Роберт Антон Уилсон и его "Квантовая психология" - открытие года для меня. Это самая яркая и сильная книга из всего нехудожественного, прочитанного за год. Так смело и просто говорить о сложных философских и научных вещах могут немногие. Да еще и с чувством юмора. Порадовало обилие отсылок к реальным авторам и научным книгам. Можно смело рекомендовать "центристам" - тем, кто в равной степени уважает как науку, так и мистику.
Книги Карла Юнга или других представителей аналитической психологии зачастую сложны для восприятия по причине пространных отсылок к мифологии и длительных философствований. Работа В. Зеленского помогает быстро ухватить самую суть того или иного юнгианского понятия или проблемы. Легко написано. Текст сопровождается ссылками на тематическую литературу. Немного жаль, что совсем не упоминается о сильном интересе Юнга к астрологии и регулярных отсылках к астрологическим понятиям в его работах....
Придерживаясь срединного взвешенного подхода, не разделяя ни крайний скептицизм в отношении науки звезд, ни безусловную веру в любые фантазии по этому поводу, я очень люблю читать литературу именно первого рода, поскольку позиция автора всегда ясна и конкретна. Фактически критики астрологии выполняют за астрологов всю черную работу, анализируя почти все (но не все) известные научные данные и эксперименты, касательно этой темы. Книга "Звезды не лгут? Астрология. Научные и богословский...
Мне не удалось найти информацию в Интернете, кем же является сам автор книги: ученым, журналистом, богословом? По тексту книги видно, что автор хорошо знаком с научной аргументацией. В начале работы он сам пишет, что является биологом. Не ясно только, по образованию или по профессии. Ну и по общему контексту и заключению очевидно, что Вячеслав Алексеев является верующим христианином. На самом деле, это забавно, когда автор приходит к выводу, что астрология в чем-то сродни вере, однако сам критично к своей вере не относится. Есть здесь что-то нечестное. Тем не менее, книга заслуживает того, чтобы ее прочли астрологи. Да, именно астрологи! Почему? Потому что простому обывателю книга вряд ли будет интересна по причине глубокого погружения в тему. А вот практикующий астролог очень многое сможет почерпнуть для себя. Книга содержит интересный библиографический анализ так астрологической литературы, так и книг критиков астрологии, в том числе ученых. Довольно обстоятельно рассматриваются многообразные жанры астрологии, анализируются работы и заявления ее представителей.
Я полагаю, что никогда не бывает лишним еще раз осознать слабые места науки звезд, дабы постараться в будущем как-то исправить недостатки астрологии, если это возможно. Ведь астрология так мечтает вернуться в стан признанных наук. Предыдущий рецензент эмоционально поставил этой книге единицу, что явно несправедливо. Эта книга заслуживает твердой десятки!
В 2014 году в издательстве «Эксмо» была издана книга Сергея Савоськина «Чтение по руке для начинающих» в объеме 96 страниц. Книга стала основой для последующего издания более полной работы, отчасти содержащей тот же текст, сразу опубликованной под двумя разными обложками и заглавиями: «Чтение по руке. Новый взгляд на хиромантию» (в соавт. с Н.Барановой; 240 с.) и «Хиромантия: чтение по руке» (в соавт. с Н.Барановой; 240 с.). Зачем издавать по сути одну и ту же книгу под тремя разными...
Для начинающего хироманта книга будет полезной, т.к. вкратце затрагивает основные темы хиромантии. В то же время в ней наблюдается перекос в сторону хирогномии (учения о формах рук). Собственно изучение линий начинается только с 61 страницы (и продолжается по 87-ю). Любопытны и нестандартны рассуждения о разнице левой и правой руки. Актуальны советы для хиромантов-новичков: не стоит проявлять «героизм», делая вид, что всегда все знаешь; рекомендуется перечислять клиенту не одно, а несколько значений параметра или знака, внимательно слушая «обратную связь» клиента; рекомендуется уделять внимание самым «простым» и очевидным знакам, а не специфическим, чтобы набираться опыта и статистики; также хорошо было бы завести архив с фотографиями ладоней. Вместе с тем для книги такого широкого формата, в котором была опубликована его работа (и учитывая мелованную бумагу), было бы гораздо лучше, если бы Савоськин научился работать с отпечатками ладоней, а не их фотографиями, поскольку при типографской печати отпечатки и линии на них видны очень хорошо. Чего, однако, не скажешь о фотографиях ладоней.
Вслед за Эндрю Фитцгербертом Савоськин уделяет особое внимание мизинцу как индикатору сексуальной зрелости и самооценки (с.41), не говоря, конечно, что это не его собственное открытие. Интересное соображение высказано по поводу низкой посадки этого пальца почему-то именно у женщин: «К сожалению, во взрослом возрасте низкая посадка мизинца очень часто является ключевым препятствием для счастливой супружеской жизни. Зачастую такая женщина пытается компенсировать сексуальную закрепощенность из детства несколько распущенным поведением» (с.44). А как же проявляется низкая посадка мизинца с возрастом у мужчин? Этот вопрос тоже следовало бы рассмотреть.
В отношении холмов ладони Сергей Савоськин придерживается такого же разделения, которое мы можем увидеть, к примеру, у Гертруды Хюрлиманн. Холм Луны, также, как и она, он разбивает на две части, определив в нижней его части холм Урана, среди основных значений которого — мистические знания. Между холмом Луны и Венеры от теперь уже традиционно помещает холм Нептуна. Правда, в отличие от Хюрлиманн, от не захотел размещать на ладони холм Плутона, отдав предпочтение традиционному холму Марса негативного. При этом было бы неплохо осветить вопрос, отчего один из холмов Марса является «позитивным», а второй — «негативным»? В чем выражаются эти позитивность и негативность? Здесь стоит отметить, что у разных авторов мнения относительно того, какой же из холмов Марса негативный, а какой — позитивный, различаются.
Интерес представляют интерпретации Савоськиным определенных знаков и конфигураций с позиций психологии. Так, анализируя расстояние между Линиями Головы и Жизни, автор пишет следующее о случае, когда присутствует большое расстояние между ними: «У женщин подобное размещение линий на руке говорит о слабом влиянии отца в детском возрасте, и полном его отсутствии. У мужчин, соответственно, это слабое влияние матери» (с.74). По поводу же долгого соединения этих линий он пишет: «Скорее всего, у обладателя таких линий с детства присутствует слишком сильное покровительство со стороны матери, что впоследствии не лучшим образом отразилось на его характере и привело к несамостоятельности» (с.75).
Подытоживая данную рецензию, можно сказать, что книга Савоськина интересна самостоятельностью мышления автора и может быть полезной для изучающих хиромантию, однако по этой же причине книга может и запутать. Однако по сравнению с обилием менее качественных книг по данной тематике работа Савоськина смотрится выигрышно. Ей можно поставить твердую четверку, недоумевая, впрочем, о причине немалого количества странных ошибок в тексте.
Рецензируемая книга Павла Берснева сначала пошла у меня не легко, так как она чрезвычайно насыщена цитатами, сносками, обилием научных (но и не только) рассуждений философского, религиоведческого, психологического и иных толков. Мне пришлось забежать вперед, прочитав ее финал. Однако затем я вошел во вкус и прочел все содержимое книги. Она того безусловно стоило! Однако поклонников мистического опыта и философии стоит предупредить, что данная книга читается гораздо труднее, чем, допустим,...
Несмотря на ряд радующих меня моментов, а именно - сквозные сноски, длинный библиографический список, обилие таблиц, на что я и купился, книга Сандры Кайнс не представляет особого интереса для практикующего хироманта. Несмотря на тот факт, что во введении автор утверждает, что увлекается хиромантией уже почти 30 лет, книга содержит массу неточностей и откровенно неверных толкований, что лично мне доказывает, что как раз практики у Сандры было, видимо, не столь много, как хотелось бы. А если...
Книга известного британского философа Бертрана Рассела "Брак и мораль", написанная в 1929 г., за которую в 1950 г. ему была присуждена Нобелевская премия, посвящена темам, всегда актуальным в человеческой жизни: семейным ценностям, роли секса, вопросам семьи и государства, институту проституции, романтической и плотской любви, изменчивой морали. Рецензируемая книга не является в строгом смысле слова философской, т.к. написана для широкой публики и основана на лекциях, прочитанных...
В своей книге, среди прочих тем, британский философ анализирует влияние христианской религии на семейные отношения, констатируя, что "вынесение проклятия всем внебрачным связям было нововведением христианской религии" (с.77). С точки зрения христианской этики все внебрачные половые связи безнравственны, а эта точка зрения, как мы видим из послания апостола Павла, основана на убеждении, что всякая половая связь - в браке или вне брака - достойна сожаления (с.78). Между тем, подобная точка зрения, очевидно, противоречит биологическим законам и может рассматриваться всеми здоровыми людьми как ужасное заблуждение. Приятно отметить, что философ в целом выступал как сторонник естественной наготы, т.е. нудизма (с.135). Интерес представляет его определение любви. Любовь, по мысли Рассела, - это такая связь, которая сопровождается большим эмоциональным подъемом (с.136). "Любовь есть нечто гораздо большее, чем желание совершить половой акт; она есть главное средство избежать одиночества" (с.139).
По мнению философа, высококультурные мужчина и женщина могут быть счастливы в браке только в случае выполнения следующих условий. По его мнению, должны присутствовать: 1) полное равенство с обеих сторон; 2) взаимная свобода; 3) интимность физических и духовных отношений; 4) определенное сходство взглядов на известные ценности (с.156). Хотя в то же время Рассел понимает, что: "Чувство дружбы, окрепшее за долгие годы и еще многократно усиленное переживаниями, конечно, отличается от чувства первой любви, но оно, быть может, более достойно восхищения. И если мужчина и женщина понимают, какие духовные ценности приобрели они за годы совместной жизни, то им будет нелегко разорвать эти старые связи ради новой любви" (с.156). Философ констатирует: "Если бы нормы отношений между полами были разумными, брак не считался бы действительным при отсутствии детей" (с.167).
Некоторые авторы в обзорных статьях, посвященных жизни и творчеству Бертрана Рассела, говорят, что его книга "Брак и мораль" написана о любви. С этим можно согласиться с той поправкой, что фактически она, прежде всего, написана о любви физической, о сексе и взаимоотношении полов на этой основе. Среди двадцати глав монографии присутствуют только две, в названии которых фигурирует слово "любовь". Это главы "Романтическая любовь" и "Любовь и ее место в жизни человека". Но фактически внимательный читатель обнаружит, что в первом случае обсуждается не сама любовь как психологическое или духовное явление, а мораль, запреты, половое влечение, целомудрие, т.е. тот же секс. Любовь как таковая обсуждается вкратце только во второй из названных глав, но и там мы опять находим рассуждения о половом акте. Интересна идея Рассела о временном браке для студентов университетов, при условии, что браки будут бездетны. Ведь что сейчас, что в начале 20 века значительная часть браков, заключенных в возрасте 20 лет, была весьма непрочной (с.264). В нынешних реалиях данная идея нашла воплощение в гражданском браке, хотя многие родители до сих пор смотрят на него неодобрительно, с осуждением и сожалением, справедливо полагая, что такой брак выгоднее мужчине, чем женщине. В целом, можно согласиться со словами Рассела: "Бояться любви - значит бояться жизни, и те, кто боится жизни, уже на три четверти мертвы" (с.268). Также я солидарен с идеей о том, что искусство связано с сексом или, как бы выразились сейчас, спустя 86 лет после издания "Брака и морали", с сексуальной энергией. Интересны соображениями, которыми Рассел завершает последнюю главу своего труда: "...для успешной и даже самой обычной работы во всех областях деятельности секс не должен вмешиваться в эмоциональную и интеллектуальную часть сознания человека. Стремление понять, как устроен мир, и стремление сделать его лучше являются двумя главными движущими силами прогресса, без которых общество впадает в состояние застоя, а затем деградирует. / Однако состояние полного счастья не может способствовать стремлению к знанию или к осуществлению реформ в обществе. <...> Так, горести и потери становятся для энергичного человека стимулом к действию. Мне даже кажется, что если бы мы все вдруг стали жить счастливо, то нам незачем стало бы жить" (с.279-280).
В общем и целом, книга интересна, хотя во многом спорна. Качество печати и бумаги отличное, перевод тоже на уровне.
Я долгое время искал книгу о здоровой пище, о плюсах и минусах "мясоедства", вегетарианства и сыроедства, написанную не апологетом какой-то одной диеты, а специалистом, стремящимся оценить все максимально объективно и беспристрастно. На мой взгляд, работа доктора медицинских наук Виктора Конышева отвечает этим требованиям. Автор делает интересные экскурсы вглубь времен, вплоть до питания далеких предков человека, уделяет много внимания питанию народов Древних Индии, Египта, Греции,...
Сборник "После "Структуры научных революций", впервые изданный уже после смерти философа (он умер в 1996, а книгу впервые издали в США в 2000 г.), содержит ряд поздних статей Томаса Куна, на примере которых мы можем проследить эволюцию его идей. После основного труда Куна, "Структуры научных революций" (1962), взгляды Куна продолжали развиваться, причем весьма существенно, он не "почивал на лаврах". В сборнике основное внимание сосредоточено на философских и...
Из страниц книги мы узнаем, что сам Кун в итоге охарактеризовал свою концепцию как "некую разновидность постдарвиновского кантианства" (с.146), а также, что с годами он стал считать, что революции в развитии науки весьма напоминают возникновение новых биологических видов: "Революционное изменение есть не мутация, как я считал многие годы, а видообразование, если прибегнуть к биологической аналогии" (с.138). Как признается историк науки и философ, в своих работах он не хотел знать, что есть истина, а хотел узнать, что считается истиной, "а физика об этом ничего не говорит" (с.375). И в итоге: "Физик превратился в историка под влиянием философского интереса" (с.426).
Данное издание доставит настоящее удовольствие любителям философии и науки, но стоит сразу предупредить, что книга рассчитана только на подготовленного читателя, который, как минимум, должен быть знаком с magnum opus Куна, а как максимум, - с работами Поппера, Фейерабенда и др. Чем более вы "в теме", тем большее удовольствие получите. Хотя, что уж говорить, в научной и философской литературе такое положение дел - явление стандартное.
На примере сборника "Черное и белое" мы можем видеть как многогранность талантов Станислава Лема (он и фантаст, и философ, и футуролог, и рецензент, и критик, и сатирик), так и его ограниченность и субъективность, что добавляет новых, интересных и реалистичных мазков к его более целостному портрету. Текст книги показывает нам, что как бы велик и умен не был автор, он все равно, - увы или не увы, - всегда в чем-то субъективен, - хоть Лем и стремился к объективности в меру сил....
Сборник насыщен самым разным материалом, дающим новое понимание личности Станислава Лема. Так, примечательно было узнать, что, как и многие гении, живущие именно внутри своих голов и прежде всего своим разумом, а не чувствами и влечениями, Станислав Лем не шибко был ценителем мира женщин, женского тела, романтики и секса. Отвечая в одном из интервью на вопросы, он признался, что только по необходимости вводил в сюжетную линию слабый пол. А вообще же: "Сами женские гениталии не вызывают во мне особой боязни, хотя довольно неприятны, так же, впрочем, как и мужские" (с.20). Удивительное откровение для мужчины. Далее по тексту писатель сообщил, что секс в его жизни занимал очень "незначительную" и "абсолютно безвредную часть" (с.20). Что ж, соболезнуем жене великого писателя. Как показывает практика, такие проблемы в личной жизни есть у многих гениев (не интерес к миру женщин и сексу).
Весь мир Лем, как видно из текста сборника, воспринимал (может быть, так только кажется) только через призму разума, а точнее, рацио. Так, на 11 странице он констатировал, что тот, кто интересуется гороскопами (астрологией, а также магией и всем подобным), "не должен читать Лема, потому что никакой пользы от этого не будет". Удивительно для фантаста, но научное изучение темы НЛО и телепатии он считал пустой тратой времени (с.72). Здесь, к счастью, судить не самому Лему. Как и многие великие, к примеру, Генри Миллер, Лем честно признался, что писал в своих книгах только о том, что интересовало его самого, "так что в этом смысле я писал для себя" (с.47).
Станислав Лем очень любил критиковать все и вся, даже тогда, когда не разбирался в предмете критики. В этом плане показательна критическая статья о саентологии. Справедливо указывая на скандально известные проблемы саентологии (к примеру, большую плату за услуги и вечное выклянчивание денег на всякие "проекты", а на самом деле на строительство недвижимости), как и многие другие дилетанты в этих темах, Лем совершенно не разобрался и не проанализировал саму суть саентологической практики: дает ли она результаты? Я несколько лет назад опробовал на себе это направление духовных поисков и, - несмотря на все особенности и перекосы, - могу сказать, что действенные практики в саентологии в самом деле есть. Взвешенная и объективная критика, по моему мнению, должна учесть и это, а не только одиозные мечты Хаббарда по созданию религии.
В итоге могу сказать, что сборник Лема содержит хоть и весьма неоднородную информацию, очень интересен и полезен для развития кругозора.
В методологии науки в настоящее время наиболее известны два имени, которые считаются идеологическими противниками, - хотя они весьма уважительно относились друг к другу и хоть и критиковали немного работы друг друга, но не более, чем работы других ученых, - Карл Поппер и Томас Кун. Я знаком с работами обоих авторов, чьи исследования сильно обогащают и дают толчок к более трезвому взгляду на науку и мир, однако отмечу, что "Структура научных революций" Куна, возможно, в силу моего...
Станислав Гроф, опираясь на данные, полученные в холотропных состояниях сознания, создал книгу, которой суждено занять - если этого еще не произошло - важное место в ряду лучших философских книг XX века. "Космическая игра", изданная впервые в 1998 году, - это кладезь вечной мудрости, удивительный синтез передовой науки, философии и религии. Можно было бы сказать, что это некий новый манифест того, во что стоит верить, но это будет не совсем точной характеристикой. Ведь в книге речь...
Как пишет в заключении Гроф: "Важно подчеркнуть, что космология, изложенная в этой книге, не противоречит фактам и наблюдениям любой научной дисциплины. Под сомнение ставится уместность философских выводов, сделанных из этих наблюдений. Идеи этой книги не меняют специфических моментов, описанных материалистической наукой. Они просто обеспечивают метаструктуру для явлений, составляющих общепринятую реальность. Согласно материалистическому мировоззрению, Вселенная есть механическая система, которая, по сути, сама создает себя, а сознание является побочным эффектом материальных процессов. Данные трансперсональной психологии и исследования сознания утверждают, что Вселенная может быть творением высшего космического разума, а сознание - существенным аспектом бытия" (с.297-298).
Издание качественное, выполнено на хорошей бумаге. Единственное, хотелось бы, чтобы будущие переиздания были выполнены все же в твердом переплете, а также была устранена чехарда с содержанием - там по какой-то причине наблюдается несоответствие между указанными страницами и реальным расположением глав.
Книга К. Жилински "История астрологии" будет интересна как скептикам, так и самим астрологам не только потому, что переведенных книг подобной тематики в России очень мало. Хотя книга написана со скептической позиции, автор в довольно большом числе приводит примеры, когда на протяжении истории астрологи давали верные прогнозы и характеристики (приводит он и примеры неудач). Подход здесь вполне традиционен: когда предсказания не сбывались, это подтверждало, что астрологи заблуждаются,...
В работе прослеживается зарождение астрологии, по мнению автора, в Древнем Вавилоне, ее проникновение в Древнюю Грецию и эллинистический мир, а также и в Индию (специалисты джйотиш вряд ли согласятся с такой концепцией истории), забвение в Европе и расцвет в исламском мире, а затем последующий возврат науки о звездах в Европу. Рассматриваются сложные взаимоотношения христианства и астрологии, отмечается, что были века, когда католичество вполне терпимо относилось к науке о влиянии звезд и планет. Развитие астрологии в новейшее время анализируется довольно кратко, но не без интересных наблюдений. Так, Жилински отмечает, что современным повсеместным распространением "бульварных гороскопов" мы обязаны успешному английскому астрологу Алану Лео (1860-1917). Именно он заложил традицию распространения астрологии через печать, высылая гороскопы клиентам по почте. Объем заказов был столь велик, что Лео был вынужден разработать быстрый метод составления таковых, урезая дату рождения клиента до "март: Солнце в Рыбах" или "июль: Солнце во Льве" и т.п. В 1930-х гг. журналы Англии и Америки взяли такой подход на вооружение, печатая на своих страницах регулярные прогнозы, однако не учитывая тот факт, что положение Солнце в знаке еще далеко не все. Жажда выгоды и охвата максимальной аудитории сделала свое дело (с.233-234).
Книга не ставит своей целью развенчать астрологию или оправдать ее, автор лишь констатирует, что "история данного предмета важна и загадочна как таковая, поскольку стирает границы между наукой, философией и религией. <...> Самое выдающееся свидетельство, касающееся астрологии, - это то, что на протяжении столетий люди желали верить в нее. <...> Желание, или интуитивное понимание, лежащее в основе астрологии, заключается в осознании того, что человечество и космос связаны, так что на самом глубоком уровне своего бытия человек является частью Вселенной" (с.240).
В заключение добавлю ложку дегтя. Мои поиски того, кто же такой К.Жилински, специалист по астрологии, не принесли никаких результатов. Есть предположение, что данное издание являет собой пиратское переиздание следующей книги: Whitfield, Peter. 2001. Astrology: A History. New York: Harry N. Abrams. Если это так, то остается только осуждающе покачать головой, все-таки искажать первоисточник, когда речь идет о научно-популярной публикации, более чем странно.
Книга отечественного физика-теоретика и академика Евгения Фейнберга (1912-2005) "Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке" посвящена весьма актуальной теме - роли интуиции и логики в научном познании мира. Данное издание является уже третьим (первое - 1981, второе - 1992 г.), что лишний раз подтверждает востребованность данного философского исследования. Физики не так уж часто пишут на философские и культурологические темы, но если уж пишут, то серьезно углубляются в тему....
Я прочел эту работу Генри Миллера на одном дыхании. Виной тому, видимо, моя любовь к чтению и хорошей литературе. В тексте содержится немало опечаток, да и перевод хромает. Тем не менее, сам факт такой публикации на русском языке уже не может не радовать. Мне всегда было любопытно, что читают другие люди, почему, каковы их "любимчики", а кого они "терпеть не могут" и как все это объясняют сами себе. Все это тем более интересно, если речь идет о таком человеке как известный...
Генри Миллер придерживается мнения, что чтение ничему не учит, а читаем мы в основном для того, чтобы 1) уйти от самих себя; 2) чувствовать себя во всеоружии в борьбе с реальными и мнимыми опасностями; 3) "утереть нос" соседям или произвести на них впечатление, что, в сущности, одно и то же; 4) знать, как обстоят дела в мире; 5) доставить себе удовольствие, что означает стимулировать себя к деятельности более интенсивной, более высокого порядка и к более богатому существованию. Он не говорит о таких вещах, как увеличение эрудиции, развитие интеллекта, кругозора и воображения, рост словарного запаса и т.п., а обращает наше внимание на тот факт, что чтение - это всегда интерпретация и тщательно смакует произведения таких любимых авторов, как Блез Сандрар, Райдер Хаггард, Жан Жионо, Джидду Кришнамурти, Федор Достоевский, Уолт Уитмен, Кнут Гамсун, Фридрих Ницше и др. Возможно, особый взгляд Миллера на значение чтения обусловлен особенностями того времени, в котором была написана работа (первая публикация этой книги состоялась в 1952 году). В то время граждане Америки и Европы читали много и с удовольствием, телевизоров еще было не так много, сотен развлекательных каналов не существовало в природе, печатные газеты и журналы переживали период расцвета, а до изобретения Интернета было еще далеко. В работе Миллера я натолкнулся на такие ошеломляющие цифры: "От двадцати до тридцати тысяч книг - вот средний показатель для культурного человека в наше время. Что касается меня, я сомневаюсь, что прочел больше пяти тысяч, хотя ошибиться здесь несложно". Стоит ли говорить, что в 2014 году мы в России сталкиваемся совсем с другими проблемами: прослойка отечественной интеллигенции сильно сократилась, а интеллектуальная молодежь читает гораздо меньше, чем раньше. Не интеллектуальная же не читает вообще. А зачем, если все есть в Интернете и Википедии? Что уж и говорить, сейчас проблемы излишней начитанности и искушенности не существует "в природе". Вот так сильно может поменяться ситуация с книгами за 50-60 лет. Не думаю, что молодежь в США читает гораздо больше нашей.
В заключение приведу две цитаты из рецензируемой книги: "Я начал свою писательскую карьеру с намерением рассказать правду о себе. Какое глупое самодовольство! Что
может быть более вымышленным, нежели история чьей-то жизни? "Мы ничему не учимся, когда читаем, - сказал Гете, - мы становимся чем-нибудь". Точно так же и я могу сказать: мы ничего не открываем о себе, говоря правду, но иногда мы постигаем себя. Я полагал, что даю, тогда как на самом деле получал". "Сколько бы я ни распространялся о сочинениях других, я неизбежно возвращаюсь к одной и единственной книге - книге обо мне самом".
Сегодня дочитал книгу Фрайда и Хенссон «Remote: офис не обязателен». Сразу перейду к оценке: по пятибалльной шкале я бы поставил данной работе четверку. Среди ее плюсов: читается легко, - даже слишком легко, - текст "разгружен" забавными иллюстрациями, хороший перевод, актуальность темы. Среди минусов: текст слишком пустой, не знаю как лучше высказаться, даже поверхностный, как будто не хватает ярких примеров из жизни (таковые есть, но в весьма небольшом количестве), много общих...
Честно говоря, у меня сложилось субъективное впечатление, что книга рассчитана не на интеллектуала, а на самого обычного, стандартного человека, который сразу отложит сочинение, если оно вдруг заставит его глубоко поразмышлять о своей жизни. Книга скорее являет собой некий манифест, декларацию за новое будущее и настоящее, чем глубокое разностороннее исследование. Хотя, возможно, я ошибаюсь.
Уже вторую неделю штудирую эту великолепную книгу, которую можно смело поставить в одном ряду с такими фундаментальными исследованиями, как "О фотографии" Сонтаг, "Искусство видеть" Бергера и, судя по всему, "Вглядываясь в фотографии" Жарковски (эту, к сожалению, еще не читал). Не все книги Майкла Фримана легко идут и настолько глубоки и интересны, но эта работа удалась ему на славу. Общие впечатления такие: содержательно, интересно, глубоко, эрудированно,...
Майкл Фриман говорит о существовании "концептуальной" и "массовой" аудиторий в отношении фотографии, причем и та, и другая никогда не изменит своим фундаментальным симпатиям и антипатиям. Массовая аудитория характерна тем, что ценит традиционные, привычные способы выражения, очевидность, ясность, подвержена дурновкусию и рассматривает фотографию как возможность расслабиться. А концептуальная, элитарная аудитория жаждет интеллектуально стимулирующих работ, более разборчива, сведуща в течениях современного искусства и обращает внимание на творческие находки. Автор рассказывает о том, чем отличается отбор снимков в галерее от процедуры отбора снимков в журнале. Дает определение стилю фотографа как индивидуальному способу достижения цели. Отмечает качества хорошей фотографии, среди которых: искусная композиция, отклик зрителей, несколько смысловых уровней, нахождение в контексте с современным фотоискусством, наличие идеи, образа или замысла, отсутствие подражания или имитаций. Среди интересных мыслей и наблюдений можно процитировать следующие: "Чрезмерная очевидность изображения - гораздо более тяжкий грех, чем его неопределеность". "В сущности, именно в фотографии идея важнее всего, поскольку снимки зачастую делают не задумываясь".
Мои выводы таковы: книга будет интересна каждому, кто любит изучать искусство и фотографию, а уж тем более фотографам с амбициями.
Книга мне очень понравилась и была прочтена на одном дыхании! Наряду с такими работами, как «О фотографии» Сьюзан Зонтаг и «Camera Lucida» Ролана Барта, «Искусство видеть» («Ways of Seeing») Джона Бергера является книгой, фундаментальной для понимания современной культуры. Как изменилось восприятие классической масляной живописи за последние 100 лет? Что лежит в основе традиции изображения обнаженной женской натуры? Как и почему современная рекламная индустрия усвоила вековые традиции...
"Искусство видеть" написана по мотивам одноименного четырехсерийного фильма, который вышел на BBC в 1972 году. Формат и концепция проекта были настолько новаторскими, что телекомпания побоялась ставить его в «приличное» время и включила в сетку ночного эфира. Однако эффект от фильма и его последующее влияние как на подходы к интерпретации визуальных произведений, так и на способы подачи информации о них по ТВ, заставили всех признать значимость этого телеэссе, которое и сегодня регулярно фигурирует в сетках ведущих европейских телеканалов.
Книга состоит из семи пронумерованных эссе, которые можно читать в любом порядке. Четыре из них используют и слова, и изображения, три - только изображения. Несмотря на вынесенное в заглавие имя Бергера, книга была создана коллективом авторов, которые свою главную задачу сформулировали так: начать задавать вопросы (с.5). В "Искусстве видеть" содержится множество глубоких наблюдений. К примеру, что в настоящий момент произведения искусства окружает ореол фальшивой религиозности, функция которой чисто ностальгическая; истоки этой псевдорелигиозности кроются в самой истории живописи и искусства (с.29); что для большинства людей музей похож на церковь (с.30); что способность понимать искусство - вопрос ныне политический, связанный со способностью народа или класса находить свое место в истории (с.40-41); что изображения мужчин и женщин в живописи и современной рекламе, впитавшей в себя традиции живописи, принципиально отличаются по своей подаче и характеру из-за особенностей развития западной культуры (с.54-55), что история искусства так и не смогла разобраться, в каких о отношениях находятся выдающиеся творения европейской традиции и ее среднестатистический продукт (с.100) и многое другое.
Для получения качественных в техническом плане фотографий порой недостаточно просто владеть искусством компьютерной обработки фотографий. Гораздо проще и профессиональнее изначально сфотографировать грамотно экспонированный снимок. Однако все мы знаем, что иногда это невозможно без специальных "гаджетов", одним из которых являются светофильтры. "Фильтры в фотографии" - это путеводитель в области фильтров, используемых в цифровой и традиционной пленочной фотосъемках. В книге...
На сегодняшний день это единственная из встреченных мною толковая книга о свадебной фотографии, когда уровень фото-мастерства автора действительно на высоте. Несмотря на то, что размеры книжки не внушают особого доверия, - о чем уже здесь говорилось, - ее содержание весьма полное. В работе Тернер есть ответы на самые разные вопросы. Чем фотографировать, какие можно использовать приемы, хитрости, секреты и "фишки" свадебной фотографии. Дается обзор приемов и инструментов, которые...
Вышедшая незадолго до смерти книга французского философа и семиотика Ролана Барта "Camera lucida. Комментарий к фотографии" написана, как и большинство других его работ, в форме эссе и может быть воспринята как философский дневник, который велся с апреля по июнь 1979 года. "Светлая комната" является весьма сложной для просто фотографа-любителя, не являющегося философом или культурологом, т.к. изобилует узкоспециализированными и латинскими терминами, часто, на мой взгляд,...
Полемическая работа оксфордского ученого Ричарда Докинза посвящена попытке анализа идеи бога с позиций научного знания, а также беспощадной критике религии как причины острейших проблем современности. Будучи убежденным атеистом и материалистом, автор старался подойти к теме по возможности непредвзято. (Ведь атеизм тоже может стать чем-то сродни религиозной веры.) В итоге, несмотря на свои выводы и взгляды, заключающиеся в том, что бог/боги - это иллюзия, заблуждение, Докинз осторожно...
Вопреки сложившемуся предвзятому взгляду, Докинз не считает религию корнем всех зол на планете, о чем и говорит в самом начале книги (с.13-14). Но, безусловно, он считает ее одной из этих зол. И именно поэтому акцентирует внимание на всех ее минусах и слабых местах, не стараясь выявить что-то хорошее. Хорошее в религии он тоже видит, но рассматривает это как нечто побочное, что могло бы проявиться и существовать и без религии. Автор доказывает, что нравственность вполне существует и вне религии, демонстрирует, что тезис о том, что именно религия являет собой образец морали, неоднократно был опровергнут в научных экспериментах, делится с нами информацией о "великом молельном эксперименте", когда на примере почти двух тысяч пациентов было продемонстрировано, что увы, наши молитвы о больных людях особо им не помогают, как должно было бы быть, если бы бог существовал и выслушивал эти самые молитвы. Большой интерес представляет глубокий анализ самых распространенных в христианском мире "доказательств существования бога", созданных/придуманных начиная со времен Фомы Аквинского и кончая современностью. На поверку выясняется, что все они несостоятельны или содержат логические ошибки.
Стоит отдать автору дань уважения: он искренне старается оперировать только фактами. И если он склонен полагать, что во Вселенной существуют инопланетные разумные существа, то сразу оговаривает, что это пока лишь догадки. Но этот самый научный скептицизм в чем-то его и ограничивает: Докинз не счел нужным анализировать загадочные проявления силы "духа" представителей различных религий и практик (Докинз обязательно взял бы это слово в кавычки). Это и понятно, ведь он перед собой ставил другую цель: показать всю ту ложь, всю ту лапшу, что вешают нам на уши религиозные люди. Справедливости ради стоит уточнить, что Докинз сакцентировал свой критический разум прежде всего на монотеистических христианстве, исламе и иудаизме, как наиболее ему знакомых верах. Такие же религии как буддизм и конфуцианство он считает скорее системами этики или жизненной философией (с.58). В целом я оцениваю труд Докинза как очень интересный и актуальный. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что, если бы такой книги не существовало, то ее стоило бы написать.
Говоря о негативных моментах религии, автор справедливо указывает на то, что она столетиями монополизировала чувство удивления (с.27); имеет неоправданно привилегированное положение в обществе (ведь стоит доказать, что ненависть носит религиозный характер - и она уже не рассматривается как ненависть (с.41-42); отличается на практике нетерпимостью даже к слегка отличным взглядам (с.54); наполнена предрассудками (с.99); пропагандирует идею о том, что отказ от познания мира является добродетелью (с.182), поэтому, как правило, широко распространена у людей с низким уровнем образования (с.148-149); способствует невежеству (с.193); не снимает стресс, а часто его создает, вменяя людям ложное чувство вины (с.238); заражает человека вирусами сознания (с.265), так как наполнена мемами (с.282); хотя бы отчасти является орудием для манипуляций в собственных целях со стороны власть имущих (с.285); отнюдь не объединяет, а разделяет людей, так как становится символическим выражением межгрупповой вражды и мести, являясь таким же ярлыком, как цвет кожи, язык и т.д. (с.364); способствует навешиванию своих ярлыков на детей, которые сами еще не способны понять, кто они по вере и почему (с.366); способствует запретам на "смешанные браки" между представителями разной веры (с.367); покровительствует абсолютизму (с.401); мостит дорогу к экстремизму самой идеей того, что верования "по определению" надо уважать и нельзя критически обсуждать и анализировать (с.429) и т.д.
Были времена, когда религию считали способной выполнять в жизни человека четыре главные функции: объяснение, назидание, утешение и вдохновение. Докинз в своей работе показывает, что это нынче никак не применимо к христианству, исламу и иудаизму. Очень грустно встречать в Интернете гневные и обиженные рецензии на это фундаментальное и серьезное исследование, отличающие людей религиозных. Проблема в том, что многие люди ассоциируют свои сильные духовные переживания именно с религией, а не с самими собой, в итоге книга Докинза может восприниматься ими болезненно и как нападка на их личности. Но это, конечно же, не так. Что бы ни было названо человеком как источник какого-то важного внутреннего опыта, никто не может этого опорочить и дискредитировать. И автор уж тем более этим не занимается.
В заключение скажу, что я согласен с Докинзом далеко не во всем, у меня есть свои умозаключения по поводу существования нематериального духа и духовной иерархии. И все же мне импонируют здравый смысл, остроумность и приверженность фактам автора.
Несмотря на популистское название и обложку, данная книга - работа не бульварного характера. Автор книги, - доктор философии и консультант, - Шери Картер-Скотт является отнюдь не дилетантом в рассматриваемой теме. Ее работу я могу назвать лучшей книгой о любви и построении гармоничных отношений, которую мне доводилось читать. Более того, она весьма практична, легко написана и полна примеров из жизни. Собственно говоря, название книги выбрано весьма удачно: автору действительно удалось...
"Аэрокондиционированный кошмар" Генри Миллера (1945) был прочитан мной вскоре после его же знаменитого творения "Тропик Рака" (1934). Как ни удивительно, здесь Миллер мне понравился даже больше, потому что тема женщин и нескончаемого секса как будто испарилась, стала малозначимой, оставив место чему-то совершенно другому и гораздо более глобальному. На страницах книги мы видим автора, которого волнуют духовные вопросы, который увлекается идеями Вивекананды и Рамакришны,...
Книга Януша Вишневского с провокационным названием "Зачем нужны мужчины?" эксплуатирует давнюю тему. Будучи мужчиной, я не поленился прочитать ее, образно выражаясь, от корки до корки, - ведь у издания обложка все-таки мягкая, - дабы составить свое мнение и узнать, как же нынче женщинам представляют мужчин в таких сочинениях. Впечатления у меня скорее негативные, чем позитивные, т.к. сама книга - это сплошная риторика. Чего стоят лишь названия глав: "А нужны ли еще миру...
Автор явный феминист, в чем и признается в последней главе. Мужчин он называет на страницах книги "деградирующей" ветвью человечества (с.129), "отбросом эволюции" (с.146), "отрыжкой эволюции" (с.229), "эволюционным мутантом" (с.252). Женщин же Вишневский явно идеализирует. Характерен его пассаж: "Умные женщины тщательно заботятся о бессмертии генов. Всегда. Даже во время оргазма" (с.231). В работе очень много места отведено вопросу секса, различиям же ролевого характера в социуме уделено куда как меньше внимания, чем необходимо. И хотя в итоге он пишет, что "я не считаю, что принадлежу к обреченной на вымирание худшей части человечества" (с.277-278), его словам уже особо не верится. Ведь на женщин он взирает "с нескрываемой завистью" (с.278).
Многие тезисы автора мне представляются необоснованными и популистскими, шаблонными, чего не должно быть в разоблачительной книге. Так, по Янушу Вишневскому, мужчина имеет куда меньший словарный запас, чем женщина (с.130), неспособен выражать свои чувства, во время секса не способен разговаривать (с.135), во время эрекции становится почти глухим (с.136). По его словам, мужчина прежде всего беспокоится не о выживании, финансах, карьере, а о постели, неспособности удовлетворить женщину (с.211), а также о своем доминирующем положении в союзе с женщиной (с.217). Может быть, у кого-то так и есть, но далеко не у всех, а если говорить не о поляках, а о жителях России, то здесь на первый план выходит как раз-таки вопрос выживания, а не доминирования в семье ))
Хотя в книге содержится немало полезной информации, есть куда более содержательные работы на тему сексуального и биологического различия полов. В этом плане можно смело порекомендовать работы Дэсмонда Морриса "Голый мужчина" и "Голая женщина". На мой взгляд, Янушу Вишневскому стоило бы задуматься над той реальной ролью, которую мужчины сыграли в истории человества, являясь смелыми первооткрывателями, неутомимыми исследователями, военными-защитниками-освободителями, творцами. Я уже давно заметил, что в творческой среде, "в высшем эшелоне", к примеру, в среде художников, скульпторов, архитекторов, композиторов, шеф-поваров, процент женщин очень мал. Интересно было бы услышать, почему. Вообще же, это книга на один раз, хотя, я думаю, девушкам она должна понравиться )
Признаюсь, меня первоначально заинтересовало само название данной книги. Дополнительным катализатором, сподвигшим меня к покупке, стало оглавление книги, которая написана на интересующую меня тему - тему денег и изучения основ умелого и рационального обращения с деньгами, создания своих накоплений. Книга читается легко и довольно быстро, в ней всего 240 страниц. Смело можно сказать, что эту работу Дэвид Оуэн написан именно для родителей. Причем это у него получилось, на мой взгляд, куда лучше,...
Книга под заглавием "Моя духовная биография", изданная впервые в 2009 году, представляет собой подборку ранее неизданных текстов Далай-ламы XIV, которую составила и сопроводила своими комментариями переводчик и сотрудница Далай-ламы София Стрил-Ревер. В строгом смысле слова это не автобиография, - о чем я не знал, когда приобретал ее, - так как книга представляет собой компилляцию. Однако Стрил-Ривер удалось создать тщательно сбалансированный тематически и хронологически сборник речей...
Тщательно прочитав данный фундаментальный и очень познавательный труд, который дает много пищи для размышлений и разговоров в близком кругу и безусловно помогает лучше понять женщин и сексуальную сферу, могу ответственно заявить, что в изначальном варианте этого издания (2004 год) содержались ценные иллюстрации, которые не только необходимы по смыслу и содержанию, но и делали книгу куда как интересней для читателя. Вот, к примеру, доказательство со страницы 322: "Изображение вертикальной...
Великолепная книга, которая не зря считается культовой. Данный сборник содержит шесть эссе известного журналиста Сьюзен Сонтаг, - в дальнейшем близкой подруги Энни Лейбовиц (в 1970-е они еще не были знакомы), - а также подборку крайне интересных цитат о сущности фотографии. Чтение доставило мне как интеллектуальное, так и эстетическое удовольствие. Являясь практикующим фотографом, могу смело утверждать, что это - лучшее философское осмысление предмета фотографии, которое мне доводилось читать....
Джидду Кришнамурти - личность неординарная, историческая. Когда речь заходит об избавлении от диктата авторитета, шаблонов философских систем и религий, на ум приходит именно его имя. Сама его жизнь продемонстрировала силу и мудрость его духа. Ведь еще в подростковом возрасте он был провозглашен теософами новым мессией. Однако это не испортило характера Кришнамурти, и в дальнейшем он нашел в себе силы, чтобы отказаться от этой, как ему казалось, лживой роли, от всех ненужных почестей, обрядов и...
В книге Йелто Дрента "Вагина. История заблуждений" читатель встретит множество интересных подразделов, о которых ничего не сказано в оглавлении, но которые, однако, как раз и могут разбудить интерес. Поэтому приведу их все.
Предисловие
Глава I. О непостижимости женской натуры
Глава II. О том, как бы это назвать?
"Хорошие" и "скверные" слова
Глава III. Об анатомии: только факты
Эмбриология
Пятнистая гиена
Слабые точки в анатомии
Анатомия и возрастные...
Предисловие
Глава I. О непостижимости женской натуры
Глава II. О том, как бы это назвать?
"Хорошие" и "скверные" слова
Глава III. Об анатомии: только факты
Эмбриология
Пятнистая гиена
Слабые точки в анатомии
Анатомия и возрастные изменения
Еще об анатомии: личный опыт
Глава IV. О физиологии: функция секса
Сексуальное желание
Возбуждение
Оргазм
Физиология рефлексов
Еще об оргазме: ("Это восхитительное, влажное, прекрасное занятие, доступное каждой...")
Удовлетворение
Глава V. О девственности
Христианские идеалы целомудрия
Доказательство девственности
Девственная плева
Глава VI. О власти идей Фрейда
Оргазмические войны
Мари Бонапарт
Глава VII. О размножении
Сущность размножения
Желанные и нежеланные
Беременные девственницы
Отрицание беременности
Мнимая беременность
Кувада
Выбор партнера и сомнения в отцовстве
Битва сперматозоидов
Физиология беременности, родов и кормления грудью
Беременность в культурном контексте
Глава VIII. О сексуальных проблемах у женщин
"Что-то мне сегодня не хочется..." (отсутствие желания)
Трудности, связанные с возбуждением
Проблемы с оргазмом
"Послесвечение"
Вагинизм и диспарейния
"Гребенчатый симфиз"
Вагинизм: мнения специалистов прежде и теперь
Вульводиния: новый диагноз при диспарейнии
Глава IX. Об удалении клитора
Клитородэктомия на Западе
Последний оплот клитородэктомии
Прочие виды хирургического вмешательства
Глава X. О врачах и матке
Глава XI. О вибраторе
Глава XII. О женском аромате
Феромоны и поведение особей
Глава XIII. О страхе перед женским началом
Захват полового члена "по собачьи"
Вагина дентата
Личная гигиена
Глава XIV. О преклонении перед женским началом
Эстетические идеалы в различных культурах
Волосы на лобке
Современные украшения
Эластичность и упругость
Здоровье влагалища: в здоровом теле - здоровый дух!
Песнопения восхваляющие и ритуальные
Посткриптум и благодарности
Если вам интересна автобиография известного миллионера Роберта Кийосаки и взгляд на его жизнь со стороны близкого родственника, то книга "Богатый брат, богатая сестра" будет вам, несомненно, интересна. Соавтором книги выступает родная сестра Роберта Эми Кийосаки. Составлена книга весьма оригинально: каждую тему, затронутую в книге, Роберт и Эми освещают по очереди. Глава Роберта, глава Эми, глава Роберта и т.д. Таким образом дается максимально полное раскрытие одной и той же темы с...
Работа Дэвида Найтингейла "Экспозиция: современные приемы креативной цифровой фотографии" будет интересна как любителям, так и профессионалам. Порадовало качество подобранных фотографий. Особо хочется отметить следующий важный момент, который оценят фотографы: рядом с каждой приведенной в книге фотографией автор дает подробные параметры съемки - модель камеры, на какую оптику и с каким фокусным расстоянием снято, какие использовались ИСО, выдержка, диафрагма. Таким образом, вы можете...
Книга Терезы Михельсен "Как составить свой расклад Таро" рассчитана скорее на опытного практика Таро, чем на начинающего. Поясню свою мысль: хотя книга написана в очень простой и доступной форме, если новичок в Таро начнет экспериментировать с составлением своих собственных раскладов, то на первый план выйдет особенность интерпретации Арканов в каждой конкретной позиции. А для точного прорицания в таком случае понадобится довольно богатый опыт. Тем не менее, даже новичка книга...
Соглашусь с высказанными ранее мнениями: книга замечательно выполняет поставленные задачи. Не совсем верно говорить, что она станет настольной, поскольку читать в ней особо нечего. Теоретического и исторического наполнения в ней по минимуму. Но совершенно точно она является хорошим справочником. Работая с колодой Таро, я чаще всего обращаюсь именно к этой книге. Причины этого в хорошей систематизации ответов и их краткости и отточенности. Хотя в этом и заключается слабость издания, - нельзя...
Рецензия на эту книгу у меня созревала долго. Не меньше месяца. И на это есть свои причины: книга очень неоднозначная, требующая серьезных размышлений. "Ошибка просветления" представляет собой сборник ранних бесед с У. Кришнамурти. Прежде всего, следует пояснить, что речь идет не о Джидду Кришнамурти, а совсем о другом авторе по имени Уппала Кришнамурти. Когда я покупал эту книгу, то этой разницы не знал. Книга озадачивает... Мне она понравилась своей прямотой, незавуалированностью...
Одна из лучших книг по Таро, что я читал. Сильно расширяет горизонты понимания самой темы Арконов Таро, так как автор делает глубокий экскурс в историю Таро, анализирует и сопоставляет изменения трактовок карт на протяжении истории. Я сам задавался этим же вопросом какое-то время назад: как так получилось, что "классики" вроде Эттейлы, Леви и самого Уэйта придавали некоторым картам совсем иное значение, нежели сейчас принято в тарологической практике. Так вот, Рейчэл Поллак подробно...
На мой взгляд, лучшая книга по финансам для неискушенных в вопросах денег. Я хорошо знаком с книгами Кийосаки, Гейджа, Хилла, Шармы, Кехо, Роббинса. Несмотря на все их достоинства, Бодо Шефер выигрывает простотой изложения, хорошей подачей материала, ясностью примеров, применимостью того, что он пишет, на практике. Если уроки Кийосаки и подобных ему инвесторов по обогащению - это высокая лига, многими вряд ли достижимая в обычной российской жизни, то принципы Шефера применимы даже для студента....
Эта книга Рэнди Гейджа имеет очень популистское заглавие. Однако пусть это вас не отпугивает: она заслуживает внимания! Жестко обличая негативные установки в умах людей, - "мемов" по его терминологии, - Гейдж призывает задуматься о поднятых им в книге темах, в частности, что население планеты специально или бессознательно отупляют, стремясь приумножить количество больных и бедных. А точнее, не дать человеку стать здоровым, богатым и счастливым. Идет борьба за возможность человечества...
Впервые увидев эту книгу Ричарда Нейсбита на книжной полке в магазине, меня заинтриговало уже само ее название. Это исчерпывающее психологическое исследование, доказывающее, что головы людей Востока и Запада действительно устроены принципиально по-разному. Если западный человек руководствуется логикой, унаследованной от греков с Аристотелем и его силлогизмами, то восточный человек руководствуется совсем другой логикой. В этом плане Нейсбит противопоставляет силлогизм и Дао. При этом восточные...
"Гипноз для Марии" - новая книга Ричарда Баха, появление которой у меня совпало с витком интереса к гипнозу и его возможностям. Это очень легкое произведение, почти такое же легкое, как знаменитые и не наедающие "Иллюзии". Рекомендую! Книга о том, что раз гипноз - это принятие чужих установок, то, по большому счету, если трезво оглянуться, - то мы обнаруживаем себя на странной планете в плену миллионов установок. Принятых на веру, не правдивых, иллюзорных, ложных,...
Не знаете, что почитать?