Чтобы писать детские книги, нужно оставаться ребенком
друзьям
Уважаемые читатели!
Спасибо вам за вопросы, которые вы задали Зине Суровой. Веселые и серьезные, личные и необычные — автор ответила на многие из них. Прочесть ответы можно в комментариях к новости о конкурсе.
Как мы и обещали, Зина Сурова выбрала семь самых интересных вопросов. Их авторы получат получат в подарок книгу «Лето в деревне» с автографом!
Поздравляем победителей: shara_sheril, Шляпина Елена, Евсеев Иван, Степанова Надежда, Грачева Елена, Мама чуда, ula2002. А еще один приз, книгу «Находилки», Зина дарит rodjer.
Зина Сурова — художник, книжный иллюстратор, преподаватель, мама. Она сама пишет тексты к своим книжкам-картинкам, проводит мастер-классы с детьми.
В этом интервью Зина рассказывает о том, почему так важно читать детям вслух, даже если они уже большие, какими должны быть детские книги и почему каждый ребенок обязательно должен провести лето в деревне. А еще — о своей новой книге «Лето в деревне» и настоящем счастье.
Зина, нашим читателям интересно узнать вас поближе. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы любите, цените, о вашем детстве.
Я родилась в Севастополе, городе у моря, в семье художников. У папы и мамы своя художественная школа. Папа участвовал в ее основании, а потом 55 лет проработал в ней. Это его проект на всю жизнь: все время с детьми, подростками и молодежью, поступающей в творческие вузы по всему миру. И, конечно, эта «художка» — очень важная точка отсчета для меня, как для художника.
Самым главным в детстве было чтение вслух. Родители много читали мне, даже когда я стала достаточно большой, чтобы читать самостоятельно.
Уже взрослой я познакомилась с книгой Даниэля Пеннака «Как роман» о том, как читать детям, и нашла там уже знакомые с детства идеи. Папа добавил к ним еще одну: когда ребенку читаешь, нужно положить рядом хорошо заточенный карандаш и стопочку бумаги. И пусть рисует! При этом не обязательно иллюстрировать то, что происходит в книжке. Со временем ребенок сам начинает изображать то, что ему читают. Со своими детьми я проделываю то же самое, и это работает.
Именно благодаря таким простым занятиям из меня вырос иллюстратор. А непрерывная привязка к литературе и прекрасные учителя гуманитарного класса моей гимназии вдохновили на написание текстов. У нас вообще была такая атмосфера в школе, что сочиняли все. Если ты не писал стихов, то уж прозу обязательно. В школе издавался (и сейчас издается) свой журнал, где все ученики хотели публиковаться, сами участвовали в его верстке и оформлении. А вместо выпускного аттестата был диплом (это так серьезно называлось). Нужно было не писать ЕГЭ, а издать свою книжку. Поэтому, когда я заканчивала школу, то никак не могла решить, куда же поступать. На филфак идти не хотелось — там не рисуют, и уж конечно, не пишут маслом и не пилят из дерева. Но с литературой было сложно расстаться. Поэтому я поступила туда, где делают книжки. А именно в Московский Полиграф. Мои одноклассники — редакторы и литераторы — шутят, что я пошла хитрым путем: просто научилась делать книжки, а потом незаметно стала добавлять в них свой текст.
Художник, писатель, автор проектов, преподаватель, мама… Как вам удается все успевать?
Многие активно работающие мамы отвечают на этот вопрос примерно так. Одни говорят: «А я и не успеваю, это просто со стороны так кажется». Другие — подробно рассказывают про свой распорядок дня, тайм-менеджмент.
Но я где-то посередине между этими двумя ответами. Одновременно очень организованный и хаотичный человек. И, кроме того, все книжки и проекты мы придумываем и оформляем вместе с моим мужем Филиппом. Он — дизайнер, редактор, иногда автор, я — художник, автор и иногда дизайнер. И мы оба — заядлые фрилансеры. Это дает ряд преимуществ. Всегда можно придумать, как организовать свое время, как уделить его работе и детям. Мы друг друга страхуем и во многих вещах взаимозаменяемы.
План работы и дэдлайн для меня очень важны, я не люблю авралы, хотя в полиграфии это обычное дело. Приходится планировать дела так, чтобы от этого не страдали дети. Многое делаем заранее. Часто я прихожу к издателю уже с готовой идеей проекта или наполовину сделанной книгой.
Какие книги вы читаете своим детям и какие вдохновляют на творчество вас лично?
Мои старшие дети уже большие, им 11 и 12 лет, поэтому сейчас они уже начинают читать взрослые книжки, но и о детских не забывают. Любят иллюстрировать сказки Афанасьева, любят перечитать Астрид Линдгрен и Туве Янсон, из них невозможно вырасти. Янсон сильно повлияла на меня в детстве: меня завораживало, что она и пишет, и рисует.
Я выросла на большой папиной библиотеке. Не знаю, как он смог ее собрать, потому что во время войны наша семья потеряла две библиотеки. 60% книг в доме родителей — это альбомы по искусству, а остальное: литература, словари, журналы. Читалось и смотрелось все подряд, тогда в 90-х еще не было интернета. А сейчас дети с дедом сидят в скайпе, и седой бородатый юзер и педагог показывает им весь мир в картинках, отрытых им на просторах сети. Это своеобразные лекции по истории, географии и искусству.
А какие книги вдохновляют… В разное время разные. Такие, от которых хочется рисовать, придумывать, бежать в комнату к детям. Иногда это переводной роман, иногда русская проза, иногда древний эпос, иногда чья-нибудь красивая книжка-картинка.
Говорят, что создавать детские книги гораздо сложнее, чем взрослые. Как вам кажется, что обязательно должно быть в книге, чтобы ребенок захотел возвращаться к ней снова и снова?
Честно говоря, не могу сказать, какие книги сложнее создавать. Мне кажется, взрослая литература, писательство — это такой труд! Я слишком подвижный человек, чтобы даже просто физически высидеть столько за столом! Все зависит от склада характера, от того, что любит автор. У каждого есть такие вещи и темы, ради которых он готов работать без конца.
В детских книгах очень важен опыт общения с детьми, неважно со своими или чужими. Без него никак. То есть за столом все время сидеть не получится: придется вместе с детьми прыгать, бегать, работать руками, сочинять, лазать на деревья, рисовать, строить. И, конечно, учиться их принимать такими, какие они есть: хотя бы иногда не приходить в ужас от бардака и придумывать, как нескучно навести порядок (он же тоже нужен), учиться не отчаиваться, если нашел в кармане детского пальто скорпиона или если подросток сказал тебе не очень приятную вещь.
А потом, можно все это отправить в книжки: нарисовать, написать об этом. И дети будут возвращаться к таким историям, потому что будут узнавать в них самих себя или видеть кого-то, кто может стать примером для них.
Держите ли вы у себя в голове образ какого-то ребенка, к которому вы мысленно обращаетесь, когда рисуете и пишете книгу? Думаете ли о том, что он поймет, а чего может не понять?
Точно не может быть образ только одного ребенка. Банальная истина состоит в том, что дети очень разные. Тихий спокойный мальчик, девочка-пацанка, гиперактивный сорвиголова и принцесса… И это только крайности, есть смешанные варианты.
Получается, именно этот собирательный образ ребенка и нужно держать в голове, когда делаешь книгу. Помню, когда создавали «Находилки», я спорила с соавтором, потому что книжка сначала стала получаться слишком девчачьей, захотелось добавить чего-то для мальчиков.
Я проверяю мои книги на своих детях, но этого недостаточно. Часто я приношу еще неизданные книжки на свои мастер-классы с другими детьми и показываю им. Внимательно слушаю, что они говорят, слежу за реакцией. Например, так было с нашей познавательной книжкой «Космос». Я переживала, что она может быть слишком сложной для детей. Но на одном мастер-классе мне встретился мальчик четырех лет, который, посмотрев на разворот про старт ракеты, изрек со знанием дела: «Ты все правильно нарисовала, именно так и отделяется третья ступень ракеты». Конечно, это исключение — знать такие вещи в четыре года. Но можно быть уверенным, что книга точно подойдет детям от восьми лет.
У всех ваших книг особый узнаваемый стиль иллюстраций. И они очень нравятся и детям, и взрослым. Как сформировался такой стиль?
На самом деле я очень старалась не формировать специально «свой стиль». Студенты часто спрашивают меня, как найти свой стиль, единственный и неповторимый? Они почему-то думают, что если выберешь для себя определенный материал и используешь какой-то эффектный прием, то это и есть стиль. Но это не так.
Я сама люблю менять материалы, с которыми работаю. У меня есть книжки, нарисованные пером, акварелью, акрилом, и книжки, где использован коллаж из самых разных материалов: метал, пробка, ткань, фотография. Я люблю писать маслом, пилить из дерева и просто рисовать карандашом. Мне кажется, что очень важно для каждой темы подбирать подходящий материал. И от него зависит общий стиль оформления. А индивидуальный узнаваемый стиль вырабатывается уже в процессе работы над разными книжками и проектами.
У меня не бывает так, чтобы издатель или заказчик просил меня что-то нарисовать или оформить, используя определенную технику и стиль оформления (как это бывает с многими иллюстраторами и декораторами). Меня всегда просят придумать что-то новое, подходящее к теме книги или арт-объекта. Это и есть мой стиль.
Ваша новая книга «Лето в деревне» отличается от остальных: это настоящая художественная проза. Почему решили обратиться к такому жанру? Как долго работали над текстом?
Мне всегда хотелось сделать что-нибудь такое. Я начинала писать лет пять назад другую похожую книжку, но быстро почувствовала: еще не хватает опыта с детьми. Тут дело не во времени, которое занимает работа над текстом, а во времени, которое проживаешь с детьми. Нам понадобилось три года в деревне, чтобы написать об одном лете. Ну и, конечно, я много вспоминала из своего крымского детства. Вообще меня всегда вдохновляют дети. Недавно рассмешили. Они не знали выражение «литературный прототип» и сказали: «Мы же твои экспонаты». Я засмеялась и ответила, что для экспонатов они слишком шустрые и непредсказуемые.
Кроме того, в этой книжке очень много картинок: на 176 страниц 180 штук. Для меня был важен не только текст, но его сопровождение. В картинках много познавательной информации. Они не только иллюстрируют происходящее в тексте, но и комментируют его, поясняют.
Книга получилась очень теплой и настоящей, пока читаешь ее, влюбляешься в героев, деревенскую жизнь. Как возникла идея? Расскажите подробнее о замысле.
Тут главную роль сыграли опять же мои дети. Как-то раз, дочитав очередную книжку Астрид Линдгрен, они сказали: «Нам нужна деревня!» Мы с Филиппом ахнули и поехали искать деревенский дом. Искали мы долго, просто путешествуя на машине с палаткой по разным областям России. И в конце концов нашли тот дом и ту деревню, которая описывается в книжке. Мы очень полюбили это место. А живя там, вели с детьми дневник, где записывали все самое интересное, что с нами происходило.
Осенью, полтора года назад, я просматривала этот дневник, вспоминая лето. И у меня появилась идея сделать из всего этого книжку. Я поговорила с Анастасией Креневой, руководителем детского направления МИФ, и мы решили, что я попробую написать две-три главы и покажу ей. Я взялась за работу и уже тогда осенью написала несколько глав, нарисовала к ним иллюстрации, а Филипп придумал макет и обложку. Наверное, я очень странный автор, потому что сочиняю историю сразу в дизайнерский макет. А у книжки раньше появляется обложка, чем пишется последняя глава. Но это наш принцип работы — делать книжку целиком: оформление появляется вместе с текстом.
Мы показали все Насте, описали концепцию книги. Мне было очень страшно, но Настя меня поддержала. Без ее веры в меня и редакторского профессионализма мне было бы сложно.
А идея книжки была такая. Много людей проводит лето за городом: в деревне или на даче. Чем там можно заняться с ребенком? Современные мамы и папы все чаще жалуются, что ребенок пропадает в телефоне даже на даче. А хочется, чтобы он узнал как можно больше о природе, что-нибудь вырастил, смастерил своими руками. Но чтобы заинтересовать детей, лучше всего заразить их хорошим примером. Поэтому я придумала книжку, где не просто рассказывается о летних поделках, играх и творчестве, а действуют настоящие дети. Они общаются, спорят, играют, попадают в переделки. События и маленькие приключения сменяют друг друга, а книжка объясняет и подсказывает, что сфотографировать за городом, как ласточки строят гнездо, почему в августе бывает звездопад, кто ползает в траве, как сделать маленький маяк для пруда или начертить план дачного участка, как построить крепкий шалаш или сшить лоскутный коврик.
Одна из главных тем книги — детская свобода. В условиях большого города мы не можем дать детям всю необходимую им свободу из соображений безопасности. А в деревне ребенок легко может чувствовать себя свободнее, и это очень ценный опыт. Там другие радости и другие правила. Как отличить ядовитое растение от безобидного, как не потеряться, как подружиться с местными жителями, как объяснить чистюлям-взрослым, что мокрая глина у канавы — это не грязь, а прекрасный материал для лепки и строительства. Все это есть в книжке.
Книга написана от имени ребенка. Читаешь и начинаешь мыслить, как дети, — ко всему относиться с любопытством. Как удалось воссоздать такой взгляд на мир?
Мне иногда кажется, что я не очень взрослая. Художники вообще не вырастают, так и остаются детьми. А дети очень любопытны и умеют радоваться простым вещам. Часто у взрослого человека много однообразной работы, он сильно устает, ему не до открытий, не до наблюдений после работы по дороге из офиса. Например, из всех цветов радуги обычный взрослый по дороге домой замечает только цвета светофора.
Я старалась в книжке сделать так, чтобы и взрослые, читая мою книжку, смогли вспомнить свое детство, заново открыть какие-то простые забытые радости. Понять, что можно быть очень счастливым просто так. Этого очень не хватает в нашем обществе потребления, где человек постоянно чувствует, что ему чего-то не хватает для счастья.
Ваши «Находилки» и «Занималки» учат детей смотреть на мир шире, а это в конечном итоге развивает творческое мышление. Посоветуйте родителям, как еще вдохновлять детей на творчество? Или как развивать идеи этих книг дальше?
Когда мы делали «Занималки» и «Находилки», то я как художник выбирала из всего многообразия поделок, только те, которые, по моему мнению, могут выглядеть как произведения искусства и дают свободу для творчества. Я очень не люблю поделки по шаблону. Мало просто смастерить кораблик по образцу, нужно полюбоваться им, запустить, сфотографировать, придумать про него историю и, главное: создать свою новую модель, а может и не одну. Так можно развить любую идею из этой нашей серии.
Какая из ваших книг у вас самая любимая? Почему?
Книжки — как дети. Они все разные, и каждую я люблю по-своему. Конечно, о последней книжке всегда больше всего думаешь и говоришь. Потом она начинает жить сама, и ты затеваешь новый проект.
Я люблю свои первые книжки-картинки — «Чаепитие на Воздушном змее» и «Кораблик любви», потому что они очень цветные и похожи на живопись.
Люблю нашу серию «Находилок» и «Занималок», потому что эти книги помогают общаться с читателями. Люблю книжку «Космос», потому что меня после нее по-особенному зауважал сын. Еще бы! Я теперь могу легко объяснить, как устроен двигатель ракеты и рассказать о Международной космической станции, как будто сама там была.
Люблю «Лето в деревне» за настроение и опыт, который мы получили, делая ее. И, конечно, уже люблю следующую книжку, которая сейчас пишу, но какой она будет — пока секрет.
Что нужно ребенку для счастья?
Конечно, любому ребенку нужна любовь, мама, семья, отсутствие войны и другое. Но еще современным детям важно давать почувствовать простые радости. Они слишком окружены техникой. Их, например, надо учить делать что-то своими руками.
Я помню один мой мастер-класс по дереву — «Самодельный конструктор», он, кстати, есть в «Занималках. Лето». Я принесла много кусочков дерева, оставшихся от оформления Московской библиотеки им. Гайдара. Просверлила в них дырки, а дети с помощью шкантов (деревянных колышков), клея и киянки (деревянного или резинового молотка) собирали из этих кусочков скульптуры (дома, машины, корабли, животных, необычных существ). Работа кипела, за полчаса весь материал израсходовали, и дети разошлись по домам довольные. Не мог уйти только один мальчик, он привлек мое внимание еще перед занятием. Он приехал с няней и водителем и был буквально увешен гаджетами. Про айпэд он быстро забыл и, как и все, строил и колотил киянкой. А в конце занятия его просто не могли увести, он спрашивал меня: не завалился ли еще где-нибудь у меня хоть небольшой кусок дерева, не мог выпустить из рук киянку и все стучал по столу в опилках. Говорил, что дерево удивительно пахнет! И этот мальчик был совсем не малыш, учился в начальной школе. Было очевидно, чего ему не хватает для счастья.
Вообще, у каждого ребенка счастье свое, и именно оно может определить в дальнейшем, например, выбор профессии или хобби.
Победителям: как получить призы
Уважаемые победители! Пришлите, пожалуйста, ваши почтовые адреса, индекс и данные получателя на электронную почту konkurs@labirint.msk.ru с темой «Конкурс вопросов» и ссылкой на эту новость.
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги: