Когда меняется ветер
друзьям
Центр кристаллизации романа — рассказ из архива двоюродного деда автора. В нем девятнадцатилетний красный комиссар Афанасий Милькин, родной дед Афанасия Мамедова, во время советско-польской войны выливает на землю подарок ясновельможного пана, тридцативедерную бочку водки. Выливает — к великому негодованию красных кавалеристов. С этой точки Мамедов достраивает историю предка. Это не историческая реконструкция, не мифологизация, а погружение… в героя или в себя? Похоже, и то и другое.
Мы попадаем в пространство авторской фантазии — но обузданной. Разворачивая романное действо, легко свалиться в псевдодокументальную семейную хронику или добавить развесистой авантюрной клюквы на радость читателю. Мамедову удалось пройти по лезвию ножа.
Он лаконично ведет главную сюжетную линию, лишь намекая на возможные отступления, способные вырасти в отдельные ветви сюжета, привлекательные для публики, но к эволюции героя мало относящиеся. Путешествие в Европу, членство в масонской ложе, узнаваемый, хотя и названный другим именем Гурджиев, философия «Четвертого пути», — всю эту мистику и прочие приманки автор оставляет на периферии.
Но роман есть роман, многослойный, топологически сложный и хитроумно устроенный. Жизнь героя, названного в отличие от реальности Ефимом, излагается отдельными вспышками. Некоторые эпизоды прописаны так, что достигается полный эффект присутствия, почти как в кино, другие не обременены деталями, но нужны для достраивания информации, третьи — размытый фон: Берлин, Вена, Прага, даже знаменитая школа в Фонтенбло, но на них автор внимание не фиксирует, — в этих локусах Ефим не может бросить якорь. Ему надо вернуться в Россию — уже сталинскую.
Герой, пишет автор в послесловии, — человек спотыкающийся. Это главный нерв романа. Как найти себя и сохранить айденное, если мир ненадежен и вчерашняя безусловная правда не совпадает с сегодняшней?
Роман — не просто история про демонического Чопура-Сталина и набирающий силу вал репрессий, это еще один извод «Капитанской дочки»: юноша бежит из дому и попадает под колесо истории. А ведь пушкинская повесть, как все помнят, про «береги честь смолоду». О том, как не только выжить, но сохранить достоинство в ситуации кровавого разбоя. И второй мотив у Пушкина — мотив предательства: истинного и мнимого. Гринев не подчиняется приказу остаться в Оренбурге, то есть нарушает присягу, да еще и оказывается в ставке Пугачева. Все это — для спасения Маши, но с точки зрения военного трибунала Петруша не меньший предатель, чем Швабрин. У Мамедова — изоморфная пушкинским пара героев: романтический комиссар Ефим и штабной телеграфист Шаня. Сначала вроде друг, но приторговывающий табачком по обе стороны линии фронта, тот попадает в «те самые» органы и оказывается зловещей тенью, преследующей героя до самого финала. Ординарец Тихон напоминает дядьку Савельича своей заботой и верностью.
Ефим чувствует: доверять нельзя никому — ни красным кавалеристам, ни обитателям бакинского дворика, ни московским друзьям, ни бывшему однополчанину. С одной стороны, это характеризует атмосферу страха, умноженного на ужас неопределенности, но с другой — позволяет оценить происходящее почти с философской точки зрения. Спотыкающемуся человеку еще труднее найти себя, поиски в неустойчивой системе координат еще безнадежнее. Во временной перспективе важно одно: был ты на стороне зла или добра. Но как их различить в мире плавающих констант?
Вспоминается и Гоголь с его Андрием и панночкой. Андрий ведь не столько панночкой пленен, сколько эстетикой, недоступной военизированному мужскому братству. Предал — но потому что пошел за красотой, без которой ему трудно быть собой. Выпал из множества. На одном полюсе пронизанный светом польский костел в осажденном городе — на другом напившиеся до беспамятства запорожцы, которых противник может брать голыми руками.
Но вернемся к Ефиму. Есть человек войны — и человек мира. Возможен ли переход из одного состояния в другое в границах одной личности? Всегда ли человек может отказаться от верности содружеству тех, с которыми он больше не может иметь ничего общего? Юноша, бегущий в революцию из благополучной семьи (тут Ефим изоморфен Троцкому), одержимый идеей свободы, братства и равенства, вдруг будто просыпается, осознав себя участником кровавой вакханалии. Но один продолжает рубить дальше, как Троцкий, а другой чувствует: это не его место. Сделать новый шаг — предать прошлое. Не сделать — предать себя. В отличие от «кровавого демона», Ефим вначале готов «поднять революцию до девятого вала», но скоро понимает: для казачьей братии он чужой. В итоге он ставит себя в позицию «против всех» и бежит в Европу под чужим именем — не только потому, что к этому толкает его доктор Белоцерковский: он дозрел до очередного зигзага. Выпал из системы. Он — не человек войны.
Бывший комиссар становится учеником «русского мага» Джорджа Ивановича, масоном, троцкистом. Этот путь намечен пунктирно, лишь рискованный визит к Троцкому прописан детально, — в судьбе героя это очередное «спотыкание». Уверенность в собственном троцкизме в какой-то миг развеивается. Теперь герой хочет вернуть себе родину и настоящее имя, чтобы заняться тем, к чему лежит душа: он журналист, кинодраматург, писатель. Вернуться к призванию — но в логово чудовища.
Начинается следующая жизнь, московская, где у мастера есть своя Маргарита. Персонаж реальный — кинорежиссер Маргарита Барская. Почуяв опасность, она отправляет Ефима в Баку, свой родной город. Но спрятаться в государстве, которое построил для себя Чопур, невозможно. Встреча со старым знакомым, который тоже скрывается в Баку от московских неприятностей, выводит сюжет на новый виток. Бакинская квартира Новогрудских — точка, стягивающая вместе все пространственные пласты романа. Главный его локус — Баку, город детства самого Мамедова и точка, где встречаются его будущие дед и бабушка — Афанасий Милькин и Сара Новогрудская. Бакинские сцены имеют личный, сакральный смысл.
Ветер меняется, но есть же в мире константы? Тут важно сопоставление размышлений доктора Белоцерковского с наставлениями отца нашего героя, купца второй гильдии. Повидавший многое доктор сокрушается: «Грядет нечто апокалиптическое. Что-то такое, чему можно лишь немо смотреть в лицо. Кончились тонкие рассуждения о власти общечеловеческих ценностей, потому что общечеловеческие ценности потеряли власть над людьми… <…> Порядочным людям остается лишь одно — бежать, чтобы не стать соучастником кровопролития». Самарский купец высказывается проще и определеннее: «Очень часто, стремясь исправить что-либо, мы делаем только хуже».
Финал — открытый. В дверь стучат. Ефим понимает: за ним пришли. Но читатель не верит. Он знает: кроме романной, у героя есть реальная биография. Афанасий Милькин все-таки увозит Сару в Москву, и, когда его арестовывают, она, уже беременная отцом автора, бежит обратно в Баку. Отвоеван кусочек жизни — небольшой, но существенный. Автор расширяет пространство текста за счет послесловия и нескольких интервью, по сути комментариев к роману, — словесных и визуальных, дополненных семейными фотографиями.
Роман — фрактальная фигура: из каждой главы вычитывается он весь. Тому способствуют сквозные образы: огонек керосиновой лампы, чайки и голуби, черные агаты в запонках Белоцерковского и в ушах княжны Уцмиевой, остров Бююкада и остров в Каспийском море. Баку проявляется уже в галицийских главах — куртка комиссара пахнет керосином, «как у инженера братьев Нобелей». Так автор связывает разные пласты романа в целостность. Через весь текст проходит мотив перемены имени — Константинополь превращается в Стамбул, Сталин — в Чопура, Ефим — в Войцеха и обратно, Маргарита требует называть ее Марой, и каждое переименование чревато переменой судьбы. Общее во всех главах — состояние между жизнью и смертью.
Смысловое пространство семейной хроники Мамедова расширяется и за счет ассоциаций. Это серьезный разговор о вечном — и азартная литературная игра.
Галицийские эпизоды соотносятся с «Конармией» Бабеля. Ефим — младший брат Лютова, но если Лютов убивает гуся, чтобы стать своим для сурового мужского сообщества, то убийство Кузьмы Ефимом — акт идеологический. Комиссар защищает слабых и остается непонятым для своих распоясавшихся «запорожцев», готовых на самосуд. Но для обоих героев война — стихия чуждая.
В комичной сценке в кафе «Ладья» узнаются интонации Булгакова. Уютный дом Новогрудских перекликается с домом Турбиных, куда нас отсылают жара вместе с абрикосовой газировкой — и говорить нечего.
Мамедов — блестящий стилист. Детали у него точные, яркие, запоминающиеся: серьга в комиссарском ухе, ящерообразный стамбульский старик, клетчатая подушка в кресле у Троцкого… Интересны вещи, двигающие сюжет: куртка комиссара, масонские запонки. Мотивы — почти фольклорные: конфискованная куртка, как сказочная лягушачья шкурка, превращает человека во что-то иное — выявляет в нем какую-то одну ипостась.
Тщательно выстроенный, аналитически продуманный, наполненный борьбой, сомнениями и любовью роман говорит о событиях почти столетней давности современным языком и с современных позиций. Герой из далекого прошлого воспринимается нами как современник, будучи пропущенным через авторский заинтересованный взгляд и приобретая черты самого Афанасия Мамедова.
Ирина Василькова, журнал «Знамя» №11/2021
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги: