Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Новые мелодии печальных оркестров | +5 |
Великий Гэтсби. Последний магнат | +2 |
Великий Гэтсби. Романы | +2 |
На Западном фронте без перемен. Возвращение | +2 |
Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок" | +1 |
Вот и прочитана книга, под обложкой которой объединены два романа. Объединены они неслучайно. И как мне показалось, вовсе не темой «сильного героя», а темой героя страдающего. Героя, пытающегося вернуть утраченное и прожить прошлое заново. Что само по себе невозможно. И недостижимо. И мучительно.
И Гэтсби, и Монро все время пытались ухватить это ускользающее счастье, убегающее, словно песок сквозь пальцы. А оно насмехалось над ними, оставляя за собой глубокий след разочарований. Иногда оно...
И Гэтсби, и Монро все время пытались ухватить это ускользающее счастье, убегающее, словно песок сквозь пальцы. А оно насмехалось над ними, оставляя за собой глубокий след разочарований. Иногда оно подкидывало им случайный подарок, за красивым фасадом которого скрывалась пустота. Каждый из них в своей жизни обрел по такой пустой женщине, не увидев, не распознав сразу, что и ухватиться, и удержаться то не за что. Потому что иллюзия нематериальна. Она, подобно эфиру, имеет свойство улетучиваться. Так же, как и недолговечная, дешевая, поддельная любовь. Но герои обоих романов верили в эту иллюзию, наделяя ее такими же несуществующими качествами, как нереальна была она сама.
P.S. Постоянно покупаю книги данной серии. Издание изящно оформлено. Оно легкое, его удобно читать, держать в руках и перелистывать страницы. А бумага, хоть и не белая, но достаточно плотная и не просвечивает. Крепление прочное, и шрифт удобочитаем. Для глаз вполне комфортно. По соотношению «цена-качество» - один из наиболее оптимальных вариантов. Можно собрать целую коллекцию.
А Великий Гэтсби, как оказалось, не был таким уж великим. Он был заложником собственных мечтаний, представлений о некоем эфемерном образе сказочной жизни и сказочной любви. А в итоге… В итоге, мечты разбились, разлетевшись на множество осколков; предательский идеал истаял, обратился в прах, символично перекликаясь с физической стороной действительности в своем угасании. И жаль, безмерно жаль этого Гэтсби! А с другой стороны, досадно. Он сам виноват. Ведь, когда искреннему чувству не даешь...
Вот такие размышления по прочитанному… Вообще же, перебирая в голове всевозможные эпитеты, подошедшие бы к этому роману, я пришла в какой-то ступор. Я не знала, какие определения подобрать. Все они показались какими-то мелкими, банальными, несущественными. Я не хочу сказать, что это великое произведение, что это произведение гениальное. Но чем-то оно цепляет. И меня, и еще очень многих. Наверно, все просто: оно жизненно и печально. По форме повествования чем-то мне напомнило притчу, а все притчи, как мы знаем, поучительны. Поэтому, может, стоит просто извлечь урок из того, что представлено перед нами? Может, ради этого и нужно читать «Великого Гэтсби»?
А в целом, я думаю, Фицджеральд не нуждается ни в каких рекомендациях. Его творчество – это лицо эпохи ушедшей и провозвестник эпохи следующей, к которой перешли по наследству все определяющие идеи, проблемы и связанные с ними переживания и устремления. Пускай, и в некотором видоизмененном состоянии. Оттого книги его близки каждому, и читая их, находишь там частицу себя.
Фицджеральда я открыла для себя сравнительно недавно. И сейчас не понимаю, как это раньше я его не замечала. А открытие, скажу я вам, стоящее. На сегодняшний день это один из любимейших моих писателей наряду с Ремарком и Сэлинджером. И вот почему:
Фицджеральд, безусловно, мастер слова. Он пишет легко, свободно и, в то же время, весьма самобытно и оригинально. Создается впечатление, будто строки сами собой ложатся на лист бумаги и складываются в единое целое. Его проза, отличающаяся изрядной...
Фицджеральд, безусловно, мастер слова. Он пишет легко, свободно и, в то же время, весьма самобытно и оригинально. Создается впечатление, будто строки сами собой ложатся на лист бумаги и складываются в единое целое. Его проза, отличающаяся изрядной долей иронии, – это квинтэссенция жизненной мудрости. Это тонкое и глубокое проникновение в закоулки человеческой души, представляющее нам во всей красе его достоинства и недостатки. В своих произведениях Фицджеральд вскрывает страсти и пороки человека, мотивы, желания и устремления, отвечая тем самым на нашу извечную экзистенциальную потребность в восприятии себя как бы со стороны. И этот сборник рассказов – яркий тому пример. Остается только удивляться, где писатель находил пищу для вдохновения, чтобы представить на наш суд столько необыкновенных рассказов. И ни один из них не похож на другой. Каждый презентует определенную ситуацию или историю. Некоторые из них абсолютно реально могли бы произойти в нашей жизни, другие же приправлены щепоткой сказочного алогизма. Но и те, и другие замечательны по-своему и запоминаются надолго.
В этом контексте хочется провести параллели с творчеством Ги де Мопассана. Так вот рассказы Фицджеральда, так же, как и новеллы Мопассана, - блестящий образчик краткой прозы. Хотя сравнение здесь, конечно, условно, учитывая историческую специфику, культурный бекграунд и национальную принадлежность того и другого. Несомненно, Мопассан – это истинно французский писатель, тогда как Фицджеральд – это плод истинно американского духа в лучшем его проявлении. Но он не только последователь культурной традиции, он создатель совершенно неповторимого стиля письма, как, впрочем, и полагается выдающемуся писателю.
И еще один важный момент, который можно отнести к отличительным чертам прозы Фицджеральда: она воздействовала на умы людей почти сотню лет назад, но и нашей эпохе она органична. Его проза – вне времени. В этом кроется, на мой взгляд, самая главная составляющая того успеха и того почитания, которыми пользуются с той или иной степенью все творения Фицджеральда.
Вывод: удовольствие для мозга и зарядка для ума гарантированы. Читать настоятельно рекомендуется.
P.S. Не могу не сказать отдельно про само издание. Описывать его можно только в восторженных тонах: обложка шикарная, очень стильная (верхняя глянцевая обложка с тиснением золотом и выдержками известных людей о творчестве Фицджеральда), качество бумаги и печати отменное, шрифт не крупный и не мелкий, удобный для чтения, крепление прочное. В руках держать уже приятно. Сразу же возникает желание читать, читать, не отрываясь. В общем, форма соответствует содержанию. Плюс цена этой книги, считаю, себя полностью оправдывает. Как для своей собственной библиотеки, так и в качестве подарка – вариант идеальный.
«Жареные зеленые помидоры»….. М-м-м, вкуснятина! Это действительно, «вкусно», как сейчас принято говорить обо всем и каждом. Взглянув на одно только название, я сразу решила для себя: мне эта книга понравится (хотя обычно не выбираю чтиво по такому принципу). И я не была разочарована. Отнюдь. С самых первых страниц тебя затягивает, и ты погружаешься в атмосферу маленького американского городка 30-х, 50-х, 80-х гг. XX века. Поскольку придорожная забегаловка лично для меня – это и есть...
А стиль изложения? А авторский слог? Об этом стоит сказать отдельно. Только у Фэнни Флэгг реальные ситуации перемежаются с совершенно неправдоподобными историями. Но, тем не менее, воспринимаются они в едином контексте. Сюжет, не оставляющий равнодушным, удачно построенная на гармоничном сочетании и чередовании грустного и смешного композиция произведения, - отличительные черты проникновенной прозы Фэнни Флэгг. Еще одна визитная карточка – это постоянные путешествия во времени по ходу повествования (то 1929 год, то 1986 и т.д.). Может, эта задумка и не нова, но воспоминания самой обаятельной старушки Нинни настолько органично вписаны в сюжет, а «Бюллетень Полустанка» Дот Уимс – это вообще что-то с чем-то! Остроумие и юмор, воплотившиеся в ней (как впрочем и в других персонажах Полустанка), просто покоряют.
И напоследок, еще об этих самых персонажах. Иджи, Руфь, Сипси, Нинни, Культяшка Тредгуд, Большой Джордж и др….Все они, по сути, говорят нам со страниц этой удивительной книги: живите, любите, прощайте, грустите, но не унывайте, цените каждый день прожитой жизни!
P.S. Открою маленький секрет: на последней странице бонус для гурманов – рецепт тех самых «жареных зеленых помидоров».
Для меня показательно то, что это первая книга, сподвигшая меня на написание рецензии, которая, быть может, послужит точкой отсчета в моем скудном писательском опыте. И неудивительно."На Западном фронте без перемен" относится к тому типу литературы, который просто выворачивает тебя наизнанку. Это роман о войне, да, но, в первую очередь, это роман о людях, об их чувствах, об их отношениях, о дружбе, о товариществе, о ложных идеалах, которые коверкают жизни миллионов ни в чем не...
Это тот случай, когда говорят, что не жаль потраченного на чтение времени, когда читаешь до боли в глазах, когда хочется вобрать в себя сразу все, до конца.
Это книга, которую не просто стоит, НЕОБХОДИМО читать всем. И возраст здесь не помеха. Ведь Ремарк пишет легко,- это с одной стороны, а с другой, - заставляет твою мысль работать, рефлексировать, задумываться над тем, кто мы такие, откуда вышли и куда идем. Это как глоток свежего воздуха в нашем отравленном существовании. Эти буквы, эти строчки, - казалось бы обычные знаки на белой бумаге. Но обладают они удивительной силой - пробуждают в нас то мало-мальски человечное, которое мы похоронили под грудой лицемерия, равнодушия, ожесточенности и отчужденности. А это уже немало.
В общем, о Ремарке можно говорить много, но лучше всего скажет он за себя сам своим бессмертным, потрясающим творением.
Поэтому, ребята, читайте Ремарка. Читайте, не пожалеете!
Не знаете, что почитать?