Книжку покупала в подарок, считаю ее отличным дополнением к книге Джулии Дональдсон "Груффало". После многократного чтения (а я не знаю детей, которые не попросили бы перечитывать "Груффало" примерно миллион раз) именно эта книжечка с наклейками поможет, наконец, хоть немного переключить внимание ребенка с книги. Но не с героев и самой истории, ведь все разнообразные задания в книге с наклейками оформлены изображениями любимых героев. Качество издания - отличное, наклеек...
Покупала в подарок. Считаю, что это отличная книжка для поклонников творчества Джулии Дональдсон. Книга форматом чуть больше А4, в мягкой обложке, внутри много разнообразных заданий (лабиринты, найди лишнее, дорисовки и т.п.), много наклеек - всё с героями одноимённой книги Д.Дональдсон. Покупать, конечно, стоит в дополнение к самой книге, или, если вы взяли книжку почитать в библиотеке, а теперь хотите вспомнить сюжет и еще немного поиграть с полюбившимися героями.
Книга понравилась. Есть некоторые моменты, когда автор преподносит как открытие какие-то общеизвестные моменты или уж слишком долго "разжевывает" и без того очевидные вещи, но в целом, система понятная, изложена последовательно и аргументированно, есть ощущение того, что автор сам глубоко погружен в тему и опробовал то, о чем пишет, на собственном опыте. Интересно, что автор не ограничивается проблемой изменений в собственном поведении, но говорит и о том, как распространить его...
В этой книге название, как мне кажется, придумали маркетологи, причем саму книгу они, видимо, не читали. С тем же успехом они могли ее назвать как угодно. Название вообще не отражает сути книги, книга вовсе не о том, как снизить сверх-требования по отношению к себе, перестать испытывать чувство вины, как могло бы показаться из названия, да и не о материнстве вовсе. А о чем же?
В книге Ким Джон Пейн, психолог, семейный консультант и представитель вальдорфской педагогики, излагает свою концепцию...
В книге Ким Джон Пейн, психолог, семейный консультант и представитель вальдорфской педагогики, излагает свою концепцию упрощения жизни ребенка, которая охватывает все, что окружает ребенка — его детскую комнату (книги, вещи, игрушки), его питание, его режим дня и расписание занятий.
«Супер-способность» автора — многословие и способность десяток раз написать разными словами об одном и том же. Это делает чтение весьма долгим, утомительным и местами раздражающим. Но в сухом остатке остается довольно стройная и заслуживающая внимания идея.
В начале автор в красках описывает, как изменилась жизнь современны детей по сравнению с нашим собственным детством. Наши дети практически лишились свободного времени, возможности спокойно играть, исследовать мир и просто бездельничать. В то же время они постоянно перегружаются от необходимости все время выбирать, находиться в ситуации неопределенности и беспрерывно куда-то спешить. Идея автора в том, чтобы замедлить эту жизненную карусель и дать возможность детям осмотреться, успокоиться и просто развиваться и расти, следуя своей природе.
Затем автор последовательно описывает, как именно родители должны упростить окружающую среду, ритм и расписание, отфильтровать мир взрослых.
В общем и целом, рекомендации автора по упрощению сводятся к минимизации количества игрушек, вещей, событий, занятий в жизни ребенка. Освободившееся время и пространство Ким Джон Пейн предлагает структурировать с помощью разнообразных ритуалов и традиций, обеспечивающих определенный ритм, успокаивающий и снижающий ощущение неопределенности у ребенка. При этом подчеркивается важность времени, которое никак не регламентировано и не посвящено никаким конкретным занятиям, — такое время обязательно должно быть у каждого ребенка, и его должно быть достаточно. Сколько это — достаточно — автор не говорит, и вряд ли это возможно определить количественно для конкретного ребенка, но в книге описывается состояние «лихорадки души», которое в том числе возникает, когда ребенок испытывает явный перегруз от разнообразных занятий, в том числе школьных. Симптомы лихорадки души автор сравнивает с симптомами обычной лихорадки и «лечить» ее советует также — обеспечить покой, упрощение, окружить вниманием и ненавязчивой заботой (проще говоря, на пару дней оставить ребенка дома и обеспечить ему спокойный режим дня).
В отношении питания автор рекомендует придерживаться довольно строгих правил, применяя которые, родители научат ребенка есть то, что едят остальные, не «быть разборчивым в еде», перестать относиться к еде как к развлечению. По этим пунктам я не могу согласиться с автором, но допускаю мысль, что причина во мне самой и моем повышенном внимании к теме питания, как собственного, так и моих детей.
В главе о расписании, Ким Джон Пейн говорит о том, что большое количество занятий не полезно для ребенка, особенно для малыша. Тут я полностью разделяю позицию автора. Интересным мне показался такой момент, автор пишет: «Я не верю, что любовь к занятиям защищает ребенка от стресса, вызванного перегрузкой в слишком раннем возрасте». То есть даже если ребенок с радостью спешит на занятия во все 10 кружков и секций, это еще не значит, что вы на правильном пути и занятия стоит продолжать. Вполне вероятно, что симптомы перегрузки в скором времени проявятся в полной мере. Автор рекомендует составлять сбалансированное расписание занятий для ребенка, уделяя особенно внимание чередованию периодов возбуждения и успокоения, оставляя время для отдыха и игр.
Кроме того, в книге говорится и о том, что детям нет никакой пользы от того потока взрослой информации, которую они вынуждены воспринимать сегодня. Здесь у автора тоже есть ряд рекомендаций, начиная от сокращения времени перед экранами и заканчивая советами обсуждать взрослые вопросы не в присутствии детей. Он предлагает использовать три фильтра, прежде чем что-то сказать: «Это правда? Это добро? Это необходимо сказать?», да и вообще поменьше говорить.
Есть, конечно, некоторые моменты, которые мне непонятны и с которыми я не могу согласиться, несмотря на обстоятельные объяснения и убеждения автора. Например, ограничение количества игрушек одной коробкой и хранение их именно в коробке, кучей; подход к организации питания ребенка и другие. Совсем не могу согласиться с рекомендациями автора по сокращению разговоров об эмоциях. С точки зрения автора, обсуждать с ребенком его чувства не следует, пока ему не исполнится 9 лет и больше. Якобы ребенок младше 9 лет еще не осознает свои эмоции, и называя их, мы его подавляем и сообщаем ему свои собственные эмоции. При этом Ким Джон Пейн упоминает работы Х.Гарднера и Д.Гоулмана об эмоциональном интеллекте, то есть он знаком с этой концепцией, но, видимо, даже в таких книгах каждый видит то, что хочет увидеть. Я в них вижу, что говорить об эмоциях и чувствах с детьми нужно как можно раньше, а Ким Джон Пейн — наоборот. Вот такие чудеса.
В целом, я могу порекомендовать эту книгу будущим и молодым родителям первого ребенка, которые еще не выработали собственный иммунитет к агрессивной маркетинговой политике детских магазинов и детских центров, в качестве своеобразной прививки, позволяющей разумно подойти к организации развивающей среды и расписания ребенка.
Я начала читать эту книгу сразу после книги Д.Макнамары "Покой. Игра. Развитие", и первые несколько глав у меня было стойкое ощущение, что Сьюзен пересказывает другими словами примерно то же самое, о чем я недавно читала. Но потом я смогла по достоинству оценить особенности этой книги. Если в книге «Покой. Игра. Развитие» в центре повествования находится ребенок, то здесь — в центре взрослый, и именно взрослому, его развитию, его становлению в роли «капитана корабля» и посвящена эта...
Капитан корабля — метафора, которую автор выбрала для определения роли взрослого в воспитании ребенка. В книге она приводит очень наглядные примеры, которые помогают глубже понять суть этой метафоры и соотнести с ней свое представление о роли взрослого. Например, оказалось, что мне эта концепция существенно ближе, чем роль садовника, лишь создающего условия для роста и развития ребенка-цветка (в такую позицию ставит «идеального» родителя Дебора Макнамара). Но при этом, мне совсем не по душе представление о ребенке как о неуправляемой лодке, которая дрейфует по волнам, подвластная ветрам и течениям и отчаянно нуждающаяся в твердой руке капитана. Я представляю ребенка в роли лодки с «маленьким» капитаном, неопытным, но с большим потенциалом.
Понравилась глава «Откажитесь от парадных портретов». Парадными портретами Сьюзен называет наши идеализированные представления о собственных детях, несоответствие которым нас расстраивает и даже злит. Автор предлагает повернуться лицом к реальности, к тому, какие наши дети есть на самом деле, и, таким образом, избавиться от ненужных переживаний и раздражения.
Как я уже сказала, в центре подхода «Осознанное родительство» — я увидела именно родителя. Сьюзен начинает с того, что объявляет ребенка лучшим учителем, а родительство — лучшим тренингом личностного роста. В последующих главах не раз делается акцент на важности личного примера, который мы подаем своим детям, причем, хочу подчеркнуть, — речь идет не только о примере разумных отношений с гаджетами, другими людьми и собственным телом, но и о таких вещах, которые нередко ускользают от внимания увлеченных родителей: осознанность, любовь к себе, умение получать удовольствие от жизни.
Отдельного упоминания заслуживает заключительная глава книги, в которой автор собрала большую коллекцию упражнений и практических приемов для развития осознанности, расслабления, совладания с сильными эмоциями, материализации счастливой жизни и т.д.
Лично мне не хватило в книге системности, последовательности и структуры. Автор постоянно переходит от частного к общему и обратно, в отдельных главах останавливается на конкретных проблемах и способах их решения (например, как помочь ребенку справиться со стрессом), в других — рассуждает о довольно абстрактных вещах без конкретных рекомендаций и почти без примеров — о счастье, о развитии эмпатии и т.д. Тем не менее, книгу я прочитала с большим удовольствием и интересом.
Случилось у меня весной книжное обострение, и я скупила все книжки о привычках, до которых дотянулась. И вот сейчас, когда я всех их внимательно прочитала, могу сказать, что эта - лучшая по соотношению качество-цена и одна из лучших вообще на эту тему. Работа, которую проделал Патрик Эдблад, чтобы написать эту тоненькую книжку, поражает. В результате мы имеем по сути методичку, в которой без всякой воды дана пошаговая инструкция по изменению собственных привычек, настоящий концентрат всего...
С Алёной Мороз и ее системой тайм-менеджмента я знакома уже много лет, участвовала в ее онлайн-курсах, живых мастер-классах, читала книги. Естественно, узнав о выходе этой книги, я сразу же ее заказала - из уважения к авторам и исходя из своего интереса к данной теме. Книга уникальна тем, что совмещает под одной обложкой системный и конкретный подход Алены Мороз и более мягкий и чуточку "магический" подход Натальи Спеховой. Может быть, как раз поэтому в предыдущей рецензии авторов...
Но именно в этой книге всё это кажется вполне уместным, потому что авторы взялись говорить об индивидуальном тайм-менеджменте, и не все люди рационалы :) Идея в том, чтобы прислушаться к себе, узнать свои особенности и в соответствии с этим знанием о себе строить свою систему тайм-менеджмента.
Ведь все мы знаем, что советы по тайм-менеджменту, которые эффективны для одних, совсем не подходят для других. Вот эта тенденция обратить, наконец, внимание на индивидуальность в обучении в целом, и в книгах в частности, меня очень радует.
Кстати, примерно об этом же пишет Гретхен Рубин в своей книге "Хорошие привычки - плохие привычки". Эта книга не о тайм-менеджменте, но о том, насколько многим мы отличаемся друг от друга. Рекомендую, если вам близка тема индивидуальных различий в управлении временем и собой.
Что-то как-то разочаровала книга. Какое-то постоянное самолюбование автора ("когда меня позвали дать интервью туда-то...", "когда я вошел в совет директоров такой-то фирмы...", "когда меня постоянно звали на конференции...") - читать неприятно. По сути - банальные советы, знакомые любому, кто слышал что-то о тайм-менеджменте. Рекомендации в одних главах для рядовых сотрудников, в других - для руководителей, все это вперемешку. На нескольких страницах на полном...
А, одна-единственная фраза мне понравилась и запомнилась (цитата неточная): Если вам действительно нужно закончить какую-то работу, то закончите ее после совместного ужина с семьей. (т.е. не засиживайтесь на работе, а приезжайте к ужину, а потом уже работайте хоть до утра, семья - в приоритете :)) Это правильная мысль.
Книгу я прочитала на одном дыхании. Знаю, что это неправильно, потому что это книга-тренинг — с практическими заданиями, которые сопровождают каждый небольшой теоретический блок. Но перечитать книгу я всегда успею, а мне хотелось поскорее поделиться впечатлениями об этой находке. Если вы не любите читать длинные рецензии, я скажу кратко — книгу надо брать. Вы не пожалеете. Тем же, кто предпочитает обстоятельные рассуждения, предлагаю продолжить чтение.
Сразу скажу, у книги есть один...
Сразу скажу, у книги есть один пренеприятнейший для меня недостаток — это качество бумаги. Обложка шикарная — стильная, красивая, качественная, бумага же внутри такая, какую встретишь разве что в каком-нибудь отрывном календаре «365 рецептов», даже трогать неприятно. Поэтому электронный вариант, пожалуй, будет неплохой альтернативой. Но то, что написано на этих страницах имеет такую ценность, что про бумагу просто забываешь.
Света написала эту книгу на основе тренинга, который она несколько лет проводила для мам, и ее рекомендации проверены практикой сотен женщин. Кроме того, это не просто набор полезных советов, которыми пестрит интернет и любой женский журнал. Это стройная, пошаговая система, которая все расставляет по местам. Я не первый год читаю рассылку Светы и знакомлюсь с ее системой, но именно книга помогла мне понять самую суть системы. В центре системы управления для мам лежит умение успевать любить.
За 2 года, в течение которых я занимаюсь развитием своего сайта, я познакомилась с множеством мам — из разных стран, с разным количеством детей, с разными организационными навыками. Но единицы из них ставили проявление любви к своим близким на первое место. Уборку, приготовление еды, получение образования, личное развитие, самосовершенствование, зарабатывание денег и что угодно, но не любовь. Света настаивает на том, что именно время для близких стоит зарезервировать в своем плане на день (а также неделю и месяц) едва ли не в первую очередь. Что же автор предлагает поставить на первое место? Восстановление своих собственных сил и энергии, полноценный отдых для мамы, ведь только своевременно отдыхающая мама может качественно уделять время близким и достигать других своих важных целей.
В книге «Тайм-менеджмент для мам» даны конкретные шаги, которые призваны приблизить план дня к оптимальному в вашей ситуации. К такому плану, который будет не только позволять вам отдыхать и проводить время с близкими людьми, но и успевать массу других вещей — и рутинных (ежедневных и необходимых), и важных. Света приводит примеры заполнения листов планирования дня, недели и месяца, при желании можно скачать эти листы для последующего заполнения со специального интернет-ресурса для читателей книги.
Больше всего в книге мне понравилось минимальное количество воды и теоретизирования, язык очень легкий, складывается ощущение, что Света разговаривает лично с тобой. Как и в своих видеопрезентациях, Света использует забавные анекдоты и цитаты известных людей, которые делают повествование более наглядным и интересным. Радует также, что система тайм-менеджмента, которая изложена в книге, не требует от мамы какой-то колоссальной работы над собой, однако при этом обещает значительные изменения в жизни.
В книге мне немного не хватило «живых» примеров. Множество мам уже прошли обучение по этой системе на тренингах Светы Гончаровой, и думаю, ими накоплен большой опыт внедрения системы. Может быть, Света добавит какие-то интересные мысли и примеры из отчетов участниц ее тренингов во второе издание книги, которое, я уверена, скоро будет.
Когда беру в руки книги моего любимого издательства «Манн, Иванов и Фербер», я всегда ожидаю высочайшего коэффициента полезности чтения (количество полезных идей на количество страниц в книге), поэтому, начиная читать предисловие автора, я испытывала традиционное воодушевление. Увы, уже с первых страниц я вступила в мысленную конфронтацию с автором, прочитав следующее…
«Я слышала про систему Флай-Леди, но то немногое, что мне рассказали об этой системе, скорее оттолкнуло от нее, и я к ней уже...
«Я слышала про систему Флай-Леди, но то немногое, что мне рассказали об этой системе, скорее оттолкнуло от нее, и я к ней уже не возвращалась». Во-первых, мне показалось неправдоподобным, что автор не захотел познакомиться с такой популярной системой домашнего тайм-менеджмента, задумывая делать свой собственный тренинг на эту тему. Во-вторых, интересно было бы узнать, что же именно так оттолкнуло Марину от системы флай-леди, с учетом того, о чем я прочитала в книге дальше. Тем не менее, я вооружилась карандашом, предчувствуя, что чтение будет интересным.
Уже на втором шаге (дне) я поняла, что книга будет «ни о чем», и вот почему. Оказывается, проблема, которую решает Марина Ярославцева с помощью своей системы, заключается в том, как убрать дом и приготовить еду, когда все дети отправлены в сад и школу, а дома есть мультиварка, посудомоечная машина, скороварка, хлебопечка, паровая станция, пароочиститель, стеклоочиститель и т.д. Если у вас проблема в другом, в книге вы не найдете ничего полезного. Ведь у большинства, и у меня тоже, вопрос совсем в другом — как приготовить, убрать, найти время на себя и на мужа, когда ребенок (дети) рядом со мной, а еще с ним нужно успеть поиграть и погулять (ведь мы не живем в частном доме, как автор данной книги).
Но вернемся к книге — автор предлагает особую систему распределения усилий по уборке дома — рекомендует не убираться по выходным, избавиться от ненужных вещей, регулярно наводить порядок там, где «любит» скапливаться мусор, делить все пространство на зоны, работать по таймеру (флаюшки, мне все это что-то напоминает, а вам? :) ) и предлагает раз в день сосредоточиться на одной из комнат (зон) на 30 минут, в остальных же убирать по 7 минут. Итого выходит чуть больше часа на уборку каждый день — простите, но мой ребенок этого не вынесет. Да и мне, честно говоря, есть чем заняться в это время. Ощущение, что все рекомендации из книги рассчитаны на мам, которые не находят в себе сил оторвать пятую точку от дивана и чтения френдленты, чтобы пойти на кухню и закинуть, наконец, продукты в мультиварку.
Продолжаю чтение книги — шаг 5, цитирую: «Один раз в неделю (обычно в субботу) я высыпаюсь». Я не шучу, именно так. То есть автор хочет нам сказать, что даже после мастерского овладения изложенной в книге системой, вы можете рассчитывать на здоровый сон только 1 раз в неделю! Не знаю как вас, а меня это совершенно не вдохновляет!
Далее автор рассказывает о решении вопроса с глажкой. Не спорю, на семью из 6 человек глажки, действительно, может быть достаточно, особенно, если дети в 16 и 18 лет (а именно столько старшим дочкам автора) не имеют привычки гладить хотя бы свои вещи. Итак, Марина Ярославцева решает объединить глажку и просмотр фильмов — решение не оригинальное, скажем прямо, но хорошее. Жаль, что для многих мам такой вариант остается несбыточной мечтой, потому что выделить 3 часа, в которые никто не будет дергать шнур утюга или потихоньку разрисовывать обои в соседней комнате, довольно проблематично.
Есть в книге и «авторский» метод приучения детей к самостоятельному ночному сну — их просто переселили на второй этаж, чтобы мама «меньше слышала ночное «мам» и просыпалась только на очень настойчивые крики» (детям в это время 3 и 4 года), и интересные размышления о воспитании (например, расшалившемуся на улице ребенку 4-5 лет автор предлагает сказать следующее: «я уеду домой, а ты ищи себе другую семью» — а как же безусловная любовь?).
Да, чуть не забыла. В книге есть даже реклама! Такое в книгах «МИФ»а я увидела впервые и была неприятно удивлена. Информации на обложке о спонсорах издания и вводных слов от их представителей оказалось мало, и в книге автором активно пропагандируются молокоотсосы определенной фирмы и медицинская лаборатория. С учетом того, что остальные рекомендации в книге совсем не подходят мамам грудничков, упоминание молокоотсосов выглядит неуместным, да и без рекомендаций, где сдавать анализы, книга бы немного потеряла.
Ладно, есть в книге и здравые идеи, я нашла 5:
- Если в детской после вашей уборки через 5 минут разбросаны игрушки — это и есть порядок, потому что игрушки находятся там, где они и должны быть во время игры детей.
- Если ждать вдохновения для занятий хобби, есть риск никогда его не дождаться, поэтому стоит разместить все необходимое для хобби в уголке быстрой доступности (я обычно даже советую иметь несколько таких «хобби-филиалов» в разных комнатах, на кухне, в машине, в коляске).
- Если не тратить время на раскачивание и размышления, с чего бы начать, то за короткий промежуток времени (даже 7 минут), действительно, можно многое успеть сделать.
- Если оказаться «за кадром» тех прилизанных снимков, которые мы видим в интернете, то окажется, что там не все так идеально, и нам не имеет смысла сравнивать себя с этими вымышленными идеалами и пытаться им соответствовать.
- Если перестать делать из мужа беспомощного человека, контролировать его действия и лезть со своими советами, он отлично справиться с задачей присмотреть за детьми.
Вот и все, что я вынесла из книги Марины Ярославцевой «Как все успеть». Одна радость — все чтение заняло около 1,5 часов, потому что треть книги — это пустые странички для выполнения домашних заданий.
Если вам нужна, действительно, стоящая книга о тайм-менеджменте для мам, рекомендую "7 заповедей организованной мамы" Светланы Гончаровой.
Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами, затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем...
Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.
Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:
- причины события действуют иногда или всегда;
- являются локальными или универсальными по своему масштабу;
- «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).
Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе («у тебя никогда не получится», «вечно ты все забываешь», «ты все испортил» и т.п.), а также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).
Задача родителей заключается в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей. Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха. Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.
Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками:
- не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;
- подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);
- находить более адекватное действительности объяснение ситуации;
- отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).
Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.
Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о формировании оптимизма у малышей, а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:
- Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале компьютерных игр, ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации. Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.
- Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет, за что его наказывают.
- Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, вам стоит пройти эту программу самостоятельно.
Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы. И только в самом конце внимательный читатель (то есть я :)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то будем оптимистами, ведь так?
От «книги, ставшей бестселлером на Западе», книги с таким многообещающим названием, книги, обложка которой сулит решение вопроса развития организационных навыков ребенка и раскрытия его потенциала, я ожидала более высокого коэффициента полезности.
Что не понравилось
- Практически 150 страниц по сути являются введением с постоянными отсылками к далее идущим главам, где «вы найдете подробное разъяснение этого вопроса».
- Когда дело, наконец, доходит до конкретного изложения сути метода, в...
Что не понравилось
- Практически 150 страниц по сути являются введением с постоянными отсылками к далее идущим главам, где «вы найдете подробное разъяснение этого вопроса».
- Когда дело, наконец, доходит до конкретного изложения сути метода, в книге последовательно разбираются 11 организационных навыков -по одной схеме и довольно сухо. Вначале идет описание навыка, тест, предложения по развитию данного навыка в повседневной жизни. Также приводятся 2 конкретных примера из практики авторов, в которых решаются те или иные проблемы с организованностью у детей. Предполагается, что данной информации достаточно для того, чтобы смоделировать подобные приемы в вашей конкретной ситуации, хотя лично мне это кажется необоснованным.
- Тестов много, но они очень упрощенные. Так, выраженность отдельных навыков оценивается на основании всего 3-х вопросов. Мне кажется, было бы более логично заменить их чек-листами, в которых было бы больше критериев и вариантов проявления того или иного навыка.
- Рекомендации по развитию организационных навыков в повседневной жизни очень подробно прописаны во всех 11 главах, посвященных развитию каждого навыка. Но примерно к 4-му навыку у меня сложилось впечатление, что все эти рекомендации достаточно было описать один раз, поскольку они общеизвестны и работают одновременно в направлении развития нескольких организационных навыков – например, похвала и использование системы наград, организация пространства, сокращение отвлекающих факторов и т.п.
- Пару раз в тексте встречались предложения отправиться за подробностями в Google. Это, конечно, мелочь, но мне показалось странным, что в книге с тестами и упражнениями не нашлось места для релаксационной гимнастики для ребенка хотя бы в каком-нибудь приложении. Авторы просто советуют читателю отправиться в поисковую систему, правда объясняют, какое именно словосочетание следует использовать в качестве запроса :)
Что понравилось
Несмотря на все вышеизложенное и манеру изложения, которую после книги «Ребенок-оптимист» мне было очень нелегко воспринимать, я все-таки дочитала книгу до конца, и вот, что мне понравилось:
- Выделение 11 навыков, составляющих организованность. По сути она означает, что нет неорганизованных людей — у каждого ребенка (и взрослого) есть хотя бы 1 организационный навык, который достаточно хорошо развит, а значит может быть основой для создания ситуаций успеха и для развития других навыков.
- Описывается становление каждого организационного навыка буквально с рождения ребенка. Для кого-то это может стать дополнительным мотивирующим фактором к регулярным занятиям и играм с ребенком, поддержанию режима, организации развивающей среды и т.п. Удобно, что есть таблицы и тесты, которые помогают хотя бы приблизительно определить, как развивается тот или иной организационный навык у ребенка, ведь проблемы зачастую становятся очевидными уже в школьном возрасте, а помочь ребенку можно гораздо раньше.
- Авторы убеждены, что не стоит ждать, когда навыки разовьются у ребенка сами собой, нужно действовать, то есть обучать ребенка этим навыкам. Мне эта мысль очень близка.
- Описаны 3 пути воздействия на навыки: изменение ситуации, окружения; изменение путем прямого обучения и обучение через последствия (похвала, системы поощрения).
- Идея о разной выраженности организационных навыков у детей и родителей. Хотя это вроде бы очевидно. Пройдя тест в начале книги я выяснила, что у меня и у сына, а также у меня и у мужа очень разный набор сильно и слабо развитых организационных навыков. Это помогает проявлять терпимость и понимать, как мы можем помочь своему ребенку и друг другу (иногда мы можем поучиться организованности у собственных детей).
3 «фишки» из книги
Развитие навыка организованности (умения создавать и поддерживать систему планирования и выполнения важных дел). Мама троих детей в начале недели клала в банку 100 монет. Если по приходу с работы она обнаруживала разбросанные вещи, то забирала по одной монете за каждую вещь, а саму вещь изымала на 24 часа. Если вещь ребенку была необходима, он мог выкупить ее за свои карманные деньги. В конце недели дети вместе решали, как потратить деньги, оставшиеся в банке.
Развития навыка настойчивости. Мама мальчика, у которого никак не получалось накопить деньги на покупку игровой приставки, заламинировала изображение приставки и сделала из него паззл (и кусочек = 5$) – хороший пример визуализации цели.
Развитие рабочей памяти. Папа с сыном придумали вешать спортивную экипировку на «манекен» (силуэт мальчика) с ярлычками-напоминалками – это решило проблему сборов на тренировку четырнадцатилетнего мальчика.
В заключение напишу, что книга заставила меня задуматься о тех вещах, которые раньше мне даже в голову не приходили. В школе я была отличницей, никогда никуда не опаздывала, всегда вовремя и без напоминаний делала уроки и убиралась в комнате, а свой новогодний шоколадный набор «растягивала» аккурат до следующего праздника. У меня не укладывалось в голове, что ребенок может просто забывать делать домашнее задание – то есть сделать это не специально, а просто в силу своих индивидуальных особенностей, не развитости того или иного организационного навыка. За то, что эта мысль теперь живет в моей голове – спасибо книге «Ваш ребенок может все».
Не знаете, что почитать?