Генрих Книжник ответил на вопросы читателей
Конкурс вопросов писателю Генриху Книжнику завершился, и настало время подвести его итоги. Благодарим

Здравствуйте, моя дочь обожает Ваше творчество. Совсем недавно совершенно случайно наткнулись на Ваше произведение «Петька». Дочери очень понравилось, прочитала за два вечера, за уши не оттянуть. Как Вам удается писать такие интересные сюжеты. И еще вопрос, как привить ребенку интерес к книге?
Генрих Книжник: Добрый день, Анастасия. Если Ваша дочка с таким интересом читала книгу, то прививать уже ничего не надо. Надо только развивать. Подбирайте интересные ей книги. Вы скоро определите, какие произведения нравятся ей больше всего. И спрашивайте у нее о прочитанном, покажите свой интерес к ее книжкам, и она, наверное, начнет рассказывать, а значит, и переживать прочитанное. А это, кроме всего прочего, очень развивает ребенка.
Здравствуйте. Как на ваш взгляд, правильно ли, когда в детских книжках встречаются отрицательные
Генрих Книжник: Отрицательные герои существуют во всех сказках, повестях и романах. Столкновение отрицательного и положительного воспринимается ребенком совершенно правильно и учит отличать добро от зла. Если вдруг отрицательный герой привлекает ребенка больше положительного, значит он интереснее для него, и тут уже дело родителей объяснить ребенку, что положительный герой прав, хоть, может, и скучен, а отрицательный, хоть и живее и интереснее, но не прав и опасен. Для хорошо написанной книжки такое объяснение не потребуется. Могу только сказать, что у меня Волк из мультфильма вызывает большую симпатию, чем добродетельный Заяц. Но, естественно, не хотелось бы увидеть, как он ест Зайца.
Здравствуйте, Генрих Соломонович. Меня зовут Полина, мне 8 лет. Благодаря конкурсу, который проводит Лабиринт, я узнала о Вашем творчестве, и не хочу упустить момент, чтобы не почитать. Ведь читать я очень люблю. Нашла в интернете вашу книгу «Ты любишь науку, или нет?», она меня захватила, но там был только отрывок. Сейчас ищу книгу, чтобы прочитать всю У меня возникли вопросы к Вам: 1.
Генрих Книжник: Дорогая Полина. Книжка «Ты любишь науку или нет?» вышла в начале этого года в издательстве «Детская литература», и, наверное, есть в магазинах. А теперь ответы на вопросы:
а) Витик захотел стать знаменитым только затем, чтобы завоевать Эльку. Вове не завидовал, он понимал, что Вова добился известности трудом и талантом. А Элька в разговорах с Витиком все время подчеркивала, что Вову уже два раза показывали по телевизору, а ты, если и сумеешь прославиться, то только как спортсмен или хулиган. Обидно.
б) Нет. Я хоть и читал книжки по физике, но мне до Фуни, до его увлеченности, было далеко. Правда, в детстве я разбавлял краски и пускал сквозь стакан луч света, чтобы понять природу цвета, растворял соль в воде, чтобы молекулы соли расположились между молекулами воды, и вода стала сверхтяжелой, старался сделать «вечный двигатель» на магнитах, но такая мошная идея, как получение шаровой молнии путем торможения искры мне была не по силам. И потом я совсем не был похож на него внешне.
в) Конзеребекк — так бы мог называться могучий робот, неуязвимый для любого оружия того времени, созданный полусумасшедшим изобретателем в секретной лаборатории на необитаемом острове, чтобы подчинить себе весь Мир.
г) Не помню точно, кажется года в четыре. Моя мама показала мне буквы, и когда она со мной за руку шла по улицам, я узнавал эти буквы на вывесках и произносил вслух, а она учила меня их объединять в слова, а главное, видеть смысл в получившемся слове: «х-
Здравствуйте, Генрих Соломонович! Я буквально месяц назад по подсказке участников одной из книжных групп нашла книгу детства «Петька», из которой помнила, как мальчик мыл посуду песком и ел ягоды с сахаром. После перечитывания «Петьки» узнала о существовании «Ты любишь науку или нет?». Прочла ее также с огромным интересом и удовольствием. Жду не дождусь, пока вырастет мой ребенок и можно будет вместе прочитать эти произведения. В настоящее время читаю много детской и подростковой литературы, иногда чтобы вспомнить свои детские книги, иногда для восполнения пробелов своей сельской библиотеки, но в конечном итоге с целью составить список для своего ребенка. Хотела бы узнать у Вас, какие книги были любимыми в детстве? По Вашему мнению, нужно ли читать современным детям о
Генрих Книжник: Добрый день, Мария. В детстве я читал все подряд, вплоть до Киргизского народного эпоса «Манас» (20000 стихов). Многие книги перечитывал по нескольку раз: Том Сойер, Гекльберри Финн, Ходжа Насреддин, Тайны стекла, Рассказы об элементах, романы Жюль Верна, да и не упомнишь всего. А о
Генрих Соломонович, прежде всего, хочу поблагодарить Вас за книгу, которую я прочитал, наверное, тысячу раз и которую знаю наизусть еще с детства — за «Петьку». Вы написали удивительную повесть, которая всю мою жизнь, а сейчас мне уже 36, бережно хранится моей памятью, как нечто настолько светлое и прекрасное, что вспоминать его хочется и в минуты радости, и в горе. Вопрос мой, конечно, совершенно «читательский» — планировали ли Вы
Генрих Книжник: Спасибо, Филипп, за Вашу оценку моей книги. После ее выхода в свет в 1989 году, мне много раз звонили дети (откуда только узнавали мой телефон) и настойчиво спрашивали, когда будет продолжение. Я честно отвечал, что ни разу не встречал продолжения хорошей книги, которое было бы не хуже главной части. Мне кажется, что «Петька» — это законченная история о становлении, вернее о пробуждении личности восьмилетнего мальчика, а то, что я добавлю к этому, будет восприниматься просто как, может быть, интересная, но не так уж нужная добавка, и это может разочаровать читателя. Не хотелось бы.
Для того, чтобы получить приз, пришлите, пожалуйста, ваши почтовые адреса и телефоны на электронную почту konkurs@labirint.msk.ru с пометкой «Вопросы Генриху Книжнику». Внимание: по поводу призов вы можете обратиться в течение трех месяцев с момента объявления результатов конкурса.
Кротова София: Здравствуйте Генрих Соломонович. Моя дочка, ученица 3 класса, хотела задать Вам вопрос. Существуют туристические маршруты, например. По Золотому кольцу. А если бы организовать различные экскурсии и туры в литературные произведения, картины, фильмы. Куда бы выправились? В нору с кроликом, или с Незнайкой на Луну? Прогулялись бы по неведомым дорожкам, или постучались бы в теремок? И какой сувенир привезли бы из этой поездки
Генрих Книжник: Дорогая Юля. Я уже немолодой человек и всю жизнь занимался наукой. Можно считать, что в теремке, в норке Кролика я уже побывал на Земле вместе с героями сказок. Поэтому для меня сейчас самым интересным было бы побывать на Луне и привезти оттуда кусочек лунного грунта для исследования.
Елена: Здравствуйте, Генрих Соломонович. Вы — физик, а значит, реалист. Вы еще и писатель, а значит, фантазер. А были ли в Вашей жизни сверхмомены, когда ставилась под сомнение имеющаяся научная база, и душу терзали сомнения?
Генрих Книжник: Дорогая Елена. Я думаю, что каждый ученый живет в мире постоянных сомнений, иначе наука не двигалась бы вперед. Если вы спрашиваете, возникали ли у меня сомнения в признанных классическими и непреложными научных истинах, то да, возникали и возникают до сих пор.
Салтыкова Ольга: Генрих, сейчас модно водить детей в различные парки развлечений, развивающие ценры и студии. Если на все это не хватает средств, как учить детей мыслить нестандартно, учиться экспериментировать и творить? Что сподвигло, к примеру, Вас к занятиям физикой в советское время, сыграли ли в этом роль Ваши родители и книги, которые Вам читали в детстве?
Генрих Книжник: Не знаю, Ольга. В наше время родители не занимались нами так, как сейчас. Дворы, приятели, школа… Мне повезло с учителями и ближайшими друзьями. Тогда многие хотели заниматься наукой. Кроме того, я любил читать и особенно книжки для детей о науке. Что касается развивающих центров и студий — наверное, можно обойтись и без них, ведь умели же наши школы развивать творческое мышление у детей. Я не сомневаюсь в том, что родители, если будут много общаться со своими детьми, читать им, подбирать книги, рисовать, вместе строить из кубиков, вырезать из бумаги, делать с ними и при них более серьезные вещи, объяснять, что к чему, задавать вопросы — это будет развивать интерес и творческое мышление. И вам станет ясно, что ребенка привлекает больше всего, тут и помочь ему книгами, собственными знаниями и опытом. Но главное, не перегрузить, соблюсти меру, чтобы у ребенка не возникло отторжение.
Шарапова Екатерина: Добрый день, Генрих Соломонович. Я люблю читать и своего сына тоже стараюсь приучит к чтению. Сейчас очень много книг на электронных носителях. Какой видится вам судьба печатной книги? Будет ли она вытеснена электронными гаджетами?
Генрих Книжник: Не знаю, Екатерина. Скорее всего будет вытеснена, в лучшем случае, оттеснена, если только вдруг не выяснится, что электронные тексты опаснее для глаз, чем печатные. Но детям, мне кажется, нужно читать именно книги, они человечнее, а дальше дети, когда вырастут, сами решат что выбрать. Возможно, выберут гаджеты — для дела, книги — для души.
5vishnya: Здравствуйте. Интересно Ваше мнение, какими вы видите «Детей будущего?»
Генрих Книжник: Это трудный вопрос, и мое мнение здесь не может считаться компетентным. Наверное, более инфантильными, менее готовыми самостоятельно принимать серьезные решения, трезво оценивать реальность, более равнодушными к своему будущему, менее защищенными от бытовых неурядиц и идейного давления. Менее способными к самоконтролю и самокритике. Но старики всегда недооценивают следующие за ними поколения. Известнен случай, когда в английском парламенте обсуждался вопрос о молодежи. Спикер зачитал три отрывка, которые все звучали примерно так: — Поглядите на нашу молодежь. Во что они одеваются, как разговаривают друг с другом, что поют. Они не уважают старших, смеются над авторитетами и святынями, презирают добродетели и легко воспринимают дурное. Они отвергают наш опыт. Кем они станут? Что они сделают с нашими традициями и обычаями? Страшно передать им в руки управление страной… Когда отзвучали аплодисменты, докладчика спросили, кого он процитировал. Оказалось, что Перикла (основатель Афинской демократии, 5 век до Новой эры), Ларошфуко (философ, 17 век) и Чемберлена (
Фетисова Надежда: Добрый день. Вопрос о совместном творчестве. Как Вы выбираете художника, который будет иллюстрировать книгу? Есть ли критерии отбора…
Генрих Книжник: Надежда. Как правило, художника выбирает редакция. Мне могут прислать пробные рисунки, и я могу согласиться с художником, отказаться от него или предложить внести изменения в иллюстрации. У редакции есть уже знакомые им художники, кроме того, на выбор влияет много разных факторов: сроки, занятость художника, стоимость работ, личные предпочтения
Пономарева Дарина: Вопрос от моего сына, Павла Пономарева (10 лет). Набоков говорил, что хороший читатель — это всегда перечитыватель. Какие книги вам хотелось бы перечитать по несколько раз?
Генрих Книжник: В детстве я очень многие книги перечитывал по нескольку раз. Это и «Том Сойер», и «Гекльберри Финн», «Ходжа Несреддин», «Хоттабыч», «Янки при дворе короля Артура», рассказы О’Генри, да самые разные и детские и почти взрослые книги, поскольку читал все подряд. И сейчас перечитываю, в основном классику, но и детские тоже, например, «Винни Пух и
Журавлева Женя: Можно ли литературу приравнять к способу лечения? Может ли литература избавить ребенка от недугов? В каких случаях взрослому показана детская литература?
Генрих Книжник: Не знаю, Женя. Наверняка есть
Лодыгина Анастасия: А не связаны ли такие изменения в поведении и личности главного героя с
Генрих Книжник: Анастасия, напрямую — не связаны, но, конечно, внутренние перемены у автора, должны сказываться на его героях. Ведь автор — поменялся, и это должно отразиться на его творчестве. А как поменялся, иногда и сам не знаешь.
Василенко Роман: Что такое время и куда оно идет?
Генрих Книжник: Роман, этого
Соломатин Федор: Сколько времени пришлось повозиться над своей первой книгой, прежде чем Вы решили что она готова и отнесли в издательство.
Генрих Книжник: Федор. Я не собирался становиться писателем, писать стал случайно, дописал до половины, отвлекся на неотложные дела, потом наткнулся на рукопись и решил закончить. Так же случайно сказал дальней родственнице о книге, она заинтересовалась, прочла и передала в ДетГИз. А там книга понравилась и вышла очень быстро. Это было первое издание. В сумме на процесс написания ушло, наверное месяца
Губанова Светлана: Здравствуйте, Генрих Соломонович! Благодарю Вас за возможность участия в конкурсе и адресовать Вам вопрос сына. Узнав о Вас и Вашем творчестве, он пожелал получить ответ от человека, совместившего писательский труд и научную деятельность. Итак, «Здравствуйте, Генрих Соломонович! Меня зовут Давид, мне 9 лет, я трубач и ВЕРНист! Вернее, „я — не волшебник, я только учусь“. Как и Жюлю Верну, и его героям, мне свойственно мечтательность и
Генрих Книжник: Уважаемый Давид. И наука, и искусство — это творчество. Многие учёные совмещали науку с искусством. Самым поразительным примером является Леонардо да Винчи, гений науки, живописи, архитектуры, изобретательства, военного дела, музыки и даже ремёсел. Эйнштейн играл на скрипке, и совсем неплохо, знаменитый физик Хокинг пишет популярные книги о строении Мира для детей, многие учёные пишут стихи, и таких примеров много. А ты занимайся сейчас и музыкой, и наукой, расти, набирайся знаний и опыта, и со временем сам поймёшь, какое занятие станет для тебя самым главным в жизни.
Фрол: Как Вы думаете, какую аудиторию, взрослую или детскую, сложнее завоевать?
Генрих Книжник: Ох, Фрол, не знаю. Я ведь пишу только для детей. Это наверное, лучше знают издатели: им постоянно приходится завоевывать аудиторию читателей.
lenux: Здравствуйте, Генрих Соломонович! Меня зовут Лена, и я тоже физик. Сейчас все реже, а когда мне было лет 20, я частенько придавалась одной профессиональной мечте — получить нобелевскую премию по физике. Мне очень интересно, мечтали/мечтаете Вы о таком? Если помечтать… То какая бы премия — по литературе или по физике — грела бы Вам душу сильнее? :-)
Генрих Книжник: Уважаемая Лена, мечтал, конечно. А сильнее грела бы мне душу премия по физике!
Юлия: Здравствуйте, Генрих! Вам задают много разных вопросов и простых, и сложных. А наш вопрос с детьми такой — с какой бы детской книгой вы бы отправились в книгопутешествие и почему? ;)))
Генрих Книжник: Ой, Юлия, не знаю.
Сладкова Наталия: Здравствуйте, Генрих Соломонович! У нас в семье растут трое сыновей и одна дочка. Мы все очень любим читать.Книги-это наши друзья, они нам заменяют и телевизор, и компьютер. Очень хочется, чтобы дети были счастливы. Причем все, они такие интересные, смешные. Вы наверняка знаете рецепт «счастливого» детства? Поделитесь, пожалуйста.
Генрих Книжник: Дорогая Наталия. Судя по Вашему письму, вы уже знаете рецепт счастливого детства. Видите в каждом ребенке личность, и воспитываете их с уважением и терпением. И делаете то, что нужно детям для счастья. Дружба с родителями, с братьями, совместные занятия, возможность придти к ним за помощью и разъяснениями, доверие родным — это самое нужное ребенку.
Катрин7: Здравствуйте, Генрих Соломонович! Огромное Вам спасибо за замечательную книгу "Петька"!!! Прочитала с огромным удовольствием буквально за несколько часов. Как жаль, что книга такая короткая) Хотелось читать и читать. Вы случайно не планировали написать продолжение? И еще вопрос: Петька - это какой-то собирательный образ или прототип реального человека?
Генрих Книжник: Катрин. Петька, конечно, собирательный образ. Что касается продолжения, я ни разу не встречал книги, как детской, так и взрослой, у которой бы продолжение было не хуже начала. И мне не хотелось, чтобы и с «Петькой» получилось бы так же.
Marfafrol: Здравствуйте, Генрих Соломонович. Меня зовут Маша. Я с детства не читала и не любила книги, потому что меня постоянно заставляли их читать, они всегда мне казались такими взрослыми и трудными. А сейчас мне 38 лет, подрастает дочь, и я наверстываю упущенное. У меня всегда возникает вопрос, что заставляет писать детские книги. Грусть уходящих лет или радость детства, или желание оставаться всегда маленьким, или любовь, которую трудно удержать, или ещё что-то?
Генрих Книжник: Сложный вопрос, Маша. Может быть сохранившаяся яркая память о детстве, может быть интерес и любовь к детям… Сам не знаю. Я ведь начал писать случайно: собрался писать научную статью и вдруг написал на листке первые слова повести «Петька». Мне интересны дети, которых я сам выдумываю, они для меня живые. На встрече с тремя классами московских второклассников в Доме Детской Книги первый вопрос, который мне задал мальчишка был: «А петька женится на Нинке, когда вырастет?» И я понял, что и для читателя этот мой герой уже живой, существующий мальчик. После такого хочется писать еще.
Журкова Оксана: Уважаемый Генрих. В душе вы, наверное взрослый ребенок, раз так пишете о детях. Скажите пожалуйста. О чем вы мечтали в детстве и о чем мечтаете сейчас.
Генрих Книжник: Ох, Оксана, я и в душе уже далеко не ребенок, я просто хорошо помню свое детство. И не только события, но и переживания, ощущения, страхи, радости. А пишу о детях, потому что люблю детей. Мне они очень интересны. А мечтать — о чем только не мечтаешь в детстве. И о том, кем станешь, когда вырастешь, и о том, чтобы Наташка перестала дразниться и относилась к тебе с уважением, и что завтра не побежишь от этого гада из
25 ОГУ им. Тургенева: Здравствуйте, Генрих! Какие ошибки нужно знать, чтобы не совершать их родителям нашего времени?
Генрих Книжник: Я не педагог, так что могу высказать только свои соображения старого человека. Дети слишком разные, обстоятельства, в которых родителям нужно решать, как реагировать, что делать никогда не повторяются, поэтому однозначного ответа быть не может. У современных детей есть компьютер, которого не было у нас. Интернет отучает ребенка думать, критически относиться к навалу пустой и, по большей части, вредной и бессмысленной информации, подаваемой на жаргоне в крайне неряшливом виде. Игры на компьютере подменяют реальную жизнь настолько, что реальные насилие и убийства, в конце концов, в мозгу становятся неотличимыми от виртуальных. Мне кажется, что нельзя давать ребенку полную свободу выбора программ. Хорошо бы научить скептически относиться к вредной компьютерной ерунде отучающей умственно трудиться, общаться напрямую с людьми и природой, и показать, что
Кузнецова Марина: Генрих Соломонович, какие книги с детства запомнились Вам? Были среди них те, у которых вы запомнили только детали сюжета, но очень хотели найти и перечитать, будучи взрослым? Удалось ли их найти? Что это были за книги?
Генрих Книжник: Марина, сидел, вспоминал, но не смог вспомнить книги, из которой помнился бы только один эпизод.
Полин Артем: Генрих Соломонович. С такой фамилией Вам, наверное, просто было решиться стать писателем. И нельзя не спросить Вас о научно-популярных книгах Перельмана, … Актуален ли такой научпоп до сих пор?
Генрих Книжник: Артем, Я физик, я немного стеснялся того, что написал и издаю детскую книжку и поэтому хотел взять псевдоним. Но издатели в Детгизе дружно убедили меня, что ни коим образом нельзя прятать мою фамилию, потому что она очень подходит для писателя. Особенно для детского. Я поверил им и рад этому. Что касается Перельмана, то и я знакомился с физикой по его книгам. Думаю. что для начального ознакомления с наукой его книги очень полезны. Он показывает физику как
Хахаев Анатолий: Генрих Соломонович, актуальный для нашего времени вопрос: можно ли с помощью литературы выдернуть подростка из соцсетей и пагубного влияния улицы? Какие методы и приемы использовать?
Генрих Книжник: Ох, Анатолий, я всего лишь писатель, ну, есть опыт воспитания сына и внучки, но дети все разные. А универсального и абсолютно эффективного метола нет. Да и возраст подростковый — самый трудный, родители не авторитеты. Объяснять опасности жизни и необходимость трезвых оценок — не услышит. Марк Твен писал: «Когда мне было пятнадцать лет, я удивлялся, как это у таких глупых родителей родился такой умный ребенок, как я? Но мой отец вдруг стал быстро умнеть, и к семнадцати годам я понял, что у него есть чему поучиться». Что Вам сказать не знаю, давить, наверное, нельзя, терпеть — невероятно трудно, ловить момент когда вдруг захочет услышать — не удается… Если есть
Степанова Надежда: Добрый день, Генрих Соломонович! У меня к Вам несколько вопросов: 1. Моя племянница Сашенька большая «почемучка». Недавно, увидев в книжке «улыбающуюся луну», она спросила «Няня, а почему Луна улыбается?» Мне пришлось придумывать стишок ответ.
«Улыбается тихо луна: ведь скоро на небе огромном будет она не одна.
Выйдут звездочки-девчушки- баловницы, хохотушки
Будут весело мерцать, в прядки с нею все играть…
Они будут прятаться, а Луна их искать»
Генрих Соломонович, а как бы Вы ответили на этот детский вопрос?
2. Кто нас будит по утрам? Он, конечно, дорог нам Фильм? не фильм, кот? не кот, гораздо лучше! Есть у нас друзья покруче: кофе мы его зовем и всегда на завтрак пьем!, Генрих Соломонович, а какой напиток предпочитаете Вы, вместе с каким литературным героем хотели бы выпить чашечку любимого напитка и о чем бы пошел разговор?
3. Как известно, Старик Хоттабыч очень любит помогать нерадивым школьникам, но географию он знает плохо… Но
4. Я знаю, что физики очень любят загадывать загадки, если позволите, то загадаю свою любимую загадку: В Древнем Риме возник спор между двумя рабовладельцами: они не могли поделить одного раба… А вы бы могли помочь им разрешить спор и поделить раба?
5. Смог бы Петька подружиться с Карлсоном и Старухой Шапокляк? Спасибо.
Генрих Книжник: Надежда, мне понравились ваши песенки, они очень детские. Попробую ответить на Ваши вопросы.
— Хотел бы поговорить с героем книги? Скорее с автором, и поговорить о чем угодно.
— Какие уроки вел бы Старик Хоттабыч, если стал бы учителем в школе? Наверное, чародейства и колдовства. Начал бы с инструкции по выращиванию волшебной бороды.
— Подружился бы Петька с Карлссоном и Шапокляк? Не знаю! Ему решать.
Не знаете, что почитать?
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию