Пробираясь меж домов и деревьев
друзьям
Поймете ли вы меня... Поколение, в мозг которого с молоком матери просачивается понятие «гиперссылка», но понятия не имеющее, что такое «шмуцтитул». Не представляю, как текст Аркадия Трофимовича Драгомощенко (1946–2012, далее — АТД) можно прочесть на электронной книге. Впрочем, наверное, можно. Но кайф получить можно только от бумаги: «Встречаются люди, которым для душевного равновесия необходимо поводить по корешкам книг — „успокаивает“, утверждают они».
Роман ленинградского поэта, прозаика, переводчика, члена редколлегии машинописного журнала «Часы» Аркадия Драгомощенко стал лауреатом Премии Андрея Белого в 1978 году. Тогда он вышел только в нескольких машинописных копиях в качестве приложения к «Часам». (Не удержусь: одна из этих копий, том в 662 стр. формата А4 на кальке, имеется у автора этих строк. Кстати, есть некоторые мутации текста по сравнению с изданным типографским способом; но их подробное сличение — домашнее задание для будущего литературоведа.) С тех пор не переиздавался. Так что правы люди, готовившие к изданию «Расположение в домах и деревьях»: «Читателю предоставляется уникальная возможность познакомиться с прозой одного из ярчайших представителей ленинградской неофициальной литературы, которая даже спустя сорок лет звучит по-прежнему свежо и актуально».
АТД — это новая метафора Времени: «паутина» и «патина» («Прожито много славных дней. Проделана большая работа по развеществлению»; «Тогда и время не река, не поток, но паутиной разрастается, оплетая ветви космоса... (кристалл)»). Совершенно особенное чтение — изматывающее, завихряющееся, сложноподчиненное... Эффект — на уровне физиологии, метаболизма, соматических чудес. И поэтому — прилипчивое, как скотч. «И тон, взятый мною, не что иное как вранье, бессовестный обман. Кто, спрашивается, говорит так сейчас? Это классики позволяли себе роскошь распускать словеса, кречетом сизым биться в серебряные органы премудрости, ну... ну, да еще мой отец, полковник как-никак. Ему по службе было положено витийствовать.
Мне не подобает. Хоть я и сын полковника».
Представьте себе: в начале ХХ века читать тексты какого-нибудь Матвея Хотинского или Петра Каратыгина — популярнейших авторов середины XIX века! — отстоящих от вас всего-то на 40–50 лет вглубь... Потом это назовут «исторической ретроспективой» и какой-нибудь аспирант условного Института проблем литературы будет с энтузиазмом составлять из этих черепушек свой пазл. Это нормальная работа времени, унавоживающего почву.
С АТД все не так. Его попытка зацепиться за структуру времени, вербализовать ее — обжигает, прихватывает дыхание. И это несмотря на возраст текста — 40 лет. «Какой смысл торопить события? <...> в комнате сижу, записывая наблюдения, выковыривая, как изюм из булки, события из вязкой глины реальности <...> И льнет душа к любому упоминанию о древесной жизни и о воде, в поисках робких бессмертия, просит у ней защиты, пристанища: весна, лето, осень...» Кропотливая реконструкция детства (как у Владимира Набокова в «Других берегах», но еще более тщательная, хотя, казалось бы, куда уж тщательнее, чем у В.Н.).
Вот, например, чудесная арабеска из времен советской жизни, из времен детства повествователя (который скрылся под именем Юлий Теотокопулос; кстати, сквозной персонаж в некоторых других текстах АТД).
«Уж не помню точно когда, мой приятель (у каждого в детстве был такой приятель, друг сердечный, гуру) попросил украсть у родителей денег. Ему необходимо было купить часть велосипеда, чтобы обменять эту часть на „лейку“ без объектива, которую он должен был отдать одному внушающему доверие человеку за обойму к автомату МП-40 плюс парабеллум армейского образца со спиленным бойком, а затем отдать и парабеллум и обойму в обмен на морской бинокль с одним целым и одним разбитым окуляром. Для чего ему нужен был бинокль? Для поездки в Ялту, куда собирались ехать его родители. А в Ялте, как известно, существуют пляжи отдельно для мужчин и отдельно для женщин, где они, надо думать, разгуливают не в вечерних туалетах. Зная это по рассказам, понаслышке, мой друг желал, вооружившись цейсовской оптикой, начать знакомство с полями Эдема с расстояния наиболее короткого».
«Может быть, он послушает сестру? Соня, скажи ему... Соня!» — почти с отчаянием отсылается в угол, где в корневищах древней дремоты окаменела бабушка, диковинное животное, в котором все спуталось — и беспомощная доброта, и жадность к еде, и воспоминания о теплых днях, когда земля теплая была, — сон о тепле, потому что ей постоянно холодно и мысль о тепле превращается в первобытную дремучую мечту, которой никогда не суждено сбыться, но когда она сбудется кончиной, тогда наступит тепло повсюду, повсюду и везде«.
В другом месте: «Я подошел к бабушке и поцеловал ее. Она пахла пыльным мешком. На чердаках так пахнет. Пылью, старым дымом, копотью, паутиной».
По АТД, «непосилен труд идти за самим собой». Поэтому говорить о сюжете или хотя бы о фабуле этого романа не интересно. Впрочем, если у кого-то эта благородная читательская привычка неустранима — вот...
Лето, начало изнуряющего, по ленинградскому счету, дня («...рыхлое тесто жары»). Два знакомца — нищеброды, лузеры, дауншифтеры — в общем, писатель и художник (соответственно повествователь и Амбражевич), дрейфуют по «аэродинамическим проспектам» города на Неве. Художник (Амбражевич) вдруг замечает через дорогу, несколько впереди, свою знакомую. Бежит к ней в надежде раскрутить на опохмелку («Утреннее пиво, утренние мечты. Утром приходит к нам любовь, и Шива закрывает солнцем свой глаз... Утром приходит к нам страстная дама похмелья»)... Художника сбивает грузовик с надписью «Хлеб». Насмерть. Писатель и знакомая художника (Вера), на чьих глазах произошла смерть Амбражевича («...столько жить, жить и: хлоп — умереть!»), начинают броуновское движение по городу с бутылкой водки, которую все никак не удается толком распить... И все это обрамлено густой, вязкой, липкой бахромой воспоминаний писателя (см. выше). Иногда писатель выползает из-под нее для обмена междометиями и короткими репликами с Верой:
«— Не осталось, — машинально ответила она, а я подумал, что не рассмешил. Не получилось. И вообще ничего не получается! Целый день дурака валяем, шляемся неизвестно зачем, ноги отваливаются, в горле резко континентально, знобит, черт знает что получается, а скоро утро наступит... Ой-ой-ой! Утро... Ведь так про все на свете забыть можно. А ну-ка! Дважды два? Число. Верно».
Прихотливо, долго, муторно, монотонно вытягивается фабула из ризомы аксонов и синапсов. Из паутины и патины времени.
«Сквозь отражение в витрине мне улыбалось знакомое лицо. Нет, не Амбражевича. Его, к сожалению, не стало сорок с лишним минут назад. Давно. Теперь топтал он в хороводе нежный луг, теперь таился он в тени древесной, чтоб смертного дождаться, живого, и память обрести, напоить. Ну, луг — понятно... хороводы — меньше, но память... зачем ему?» Драгомощенко неутомим в своих экспериментах с русским гекзаметром!
Известный в психологии и нейропсихологии феномен (аналог принципа неопределенности Гейзенберга в физике): оформляем в слова мысль — фиксируем смысл и упускаем эмоцию; передаем эмоцию — улетучивается смысл. АТД пишет именно в этой точке пересечения смысла и эмоции. Эквилибрист!
«Или речь, или знание? Иные головы всегда придерживают про запас подобие дилемм, самым невероятным образом жонглируя ими на глазах изумленной публики, которой в мысли не приходит подойти поближе, переменить место, найти такой угол зрения, чтобы заметна стала привязь, не дающая ловкачу уронить свои предметы... Но лучшее, на мой взгляд, — следующее, сказанное одним из старых моих друзей, сказанное давно и мимоходом, как находят неприхотливый цветок у обочины, чтобы после нескольких шагов отшвырнуть.
«Молчание, — сказал мой друг, — не имеет ничего общего с музыкой. Это бритье холодной водой в отступающей армии».
Время сильнее смерти. Но смерть долговечней времени. Смерть будет (была) даже тогда, когда не будет (не было) времени. И, как следствие... «Я говорю, что в конце концов все усилия наши направлены на то, чтобы достигнуть этой безмятежности, чтобы не отравляли твое бытие соленые огурцы во льдах, чтобы брести этаким бубнящим идиотом по солнцу, смотреть на него, слепнуть понемногу. И не спешить, не бежать сломя голову невесть куда, неведомо зачем. Вокруг так хитроумно все устроено, что глупо будет думать, будто ты — единственный, кто может как-то повлиять на ход судеб или, тем паче, на свою собственную судьбу. Вздор, вздор...»
Андрей Ваганов, «Независимая газета».
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги: