Тэги
Авторская рубрика Афанасия Мамедова
14 января 2021 года по новому стилю или 2 января по старому (— Я рожден в ночь с второго на третье/Января в девяносто одном/Ненадежном году — и столетья/ Окружают меня огнем) исполняется 130 лет со Дня рождения одного из самых крупных и, пожалуй, самых загадочных поэтов XX века с трагической судьбой…
В мае 1938 года советские власти арестовали Осипа Эмильевича Мандельштама во второй раз, обвинили в контрреволюционной деятельности, осудили на пять лет
Он прожил всего 47 лет. Три поэтических сборника, половина прозы, разбросанные в периодике небольшие тексты разного свойства — вот, пожалуй, и все, что дошло до нас. И вряд ли бы мы узнали об Осипе Эмильевиче больше, чем рассказали о нем Георгий Иванов в «Петербургских зимах» или Анна Ахматова в «Листках из дневника», если бы не его супруга Надежда Яковлевна, в буквальном смысле совершившая подвиг. Она не только сохранила в памяти и донесла до потомков поэтическое и прозаическое наследие мужа, написала несколько книг воспоминаний. За 43 года жизни без него она создала мир Мандельштама, вывела его в бесконечность, победив тем самым еще и вечную с ним разлуку.
Каков он, мир Мандельштама? Кто придумал и соткал образ
«„Лучше издайте Осины стишки“, — сказала бы она»
|
Афанасий Мамедов Юрий Львович, сформулированная вами в нашей телефонной беседе задача — спасти от забвения и искажений, сохранить и передать максимально точно мир Мандельштама — не под силу одному человеку, каким бы даром человек этот ни обладал. Надежду Яковлевну Мандельштам окружало несколько поколений, возможно, лучших людей второй половины ХХ века. Они десятилетиями были продолжателями того импульса, той идеи, которые достались им от Надежды Яковлевны сорок лет назад. К сожалению, многие из этих людей уже покинули сей мир, став символом отпущенного им времени. Скажите, пожалуйста, насколько их служение Мандельштаму соответствовало интенциям Надежды Яковлевны, ее волевому посылу? И «кто же будет продолжать за них»?
Юрий Фрейдин Вам очень удачно вспомнилась строка «Кто же будет продолжать за них?». Это финальная строчка стихотворения, начинающегося:
Не мучнистой бабочкой белой
В землю я заемный прах верну —
Я хочу, чтоб мыслящее тело
Превратилось в улицу, в страну —
Позвоночное, обугленное тело,
Осознавшее свою длину.
Стихотворение написано в Воронеже в начале лета 1936 года. Оно завершает «Первую воронежскую тетрадь». У этого стихотворения было домашнее название: «Похороны летчиков». Мы ведем наш разговор в конце декабря печально коронованного 2020 года. 27 декабря исполнилось 82 года со дня гибели Осипа Эмильевича Мандельштама (в пересыльном лагере «Вторая речка» под Владивостоком). 29 декабря исполняется 40 лет со дня смерти Надежды Яковлевны Мандельштам. А в январе мы традиционно отмечаем
Напрягаются кровью аорты,
И звучит по рядам шепотком:
— Я рожден в девяносто четвертом,
Я рожден в девяносто втором
И, в кулак зажимая истертый
Год рожденья с гурьбой и гуртом
Я шепчу обескровленным ртом:
— Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном.
Ненадежном году, и столетья
Окружают меня огнем.
Так в стихах, написанных в воронежской ссылке весной 1937 года, Мандельштам обозначил свой день рождения. Естественно, «по старому стилю». Эту концовку «Стихов о неизвестном солдате» помнят, наверное, все читатели стихов Мандельштма. Но был вариант, когда за ней шло еще одно двенадцатистишие:
Но окончилась та перекличка
И пропала, как весть без вестей,
И по выбору совести личной
По указу великих смертей.
Я — дичок испугавшийся света,
Становлюсь рядовым той страны,
У которой попросят совета
Все кто жить и воскреснуть должны.
И союза ее гражданином
Становлюсь на призыв и учет,
И вселенной ее семьянином
Всяк живущий меня назовет…
От такого сложного, оптимистичного и в то же время эсхатологического финала автор в итоге отказался. Однако мы знаем о его поисках и колебаниях, знаем о других его стихах
АМ Как и когда «открыли» заново Мандельштама?
ЮФ Шестьдесят пять лет тому назад Глеб Струве и Борис Филиппов издали в Вашингтоне однотомник стихов и прозы Мандельштама, все, что сумели найти, почти все произведения, опубликованные при жизни поэта, с 1908 по 1932 год, пока его еще издавали на родине. Там не было «Стихов о русской поэзии», «Четвертой прозы», «Разговора о Данте», не было «Воронежских тетрадей». Они сделали это сами, без какой бы то ни было помощи из Москвы или Ленинграда и, конечно, без участия Надежды Яковлевны. Она в это время выходила на пенсию, обосновывалась в Тарусе, приводила в порядок чудом сохраненные ею бумаги мужа, хлопотала о его реабилитации, создавала Комиссию по литературному наследию и прикидывала шансы на издание этого наследия. Быстро поняв, что реабилитация не будет полной (до полной реабилитации она не дожила), что издание не будет быстрым, Надежда Яковлевна решила не дожидаться милостей от начальства. В результате к концу
И там уже были и стихи на смерть Андрея Белого, и «Стихи о русской поэзии», и «Воронежские тетради». Конечно, в одиночку Надежда Яковлевна сделать этого не могла. Ей помогало много разных людей, близких и далеких, безвестных, как уличный сапожник в Ташкенте, и знаменитых, как Анна Андреевна Ахматова, родных, как брат Женя и посторонних, как тетя Поля Степина, тарусская домохозяйка… Перечислять пришлось бы долго, да и не всех мы знаем: ведь с Глебом Струве, например, Надежда Яковлевна не была знакома и не состояла в переписке. Однако в 1966 года он и Филиппов уже выпустили в
АМ О чем Надежда Яковлевна, по вашему мнению, хотела написать в своих воспоминаниях?
ЮФ Две книги Надежды Яковлевны Мандельштам написаны в жанре, не укладывающемся в привычные рамки мемуаров. Их сравнивали с обличительным «Житием протопопа Аввакума», написанным им самим. Это
Уже сорок лет эти книги привлекают внимание разных поколений читателей.
«Воспоминания», ходившие в самиздате с середины
«Мое завещание», написанное в декабре
«Вторую книгу» напечатала
Обе книги были переведены на основные европейские языки и вызвали живой сочувственный отклик за рубежом. Надежде Яковлевне даже присудили
Но больше всего была рада, что там, на Западе, стали больше переводить и издавать Мандельштама, изучать его творчество. И с достаточным основанием связывала это с успехом своих книг, зная, что между ее произведениями и его творчеством никогда не возникнут отношения «конкуренции», как, например, между поэзией Гумилева и Ахматовой. Как пишет Надежда Яковлевна, Анна Андреевна нередко вспоминала о судьбе
АМ Насколько рискованным было решение переправить книги для издания за рубеж?
ЮФ Решившись отдать книги для зарубежных изданий, часто принимая в доме иностранцев — студентов, журналистов, аспирантов, просто своих читателей или поклонников поэзии Мандельштама, Надежда Яковлевна все время помнила, что «начальство бдит», и в любой момент ее могут «не погладить по головке». Разве что «не станут связываться с больной старухой», но это уж как придется.
И оказалась права: ей прислали однажды прокурорскую повестку, а потом и арестовали, но, к счастью, уже после смерти и не надолго. Накануне нового
Упоминаю об этом, потому что сейчас уже за книги не арестовывают и не убивают, и трудно представить, что еще совсем недавно все обстояло совсем иначе. Не знаю, фигурировали ли книги Надежды Яковлевны в обвинительных приговорах на процессах инакомыслящих в
АМ Она успела записать все, что хотела?
ЮФ Надежда Яковлевна не раз говорила, что собирается написать третью книгу. Обретя после десятилетий молчания голос и живую аудиторию, она многое ощущала недоговоренным — ей еще было что сказать.
В стремлении «доформулировать» реплики своего внутреннего диалога с пушкиноведческими работами Ахматовой и статьями Мандельштама, которые
А еще там должны были быть короткие главы. Она хотела «отругнуться» — дать ответ своим критикам — но Каверину уже ответил Струве, а сердитые заметки Лидии Чуковской тогда не были обнародованы, хотя
Своих зарубежных гостей всегда просила привозить ей экземпляры американского издания Осипа Мандельштама, ее собственных книг — она их тут же раздавала друзьям. А также экземпляры книжки стихотворений,
АМ Как сложилась судьба архива Осипа Эмильевича? Работала ли с ним Надежда Яковлевна, или все пометки делала по памяти?
ЮФ Архив в ту пору находился у Ирины Михайловны Семенко, которая работала с ним, читая черновики и варианты, датируя списки разных лет. В начале
Надежда Яковлевна не раз говорила, что хочет написать в ней о расстреле царской семьи — ее буквально приводила в бешенство бессудность расправы, ее таинственность, но больше всего — убийство детей. А еще (думаю, она никогда не забывала, что Анна Андреевна называла ее «мастером снижения») собиралась написать об институтских сортирах, кошмарных общественных туалетах в общежитиях тех вузов, где ей пришлось преподавать, двадцать с лишним лет скитаясь из Ашхабада в Ульяновск, Читу, Чебоксары, Псков…
В последние годы все больше жаловалась на усталость, все реже выходила из дома. И все же написала несколько глав к своей «Третьей книге» — «Отец», «Семья», «Девочки и мальчик» (маленькая главка о царской семье)… Иногда писала
Несмотря на нежную заочную любовь к Никите Алексеевичу и его «Вестнику», она боялась, что в прогрессивной Франции к власти придут коммунисты и вернут архив в Россию, а тут его просто сожгут. Да и советским танкам не так далеко до Атлантики. К сожалению,
Через полгода после смерти Надежды Яковлевны, разбирая (по праву и обязанности одного из официальных наследников и неофициального — такая роль официально у нас давно упразднена — но опять же ею назначенного и всеми признанного душеприказчика) бумаги в ящиках
Вот тогда, летом
Так что года полтора спустя, когда до нас добрался выпущенный в
АМ И как эта «третья книга» увидела свет?
ЮФ Пять лет спустя Никита Струве выпустил в Париже расширенный вариант под очень удачным заголовком: «Книга третья». Он соответствовал тому, что был задуман самой Надеждой Яковлевной, и в то же время не повторял его буквально. Струве пополнил состав комментарием к стихотворениям Мандельштама
АМ Но не прошло и нескольких лет, как времена изменились неузнаваемо…
ЮФ После издания «Книги третьей» прошло совсем немного времени, и появилась возможность, о которой ни сама Надежда Яковлевна, да и никто из ее читателей не мог и мечтать — в России начали издавать ее произведения. Сначала в журналах, «с продолжением»: воронежские главы «Воспоминаний» — в воронежском «Подъеме»; полный текст «Воспоминаний», а затем и «Второй книги» — в журнале «Юность». Чуть, раньше, в самом начале
Так в
Все, кроме «третьей».
Она разошлась по частям.
Набросок про Ахматову в
Письмо к администрации Принстонского университета напечатала «Литгазета» в
Эссе «Моцарт и Сальери» было републиковано в
Все это и решено теперь издать вместо так и не написанной Надеждой Яковлевной «Третьей книги».
Поскольку в ее состав вошло «официальное» письмо к администрации Принстонского университета по поводу мандельштамовского архива, переданного в свое время туда Надеждой Яковлевной, то встал вопрос, включать ли остальные письма Надежды Яковлевны, большей частью опубликованные. Их уже набралось довольно много: к Ахматовой, к Лидии Яковлевне Гинзбург, к Василисе Георгиевне Шкловской, к Марии Вениаминовне Юдиной, к Борису Сергеевичу Кузину (он так и не уничтожил их, несмотря на требования Надежды Яковлевны). Может быть, из них
Возможно, идя навстречу такому ее пожеланию, следовало бы переиздания книг Надежды Яковлевны сопровождать печатаньем стихотворений Осипа Эмильевича. Хотя бы тех, о которых она упоминает. Так поступил Александр Анатольевич Морозов, готовя тридцать с лишним лет назад первое отечественное издание «Воспоминаний». Может быть, так нужно сделать и теперь, сначала для цифровой версии, а там, если читателю понравится, то и для книжной. Может быть, так мы сможем попытаться «продолжать за них».
«Разговор об академичности собраний Мандельштама выглядит маниловщиной»
|
Афанасий Мамедов Что происходит сегодня в мандельштамоведении, на что бы вы обратили наше внимание в связи со
Леонид Кацис Ваш вопрос воскресил в памяти начало моей статьи пятилетней давности в «Вопросах литературы», посвященной конференции к
АМ Глеба Петровича Струве и Никиты Алексеевича Струве тоже уже нет… и все это люди, составившие эпоху в мандельштамоведении…
ЛК И эта эпоха уже закончилась. Если вспомнить, что Осип Эмильевич начать писать еще до Первой мировой войны, то возникшая за это время академическая историзация с неизбежной мифологизацией новейшего образца, сопротивляющейся ей и связанной уже даже не с кругом Надежды Яковлевны Мандельштам, требует попытки хоть
АМ И в совершенно новой исторической ситуации. Кстати, академическое издание Мандельштама у нас уже появилось?..
ЛК Трудно говорить об академическом собрании, если именной указатель «Летописи» жизни и творчества поэта включает в себя в полтора раза меньше имен, чем само собрание. Это задача целого поколения или даже поколений, никак не связанных лично с поэтом и окружением его вдовы. У нас пока о многом непринято говорить — и по традиции, идущей от Надежды Яковлевны Мандельштам и ее оценок, и вследствие расхождений ее воспоминаниям с воспоминаниями Анны Ахматовой, не говоря уже о «Доме поэта» Лидии Чуковской или «Мемуарах» Эммы Герштейн.
АМ Вы, кстати, знакомы с украинским двухтомником Осипа Мандельштама?
ЛК Нет, но видел доску «Осiпу та Надii», открытую в Киеве. Достаточно взглянуть на главу «Не треба» из мемуаров Надежды Яковлевны, чтобы стало ясно: на памятной доске надпись должна быть вовсе не на державной мове! У Надежды Яковлевны есть очень непростые высказывания об украинской самостийности. А в ответ мы видим два издания украинской книги об очерках «Киев» Осипа Мандельштама, кстати, на русском, в которых осторожно избегаются проблемные моменты, включая «погромный пух», «пытку страхом», украинизацию и массу иных сложностей
АМ Из «Летописи» странным образом выпадают только еврейские имена?
ЛК В очерке об отсутствующем в «Летописи жизни и творчества
АМ Купюры и неточности в «Летописи» (и не только) касаются
ЛК Конечно. Прежде всего, это касается следственных дел, которые сами по себе требуют непростого источниковедческого анализа, особенно, когда ответы Мандельштама на вопросы следователя оказываются далеки от исторической реальности. Заведомо неточные письменные ответы Мандельштама безо всяких заметок и поправок игнорируются, например, в решениях Особого совещания 1938 года, приговорившего поэта к его последнему сроку. А вот в самом решении этого совещания приводятся сведения о поступках Мандельштама, соответствующие исторической реальности. Такой разговор глухих настоятельно требует анализа.
АМ Если существуют такие проблемы с биографией Мандельштама, как тогда обстоят дела с текстологией его произведений, ведь архив Мандельштама Надежда Яковлевна передала в Принстон. Имеются ли рукописи поэта в российских архивах?
ЛК Это важный вопрос, особенно он касается «Воронежских тетрадей». В
Гаспаров в 2001 году даже выпустил издание Мандельштама, в котором не было «Воронежских тетрадей», а стихи шли в хронологическом порядке. Но воз и ныне там: «Воронежские тетради» продолжают перепечатываться по традиции, идущей от Надежды Яковлевны. И хотя теперь Принстонский университет вывесил мандельштамовский архив в сети в огромном разрешении и в открытом доступе, его материалы используются только для иллюстрирования разного рода работ. А «Воронежские тетради», компоновавшиеся Надеждой Яковлевной вплоть до середины
Поэтому даже разговор об академичности любых собраний сочинений Мандельштама выглядит на этом фоне безнадежной маниловщиной. Другое дело, что сегодняшняя техника позволяет бесконечно множить электронные переиздания трехтомников, составленных
АМ Получается, что от своего начального этапа конца 50-
ЛК Огорчительно, но, похоже, что так. Вспоминаю самый конец
Но у нас есть книга Максима Амелина и Олега Лекманова, где к каждому стихотворению Мандельштама даны списки наиболее авторитетных работ, порой радикально противостоящих друг другу, причем в ряде случаев это просто упоминание комментариев к отдельным строкам Мандельштама. В этой ситуации и текстологический, и
Тут, вспоминая Пастернака, придется говорить о неизбежном «втором рождении» академического мандельштамоведения. Ведь великий поэт его полностью заслуживает.
АМ Известно, что в
ЛК Основной корпус стихов Мандельштама, с которым работал Гаспаров, записан Надеждой Яковлевной с правкой поэта. Но дело не в этом. Как показал Гаспаров в своих лекциях сразу по возвращении из Принстона (я знаю о трех таких лекциях, на двух в РГГУ я был сам, про выступление в Литературном музее имею подробную информацию), Надежда Яковлевна в 50-
Поэтому речь здесь не столько об искажении памяти, сколько о желании представить Мандельштама таким, каким он виделся его вдове. Кстати, это и была причина разрыва Надежды Яковлевны с Николаем Ивановичем Харджиевым, которому не нравились вторжения Надежды Яковлевны в текстологию и даже в идейные миры поэта.
АМ Насколько концепция Гаспарова меняет традиционные представления о творчестве Мандельштама?
ЛК Если ты много лет работал с «Воронежскими тетрадями», а биографию писал по лекалам
Остается надеяться, что будет обнародовано гаспаровское описание Принстонского архива Мандельштама, опубликованы заготовки к несостоявшимся статьям в так называемой «Мандельштамовской энциклопедии», и что мы сможем сопоставить все это с перепиской с коллегами из Принстона, которая частично опубликована.
АМ Надежда Яковлевна, как известно, во «Второй книге» не пощадила никого, досталось всем, кроме, может быть, Василисы Георгиевны Шкловской (жены Виктора Шкловского) и воронежской подруги Мандельштамов Натальи Штемпель. Надежда Яковлевна была им
ЛК Семья Шкловских в нескольких поколениях, вплоть до сегодняшнего дня сохраняет абсолютную верность Надежде Яковлевне Мандельштам. А для нее, насколько я могу судить, ее не зная, это всегда было самым главным. Не исключаю, что другого пути выдержать то, что выпало ей на долю, и не существовало.
Что же касается Натальи Штемпель, то достаточно простого факта: она сохранила рукописное собрание Мандельштама, так называемую «Наташину книгу». В свою очередь, Наталья Евгеньевна Штемпель была важнейшим центром притяжения всего круга любителей Мандельштама, начиная с ее воронежских друзей и дальше. Понятно, что и здесь ни одно слово Надежды Яковлевны не подвергалось не то что сомнению, но даже обсуждению.
Думаю, что наряду с тем, что мы давно называем «великими вдовами», сюда включена и Надежда Яковлевна Мандельштам, можно ввести понятие «великих друзей великих вдов», к которым относятся и эти две женщины, напрямую связанные с Мандельштамом еще при его жизни.
Многие из окружения Надежды Яковлевны вполне обоснованно считаются крупными фигурами, отсюда не только их желание, но и право иметь собственное мнение. Отсюда и расхождения в мемуарах Надежды Яковлевны и тех же Эммы Григорьевны Герштейн и Лидии Корнеевны Чуковской. Эти женщины из очень близкого круга четко разделяли великого поэта и его вдову. А это не допускалось «поздней» Надеждой Яковлевной. Не говоря уже о непростой динамике взаимоотношений вдовы поэта с Анной Ахматовой до и после ее ухода из жизни. Однако все это давно уже стало историей.
АМ Чем, на твой взгляд, обусловлен тот факт, что Пастернак делил воронежские стихи Мандельштама на «разряды»?
ЛК Создается ощущение, что, выбрав как абсолютно лучшие, то есть «вне разрядов», два стихотворения — «Вооруженный зреньем узких ос…» и «Улыбнись, ягненок гневный с Рафаэлева холста…», написанные соответственно 8 февраля и 9 января 1937, Пастернак отметил ту интонацию освобождения от противопоставления «сталинских» стихов, стихов дантовского ряда, стихов
Я бы не преувеличивал значение этого деления на «разряды», а относил высказывания Пастернака к попытке поддержать коллегу, в судьбе которого он сыграл очень сложную роль, отразившуюся в стихах Мандельштама.
Воронежские стихи с их Тассо, Ариостом, Дантовыми кругами очень жестко реагировали на строки «сталинских стихов» Пастернака 1936 года, обращенных к Мандельштаму: «Поэт, не принимай на веру примеров Дантов и Торкват…». Мандельштам не послушался и ответил. Другое дело, что все это следует осмыслить и в контексте «Оды» Сталину…
В январе-феврале 1937 года, когда были написаны лучшие, по мнению Пастернака, воронежские стихи, до освобождения Мандельштама в мае 1937 года оставалось совсем немного. Отсюда и ощущение того голоса Мандельштама, который предсказывает хоть
Другое дело, что Мандельштама ждала после Воронежа еще зона 101 километра от Москвы, которую нельзя было пересекать бывшим ссыльным, и та непростая «Дорога к Сталину — не сказка, а только путь без укоризн…»
АМ Некрасивый, беззащитный, неприспособленный к жизни, попрошайка, всего боящийся, от всего убегающий, на всех обижающийся… Кто придумал и соткал такой образ поэта, и зачем нужно было это делать? Или, может, Мандельштам и вправду был таким?
ЛК Кто теперь это проверит? Есть опубликованные при жизни поэта и обидевшие его воспоминания грузинских друзей Мандельштама о том, как он еще в Батуме собирался пойти в еврейскую общину, чтобы попросить денег и пообещать своим соплеменникам, что ТАМ им это зачтется. Есть разные рассказы о такого же свойства поведении поэта в Коктебеле в Гражданскую войну. Однако трудно представить себе таким работника Украинского или Московского Наркомпроса, организующего в городе празднование 1 мая или руководящего отделом по введению ритмических танцев в образование. Вряд ли он вел себя так у Бухарина или у секретаря Ленина Горбунова. Никто ничего подобного не вспоминает о его жизни в санатории в Коктебеле, где он сидел за одним столом с Андреем Белым, Анатолием Мариенгофом и так далее. Думаю, здесь было сочетание определенных характерологических качеств с элементами легкого притворства, но это в нормальное время. К особому роду подобных свидетельств относятся его собственные письма к властям, не говоря уже о донесениях сексотов. А уж судить ссыльного или травимого поэта нам
АМ С одной стороны, все говорят об аполитичности Мандельштама, и многие с этим соглашаются, с другой — мы отлично знаем, как важно было для него заявлять о своей гражданской позиции, какое значение он предавал гражданственному стиху. Нестыковка, противоречие? Или одно другому не мешает?
ЛК Для человека левых взглядов, коим Мандельштам являлся, надежда на революцию, на ее очищающие свойства оставалась всегда. Понятно, что она сделала со своими детьми, но Мандельштам шел с революцией. Недаром и Надежда Яковлевна писала, что примитивное капитулянтство было не для него, Осип говорил с революцией и от имени революции…
АМ Мог бы ты назвать хотя бы несколько партийных фамилий высшего разряда, с которыми был связан Мандельштам?
ЛК Здесь список длинный, а отношения очень разные, очень сложные: Николай Бухарин, Вячеслав Молотов, Александр Щербаков (через
АМ Правда ли, что в жизни Мандельштама все изменило одно лишь стихотворение, после которого трагический финал был неизбежен, или все же могли быть и иные сценарии?
ЛК Это крайне трудный вопрос, так как он предельно мифологизирован и продолжает мифологизироваться даже сейчас. Разумеется, происшедшее с Мандельштамом в 1934 году (арест, Чердынь, Воронеж, звонок Сталина Пастернаку и так далее) переломило жизнь поэта, еще недавнего кандидата в правление строящегося Союза советских писателей. Но есть другая сторона вопроса.
В 2020 году произошел непонятный всплеск интереса именно к тексту «Мы живем, под собою не чуя страны…». Я давно занимаюсь этим стихотворением. Поэтому в разрез с общепринятыми точками зрения скажу, что это стихотворение — не просто сочинение поэта, ненавидящего Сталина и советскую власть. Напротив, и стилистически, и идейно это очень типичное для определенных кругов оппозиции произведение, связанное с очень коротким периодом
Отсюда и фраза Мандельштама в показаниях 1934 года о том, что он написал «издевательское» стихотворение с огромным «пропагандистским зарядом», с признанием «силы» (читай: победы) товарища Сталина. Отсюда же и избегаемые официальным пастернаковедением и мандельштамоведением многочисленные (не менее 5!) сообщения о публичном чтении этих стихов Мандельштамом. Отсюда же и решение Сталина о переводе Мандельштама из Чердыни в Воронеж. Ведь в эти годы на
Отсюда и слова из «Четвертой прозы», сохраненные для нас Морозовым: «Кто же, братишки,
Другое дело, что, когда эти стихи были «выпущены в свет» в
АМ Знаешь, когда я начал готовить этот круглый стол, слышал от многих что сейчас идут
ЛК Мне так не кажется. Сейчас нет
АМ А как с темой Сталин и Мандельштам?
ЛК Я получил только что рецензию Григория Фрейдина на книгу его английского коллеги Эндрю Кана, где уже вовсю используется гипотеза Глеба Морева о том, что Сталин эпиграммы на самого себя — «Мы живем, под собою не чуя страны…» — не читал, все решил лично Агранов: и арестовал поэта, и отправил в Чердынь, а Сталин только облегчил участь Мандельштама по просьбе Николая Бухарина. А теперь Эндрю Кан сообщает, что нет у нас и документов, по которым можно понять, читал ли Сталин «Оду». Если так, то и проблемы
АМ Получается, что и «Эпиграмма», и «Ода» Сталину уже не так и важны?
ЛК Получается так. Более того,
АМ Знаете, на аэропортовских кухнях постоттепельных времен, я слышал только короткую версию, что Сталин задал один вопрос: хороший ли поэт Мандельштам, после чего Пастернак начал неопределенно отвечать и вскоре остался с гудками…
ЛК В
АМ Какие вопросы в мандельштамоведении по прежнему остаются самыми важными?
ЛК Необходима общая библиография поэта и работ о нем, в которую войдут работы всех авторов, в том числе высказывающих взаимоисключающие позиции. Должна появиться «Летопись жизни и творчества
«Кино оставалось для поэта периферийным видом искусства»
|
АМ Вы автор работы «Мандельштам и кинематограф», в которой говорите о
Сергей Шиндин Вряд ли прозвучат оригинально слова о том, что тема эта возникла и постепенно приобрела монографические масштабы совершенно случайно.
В 1990 году, в преддверии столетия со дня рождения Мандельштама (его юбилея, как и состоявшегося накануне ахматовского юбилея, тогда еще всерьез не отмечали) Михаил Борисович Ямпольский неожиданно предложил мне подготовить статью на данную тему для «Киноведческих записок», которые только стали выходить в свет. Результатом моей работы стала появившаяся в 1991 году небольшая журнальная публикация, в которой, были предварительно обозначены основные направления, по которым могло происходить исследовательское, никак не
Результатом дальнейшей, более системной и целенаправленной работы в середине
К сожалению, данное начинание поддержки коллег не получило, но работа моя
Что же касается субъективной мотивации столь продолжительного по времени обращения к данной теме, то здесь, прежде всего, сказалась убежденность в том, что любая тема, так или иначе связанная у Мандельштама с искусством и миром культуры, не может быть для него незначительной или второстепенной, то есть «десемантизированной».
АМ Вы пишите о фильмах, которые мог видеть Осип Эмильевич и которые точно видел, а что дает это поклонникам поэта, что прибавляет «зрительская карта» Мандельштама к его образу?
СШ Первое, что приходит в голову в качестве ответа — это, конечно, утверждение о том, что опыт
АМ Были у Мандельштама основания рассчитывать на замену переводческой деятельности, которой он очень тяготился, работой в кинематографе? И что включало в себя понятие «работа в кинематографе» для Мандельштама, к примеру, в 1926 году, который вы считаете для него важным?
СШ Сказать откровенно, не имеющий реального опыта сценарной и иной кинематографической работы и не слишком жалуемый культурной средой того времени Мандельштам на первом этапе контактов со сферой киноиндустрии мог рассчитывать с ее стороны только на пробные шаги. Что и осуществилось в реальности: неосуществленный абстрактный заказ на абстрактный сценарий и три рецензии (в том числе и только на украинском языке) на проходные кинокартины. Утверждение поэтом в середине февраля 1929 года в письме отцу о предстоящей гипотетической работе в Киеве во Всеукраинском фотокиноуправлении в статусе
АМ Какую роль сыграл Виктор Шкловский к привлечению Мандельштама к кинематографическому процессу? И вообще, как вам кажется, почему для современного мандельштамоведения фигура Шкловского, сыгравшего в биографии поэта, в становлении самых разных составляющих его художественного мировоззрения немалую роль, по существу не выходит за традиционные рамки современника?
СШ Очевидно, роль Шкловского в «кинематографизации» Мандельштама была, если можно так сказать, основополагающей: в 1925–1926 годах, он, войдя в дирекцию одной из кинофабрик, обращался к своим знакомым литераторам с «коммерческим» предложением писать киносценарии, которые независимо от их дальнейшей судьбы будут щедро оплачены. В таком контексте необходимо учитывать, что в середине
На вопрос о том, почему такие важнейшие обстоятельства выпали из поля зрения современного мандельштамоведения, трудно ответить точно и прямолинейно. Возможно, на данный факт повлияла определенная неоднозначность личности Шкловского для тех, кто формулировал собственный биографический образ или исследовательскую оценку Мандельштама (и поддерживал формировавшийся с начала
АМ Надежда Яковлевна ведь переписывалась с Еленой Сергеевной, и, говорят, даже приятельствовала с ней, по крайней мере, в Ташкенте. Находите ли вы
СШ Строго говоря, единственную успешную попытку описания этого нетривиального явления отечественной культуры предпринял Дмитрий Михайлович Сегал, в 2004 году в XIV томе иерусалимского издания «Jews and Slavs» опубликовавший очерковую заметку «Русские вдовы в двадцатом веке», ставшую доступной российскому читателю в фундаментальном, почти тысячестраничном собрании его исследований, увидевшим свет в издательстве «Водолей Publishers» в 2006 году. При этом с субъективной читательской точки зрения одну из строк стихотворения Пушкина, использованных автором в названии статьи: «Смиренная, одетая убого, / Но видом величавая жена», — по отношению к Надежде Мандельштам, наверное, следовало бы исправить: «видом величавая вдова» или вспомнить: «Над школою надзор хранила строго…».
АМ Хотел бы задать вам еще вопрос о так называемом «теневом окружении» Мандельштама, что это, какой по счету круг посвященных, кто в него входил или мог входить и можно ли тут обнаружить
СШ Насколько понимаю, речь идет о стихийно сложившемся цикле статей последних лет, посвященных прямым и опосредованным взаимоотношениям Мандельштама с некоторыми его современниками, не входившими в число ближайшего окружения поэта, но оставившими свой собственный заметный след в истории русской культуры XX века: Сергее Маковском, Иване Аксенове, Марии Моравской, Юрии Терапиано, Константине Вагинове и других. Этот «проект» стал своего рода логическим продолжением работы над «Мандельштамовской энциклопедией», и его «участниками» явились те представители культурной среды
И таких имен немало, как, в частности, до сих пор «не вернувшиеся» из эмиграции не только к читателям, но и к большинству исследователей юные знакомые Мандельштама по Феодосии 1920 года, начинающие поэты Андрей Седых (Цвибак), автор неоднократно издававшегося за рубежом, но «потерянного» в России мемуарного очерка «Волошин и Мандельштам», и Александр Соколовский. Или, скажем, уже увиденные искусствоведами, но все еще должным образом не замеченные мандельштамоведами художники Климент Редько и Ниссон Шифрин и
«Огромность мандельштамовского наследия в его многомерности, а не в физическом объеме»
|
Афанасий Мамедов Не является ни для кого секретом, с каким пиететом Иосиф Бродский относился к мемуарной прозе Надежды Яковлевны: «…Эти книги растолковали сознание русского народа». С не меньшим пиететом относились к ней и другие поэты — современники Бродского, да и в последующие
Данила Давыдов Безусловно Надежда Яковлевна Мандельштам — неотменимая часть образа самого Мандельштама, но и, кажется, ее сейчас полноправно воспринимают как самостоятельного автора (такое отношение канонизировано выходом двухтомника Надежды Яковлевны). Это,
АМ А существует ли в современной поэзии, наряду с огромным количеством поэтический откликов на стихи Мандельштама,
ДД Серьезные тексты
АМ Сейчас уже известно, что Осип Мандельштам не только написал «Кремлевского горца», он его еще и читал, причем крайне не осмотрительно!.. Что заставило его пойти на открытое столкновение с властью, лично с горцем? Было ли это с его стороны сжиганием мостов?
ДД Вряд ли это было сознательной позицией. Здесь надо смотреть на все устройство личности Мандельштама — в том смысле, в котором его понимание нам доступно. Стоит вспомнить и о невероятной истории про то, как Мандельштам, вырвал из рук Якова Блюмкина пачку расстрельных ордеров и порвал их.
АМ Да, эту историю описал Георгий Иванов в «Петербургских зимах»…
ДД При всей апокрифичности история характерная, подтверждаемая и многими другими. Вспомним и другую историю — знаменитую мандельштамовскую пощечину Алексею Толстому уже в
АМ Данила, а как вы относитесь к воспоминаниям Георгия Иванова о Мандельштаме из «Петербургских зим»? Кажется, что они написаны с неким предубеждением, что «блестящий Жоржик» не мог
ДД Воспоминания Иванова и Одоевцевой давно пользуются репутацией откровенно лживых (к созданию этой репутации активно приложили руку и Ахматова, и Надежда Яковлевна). Меж тем, как показывают новые исследования (например, комментарии Олега Лекманова к одоевцевским «На берегах Невы») доля вранья здесь весьма умеренна, не превышая, так сказать, общемемуарную: скорее речь должна идти о
АМ Чем объясняется тот факт, что у Мандельштама нет поэм?
ДД Монументализм советских поэм, даже самых блестящих — Пастернака, Сельвинского, менее прочитанного Шенгели — это
АМ Как вам кажется, знал ли Мандельштам Лорку, Арагона, Элюара, осознавал ли, что движется в сторону сюрреализма?
ДД Арагона и Элюара знал, скорее, как коммунистов, нежели как сюрреалистов. Впрочем, ему должна была быть известна в воронежской ссылке антология «От романтиков до сюрреалистов» в переводе Бенедикта Лившица (автора, парадоксально отчасти близкого позднему Мандельштаму). Ранее, в эпоху расцвета сюрреализма, Мандельштам вряд ли ими особенно интересовался. Лорку при жизни Мандельштама не переводили, так что вряд ли он о нем
Вообще, сближение Мандельштама и сюрреализма,
АМ Вы согласны с тем, что Мандельштам — самый «темный», самый герметичный поэт в русской литературе и что он единственный, кому эту «темноту» прощали?
ДД Мандельштаму ничего не прощали, современники (не только младшие и не только ультрасоветские) воспринимали его как архаизм. Даже Тынянов говорит о Мандельштаме с настороженностью: «У Мандельштама нет слова — звонкой монеты. У него есть оттенки, векселя, передающиеся из строки в строку. Пока — в этом его сила. Пока — потому что в период промежутка звонкая монета чаще всего оказывается фальшивой». Лев Лунц писал жестче: «Гумилев — большой поэт, Мандельштам — большой поэт. Но если бы они были еще в два раза значительней, им не искупить этим своей вины: они создали мертвую школу». Илья Сельвинский, кажется, пустил в оборот каламбур «мандельштамп» (наряду с «пастернакипью»). Те немногие из поэтической молодежи, кто откровенно ориентировался на Мандельштама (Александр Ромм, братья Лев и Борис Горнунги), были (по крайней мере, в этом) откровенными маргиналами.
Так называемая «герметичность» своя была у обэриутов (особенно Александра Введенского), и если Мандельштам воспринимался как архаизм, то они и вовсе существовали как бы вне публичной литературы. Так же, как и Андрей Николев, к примеру, или Георгий Оболдуев (не будем, чтобы не усложнять, говорить еще и о «темных» поэтах эмиграции — от Бориса Поплавского до Бориса Божнева, кстати говоря, реально близких если не сюрреализму, то дадаизму). Требовался языковой коллапс середины века, чтобы в основу той поэтики, которую можно условно считать современной, легли бы именно загадочно пересекшиеся мандельштамовская и обэриутская линии.
Что же касается собственно природы этой самой «герметичности» — то это всего лишь иное обозначение той самой «семантической поэтики», по самой своей природе устроенной для бесконечного порождения новых смыслов. Вообще, по поводу кажущейся недоступности и «темноты» Мандельштама хотелось бы сказать словами выдающегося мандельштамоведа Ирины Михайловны Семенко, с которыми я солидаризируюсь: «При жизни Мандельштама было распространено мнение, что его поэзия — для немногих, что она отличается сугубой сложностью, трудностью. Время не стоит на месте — и уже редкий читатель в наши дни не понимает стихов Мандельштама, иногда и действительно трудных. Кроме того, не надо доказывать, что поэзия по своей природе — не из „легких“ искусств; она отличается многосмысленностъю, особой ассоциативностью, некоторой смысловой прикровенностъю. Возможность изучения поэзии основана на этом ее свойстве».
АМ Все знают о письме Мандельштама Пастернаку — благодарственному и очень политесному, в котором Осип Эмильевич восторгается количеством написанного Пастернаком. В этой связи хотел бы задать вам вопрос: много или мало написал сам Мандельштам? Многие сетуют, что очень мало…
ДД А сколько нужно этим самым многим сетующим? Многие могли б и поменьше — тот же Пастернак, например, или даже такая абсолютная фигура, как Блок. А у Мандельштама практически нет не то что слабых, но даже и проходных текстов (ну, разве кроме
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.