Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Зимняя дверь | +2 |
Мальчик, который хотел стать человеком | +1 |
Синопа, индейский мальчик | 0 |
Мое столетие | 0 |
В выборе этой книги во многом решающую роль сыграло название «Мальчик, который хотел стать человеком». Весьма интересной показалась идея художника: на обложке - "двуликий" мальчик. Я подумала: какое/ие-то событие/я повлияло/и на жизнь мальчика. Был таким (лицо с левой стороны), стал другим (об этом говорила вторая половина). Это были предположения... Как оказалось, не пустые.
В произведение вошли 3 книги: «Мальчик, который хотел стать человеком» (первая книга дала название всему...
В произведение вошли 3 книги: «Мальчик, который хотел стать человеком» (первая книга дала название всему произведению), «Лейв, Наруа и Апулук», «Дальше на север». Помнится, первая попытка начать чтение книги закончилась провалом. Сразило первое предложение: «Лейв Стейнурссон смеялся, когда убили его отца». Желание продолжить чтение меня тут же покинуло… Странно… Как можно смеяться в такой момент?
И всё же… На днях прочитала.
«И в этом не было ничего странного», - заявляет автор во втором предложении. Лейв находился в это время совсем в другом месте: во дворе, где его дядя споткнулся о тонкую веревку, натянутую мальчиком между колодцем и дверьми конюшни, и приземлился на свежем коровьем навозе. И как в такой ситуации удержаться от смеха?
Автор произведения - датский писатель Йорн Риэль, который почти 20 лет прожил в Гренландии. За это время хорошо изучил быт, культуру её жителей, природу. Поэтому интересны и сюжет (время действия – X век), и герои, и жизнь эскимосов-инуитов (самоназвание, в переводе «инуит» - человек), удивленных тем, что есть другие «человеки» (люди), которые моются не в озере, а в бане, строят деревянные дома, готовят на зиму сено и топливо, держат в домах работников, рабов (и как можно отнять свободу у другого человека?), верят в одного Бога. В название произведения, как мне кажется, вложен двойной смысл: первый - юный исландец Лейв, попав к эскимосам, всеми силами стремится стать таким же инуитом, то есть «человеком», как они, второй - он понимает, как важно оставаться человеком даже в самых непростых ситуациях, именно эскимосы научили его справляться собственными силами с трудностями, делиться со всеми и жить в братстве. У себя на родине Лейв не раз наблюдал, как люди боролись завладеть чужой собственностью, как во время войн семьи попадали в рабство, а из-за куска золота люди убивали других.
«Лейв кивнул.
— Вы правы. Большего и желать нельзя. Моему дяде Хельги всегда всего было мало. И он отправлялся в походы, из которых привозил вещи, которые ему вовсе были и не нужны.
— Что же это за вещи? — любопытствовала Наруа.
— Золото, серебро, дорогая одежда и всякое такое. Украшения, которые можно надевать на шею и пальцы.
— А это и правда красиво? — не унималась Наруа.
Лейв помотал головой.
— Теперь я в этом не уверен. Однако ради этих вещей мой дядя ходил в походы и убивал людей.
— Твой дядя убивал людей? Чтобы достать металл, который можно надеть на палец?
— Да, теперь мне это тоже непонятно."
Стремление людей жить, ни в чем себе не отказывая, не сделало их счастливее. Намного богаче жизнь эскимосов, которые ведут честную и достойную жизнь. Может быть, поэтому Лейв, набравшийся «человеческой» мудрости у эскимосов, не желает зла Торстейну, который убил его отца на мотиве кровной мести.
Не сразу обратила внимание на форзацы, на которых известный московский художник Петр Перевезенцев разместил рисованные географические карты, по ним читатель сможет мысленно пройти пути-дороги Лейва и его друзей, правда, я представляла этот путь без этой карты: помнится, Гренландия – самый большой остров, в сознании четко вырисовывалось, что и где находится относительно этого острова, знания подсказывали, что Исландия, Британия ниже, южнее, что на западе должен находиться материк, названный учеными в честь флорентийского путешественника Америго Веспуччи, куда так стремился попасть вместе с друзьями Лейв, но потом отказался от этой идеи.
Историй, рассказывающих о жизни людей, которые сознательно решили жить вдали от цивилизации, много. Что повлияло на принятие такого решения? Разочаровались в обществе и поэтому решили начать жизнь с чистого листа? Желание отдохнуть от цивилизации? Изучить местный быт, обычаи и традиции малочисленного народа? Стремление научиться выживать в экстремальных условиях? Быть не таким, как все? Ответ у каждого «отшельника» - свой. В течение 20 лет датский писатель Йорн Риэль (мой отзыв о его книге...
Книгу заказывала для дочери. Она была приятно удивлена тому, как индейцы воспитывают своих детей. Многим книгам Шульца характерно повествование от первого лица, придающее событиям особую достоверность. И «Синопа…» не исключение.
Рождение ребенка в семье – самое светлое событие в жизни родителей. Родители, все окружение думает о том, какое имя подобрать малышу. Каждый хочет внести свою лепту… В свое время муж полностью принял мой выбор (хотя родственники выражали недовольства) с условием, что при рождении сына решающее слово будет за ним. Так и было. В индейском племени черноногих рождение ребенка не является событием, заслуживающим внимания. Но бывают исключения: в вигваме великого вождя родился долгожданный сын. Разве не событие? Ещё какое! Особенное внимание уделяется выбору имени. Для мальчика. По мнению индейцев, нужно избегать имен, которые приносят несчастья. Задумалась я тут: как же определить это… У индейцев так: имя должно быть связано с каким-нибудь знаменательным событием. Старый знахарь называет мальчика Синопой, что значит «лисенок». Когда-то во сне знахарю привиделось, как синопа, лисица северо-западных равнин, спасла его от смерти: вывела из снежного «плена».
Следующий момент, который меня удивил, так это то, что в течение года ребенка нужно пеленать и привязывать к доске (во время сна). Объяснение: «чтобы вырос он не горбатым или сутулым». Помнится, моя бабушка с твердой уверенностью заявляла, что ребенку «комфортно», если его туго запеленали, что у него ножки будут прямыми. ))) Да уж… А вот немаловажный эпизод в жизни будущего воина: Синопу, когда он научился ходить, отец по утрам нес к реке и окунал в холодную воду. Бесспорно, закаливание укрепляет здоровье. А однажды у Синопы появился друг: отец принес лисенка, второго Синопу.
Важное место в развитии ребенка занимает игра. В племени индейцев ведущие позиции занимают ролевые игры. Синопа вместе с друзьями строит вигвам, охотится на мелких зверей, устраивает засады на «неприятеля». Но драки и ссоры исключены! Красный Журавль, дед Синопы, призывает всех детей быть братьями и любить друг друга, чтобы в будущем защитить племя от врагов. Многое ещё предстоит узнать Синопе… Мальчик учиться быть умным, смелым и отважным воином. Он понимает: никогда не следует охотиться для забавы. Автор сожалеет, что многие белые охотники не признают этого правила.
Вступлением в братство Москитов заканчивается детство для Синопы. Руководители братства, два-три старика, ведут с мальчиками беседы о том, как жить, чтобы стать хорошим воином и охотником. Первая охота в жизни Синопы заканчивается удачей: он привозит в лагерь мясо убитого им бизона.
По мнению Захара Прилепина, Гюнтеру Грассу удалось заново воспроизвести сложную немецкую душу. (Вот так! А мне-то казалась сложной - русская.) Встреча писателей произошла в 2007 году в Санкт-Петербурге.
Немецкий писатель не оставил без внимания прилепинскую прозу, отметив "всегда точное попадание в лирическое чувство", а также то, что "читатель при этом мгновенно включается в ситуацию". Захар Прилепин сравнивает его фигуру с фигурой Л.Н.Толстого, потому как жизнь/судьба...
Немецкий писатель не оставил без внимания прилепинскую прозу, отметив "всегда точное попадание в лирическое чувство", а также то, что "читатель при этом мгновенно включается в ситуацию". Захар Прилепин сравнивает его фигуру с фигурой Л.Н.Толстого, потому как жизнь/судьба обоих этих писателей была связана с войной. Толстой после участия в кавказской военной кампании стал великим гуманистом. Гюнтеру Грассу повезло меньше: с 15 лет он стал солдатом СС, а затем страх перед миром после признания о службе в СС. И не быть ему лауреатом Нобелевской премии, если бы это открылось раньше 1999 года, года, когда ему была присуждена эта высокая награда в области литературы. Устами одного из героев (фоторепортера) романа "Мое столетие" Гюнтер Грасс заверяет:"А вот выстрела я не сделал ни единого". О репортере скажу ниже. 13 апреля 2015 г. писателя не стало.
Для себя отметила, что книга немного напоминает по структуре/авторской задаче книгу "Время секонд хэнд" С.Алексиевич: 100 новелл/рассказов/историй/воспоминаний/писем, никакой связи между главами, кстати, каждая глава обозначена годом, очевидцы событий - граждане Германии/ФРГ/ГДР- рассказывают о своей жизни, всех их объединяет одна земля, страна, одна история. Пока читала первые главы, возникло предположение, что глава-год совпадает с каким-то историческим событием, но в дальнейшем это подтвердилось частично. К примеру, 30-е и 40-е главы-годы упоминают реалии времени: нацистский режим, Гитлер, война, концлагеря, Холокост. В главе "1943" изложен рассказ о фоторепортере, присутствовавшем в 1943 году в подавлении сопротивления евреев варшавского гетто. Больше всего эта история удивила тем, что очевидец не чувствовал ни капли жалости к "жертвам". Его более занимало то, что сделано было 600 кадров, а в "альбомчик" для командования попали только 44 снимка. Символично, что фоном для глав-годов "1914-1918" стала Первая мировая война. Молодая швейцарка, которая готовит исследовательский проект от фирмы Бюрле, организует встречу Ремарка и Юнгера, "живых свидетелей" тех лет. Дело происходит в середине 60-х годов. Неудивительно, что пацифист Ремарк и анархист Юнгер придерживаются по вопросам войны несхожего мнения. Также объектом ожесточенных споров явились книги "На Западном фронте без перемен" и "В стальных грозах". Ремарк сразу же дает понять оппоненту, что в книге "На Западном фронте без перемен" были собраны фронтовые впечатления брошенного в топку войны поколения. Замечу, что для Юнгера важен солдатский дух, дикость войны он наполняет духовным содержанием, отсюда восхваление рыцарской готовности принять бой. Интересным мне показался разговор писателей о газовой войне/атаке, которую они осуждали (каждый по-своему). Напомню, целенаправленное применение боевых отравляющих веществ было осуществлено Германией 22 апреля 1915 г. в долине р. Ипр против французской дивизии. Только в один этот день было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли. Запомнилась реплика Ремарка: "Кто сбросил атомную бомбу, у того уже больше нет внутренних тормозов". Ну как? Сильно сказано! Это ответ-реакция на действия американцев в Японии и во Вьетнаме.
"Спотыкалась" во время чтения постоянно. Много таких фактов, событий, дат, имен, о которых я не слышала, благо книга снабжена примечаниями, к которым время от времени мне приходилось обращаться. Но иногда заглядывала в Википедию.
Как известно, решающими факторами при выборе книги могут стать:
1) имя автора;
2) название;
3) внешний вид (дизайн обложки, наличие иллюстраций);
4) издательство;
5) конкретная серия издательства.
Так случилось и при выборе этой книги.
Во-первых, книга вышла в издательстве "Самокат". В моем литературном "багаже" многие книги - "самокатовские". Во-вторых, "багаж" постоянно обновляется книгами новых авторов. Об авторе этой книги ничего не знала...
1) имя автора;
2) название;
3) внешний вид (дизайн обложки, наличие иллюстраций);
4) издательство;
5) конкретная серия издательства.
Так случилось и при выборе этой книги.
Во-первых, книга вышла в издательстве "Самокат". В моем литературном "багаже" многие книги - "самокатовские". Во-вторых, "багаж" постоянно обновляется книгами новых авторов. Об авторе этой книги ничего не знала и не слышала. В-третьих, привлекательное название - "Зимняя дверь" (обложка, как мне показалось, первый ключик к разгадке). В-четвертых, оформлена книга со вкусом (иллюстрации Марии Воронцовой). Цветные иллюстрации чередуются с карандашными. Узнала кое-что об авторе:
"Станислав Востоков — современный российский автор («Фрося Коровина», «Кум королю», «Ветер делают деревья» и др.), обладатель Почетного диплома Премии Г. Х. Андерсена (IBBY-2014), лауреат многочисленных литературных премий: «Книгуру» (2013, 2015), им. В. Крапивина (2014), им. С. Маршака (2014)".
Прочитав книгу, решила показать классу. Ребята были в восторге! "Зимняя дверь" - добрая и светлая книга о деревенской жизни! В том смысле, что жизнь эта - размеренная, без суеты, здесь человек ближе к природе, а значит и душа у него не испорчена цивилизацией. Здесь есть время задуматься, приглядеться, осознать. И у автора, по-моему, неплохо получилось. Каждая глава - отдельная история, зарисовка, лирическая миниатюра.
Кстати, ранее жанр лирических миниатюр встречался мне в творчестве Владимира Крупина. И помнится, я проводила уроки развития речи (назывались "мастерские") в своих классах по данному жанру. И вышли из этих "мастерских" довольно интересные работы.В книге Станислава Востокова некоторые главы совсем небольшие, как очередная запись в блокноте. Чувствуется умение писателя находить что-то особенное и в обыденности. Пытливый взгляд замечает всё, что ускользнуло бы от менее внимательных взоров. К примеру, какой цвет у восходящей звезды? Желтый? А вот и нет! А розовую ворону видели? А о подземных яблоках слышали? Это только у Востокова можно прочитать! И месяц у него не рожок, а золотая дверная ручка, и, если дернешь за нее, "с неба свалится дождь, а может, ещё чего похуже". Ну, а почему дверь - зимняя? Ответ в книге Станислава Востокова. Желаю приятного чтения!
Не знаете, что почитать?