Тэги
Афанасий Мамедов Как вы пришли в искусство детской иллюстрации? С чего все начиналось, где учились, кто ваши учителя?
Александр Голубев Профильного образования у меня нет, если не считать трех лет, в течение которых я занимался в изостудии в местном Доме пионеров.
АМ В семье заметили ваш талант?
АГ Мое увлечение рисованием заметили родители, они и определили меня в изостудию. Первое время я пытался перенимать азы академического рисунка, но вскоре мне наскучило рисование с натуры: огурцы, гипсовые головы… вот это все. Я начал просто рисовать то, что мне интересно и руководитель изостудии, не препятствовала этому. Я рисовал в любое удобное для себя время. Рисовал на полях тетрадок карикатуры на друзей и одноклассников. Потом продолжил это увлечение в институте.
АМ А где вы учились?
АГ В нижегородском Институте иностранных языков.
АМ Неожиданно.
АГ Когда все смотрели на мои художества в тетрадке, в шутку задавали мне вопрос: зачем я здесь учусь, вместо того, чтобы пойти в художественное училище. Я сам тоже этим вопросом задавался, кстати.
АМ Можно и я у вас спрошу, зачем?
АГ Я не относился к своему увлечению серьезно. Хотя где-то к концу пятого курса, решил, что, наверное, по своему профильному образованию — по диплому я переводчик с английского и французского — работать не буду и стал двигаться в сторону графического дизайна: меня начала сильно привлекать эта область. Не имея практически никакого опыта, я сразу после окончания института иностранных языков устроился в одно нижегородское издание, в котором в основном набирал свой первый опыт графического дизайна. А в портфолио у меня было на тот момент лишь всего несколько карикатур, вы только представьте!
АМ Выходит, вы — самоучка.
АГ Именно так.
АМ В одном из интервью я прочел, что вы работали в рекламных журналах.
АГ Какое-то время я действительно проработал в рекламных журналах, и примерно в это же время перебрался в Петербург.
АМ В Петербурге вы продолжали работать в рекламе?
АГ Да, какое-то время я занимался графическим дизайном и параллельно — карикатурой и иллюстрацией.
АМ Откуда взялось увлечение карикатурой?
АГ Меня вдохновил один из выдающихся американских художников карикатуристов 80-х годов — Гари Ларсон. Он прославился в первую очередь серией карикатур «The Far Side». Может быть, слышали?
АМ К сожалению, нет.
АГ Он у нас малоизвестен. Его знают в очень узких профессиональных кругах. Когда я был еще студентом, я сам начал рисовать карикатуры, подражая его манере — дерзкой с невероятным чувством юмора. А когда перебрался в Питер был удивлен, что здесь такая благоприятная и своеобразная творческая среда. Я нашел в интернете большое количество сайтов, на которых художники-карикатуристы выставляли свои работы и сам начал заниматься чем-то подобным. Вскоре мне стало понятно, что карикатурой можно заниматься лишь как хобби, она тебя не прокормит, и я переключился на юмористические поздравительные открытки. Увидев впервые их в продаже, мне показалось, что я мог бы делать не просто не хуже, а даже и лучше. И стал заниматься открытками. Это было в начале двухтысячных годов.
АМ А что за открытки?
АГ Поздравительные. Лет пять, наверное, я занимался только ими. На тот момент я уже ушел из офиса на фриланс. Потому что на открытках я стал зарабатывать куда как больше, чем в офисе. И вот уже с 2013 года я занимаюсь фрилансом. Сначала это были только открытки, потом рынок ими перенасытился — а это к тому же еще и происходило в пору кризиса — и открыточный бизнес начал схлопываться. Да и в какой-то момент я почувствовал что в формате открытки становится тесно, хотелось большего. К тому времени я уже начал всерьез интересоваться детской иллюстрацией. Получил свой первый заказ на книгу лабиринтов. Масштабный по сравнению с открытками проект: если на открытку уходило пара-тройка часов, то над первой книгой я работал полгода. Это был настоящий вызов, это было одновременно и сложно, и увлекательно.
АМ Давайте поговорим о комиксах, насколько эта тема сегодня у нас разработана и востребована, можно сказать, что время комикса в России наступило?
АГ Раньше культура комикса была у нас чем-то абсолютно маргинальным, теперь, можно с уверенностью сказать, что она входит в нашу жизнь семимильными шагами. Если в советское время были комиксы в формате веселых картинок в детских журналах, то сейчас, если вы зайдете в книжный, вы обнаружите большое количество, не только детских, но и подростковых и взрослых комиксов. Причем, взрослых не в смысле 16+, а на самые разные социальные, политические, военные и прочие темы. Не говоря уже о супергероях, которыми увлекаются сегодня от мала до велика. Сейчас рынок подталкивает издательства всерьез нацелиться на комиксы. И думаю, что в ближайшее время интерес к ним будет только нарастать. Так что можно сказать что «девятый вид искусства» нашел в России благодатную почву.
АМ Насколько художнику-карикатуристу, графическому дизайнеру близко искусство комиксов?
АГ Карикатура как вид искусства, как вид творчества, безусловно, помогает. Карикатура — своего рода графический анекдот, в одной картинке может просматриваться целая история, некий сюжет, который должен вызвать улыбку, рассмешить. Тут играют роль не только графические навыки, умение рисовать, но и умение мыслить таким образом, чтобы твоя мысль была выражена в одной картинке. С комиксами дело обстоит несколько иначе: комикс — особый графический язык, это в некотором смысле раскадровка, можно сказать, что это своего рода кинофильм или мультфильм, Хочу еще заметить, что совсем не обязательно, чтобы комикс был смешным, комикс может быть и серьезным.
АМ Да, но как только мы говорим о комиксах мы непременно представляем себе что-то несерьезное, смешное.
АГ Просто слово «комикс» в нашем языке соотносится со словом «комично» хотя сам по себе комикс может быть, как я уже сказал, достаточно серьезным жанром.
АМ То есть комикс продукт серьезный?
АГ И не только в плане сюжета, комикс как проект вообще масштабная вещь. Сам я комиксами никогда не занимался, только карикатурой, но именно карикатура привела меня к книжной иллюстрации.
АМ Означает ли это, что и ваш стиль сложился под влиянием карикатуры?
АГ Мой стиль — нечто среднее между карикатурой и так называемым «детским стилем».
АМ А в чем еще увлечение карикатурой помогает вам сегодня?
АГ Карикатура мне помогла еще в том смысле, что когда я ею занимался, у меня осталось много идей, которые по той или иной причине не воплотились в жизнь, не были изданы в газетах и журналах, где обычно карикатуры и печатаются. Можно сказать, они у меня легли в стол, но при всем этом, они нашли свое выражение в моих книгах. Когда я создавал книги-раскраски или книги-активити — я просто брал готовые сюжеты из своих карикатур и на их основе делал иллюстрации для книг. Они у меня кочуют, видоизменяясь, от книги к книге. Поэтому на ваш вопрос я отвечаю утвердительно — карикатура сильно помогла мне в моей работе книжного иллюстратора.
АМ Когда я смотрел ваши работы мне показалось, что вы не только очень современный, как теперь говорят — продвинутый художник, но еще и художник западного склада мышления. Скажите, ваша учеба в нижегородском институте иностранных языков тоже помогла вам стать именно тем художником, каким вы стали?
АГ Благодаря тому, что я знаю два языка — английский и французский, я читаю на этих языках самую разную литературу, в том числе детскую и комиксы. К примеру, в той же Франции сильно развита культура комиксов, хотя французы, должен вам заметить, не любят называть комиксы комиксами. Графические романы они называют аббревиатурой BD, от французского bandes dessinées, что переводится как рисованная история.
АМ По тому как вы говорите, я понимаю, что вы любите французские графические романы.
АГ Когда у нас супругой был медовый месяц, а мы его проводили в Париже, я каждую свободную минуту использовал для того, чтобы забежать в книжный магазин, купить комиксы. Они были мне интересны даже не своей историей, сюжетом, а графической составляющей. Мне ближе французская школа графики, чем, скажем, американская.
АМ Кто из зарубежных художников повлиял на вас, на ваш стиль?
АГ Досконально изучая работы любого самобытного художника, его манеру, стиль, технику, сюжеты, вы неизбежно обнаружите следы кумиров, повлиявших на его становление. Я не исключение — преемственность никто не отменял. И как я уже сказал, на мои сюжеты большое влияние оказал американский карикатурист Гари Ларсон. Но на мой стиль оказали влияние самые разные художники. И их столько, что перечислять можно долго. Вы совершенно правы, когда спрашивали меня о западной школе, западные художники сыграли колоссальную роль в моем становлении, в становлении и моего графического стиля, и моего мировоззрения. Мне нравится, как они работают.
АМ Вот вы только что говорили о Гари Ларсоне, а кого могли бы назвать еще?
АГ Навскидку мне на ум приходит аргентинский художник Поли Бернатене, французская художница Дельфина Дюран, Маури Куннас, Маттиас Адольфссон. Очень нравится стиль Фредерика Пийо.
АМ Как часто приходится современному художнику менять стили? Насколько вообще стиль связан с «я» художника?
АГ В силу своей профессиональной деятельности я люблю обращать внимание на детали, и я обратил внимание в вашем вопросе на слово «приходится», в результате, у меня моментально выстроился ответ. Слово «приходится» говорит о том, что тот или иной художник вынужден что-то делать, в нашем случае — менять стиль. Должен заметить, что я ни разу не был в ситуации, когда бы мне «приходилось» что-либо в корне менять.
АМ Вы хотите сказать, что работаете в одном стиле?
АГ Нет, я работаю в разных стилях, у меня несколько техник, но чаще всего я выбираю технику, которая, намой взгляд, лучше всего подходит тому или иному проекту. Со словом «приходится», это никак не связано.
АМ Под проектом мы понимаем детскую книгу?
АГ Да, конечно. Как правило, издательство выбирает художника для конкретного проекта, основываясь на его возможностях, стиле, манере и тд. Когда я пришел в издательство «Речь», то какое-то время я работал в привычной для себя манере. Но поскольку у меня уже был опыт работы в разных техниках в области открыток и коммерческой иллюстрации, то я решил попробовать свои силы и в книге. Приведу пример. В издательстве «Речь» выша книга «Год в Санкт-Петербурге», для нее я использовал совершенно другой стиль.
Каждый разворот представляет из себя сложную композицию в виде городского пространства, на котором одновременно происходит много самых разных событий и в которых участвуют много персонажей. Концепция книги заключалась в том, чтобы показать один и тот же город в разное время года, как меняется погода, природа, время суток и все что происходит в Петербурге каждый месяц. И поскольку проще нарисовать один раз, а потом менять разные детали, понятно, что гораздо удобнее это делать с помощью компьютерной графики, чем рисовать вручную. Конечно, можно было это все и нарисовать вручную, но для экономии времени проще использовать готовые шаблоны и добавлять в каждый новый разворот новые детали. Поскольку необходимо было нарисовать огромное количество отдельных объектов — домов, машин, персонажей и пр., мне было удобней все эти объекты рисовать по отдельности и только потом уже собирать на развороте как один большой конструктор.
АМ Чтобы можно было что-то поменять?
АГ Да, компьютерная графика позволяет перемещать объекты на развороте как вздумается. Если что-то не нравится, взял и переставил. Это был мой осознанный выбор. То есть я хочу сказать, что выбор того или иного стиля обуславливается прежде всего той задачей, которую художник ставит перед собой.
АМ А если говорить о выборе стиля не только применительно к вашему творчеству, а вообще в целом?
АГ Приведу в пример пару имен. Есть два таких художника детской книги, как Борис Диодоров и Геннадий Калиновский. Калиновский ушел от нас, Борис Диадоров еще с нами, слава Богу. В интервью с ними, которые они давали независимо друг от друга, прозвучала мысль, что художник должен к каждой книге подходить индивидуально. Калиновский высказал мнение, что к книге вообще нужно относиться на «вы». Многие художники, набившие себе руку в одном определенном стиле, работают в этом стиле всю жизнь, и я вовсе не хочу сказать, что это плохо. А вот в случае с Диодоровым и Калиновским, если вы посмотрите на книги с их иллюстрациями, то увидите, что все книги разные и художники эти всегда разные, но при всем этом всегда узнаваемы. Их рука чувствуется в каждом рисунке. Для каждой книги они выбирали особую технику, особую графику, особый стиль, который, по их мнению, должен соответствовать замыслу автора, чтобы передать те эмоции и настроения, какие необходимо, чтобы до читателя дошел авторский замысел. Художник-иллюстратор, как не крути, профессия вторичная в том плане, что художник всегда приступает к книге только тогда, когда есть текст, авторская идея. Этому тексту он должен придать такую форму, чтобы усилить воздействие на читателя, которое заложил в своем тексте автор.
АМ Но ведь бывают случаи, когда иллюстратор может быть еще и автором текста, что тогда?
АГ Тогда он может делать все, что ему заблагорассудится.
АМ А вы такого рода книги выпускали, в которых художник еще выступает в роли автора текста?
АГ К сожалению, пока нет, не овладел литературным мастерством в достаточной мере. Но мне бы очень этого хотелось, а пока что мое авторство в книгах ограничивается ролью художника-иллюстратора. Но я создавал и книги-активити, и раскраски. Они, правда, не художественные, текста там как такого нет, даются задания, но и в этом случае все равно нужно обладать каким-то писательским мастерством.
АМ Раннее в интервью вы говорили, что перешли полностью на компьютерную графику, а не тянет вас к себе бумага, графит, колонок, перо и тушь, наконец, простая шариковая ручка черного цвета?
АГ Буквально на днях собирался пойти купить мягкие карандаши и хорошую бумагу, сесть и снова начать рисовать вживую, по старинке. Иногда рисую капиллярной ручкой в скетчбуке для души.
АМ И что?
АГ Очень может быть, что вернусь к старому-доброму способу рисования. Не знаю, возьмусь ли за краски, но за карандаши точно. Мне всегда были интересны разного рода техники и манеры рисования. В какой-то момент приходит понимание, что в данной нише ты уже сделал все, что мог. И чтобы не повторяться начинаешь искать что-то новое для себя. На компьютере я работаю только лишь в силу причин утилитарных. Одна из главных задач тут — сэкономить время. Мне просто так удобнее.
АМ А как вы почувствовали свое призвание, был ли какой-то знак свыше, почему именно детская иллюстрация?
АГ Возвращаясь к началу нашей беседы, когда я поступал учиться на переводчика, одни мои хорошие знакомые предложили мне поработать переводчиком либо в Женеве, либо в Нью-Йорке, скажу честно, это была очень заманчивая перспектива, но я, подумав, решил, что работа переводчика в каком-то смысле стирает личность: когда ты переводишь, тебя как бы не существует, ты — всего лишь инструмент, посредник, передающий чужую мысль на другой язык. Работа художника-иллюстратора, вне всякого сомнения, обладает творческим началом. У тебя есть абсолютно все возможности для самореализации. Более того, сфера этой деятельности позволяет тебе быть уникальным.
АМ Погодите, но ведь и переводчики бывают разные и профессия эта требует не просто знания языка, но определенного дарования.
АГ Конечно, вы правы, работа переводчика может быть творческой, особенно когда речь идет о литературном переводе. Но меня все-таки больше привлекает профессия художника-иллюстратора.
АМ А нет ли здесь момента некого тщеславия? Вообще оно вам свойственно?
АГ Как там сказал герой Аль Пачино в «Адвокате дьявола»? «Определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов». И с этим трудно поспорить. Творческим людям тщеславие свойственно, и я не исключение.
АМ А как вы выбираете сюжет или идею для книги? «Речь» предоставляет вам на выбор какие-то книги?
АГ По-разному. Как правило я сам предлагаю какие-то идеи и мне дают «зеленый свет», или издательство само определяет что сейчас целесообразнее сделать книгу на какую-то определенную тему. Художник просто мыслит творчески, но издатель мыслит еще и цифрами, как это будет продаваться. Книга же в первую очередь – продукт коммерческий, и от того, какую идею или исполнителя ты выберешь, зависит успех проекта.
АМ Но, как я понимаю, кому бы не принадлежала та или иная идея, она связана еще и с текстом, и, скорее всего, в любом проекте текст первичен.
АГ Если нужна работа с текстом, она поручается писателю. Он готовит текст, и после я уже с ним работаю. В случае, когда мы имеем дело с не художественной литературой, книжкой-активити или с чем-то еще, я иллюстрирую ее самостоятельно. Мне вообще удобно делать книги под ключ. Самому заниматься версткой, оформлением, созданием обложки и т. д.
АМ Вы и верстать умеете?
АГ В свое время освоил и это. Могу сделать книгу «под ключ» – от задумки до отправки в типографию.
АМ Кого вам чаще приходится оформлять зарубежных авторов или отечественных?
АГ Зарубежных авторов мне еще ни разу оформлять не приходилось. До недавнего времени мы занимались исключительно литературой нон-фикшн. Как я уже говорил, это раскраски-рисовалки, книги-активити, карты России, серия «Города мира». Помимо этого, вместе с издательством «Речь» мы сделали серию книг о мировых мифологиях, в которых были задействованы отечественные авторы. Это «Кругосветный Дед мороз», «Славянская чудо-юдология», «Титаническая циклопедия» и «Нордическая викингпедия».
АМ Вы говорите, отечественные авторы, могли бы их назвать?
АГ Это детские писатели Анна Никольская и Елена Логунова. Это качественно новая серия, которая дает краткое представление о разных мировых культур и бытующих в них мифах, о мифологических существах, информация в книгах подается в виде небольших частей. Это, можно сказать, такой калейдоскоп, в котором всего понемногу.
АМ В чем цель таких книг?
АГ Расширить кругозор и конечно же развлечь. Ну и заинтересовать темой, конечно же. Если читателя что-то заинтересует, он дальше уже будет сам изучать мифы древней Греции или Скандинавии, уже без нашей помощи. Ту же самую цель мы преследовали, когда издавали «Карты России». Мы поняли, что с их помощью люди начинают больше интересоваться историей и культурой нашей страны.
«Карты России» – оригинальный атлас Александра Голубева, в котором рисованные в узнаваемом авторском стиле карты регионов страны сопровождаются изображениями значимых именно для этих мест природных и архитектурных достопримечательностей, традиционных блюд, этнографических реалий.
АМ А как вы поняли?
АГ Нам начали писать письма, оставлять комментарии. Мне писали, что благодаря нашей книге решили поехать туда-то и туда-то, узнать, что и как там, как люди живут. И такие активные читатели вдохновляют на дальнейшую работу, понимаешь, что трудишься не просто за деньги, что твои книги оказывают на людей определенное влияние, что в их жизни начинает что-то происходить, что-то меняться.
АМ Вам часто приходилось объясняться с авторами текстов, убеждать их в своей художнической правоте? Вообще как вы с ними взаимодействуете?
АГ Моя работа предполагает тесное сотрудничество с авторами текстов, и, когда мы работаем над той или иной книгой, я, естественно, нахожусь в постоянном контакте с ее автором. Могу что-то видоизменить, если мне кажется, что будет лучше сделать так-то и так-то. В принципе авторский текст это не что-то такое окончательно свершенное и классически монолитное, это не случай с Чеховым и Достоевским, где из песни слова не выкинуть, здесь все мобильно и проще. Когда мы говорим слова — «автор текста» и «художник-иллюстратор», мы подразумеваем некое соавторство, так что, я вполне могу нарисовать что-то такое, добавить какие-то детали, которые сделают книгу более выразительной и попросить автора что-то дописать или изменить.
АМ Понятно, вы полноправные соавторы.
АГ Мы не указываем на обложке, писатель такой-то, оформил книжку такой-то, мы — соавторы. Потому и выносим на обложку два имени. Но читатель и так знает, что первое имя — автора текста, а второе — художника. К тому же все знают, что если моя фамилия стоит на обложке, значит, речь идет об определенном художественном стиле.
АМ У вас есть постоянные авторы, с которыми вы работаете? Могли бы назвать их имена?
АГ Двух я вам уже назвал, это Анна Никольская, с которой мы сделали «Кругосветный Дед мороз» и «Славянскую чудо-юдологию» и Елена Логунова, совместно с которой я сделал две книги продолжающие мифологическую серию также мы с ней сделали книгу про Новый год — «Дедморозное утро». Вместе с ней мы сделали и книжку про Санкт-Петербург, которая называется «Буквальный Петербург».
АМ Я слышал, вы собираетесь издавать и книгу о Москве.
АГ Да-да, уже вовсю работаем над ней.
АМ Как вы относитесь к своим коллегам, как коллеги относятся к вам? Позволяете ли вы себе критиковать коллег, как реагируете на их критику в свой адрес? Вообще насколько часто художники-иллюстраторы берут на себя смелость критиковать коллег?
АГ Как мои коллеги относятся к моим работам, нужно спросить у них. К критике в свой адрес я отношусь спокойно, если, конечно, это конструктивная критика, а не критика «нравится – не нравится», тут нечего обсуждать, но если критика направлена на то, чтобы как-то указать мне на какие-то мои недочеты в плане, например, технического исполнения, я с удовольствием выслушаю такую критику. Возьму какие-то советы на вооружение и с удовольствием их использую во благо.
АМ Что и кто вам сегодня интересен в мире современной детской иллюстрации, кого из художников вы бы отметили особо? Без разницы зарубежных или наших, живущих или почивших.
АГ Сходу могу назвать художницу Алису Юфа. Ее стиль сложно охарактеризовать, загнать в какие-то искусствоведческие рамки. Я даже сам задавался вопросом, когда ходил на выставку ее работ в Питере. Ее стиль можно как угодно назвать, но саму себя она не причисляет к художникам какого-то одного сложившегося стиля. То, как она работает, можно назвать примитивизмом, однако это совершенно не играет никакой роли. На самом деле, мы когда смотрим на какие-то работы известных художников, мы все равно как-то подсознательно для себя начинаем искать то признаки реализма, то примитивизма, то еще какого-нибудь «изма». Каждый из нас, держа в руках книгу, подсознательно ищет то, что интересно ему — свои установки, вкусы, то, что затрагивают струны души, возможно, именно поэтому мы, только взглянув на обложку, решаем наша эта книжка или нет.
Из современных художников-иллюстраторов хочу также выделить Маури Куннаса, Изабель Арсено, Беатрис Алеману, Марианну Дюбюк, Петра Соху. Из отечественных иллюстраторов очень люблю Геннадия Калиновского, Бориса Диодорова, Анатолия Елисеева, из современных – особо хочу выделить Викторию Семыкину, Алису Юфа, Максима Покалева, Антона Ломаева. Недавно открыл для себя Олега Гончарова – очень симпатичный и юморной детский стиль.
АМ Как современные технологии, социальные сети, смена формата коммуникаций влияют на детскую книгу и будет ли она со временем меняться так же, как меняется в наше время, или в этом случае мы уже перейдем ту черту, за которой детская книга будет уже не детской книгой, но нечто совсем иным?
АГ Если вы имеет в виду электронные книги, то они конечно же расширили понятие детской книги, сделав ее интерактивной, мультимедийной. Но если говорить о них всерьез, то мне видится это как кратковременное увлечение. Если ребенку дать в руки гаджет, то он там будет не книги читать, а рубиться в Angry Birds или нечто подобное. К слову сказать, некоторое время я сам занимался созданием электронных книг, но вскоре пришел к выводу, что в нашей стране рынок электронных книг не получит особого развития. Мне как родителю предпочтительнее чтобы мои дети погружались в бумажную книгу, а не зависали в планшете. И так же, полагаю, считает большинство родителей. Конечно есть и такие, кто отдает ребенку гаджет и «сиди, не мешай», но там речь и не про книги вовсе.
АМ Вы над чем-то работаете сейчас? Что еще вы хотели бы проиллюстрировать для детей?
АГ Сейчас работаю над книгой, посвященной Москве, а в голове уже крутятся мысли и новом проекте. Это как в том детском мультфильме «Дудочка и кувшинчик», помните? «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится». Вот с книгами у меня примерно также. Творческий процесс у меня работает без выходных и отпусков.
АМ Традиционный «лабиринтовский» вопрос: что вы сейчас читаете? Какие книги последнего времени вы бы порекомендовали читателям «Лабиринта»?
АГ Сложно советовать абстрактно, не зная кому конкретно адресована рекомендация. Хочу обратить внимание на серию «Пестрый квадрат» издательства «Эгмонт». Проект Артура Гиваргизова, в котором сформировался определенный облик современной отечественной детской книги. Смелой, яркой и незаурядной.
АМ Благодарю вас за интересный разговор.
–75 % Выгода 2060 ₽

Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.