычный. Его не просто так изобразили на обложке. Это один из важнейших персонажей романа, а почему – пока не скажу, чтоб не спойлерить.
Ну и к сюжету. Вернее – к главному конфликту. Табловская Зона - последняя оставшаяся, и ее угрозу склонны недооценивать. Все, кроме Павла. Он хочет остановить каменного пришельца, да только один в поле не воин, а с лучшим другом его развел любовный треугольник, третий угол которого – Ирина, которая «была тебе любимая, а стала мне жена»(с). Чего стоило Александру Лагутину переступить через ту обиду, понять и простить обоих – отдельная песня. На эмоциях и внутренних конфликтах героев тут вообще очень многое завязано. Так или иначе, судьбоносный разговор, в котором Павел пытается донести до Александра, насколько важно остановить каменную тварь из космоса, становится завязкой истории, и когда Павел исчезает, его друг отправляется на поиски, и не куда-нибудь, а в ту самую Табловскую Зону, ибо уверен, что от своей идеи Павел не откажется. Отряд сталкеров попадает в засаду, и герой оказывается в плену у камнепоклонников.
Собственно тут-то все и начинается. Вернее, самое главное начинается. Жизнь в секте показывает, чего стоят герои по гамбургскому счету, кто из них настоящий человек, а кто так – принадлежит к биологическому виду Homo Sapiens, и все. В этой истории хватает и приключений, в том числе и связанных с мутировавшими зверями и птицами, и психологических поединков с Камнем и Жрецом, и внезапно, причем, как кажется, совершенно не вовремя нагрянувшей любви, и самого настоящего детектива по всем канонам жанра. Что могут простые люди противопоставить почти сверхъестественной мощи Камня-пришельца, как разрешатся их личные драматические коллизии, которые вовсе даже не теряются на фоне главного противостояния? Прочитайте – узнаете.
В качестве дополнительной фишки отмечу названия глав – порадовался хорошей пасхалке. Цой жив!
Книга по-хорошему зацепила. Прочитал ее с большим интересом и не просто как приключенческую пустышку, которую назавтра забыл, а как вещь, которая заставила думать, чувствовать и сопереживать. Рекомендую.
Вот, как говорится, не ждал и не чаял. Через столько лет существования серии в «Сталкере» снова повеяло Стругацкими. Читал я роман «Парадокс Рузы», и прямо ностальгией меня накрыло. Атмосфера, герои, нравственные вопросы, которые перед ними встают… Нет, я никоим образом не хочу сказать, что автор взяла и заделала ремейк «Пикника на обочине», хотя тут и терминология классическая, и артефакты… Прямо так тепло стало, уютно, словно к старому другу в гости зашел, с которым сто лет не виделись.
Но,...
Но, в общем, это все антуражные моменты. Ими сходство и ограничивается. А история своя, новая. Кого мы имеем в качестве героев?
Полковник-безопасник, а по совместительству хирург (или наоборот?) Иван Абрамов. Крутой, но правильный. Характер нордический… в советской версии и очень принципиальный. Радеет за общее благо, что нынче очень немодным сделалось. А он вот такой. Второго героя, профессора, вроде уважает, но когда того заносит, принципами своими уже не поступается. «Платон мне друг, но истина дороже» (с)
Одержимый ученый с тяжелым прошлым, переживший страшную семейную трагедию, Дмитрий Лазарев (нет, я не поэтому стал читать данную книжку). Он тоже такой классический-классический: все ради науки, все ради идеи, которая запала в голову давно, как раз после той самой семейной трагедии и как бы не из-за нее. Тоже вроде как за всеобщее благо, только понимает его несколько иначе.
Сталкер, Захар Зарубин. Человек-внутренний конфликт. Он вроде и помочь хочет ученому, боль его понимает и разделяет, но понимает и «что-то вы, профессор, воля ваша, неладное удумали»(с). Потому как через одержимых ученых для человечества всякое проистекать может – как благо великое, так и зло не меньшее.
Немой. Человек-загадка, хотя насчет первого регулярно возникают сомнения, а вот второе – однозначно. Сталкер, который таскает из Зоны суперценные артефакты, которые не может достать больше никто, преодолевает аномалии, которые только так губят десятки жизней, справляется с крутыми бандюганами, которых тут в количестве немереном, ибо где сокровища Зоны – там деньги, власть и могущество.
Ну еще сами бандюганы, беспринципный директор Института, и прочие злодеи различного калибра в ассортименте.
Зона выступает отдельным героем, описана сочно, красочно, атмосферно, за визуализацию автору отдельный пряник. Как и за хорошо продуманный фантдоп.
Флориан как-то сказал: «Избыток великого блага может стать великим злом». О чем роман? Да вот как раз об этом. Зона выступает в роли данайцев, приносящих дары. Т.е. она их не то чтобы приносит, их у нее с диким риском выскребать надо, но то, что оттуда добывается, толкает науку вперед семимильными шагами. И вот очередной «подарок» - «Слезы Рузы», вокруг которого все, собственно и крутится, сплетаются в тугой узел судьбы перечисленных героев и еще разных других, что совсем не удивительно, поскольку речь идет не о чем-нибудь, а о секрете бессмертия. Бонус достаточно увесистый, чтобы за него схлестнулись в схватке различные силы. У всех свои причины ввязываться в эту драку, но в итоге из всего довольно эффектно описанного рубилова выплывает коварный вопрос: «а оно нам надо? Бессмертие? Особенно такой ценой, какая там в результате военных действий вырисовывается?» Благо? Зло? Каждый герой сам для себя определяет ответ на этот вопрос и действует в соответствии со своим восприятием мира. Вот это и есть главный плюс романа: не «все как на зоне, из-за бабок», а решаются краеугольные вопросы бытия, и читатель получает эти вопросы в экшн-обертке и тоже над ними задумывается. За что автору большое человеческое спасибо.
«Парадокс Рузы» получился действительно в чем-то парадоксальным, и финальный твист оформил этот парадокс лихим росчерком. Рекомендую к прочтению.
Эту книгу я купил по двум причинам. Первая: с творчеством двоих из трех авторов я знаком не понаслышке и знаю их высокий уровень. Третьего раньше не читал, но познакомился и не разочарован. Вторая: сеттинг Аквы лично меня заинтересовал чрезвычайно. Всегда болел романтикой моря, а в особенности – парусного флота. Всего этого в «Акве» много. А еще мир этот богат и разнообразен. Эта книга посвящена северу Аквы, правящим там многочисленным кланам мореходов, у каждого из которых свои особенности,...
Ирина Лазаренко и Дмитрий Самохин в соавторстве сотворили две повести, продолжающие одна другую. «Бриз» и «Циклон и Сирокко». Первая, если пытаться определить ее жанр, скорее, напоминает политический детектив из жизни верховного клана Бриз. Тут мы в изобилии получаем политические интриги, загадочные преступления, научные разработки на грани перехода из фэнтези в стимпанк, очень разных героев: бездомного мальчишку, государственного следователя, дочь главы верховного клана, мореходов-авантюристов. Возможно, в ней немного не хватает фантэлемента, но свою функцию – познакомить с миром и героями и дать завязку захватывающей истории - она успешно выполнила. У меня от нее осталось впечатление, которое можно охарактеризовать тремя словами: «Хорошо, но мало». Дочитав, я сказал: «Как, уже всё?». К счастью, эта повесть всего лишь втягивающая, а основные события разворачиваются в повести «Циклон и Сирокко», в которой я с удовольствием вновь встретил героев, к которым я прикипел в «Бризе». Вот тут уже мы полной ложкой черпаем и морских приключений, и фантастики, сражений парусников, погонь и штормов, сабельных схваток в тавернах и похищений. В этой повести авторы как бы говорят: «Мало вам фантастики? Нате!». Фантазия у них здесь разыгралась не на шутку, так что порой голова шла кругом. Растение-морское чудовище не хотите? А симбиоз корабля и хищного растения? А… стоп, спойлерить не буду, прочтете сами. Герои очень симпатичные, читать про них интересно, сопереживать легко. Финал получился достаточно открытым, чтобы ожидать продолжения.
Повесть Олега Титова «Муссон и Торнадо» тоже являет нам буйство фантазии автора и рассказывает нам драматичную историю девушек-близнецов из клана Муссон. История, которая балансирует на грани мистики и раскрывает нам невероятные способности таинственных орденов клана Муссон, секреты которых ревниво оберегаются даже от своих, не говоря уже о других кланах. Тут вам и телепатические способности, и управление животными, и продление собственной жизни и многое-многое другое. Тут тоже хватает политических интриг, таинственных злодеев, бесшабашных авантюристов. Повествование приправлено по вкусу аборигенами-шаманами, артефактом, про который так и хочется сказать «магический», хотя магии в нем нет совсем, чудовищными океанскими тварями и очень даже неслабой романтической составляющей. У повести весьма нетривиальная структура построения – совершенно нелинейная. Основное повествование про настоящее время перемежается линией-флэшбеком про исчезнувшую сестру главной героини. Многие события подаются с разных точек зрения – от лица разных фокальных персонажей, что позволяет более полно воспринять эту захватывающую историю. Единственный минус – какая-то, на мой взгляд, слишком внезапная концовка, в которой слишком многое осталось недосказанными и недообъясненным. В основном в том, что касается таинственного Санты и двух океанских монстров. Остаются вопросы и по поводу ордена Звезд, чья роль в повествовании показалась мне недоигранной. Но, возможно, все дело в том, что у этой повести будет продолжение, которое, по-моему, просто просится.
Еще не могу не сказать несколько слов об издании. Оно великолепно. Во всех отношениях: обложка, внутренние иллюстрации, шрифт, бумага и, конечно же, карта, как без нее? В общем, книгу приятно держать в руках и листать. Ну и читать, конечно же!
Когда я увидел слово «пушкинопанк», для меня это стало персональным крючком, который позаботился о том, чтобы я обязательно прочитал эту книгу. Я прочитал и не пожалел. На самом деле, даже если представить такой невероятный вариант, что я не читал ни одно из произведений Пушкина, мастерскими аллюзиями на которые щедро сдобрен этот роман, и взять исключительно космо-киберпанковский сюжет, книга эта все равно получается динамичным и классно написанным фантастическим боевиком, но для того, кто...
Помимо коктейля из очень оригинальных версий «Руслана и Людмилы» и «Сказки о золотом петушке», мы имеем тут мощные драматические моменты и глобальный конфликт высокого градуса напряженности со ставками – выше некуда, вариант разрешения которого также придуман отменно. Вещь получилась по-настоящему классная, и прочел я ее с большим удовольствием.
Роман очень нетривиальный. Он постоянно подкидывает сюрпризы. Только начинаешь думать, что это обычный фэнтези-квест с путешествием, как прилетает какой-нибудь перевертыш и либо переворачивает все с ног на голову, либо взрывным способом расширяет мир, заставляя его показывать все новые и новые свои грани. Только ты решаешь, что понял, как все устроено, как ба-бах – и становится ясно, что понял ты не все и не совсем так, а может, и вовсе не так, как оно есть, и на самом деле все намного сложнее...
Герои очень интересны тем, что они не совсем вписываются даже в столь богатый и многогранный мир, как Идорис, в котором происходит действие. А ведь кажется, что место в этом мире, знакомом и полюбившемся читателям «Магии дружбы» и «Магии тени», найдется для всех. Может, и так, но вот, например, троице главных героев этого романа, с которыми уже виделись в «Магии тени», его найти ой как непросто! Ведь открытые кем-то истины, проторенные пути, разработанные правила, традиции – не для них. Они ищут свой путь, а если не могут найти, то прокладывают с криком «Фигли вы все тут встали?!». Они просто по природе своей не могут быть как все, они иначе устроены. А стремления их и мечты таковы, что идорисовским обывателям остается только ахать и крутить пальцем у виска. Да что там обывателям – даже магам!
Изложено все очень оригинальным богатым языком со множеством любопытных неологизмов, интересных образов и сравнений, удачных стилистических экспериментов и языковых находок. В процессе чтения некоторые сцены перечитывал, чтобы посмаковать. При том, что книга написана с неповторимым юмором, назвать ее юмористической фантастикой – значит, не только погрешить против истины, но и безбожно заузить диапазон характеристик произведения. Роман выходит за границы какого-то конкретного поджанра, он включает в себя компоненты многих.
Этот роман – старт. Он дает начало интереснейшей истории и невероятному пути, который очень хочется до конца пройти рука об руку с героями.
Мощно, мастерски написанная, эмоционально насыщенная и крышесносная вещь. Но… С определенного момента начинает казаться, что автор упивается самим процессом создания произведения, и результат для него не так уж важен. Мы наблюдаем за тем, что происходит даже не с героем, а в голове героя на протяжении всего повествования. Фоном видим мир, в котором человечество освоило Солнечную систему, пилоты космических кораблей управляют ими с помощью нейролинка, несущего в себе немалую опасность для мозга...
Повествование разделено на две линии. Хронологически первая повествует о том, как герой учился на пилота, влюбился в сокурсницу, потом расстался с ней и попал в космос. Хронологически вторая (хотя они сменяют друг друга по ходу повествования) повествует о том, что он после некой катастрофы оказывается в каком-то странном месте, где его пытаются от чего-то лечить, а в голове его – форменный хаос из воспоминаний. Постепенно градус безумия нарастает, и читатель не понимает, что из происходящего реально, а что – порождение пострадавшего от сбоя нейролинка сознания героя. Все это, простите за выражение, чрезвычайно торкает эмоционально, но разуму дается с большим трудом. И греет только надежда, что автор разберется со всем этим безумием, все объяснит в конце и приведет турбулентное повествование к какому-то четкому финалу…
Но автор решил иначе – ничем не заканчивать и ничего не объяснять. Когда повествование наконец сосредотачивается на хронологически второй сюжетной линии, читателю начинает казаться, что вот сейчас тайна всего вышенагроможденного перед ним и раскроется. Не тут-то было! Автор, видимо, посчитал, что это слишком просто, а легких путей он не ищет… С одной стороны. А с другой, он взял и оборвал свой роман на полуслове. Причем у меня лично сложилось ощущение, что полуслово это он выбрал спонтанно по принципу «пусть будет здесь» и поставил точку, оставив беднягу-читателя в полном недоумении с вопросом «что это было?». Это даже не открытый финал, это его отсутствие.
Резюме – книга написана очень сильно по исполнению, но для тех, кто любит поломать мозг и не боится таки сломать его окончательно.
Не сразу вошел в эту книгу. Не сразу понял, с чем имею дело. Изначально все это представлялось двумя никак не связанными друг с другом оригинальными, но не особо сложными фэнтезийными сюжетами, в которых главными героями выступали представители темных сил – демон и тролль. И связь между ними была неясна вплоть до финальных моментов книги, и как сам этот заключительный финт, так и сохранение интриги до конца – несомненная удача автора. Задумка неплоха, особенно в линии демона, в которой автор на...
К минусам можно отнести долгую раскачку. Особенно это касается истории о тролле, которая поначалу кажется слишком простой, если не примитивной. Как и два противостоящих друг другу героя – тролль и Фрост. Но постепенно эта история раскрывается, обрастает нюансами, подробностями, подтекстом. Вопрос, не слишком ли медленно. Есть риск, что у читателя не хватит терпения дождаться, когда этот бутон таки распустится. И вот, кстати, в истории про тролля, мне как раз не хватило юмора, которого хватает в линии демона. Главным образом мне его не хватает там, где рассказывается о Ригельском герое Фросте. Вот там стеб прямо просится, чтобы образ выглядел пародийным, а не штампованным, а его как раз и нет. В общем и целом, сложилось впечатление, что именно стилистически вещь не дотянута в том плане, что автор не решил, будет ли он юморить весь текст или сведет все к совершенно серьезному повествованию. И эта двойственность тоже не очень на пользу тексту.
Резюме – книга не пустая, и прочесть ее, пожалуй, стоит, но долгая раскачка требует от читателя некоторого терпения.
Книга очень нетривиальная, как по стилю, так и по своему построению. Жанр ее определить довольно затруднительно. Пожалуй, тут мы имеем некий гибрид сюрреализма и Пратчеттовщины в полустимпанковской обертке. При всем при этом текст не воспринимается эклектичным, автору удалось все это более или менее гармонично сочетать. Очень хороша задумка про печати с профессиями, которые присваиваются людям машинами Древних, порадовали и нюансы, связанные с обладателями печати «неудачник». Фантазия автора...
Автор старается держаться стебного стиля, много пишет о троллях и сам неустанно троллит читателя. Многое построено на игре слов. Юмор своеобразный, местами циничный, местами черный, но не всегда смешной. Хватает неологизмов, всяких блэткотчских словечек. Иногда не просто хватает, а даже слишком много, и у читателя ум начинает заходить за разум. Сюжет продуман хорошо, и автор ухитрился в навороченном им самим хаосе не запутаться, и даже вывести читателя из этого лабиринта к ударной концовке, по дороге почти все объяснив, за что ему безусловный плюс к карме. Почти, потому что некоторые вещи все же оставлены подвешенными и больше похожи на не выстрелившие ружья, чем на открытый финал. Но это не так чтобы очень критично.
Но! Вещь безусловно сильная с очень серьезным подтекстом и моральным месседжем. Несмотря на стеб и элементы абсурда, этот роман глубоко драматичен и в чем-то даже страшен. И за множество интересных придумок в тексте отдельные минусы лично я с легкостью прощал.
Сборник «Маяки» произвел на меня неоднозначное впечатление. Титулованию «антология гуманистической фантастики» он вполне соответствует, поскольку во всех рассказах поднимаются те или иные нравственные проблемы, вскрываются различные болезненные нарывы современного общества или достаточно легко прогнозируемые болячки общества будущего, которые сейчас только начинают себя проявлять.
Первая часть сборника называется «Контроль разума», и там собраны рассказы, связанные этой тематикой. На мой...
Первая часть сборника называется «Контроль разума», и там собраны рассказы, связанные этой тематикой. На мой взгляд, тема довольно узкая, и, собирая под одной обложкой рассказы об этом, рискуешь не набрать достаточного количества разнообразных качественных текстов. Так оно, в общем, и получилось. И хотя уровень рассказов достаточно приличный, одинаковость подхода к раскрытию темы в некоторых из них убавила у меня интерес к прочтению. Большинство авторов раскрыли тему в лоб – как власти осуществляют психоконтроль над людьми, и что из этого вышло. Честно говоря, довольно быстро мне сделалось скучно. Но! В этой части нашлась пара рассказов, которые выделились из этого ряда и очень меня порадовали своей оригинальностью. Пронзительно-психологичная история Ирины Лазаренко «Если я не дойду» рассказывает о пересадке воспоминаний от лица человека, который этим занимается, и написана так, что пробирает до глубины души. И финальный перевертыш отменно хорош. Классно написанная антиутопия Анны Голубевой «Линия жизни» показывает мир, в котором жизнь человека ставится в прямую зависимость от его рейтинга в соцсетях. Очень интересно проработана и социальная структура общества, и психология героя.
Вторая часть «Земля, космос, виртуал» выигрывает широтой темы, так что рассказы там есть на любой вкус, и в грех одинаковости они не впадают. Упомяну те, что произвели на меня несколько большее впечатление. Рассказ Дмитрия Федотова «День, когда исчезла ложь», собственно, говорит о себе многое своим названием. В качестве фантдопа тут выступает «вирус правды», который странным образом начинает распространять герой. Довольно милая, хотя в чем-то и драматичная история Далии Трускиновской «Скука на орбитальной», показывает, что худшие человеческие качества могут проявиться не только в стрессовой ситуации, но и в периоды вынужденного безделья. «О, старый, добрый дальний космос!» - воскликнул я после прочтения рассказа Игоря Вереснева «Тепло родного дома». Отличная идея, закрученный, напряженный сюжет и мощный драматизм позволяют назвать этот рассказ несомненной удачей автора. Да и тема, на которую сейчас не очень любят писать, тут раскрыта стильно и красиво, в лучших традициях космической НФ. Очень хороша антиутопия Николая Немытова «Подмостки», повествующая о двух почти не соприкасающихся мирах – реальном внизу и насквозь фальшивом элитном небесном Митридат граде – городе бессмертных, царстве торжествующих нанотехнологий, которые контролируют не только биологические процессы человеческого тела, но и память, и эмоции. Очень психологически сильный рассказ.
Резюме: исполнительский уровень сборника стабильно высок, но далеко не все рассказы радуют оригинальным подходом и нетривиальными идеями.
Тревожные тучи, которые начали сгущаться в «Магии дружбы», таки сгустились. Идорису становится все хуже и хуже. В «Магии тени» автор мастерски передает атмосферу мира, находящегося совсем близко от края пропасти и уверенно шагающего к ней. Причем ухитряется делать это так, что читатель не впадает в угрюмость и мрачняк. Даже более того – порой улыбается до ушей, потому что не может не улыбаться – так оно классно написано. Казалось бы, идти на край света, чтобы спасать мир – достаточно...
Очень качественный фэнтезийный детектив, написанный с соблюдением всех законов жанра. Обоих жанров. Повествование получилось весьма атмосферное, в средневековом антураже с добротно проработанным миром, его историей и политическими взаимоотношениями стран, а также продуманной системой магии. Два очень оригинальных, занятных и колоритных главных героя: следователь-аристократ и женщина некромант-пацифист. Не приходится делать над собой усилие, чтобы проникнуться сочувствием к героям – это...
Автор показала свое умение в продолжении не только держать планку, заданную в первой части, но и поднимать. Все комплименты миру и героям, которые я высказывал в адрес первой части, остаются справедливыми и для второй. Любопытно, как автор дораскрывает свой мир в продолжении, объясняя все, что оставалось не до конца понятным после первой части, и при этом ухитрившись не свалиться в разжевывание всего и вся для самых недалеких. За этот баланс ей отдельное спасибо. Еще одно спасибо – за изящное и...
Городская мистика – хорошая тема для сборника. Она достаточно широка и многогранна, чтобы практически не стеснять авторов в выборе сюжетов, идей и литературных приемов. И тут авторы развернулись как следует – под этой обложкой собраны четыре настолько разноплановые повести, насколько это только возможно. Содружество авторов и составителей сумело охватить почти всю ширину возможного диапазона.
Ярослав Веров в повести «Горячее лето восемьдесят третьего» мастерски решил задачу социальной...
Ярослав Веров в повести «Горячее лето восемьдесят третьего» мастерски решил задачу социальной адаптации сверхъестественного – вписал в исторические реалии последнего десятилетия советской эпохи мистических близнецов, оказывающих на людей очень странное и практически непреодолимое воздействие. Мистика тут тесно сплетена с социальной фантастикой, советской исторической драмой, детективом и тонкой психологической прозой, выворачивающей наизнанку души не только героев, но и читателей. Вдобавок мы знакомимся с очень интересной теорией, объясняющей до сих пор кажущийся невероятным крутой исторический поворот Горбачевской эпохи.
В повести Дмитрия Лукина «Леночка сдает экзамен, или персональный отбор» нам, по сути, представлен принципиально новый жанр – биржевая мистика или, скорее, даже фэнтези. Автор очень хорошо поработал с финансовой матчастью, добавив в динамичный сюжет из жизни сверхуспешного трейдера чуть-чуть, в общем-то, необязательной мистики по вкусу.
Потрясающая психологичная и атмосферная мистико-детективная драма Юлианы Лебединской «Город воробьев» захватывает и не отпускает с первых страниц и до последних. Читатель буквально ныряет в этот таинственный город, в котором каждому жителю дается шанс заниматься любимым делом. Вот только сыра бесплатного не бывает, и цена порой оказывается просто неподъемной. На каком-то этапе жители города оказываются перед очень тяжелым выбором. В атмосфере тайн и загадок разгораются нешуточные страсти, и читателю очень даже верится в то, с каким трудом и душевной болью каждый герой решает свою персональную дилемму, сражаясь не только с самим собой, но и с городом, который… с которым все тоже очень непросто.
Повесть Далии Трускиновской «Сын», пожалуй, наименее мистическая в сборнике. В общем-то, тут мы встречаемся с женским детективом а-ля Хмелевская, написанным живым, легким языком, только на отнюдь не легкие и очень актуальные сегодня темы. И смеяться как-то не хочется. И это не только потому, что у героини сложились странные отношения с персонифицированной смертью, чьи шаги она периодически может слышать. Мистика тут - лишь прием для усиления отдельных моментов, а история о человеческих отношениях.
Резюме: сборник очень разнообразный, и у каждого произведения, пожалуй, свой круг читателей, хотя наверняка найдутся те, кому одинаково зайдут все четыре повести.
Очень качественная фэнтезийная вещь. Написано замечательно, прекрасным образным языком, некоторыми фразами я просто восхищался. Стилистика выдержана панско-польская, имена тоже польские, как будто Речь Посполитая выдернута из нашего мира и засунута в другой, где действует магия. Замечательная находка с переходами между главами: в каждой главе меняются герои и место действия, но при этом первые фразы каждой последующей главы кажутся логичным продолжением последних фраз предыдущей, хотя речь идет...
Это очень игровая книга. Кто играл в RPG, не даст соврать. Три параллельные истории, в финале сливающиеся воедино в полном зубодробительных приключений сюжете. Три персонажа – воин, актриса и жрец, каждый со своими уникальными талантами. Что-то знакомое, не так ли? Так, да не совсем так. Это не игра, но вы вовлекаетесь в нее сразу и без шансов вынырнуть. Вы идете по сюжету с тем персонажем, что вам глянулся больше других, но и с остальными тоже, поскольку все они по-своему интересны. Все три...
Сборник «Настоящая фантастика 2017» оказался весьма сильным и разнообразным по содержанию. За это составителям большое спасибо. Имеется несколько доминирующих тем, каждая из которых широка и богата, и написать на нее можно много всякого разного, чем авторы сборника с удовольствием и занялись. В разделе «Вселенная - разум или космос» притягивает взгляд традиционно интеллектуальная проза от Михаила Савеличева «На далекой звезде Венере» - удивительное сплетение науки и мифологии, разобраться в...
Авторский сборник Ирины Лазаренко «Жатва» однозначно достоин внимания любителей фантастики. С работами автора я знаком не понаслышке и могу сказать одно: у нее есть знак качества на всех произведениях. Определенный уровень, планка, ниже которой она не опускается. Причем планка эта – на весьма приличной высоте. Сколько читаю ее и ни разу не остался разочарован. Автор, оставаясь классным стилистом, великолепно владея писательским инструментарием и не доставляя читателю подлинный кайф искрометным...
Не могу назвать себя любителем киберпанка, а потому сборник этот купил, руководствуясь, в основном, именами авторов, с творчеством которых знаком и могу быть уверен, что ниже определенной планки они не опустятся. И не прогадал. Киберпанк – довольно узкий поджанр фантастики и, признаться, были у меня опасения, что в сборнике будет много рассказов на повторяющиеся темы. Но, спасибо авторам и составителям, эти опасения не оправдались. Тексты порадовали своим разнообразием, весьма приличным уровнем...
С первых страниц с головой провалился в великолепно продуманный и прописанный мир. Живой настолько, что он не отпускал меня ни днем, ни ночью. Сказать, что это фэнтезийная история про магов - значит, ничего не сказать. Она настолько перерастает этот легкий жанр, что просто диву даешься. Повествование построено в новеллическом стиле - ряд историй, связанных общими героями. В качестве аналогичного способа построения можно вспомнить первого «Ведьмака» Сапковского. Главных героев пять. Все очень...
Что можно сказать? Давно я не читал такой альтернативной истории. Впрочем, вру - никогда я такой альтернативной истории не читал, хотя направление это люблю и частенько к нему прикладываюсь. Признаться, поначалу возникли легкие ассоциации с «Человеком в высоком замке» Филипа Дика - есть некая общность в идее. Возникли и сразу развеялись. Дело в том, что «Черное знамя» гораздо ближе к нам по теме (место действия, все же, Россия), а потому эмоциональное восприятие, естественно, острее. И потом,...
Мне, опять же по сравнению с «Человеком в высоком замке», «Черное знамя» показалась куда более драматичной и эмоционально насыщенной. Великолепно и со знанием дела прописанный мир альтернативной исторической реальности довольно мрачен. Там неоткуда взяться голливудщине и чудесному хэппи-энду. Всего этого там и нет. И еще (что особенно приятно) там нет попаданцев! Зато все пронзительно психологично, правдиво, жестоко, порой зло. В общем, как сам жизнь, даром что фантастика. Главному герою, хоть он и не однозначно положительный в привычном представлении, зато невероятно живой и многогранный, хочется сопереживать и сопереживается вплоть до душевной боли. Здесь вообще нет картонных персонажей, штампованных героев или злодеев.
Книга произвела неизгладимое впечатление и, честно говоря, очень захотелось увидеть ее экранизацию. Однозначно рекомендую к прочтению!
Не знаете, что почитать?