Несколько первых глав, повествующих о перипетиях жизни провинциального школьника Юрки Гноя, которые появились на свет в начале 2000-х, в итоге разрослись до целой книги. Хорошо ли это? Скорее нет, чем да. Помнится, юмор был грубоватым, а местами и откровенно сортирным, главный герой был карикатурным и гротескным задротом, для которого любимый журнал был светом в оконце — и, знаете, это было неплохо. И даже смешно. Довольно едко, и со знанием дела высмеивались журнальные и игровые штампы,...
Ситуация эта живо напомнила не так давно вышедшее продолжение для культового для своего времени фильма "Джей и Молчаливый Боб", которое вместо славы и кассовых сборов получило несколько недоуменных взглядов да пригоршню плевков.
Что же в итоге? Получился какой-то едва жизнеспособный уродец, задержавшийся в развитии на добрых двадцать лет и намертво окаменевший в фекальном янтаре самокопирований.
Вне всякого сомнения, господин Бондаренко отлично разбирается в теме Древней Ирландии и погружён в неё глубочайшим образом. Количество ссылок на источники и глубина проработки вопросов просто поражает.
К сожалению, того же нельзя сказать о каждом из её потенциальных читателей. Книге, на мой взгляд, не достаёт целостности. Не смотря на то, что она разделена на смысловые главы, по своей сути это отдельные статьи, при чём написанные для людей с совершенно разным уровнем знания материала....
К сожалению, того же нельзя сказать о каждом из её потенциальных читателей. Книге, на мой взгляд, не достаёт целостности. Не смотря на то, что она разделена на смысловые главы, по своей сути это отдельные статьи, при чём написанные для людей с совершенно разным уровнем знания материала. Некоторые из них чуть больше опираются на археологию, но чаще же всего — это крайне пространные рассуждения автора на основе древнеирландских текстов, изыскания сугубо филологические. То, что читатель знаком с малоизвестными древнеирландскими текстами, такими как "Разрушение заезжего дома Да Дерга", подразумевается как нечто само собой разумеющееся, а древнегреческие слова не удостоены перевода. Само собой же разумеется, что читателю известна "старина мест" — псевдотопонимические средневековые рассказы, посвящающие читателя в тайну мифологического обретения имён тех или иных географических объектов.
Некоторые из глав явно перекочевали прямиком из различных семинаров по кельтологии или каких-то статей для научных журналов, очень уж они узконаправленные.
Что же касается мифов Древней Ирландии, то, наверное, автор привносит какие-то новые трактовки, учитывая ту скурпулёзность, к которой он подходит к текстовому материалу.
При этом книга не несёт в себе никакой принципиально новой информации об обществе Древней Ирландии, в ней нет ничего такого, чего нельзя было бы прочитать в обычной научно-популярной литературе, которая не обладает эффектом снотворного, или в той же Википедии.
В аннотации сказано, что книга рассчитана в том числе на широкий круг читателей — ни в коем случае! Моя рекомендация — пройти мимо, если Вы не являетесь человеком, который профессионально занимается Древней Ирландией.
Самое главное, что нужно знать об этой книге — она абсолютно бесполезна для веб-дизайнеров! Автор пару раз скромно упоминает веб-сайты, но обманываться не стоит — целиком и полностью она посвящена вопросам вёрстки макетов для печати (в той области, что касается сеток).
В принципе, книга даёт базовые понятия и определения, малая часть из которых применяется и в веб-дизайне, но открыв, Википедию можно получить ту же информацию, но гораздо быстрее.
Однозначно сказать, для кого написана эта...
В принципе, книга даёт базовые понятия и определения, малая часть из которых применяется и в веб-дизайне, но открыв, Википедию можно получить ту же информацию, но гораздо быстрее.
Однозначно сказать, для кого написана эта книга довольно сложно. Если для совсем неподготовленного, или слегка подготовленного читателя — то автор начинает сразу засыпать узкоспециальными терминами, которые, на мой взгляд, можно было бы и опустить (например, подробнейшая информация об единицах измерения шрифтового кегля). Если для уже матёрого читателя — то очень всеобъемлюще, а, стало быть, поверхностно. Скорее всего, она подошла бы как дополнительное пособие для студентов, которые всё же погружены в тему вёрстки макетов для печати.
Для общего ознакомления или входа в тему вёрстки я бы точно не стал её рекомендовать, материал изложен хотя и по порядку, но как-то путанно.
В книге очень много иллюстраций, схем, сеток, и примеров, и это, вне всякого сомнения, её плюс. Типографика неплохая, но, к сожалению, матовая бумага сильно бликует при искусственном освещении, а мелкий жирный шрифт читается с ощутимым трудом. Кстати, попалось пара опечаток.
Качественная адаптация ирландских саг для детей. Автор, правда, объединил сюжеты и героев, задав общий вектор развития событий в виде плаваний короля Брана, и туда вобралось всё от Кухулина до самых последних историй.
Сложно сказать, пошло ли это на пользу, но приём не вызывает отвращения, да и для детей, вероятно, понятнее будет цельная история, пусть и с путешествиями во времени. Тем более, что лично я не заметил фактологических разночтений с неадаптированным текстом.
Разумеется, автор...
Сложно сказать, пошло ли это на пользу, но приём не вызывает отвращения, да и для детей, вероятно, понятнее будет цельная история, пусть и с путешествиями во времени. Тем более, что лично я не заметил фактологических разночтений с неадаптированным текстом.
Разумеется, автор сгладил и некоторые углы в повествовании, вроде "дружбы ляжек" королевы Медб и убийства детей (впрочем, смерть, причиненная по неосторожности никуда не делась).
В книге вовсе нет битв и ратных подвигов, не считая глав с Кухулином.
Одним из главных героев наряду с королём Браном — который, скорее статист, нежели полноценный герой, является полулегендарный валлийский бард Талиесин, строго говоря, не имеющий отношения к Ирландии, хотя и, бесспорно, представляющий собой выходца из кельтского мира раннего Средневековья.
Эта книга — краткий справочник по кельтской мифологии. Подход к изучению вопроса комплексный, данные археологии подкрепляются письменными источниками, и наоборот. Любопытно, что большинство письменных источников дошло до нас с Британских островов, а археологические свидетельства и подтверждения расположены в основном на континенте. Не смотря на это, в целом, мозаика получается довольно складная.
Ни для кого не секрет, что письменные источники были созданы не через одну сотню лет от...
Ни для кого не секрет, что письменные источники были созданы не через одну сотню лет от предполагаемого расцвета кельтского язычества, да ещё и христианскими монахами, так что нужно делать на это поправку — на валийских сказаниях это отразилось очень сильно, легенды ко времени письменной фиксации превратились совсем уже в сказки.
Автор не особо делает на этом акцент, но постепенно становится понятно, что некоторые из персонажей эпоса могли быть изначально богами, а не просто "волшебниками".
В книге есть несколько доходчивых табличек, которые дают список богов и их функций, для Ирландии и Уэльса. Я прочитал уже не одну книгу про кельтов, и не одну сагу, но именно во время чтения данной книги ко мне пришло осознание, что всё, что мы знаем о кельтских божествах, почерпнуто, строго говоря, из нескольких текстов, которые, к тому же, и близко не являются религиозными, а представляют из себя героический эпос. Да, есть ещё и археологический материал (иллюстративный и почти без надписей), но он лишь может подтвердить то, о чём говорится в письменных источниках, а также дать второй слой информации событиям, которые происходят в эпосе — и экстраполировать их на общую культовую и обрядовую практику
В целом же книга — довольно поверхностная компиляция, хотя, вроде бы автор — бывший профессор археологии Университета в Уэльсе. Интересно, что не раз встречаются ошибки датировок рукописей, которые исправляет научный рецензент русского издания.
Поверхностная не означает плохая, потому как книга помогает дать общее представление и структурировать информацию для читателя, совершенно не подготовленного и знакомящегося с кельтами впервые. Однако, это сказывается на подаче самого мифологического материала: она вышла довольно скомканная, фрагментарная, пресная и совершенно неинтересная. Мифы лишены подробностей, даётся лишь их скелет, и от этого они очень сильно теряют в своей прелести. Автор пыталась, "надёргав" из разных мест, выстроить общую мифологическую картину кельтского мира, но, на мой взгляд, ей это не слишком хорошо удалось. И это при том, что, фактически единственными источниками являются всего лишь несколько произведений: это цикл об уладах, цикл о фениях, "Похищение быка из Куальнге", и валийский "Мабиноги".
Из-за попытки вместить в очень ограниченный объём книги большое количество материала, в качестве потерял и анализ — всё сделано очень кратко. Иной раз ждёшь, что мысль продолжится, но, нет — автор начинает следующую главу.
В книге немало фотографий и рисунков, но большую их часть я уже видел в "Кельтах" Т. Пауэлла, книге, к слову, гораздо более последовательной и информативной, несмотря на такой же объём. В целом же, ничего нового, по сравнению с трудом, впервые изданным в 1958 году, тут нет — а она даже не была посвящена отдельно мифологии.
P.S. из интересных фактов: именно тут я узнал, что в ирландских словах ударение всегда на первом слоге, а валийских — на предпоследнем.
Не знаете, что почитать?