Тэги
Все мы любим прогнозы, все мечтаем заглянуть в недалекое будущее, чтобы точно знать, что нас ждет. И кому как не писателям, людям с хорошей интуицией, воображением и богатой внутренней жизнью, четко представлять, каким будет мир спустя годы? Мы спросили авторов детских и подростковых книг о будущем литературы: что случится через 10 лет, каким они видят своего читателя и можно ли говорить о цензуре в творчестве. Получился интересный круглый стол, за которым прозвучали противоречивые и весьма интересные ответы.
Какой вы представляете себе детскую литературу через 10 лет? Что изменится в ней, а что останется по-прежнему?
Тимоте де Фомбель Я очень оптимистичен. Книга для детей постепенно превращается в атрибут своеобразного сопротивления — авторитету взрослых, родителей, учителей. Книга — это ваш персональный секрет, нечто почти запрещенное в мире, где все увлекаются видео, планшетами
Надя Папудогло Мне кажется, история книг во многом сейчас идет за сменой формата коммуникаций, и так и будет продолжаться. Сам текст был, есть и останется главной ценностью, но вот «оболочка» меняется. Уже сейчас многие дети читают электронные книги, я думаю, детская литература тоже будет уходить от простой передачи текста в гипертекст, своего рода дополненную реальность. Это не значит, что книга превратится в подобие игры, просто у нее появится немного суперспособностей.
Ольга Колпакова Подрастут писатели, которые смогут сказать что-то новое о «нашем советском детстве», о времени «перестройки» и начале 2000-х гг., появятся тексты, интересно и неоднозначно рисующие этот исторический период. А в остальном без изменений. Даже гонорары не вырастут, как не выросли за последние 10 лет.
Тамара Михеева Хочется верить, что появится еще больше интересных авторов, и что все мы будем тщательнее относиться к своим текстам, более ответственно. Не торопиться писать и издавать, а отдавать в печать или на премии только тогда, когда действительно кажется, что каждое слово стоит на своем месте и точно отражает мысль автора.
Наталия Волкова Я очень надеюсь, что через 10 лет в детской литературе появятся новые интересные писатели, а пишущие сегодня будут продолжать работать. Очень хочется пожелать нашей детской литературе ничего не бояться: ни новых тем, ни экспериментов, ни внешней качки.
Евгений Рудашевский Снизится возрастной ценз. То, что сейчас считается сложным или недопустимым для подростков от 16 лет, будет открыто и доступно детям от 12 и даже 10 лет.
Виктория Ледерман У меня довольно оптимистический настрой. Через десять лет подрастет новое читающее поколение, детская литература будет переживать свой расцвет, появится много хороших детских писателей, а самое главное — детское книгоиздание получит поддержку государства.
Юлия Кузнецова Мне кажется, литература станет еще более разнообразной. Казалось бы, куда еще больше тем? Но я думаю, что появятся новые имена, которые принесут свой взгляд, смоделируют в книгах свою невероятную реальность и взбудоражат нас своими идеями. Может измениться форма: появятся книги с каким-нибудь новыми кнопочками или рычажками, но точно сохранится искренность интонации, свойственная хорошей литературе.
То, что сейчас считается сложным или недопустимым для подростков от 16 лет, будет открыто и доступно детям от 12 и даже 10 лет.
Как вы полагаете, какой он — «думающий читатель», что отличает его от всех прочих?
Тимоте де Фомбель Думающий читатель обладает способность как бы продолжить книгу, завершить ее вместо автора. Я стараюсь в своих книгах оставлять свободное пространство для читателя, а потому не описываю героев слишком детально — пусть додумывают читатели. Нужно не только, чтобы читатель думал, но и чтобы он прочувствовал книгу. «Не думающие» — это те, кто просто хочет немного отстраниться от реального мира, а мне хочется, чтобы детские и подростковые книги все же приближали нас к жизни. Должен признать, что и я сам не всегда «думающий»: иногда мне просто хочется взять в руки какой-нибудь детектив и забыться в нем.
Надя Папудогло Если ребенок задает вопрос о том, что он прочитал, он уже думающий читатель. Если он возвращается к тому, что прочитал, — это тоже признак думающего читателя. Я наблюдаю, как малыши из книг обыгрывают прочитанные истории, — это тоже вариант думающего читателя, потому что текст, так или иначе в зависимости от возраста, для этого читателя — часть жизни, элемент формирования реальности.
Ольга Колпакова Для меня это читатель, который смог добыть из текста весь подтекст, о котором даже и писатель не подозревал.
Тамара Михеева Я не люблю, когда начинают взращивать читательскую элиту среди детей и подростков. Человек читает. Что-то происходит с ним во время чтения. А что, зачем и почему — это его личное дело, и не надо никому в это лезть. Тут я с Даниэлем Пеннаком абсолютно согласна.
Наталия Волкова «Думающий» читатель — самый интересный для писателя, конечно. Иногда такие читатели умудряются уловить в твоем тексте что-то, на что ты лишь намекнул, что неосознанно написал между строк невидимыми чернилами. А он вдруг взял и считал. Это бесценно.
Евгений Рудашевский Думающего читателя отличает готовность принять новую, ему пока что чуждую точку зрения — готовность не отталкивать книгу, а вступать с ней в диалог.
Виктория Ледерман Думающий читатель видит на странице книги не только текст, он еще замечает то, что скрыто между строчками. Он участник невидимого диалога, который ведет с ним писатель.
Юлия Кузнецова Думающий читатель обладает навыками критического мышления. Если дети приходят ко мне на встречу и спрашивают: «А как же, интересно, выдуманный дракончик из "Дома П" по-настоящему сжег штору?», то я радуюсь. С такими читателями выходит увлекательный диалог! Главное, чтобы критический подход, умение анализировать и размышлять — все эти полезные навыки шли рука об руку с добрым сердцем. Сколько хорошего подарит миру читатель, думающий сердцем!
Человек читает. Что-то происходит с ним во время чтения. А что, зачем и почему — это его личное дело, и не надо никому в это лезть.
Какие темы вы считаете совершенно недопустимыми для детской и подростковой литературы, а на какие, наоборот, нужно высказываться чаще?
Тимоте де Фомбель Одна из причин, почему я занимаюсь детской литературой, в том, что здесь можно писать буквально о чем угодно. Единственная тема, которая в детской литературе находится под запретом, — это само детство: ведь дети разбираются в нем лучше взрослых, им попросту не нужно рефлексировать об этом. Так в итоге и получилось, что единственная моя взрослая книга, вышедшая во Франции в 2017 году, посвящена детству.
Надя Папудогло Книга отвечает на запрос ребенка, часто проблемный. Если книга помогает понять сложное, почувствовать, что ты не одинок в своем запросе, если книга дает узнавание и принятие, то все хорошо. В последнее время появилось много книг на темы, которые условно табуировались: ситуации выбора, сложные семейные и школьные отношения, экология и так далее. Что касается недопустимого, то мне кажется, недопустимы те книги, в которых сознательно уничтожается ценность человеческой жизни и ценность личности.
Ольга Колпакова Темы всякие нужны, темы разные важны — другое дело, как к ним подходить. Я вообще в каком-то смысле за цензуру: это в прессе любят цитировать, но расшифровывать, что именно я имею в виду, не любят. Речь не о каком-то надзорном комитете. Я, во-первых, за внутреннюю, писательскую цензуру. Нельзя выпускать в свет сырые вещи на любые темы и брать тему ради ее самой (например, стараясь поймать читателя на актуальность), а не ради идеи. Если сам писатель этого не может увидеть, то редактор и критик должны ему помочь. Во-вторых, за цензуру родительскую. Для дошкольного и младшего школьного возраста взрослый должен отбирать книги не по спискам и выставкам в магазинах, не по шумихе вокруг книги, а по тому, подходит текст конкретному ребенку или нет. На родителях ответственность за формирование у ребенка вкуса, и нечего ее перекладывать на школу или издателя. С подростками же можно говорить на любые темы, лишь с некоторыми «но».
Тамара Михеева Мое глубочайшее убеждение — нет недопустимых тем. Говорить можно и нужно с детьми обо всем. Главное — как. И невозможно сказать: «Пишите-ка чаще вот на эту тему» (одно время, помнится, критики просили побольше школьных повестей, например), я считаю это неправильным. Писать надо о том, что самому интересно, рассказывать только те истории, которыми тебе самому хочется поделиться.
Наталия Волкова Я не считаю, что должны быть какие-то запретные темы. Темы черпаются из жизни, с которой рано или поздно сталкивается любой человек. Вот как эта тема раскроется, какие акценты расставит автор — это важно. И главное, мне кажется, для подрастающего человека — видеть, что выход есть из любой безнадежной ситуации. Любая поднятая тема не должна заводить в тупик.
Евгений Рудашевский Все темы по-своему интересны и насущны. Вопрос в том, как именно вы их раскрываете. Но важна именно история — если дидактизм выходит на первый план, это уже не художественная литература.
Виктория Ледерман Мне кажется, дело не в теме, а в том, как она преподносится. Недопустима пропаганда и романтизация каких-то страшных или ужасных вещей (наркотики, суициды
Юлия Кузнецова Долго думала над этим вопросом, да так и не нашла ни одной недопустимой темы. Ведь главное — не о чем, а как рассказано в книге. Тема книги — это не тема школьного сочинения вроде «Как я провел лето», она рождается не в методических пособиях, а внутри писателя, как отклик на то или иное событие, образ, обрастающий придуманной жизнью. Так что это невозможно: посоветовать чему-то определенному рождаться почаще. Главное, чтобы автор был честен. И сам перед собой, и, конечно, перед читателем.
Мое глубочайшее убеждение — нет недопустимых тем. Говорить можно и нужно с детьми обо всем. Главное — как.
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.