Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Декамерон | +5 |
Дама с камелиями | 0 |
Новая жизнь | 0 |
Любой труд основанный, на личных переживаниях, будет ярким, эмоциональным и проникновенным. Но есть одна опасность – не дать эмоциям захлестнуть тебя, не допустить смешения личного и художественного.
“Дама с камелиями” роман, который более тяготеет к драме, как раз основанный на личном чувстве. Александр Дюма сумел найти ту грань, за которую не позволил переступить своей жизни. Известно, что прототипом главной героини книги является Мари Дюплесси, французская куртизанка и любовница автора....
“Дама с камелиями” роман, который более тяготеет к драме, как раз основанный на личном чувстве. Александр Дюма сумел найти ту грань, за которую не позволил переступить своей жизни. Известно, что прототипом главной героини книги является Мари Дюплесси, французская куртизанка и любовница автора. История, рассказанная Дюма, по сути, его личная драма, которую он, благодаря своему таланту и неутихающим эмоциям, сумел воплотить на бумаге. Да, в жизни было иначе, не было жертвы, глубочайшей и высокой личности, но основа, то, что толкнуло автор на создание этого произведения все же остается нетронутым. Дюма сумел разглядеть в парижской куртизанке, доброту, открытую душу и, может быть надеялся, что она изменится. Позже, в романе, он произвел это изменение c Маргаритой. Мы знаем кто такая Мари Дюплесси только благодаря искренним чувствам одного из ее любовников, который сделал для нее то, что не смог ни один другой. Он обессмертил ее.
Сам роман построен на истории Армана Дюваля (первые буквы имени и фамилии повторяют инициалы самого Дюма). Рассказывая ее самому Александру, он стремиться еще раз воссоздать образ любимой, которую навсегда потерял. Маргарита Готье (снова говорящее имя маргаритки – маленькие, хрупкие цветы) вначале представлена как самая обычная куртизанка. Она красива, изящна, очень мила, молода и это позволяет ей смотреть на себя как на королеву. Живя в роскоши и имея самых богатых любовников, она не понимает всю печальную неизбежность жизни и свое жалкое положение. Посмеявшись над Арманом она забыла его через несколько секунд, как оного из многих не стоящих ее внимания. Через два года мы видим другую Маргариту. Болезнь помогла ей рано повзрослеть. Имея ясный ум, она начинала осознавать весь ужас своей жизни, но не могла сама выбраться из этой ямы. Не было в ее жизни истинного счастья. Вторая встреча с Арманом, его действия и забота дали Маргарите понять, что есть люди способные к состраданию, и она потянулась к тому единственному, способному ее понять.
Бурное чувство, зародившиеся у двух молодых людей было по сути своей противоположностями одной силы. Арман полюбил в первую очередь ее за красоту, а уже потом за глубокий внутренний мир. Маргарита же искала сочувствия и бескорыстной, чистой любви в океане окружающего ее порока. Встреча с Дювалем помогла ей поверить в любовь. Из этого ясно, что у Армана любовь, по крайней мере, в начале – чувственная, у Маргариты же – духовная. Это нить, путеводная звезда из бездны продажных отношений. Эта любовь была спасением. Та жертва, что Маргарита принесла ради него, ради его семьи ставит ее выше Дюваля. Смог бы он пожертвовать тем же? Я думаю, нет. Эта любовь была высшей, единственным счастьем для нее, но и им она пожертвовала ради любимого. Это ли не вершина духовной близости?
Однажды Маргарита сказала: “Нужно было меньше меня любить или лучше понимать”. Дюваль не смог ее понять. Разрушив самые дорогие, самые светлые минуты своей жизни, предав не только любимого, но и себя, Маргарита каждый день переживала этот разрыв за двоих. Даже в прощальном письме видно, что она горячо любит Армана, но решив сыграть на своем прошлом, она справилась с этой задачей слишком хорошо. В лихорадке чувств, без надежды забыть свою любимую Дюваль решает либо ненавидеть ее, либо простить и полюбить еще больше. Увидев ее, он решает ненавидеть. Обманутый, уязвленный в своем самолюбии, не видя страданий Маргариты, не понимая, что она губит себя, ждет смерти, он ведет себя самым низких образом. На самом деле, Арман тщеславный трус, потерявшей любимую и испугавшейся за себя. Вместо того чтобы прийти к ней и в слезах, криках и мольбах решить все раз и навсегда, признаться в безграничной любви, он делает гадости. А если бы он знал Маргариту, то понял бы, что эта женщина, с ее высокой душой неспособна на бессердечные поступки. Тут, конечно сыграла ее репутация куртизанка, да и влияние отца, которого он безропотно слушал. Но скажите, есть ли преграда у настоящей любви? Может ли человек, по-настоящему любя, вести себя так, как вел Арман? Маргарита пожертвовала собой, своей душой ради него, а он не смог переступить через свое самолюбие ради простого разговора.
Только после смерти Маргариты Арман понял, что за женщину он любил. Все осознав, он не может поверить, что ее больше нет и ему не у кого просить прощения. Сцена на кладбище является началом перерождения Дюваля. После рассказа о Маргарите, после того как он все заново пережил и осознал, он начинает по-другому смотреть на мир. Но то, что он не смог понять такую женщину, он себе уже не простит.
Любовь спасла Маргариту. Да, ее страдания от этого только увеличились, туберкулез прогрессировал, и она умерла до срока. Но то время, самое счастливое время, облагородило ее. Ее добрая душа решила искупить все прошлые грехи, и она согласилась на просьбы отца Армана. Ради любимого, ради его будущего она пожертвовала своим. Эта искупительная жертва подводит некий вывод и делает фразу “Господь больше рад одному раскаявшемуся грешнику, чем ста праведникам” говорящей. Маргарита покаялась, очистилась в первую очередь перед собой. Умирая и зная, что Арман далеко, ее утешали мысли о своем поступке. Если бы она осталась с ним, он бы навсегда разругался с отцом, разрушил свою жизнь и через пять лет, также умирая, она не смогла бы себе этого простить. Ее жизнь была бы напрасной. Но она ушла не простой любовницей или куртизанкой, Маргарита умерла благородной женщиной.
Отдельное спасибо за оформление книги. Держать в руках и читать одно удовольствие, а иллюстрации позволяют лучше прочувствовать атмосферу. Одним словом книги таких изданий должен иметь каждый уважающий себя человек.
Что есть Декамерон? Это памятник искусства, мать новелл, отец итальянского языка. На первый взгляд это обычные, житейские истории, переработанные античные сказки или выдуманные автором рассказы, сделанные на его восприятии действительности. Но, давайте подумаем, что есть наша жизнь? Простая череда событий, смешных и грустных, обыденных и совершенно невероятных, нелепых и порой чрезвычайно трагичных. Наши жизненные ситуации это новеллы, которые мы проживаем каждый день.
Декамерон состоит из...
Декамерон состоит из таких же новелл. Великий автор, один из родоначальников Возрождения, с помощью историй, показывает нам истинные ценности, превозносит любовь, радость жизни, ценность юности, высмеивает пороки и изъяны той системы, которая господствовала в его время. Боккаччо отнюдь не отказывается от теократии, он только призывает, в шутливой форме новелл, к переосмыслению, изменению и переоценке устоев, что господствовали в мире. Известный почитатель Данте, он один из первых проникся и воспринял его взгляды, сумел, благодаря своему дару, донести их до масс. Он писал тогда еще в низком, простонародном итальянском языке, который только сформировывался. Современники держались за латынь, утверждая, что это и есть язык будущий интеллигенции. Известно, кто оказался прав.
Подтолкнуло к началу работы Боккаччо событие, перевернувшее жизнь всего тогдашнего мира и оказавшее огромное влияние на будущие поколения, и устои человечества. Черная смерть, пронесшаяся по Европе, унесла астрономическое число жизней, лишив автора лично дочери и отца. И вот в атмосфере всеобщей паники и страха, ужаса и смерти, Боккаччо решил жить так, будто завтра не наступит, не думать об том что творилось вокруг, стараться радоваться каждому мгновению. Многие поступили так же как и он, не нам судить их, ибо я даже не могу представать, что бы я делал, окажись на месте этих несчастных, но вот что главное, в это время начал рождаться Декамерон. Благодаря службе флорентийским казначеем, своей образованности, начитанности, дружбой с великими людьми того времени, особенно с Петраркой, Боккаччо начал собирать и записывать сюжеты, показавшиеся ему наиболее значимыми и важными. Впоследствии эти истории он включил в свою знаменитую книгу.
Десять дней, десять рассказчиков, сто новелл. Каждый день - новая тема, каждая история - новый урок. Семь девушек и три юноши, каждый со своим характером, придуманный автором на основе своего жизненного опыта. Где-то смешно и даже немного скабрезно, где-то удивительно печально и трагично, но почти в каждой новелле присутствует позыв автора к любви. Любовь пронизывает Декамерон яркой, красной лентой. Сила чувств, причем, отнюдь не духовных, а вещественных, таких как близость двух любимых, юношеская горячность, порыв страсти, все это автором не осуждается, а наоборот приветствуется. Любовь дарит человеку именно тот луч света, осеняя его душу и делая жизнь прекрасной. Любовь - смысл жизни.
Конечно, Боккаччо не ограничился лишь одой любви, он попытался научить и смирению с нравственностью, и обличить злые пороки, показать неправильное положение в обществе. Он не выдвигал революционных идей или кардинальных решений, а просто пытался поделиться своими наблюдениями с окружающими. Стоит отметить и замечательный слог, представленный в новеллах. Необыкновенно живой, не напыщенный, с чувством и присущей тому времени куртуазностью. Умение восхвалять и воспевать чувства к объекту своей любви, передавать свои эмоции такими глубокими и романтичными словами восхитительно, сейчас, к сожалению, этого не найти. Каждый день заканчивается канцоной о переживаниях определенного персонажа, причем от характера оного зависит и содержание песни. Что и говорит, написаны эти фрагменты ничуть не хуже прозы, недаром Боккаччо был другом Петрарки.
Известно, что в конце жизни великий писатель сожалел о своих трудах, считал их недостойными и раскаивался в своих смелых, критических суждениях. Стремясь обрести душевный покой, он хотел сжечь многие свои творения, в том числе и Декамерон. Церковь осуждала Боккаччо и его труд, придав произведение анафеме, и этот факт тягостно лежал на его душе. От уничтожения этого великого творения его отговорил все тот же Петрарка, понявший всю значимость Декамерона. Слава Господу, что этот вечный труд пережил шесть веков и дошел до нас и, я искренне надеюсь и желаю, чтобы и через шесть веков, наши потомки восторгались творением Джованни Боккаччо.
Поистине талантливый человек талантлив во всем. Все начинания, все, за что он берется в силу его упорства, навыков, дарования превращается в осмысленный и полностью законченный труд. Не просто результат работы, не просто оформленный материал, а что-то ценное, то во что автор вложил частицу себя. Но Данте был не просто талантлив. Он истинный гений, тот, кто определяет эпоху, на кого равняются, жизнь которого обсуждают, чьи творения становятся бессмертными и почитаемыми повсюду. Поэтому и первая...
Книга, это воспоминание об определенном отрезке жизни великого поэта. Написана “Vita Nova” на volgare, что особенно важно, учитывая в каком состоянии пребывал народный язык в XIII веке. Сонеты, баллата и канцоны, перемежаются прозой, которая служит как связующим звеном между ними, так и самобытном примером мастерства Данте. Он объясняет смысл и состав стихов, что говорит об огромной любви к своим творениям. В этом произведении четко виден весь потенциал и вся сила дарования поэта. Первые, юношеские, стихи являют нам неподдельные чувства и переживания молодого человека. А это один из ключевых и обязательных условий поэзии. Неподдельные эмоции – ключ к сердцу читателя. Отступая от основном темы, хотелось бы сказать пару слов о так называемом “Dolce stil nuovo”, суть и манифест которому Данте изложил в XXIV песни Чистилища. Поэты этого направление считали личные переживания – основой поэзии. Также стоит отметить, что благородство они рассматривали не как знатность или высокое положение в обществе, а как свойство личности. Благородным нельзя стать без духовной нравственности. Поэтические творения эти были написаны Данте в течении его юности и собраны после огромной трагедии, заключавшейся в смерти дамы сердца, в единую “малую книгу”. На самом деле в начале произведения видно влияние друга Данте, Гвидо Кавальканти. Один из отдалённейших поэтов, Гвидо воспевал жестокую, мучительную сторону любви. С середины книги автор “Новой Жизни” решает не петь о муках, а воспевать свою даму.
О чем же мог писать молодой человек, что мог восхвалять и превозносить? Конечно любовь. Это были самые высокие, платонические чувства к даме сердца. Беатриче Портинари, действительно жившая во Флоренции девушка, возвеличивается поэтом в ранг небожителя. Впервые увидев ее в девятилетнем возрасте (о числе 9 чуть позже), когда ей было почти девять, Данте сразу же проникается к ней высоким чувством. Позже, в 18 лет он увидел ее снова, и былые, детские, чувства вспыхнули с новой, юношеской, страстью. Все места, все ситуации, где поэт встречает благороднейшую госпожу, просты и обыденны. Вот она идет по улице, вот она в церкви, на свадьбе и т.д. Но в устах и пире великого Данте, эти сцены приобретают особый, возвышенный смысл. Поэт старается совместить нумерологию и свою любовь. Это же не просто число, это символ его чувств. Девять – Троица в квадрате, его высшее воплощение – Беатриче. Некоторые натяжки, на которые идет поэт, чтобы непременно получить 9, говорят об искренности и реальности его любви.
Смерть благородной дамы, которую Данте предчувствовал, что явствует из его сонетов, стала для него настоящим ударом. Он плакал день и точь (тогда, как и в античности не было постыдным для мужчины лить слезы). Нигде не находя упокоения, он пишет несколько сонетов и проводит год в мучениях. Потом, увидев даму, смотревшую на него с таким состраданием, Данте начинает постепенно приходить в себя и вот он ловит себя на мысли, что слезы из его глаз больше не капают и ему нравится смотреть на сострадательную госпожу. Он пишет сонет, где фактически признается ей в любви, но воспоминания о той, что он увидел в детстве, в конечном итоге пересиливают и он остается в трауре, с памятью о Беатриче. В конце книги Данте обещает написать о ней так, как ни один не писал, ни об одной женщине. И в будущем он это исполнит, причем после него никто не сможет так возвысить свою любимую. Конечно это лишь краткий пересказ, реальный отношения и чувства поэта были намного глубже и сложнее. Я не буду рассказывать о жизни Данте, скажу лишь, что эта книга является своеобразным переломом в его жизни, без которого, возможно, он не написал бы свою великую поэму.
“Новая жизнь” это первая автобиография, первое произведение, где герой анализирует свою поступки и смотрит на себя со стороны. Вертер Гете, Гамлет Шекспира – вот потомки книги Данте. То как он возвысил свою даму до райских высот, считая, что ей отведено место в Царстве Вечного Блаженства, это пик, вершина, самый верх восхваления своей любимой. Данте был в этом первый. Да, в произведении чувствуется влияние трубадуров (дама защиты, сонет – тенсона), но ведь автор искал слова, образы, явления и вещи именно в провансальской литературе. То, что написана “Новая Жизнь” была на итальянском – вот что важно. Неразработанный, простой язык плотников и кожевников, приобретает благодаря гению Данте новые краски. Дальше, в своем великом труде, на который я не раз ссылался, он выведет volgare на новый уровень, сделает язык истинно художественным. “Vita Nova” как бы отправная точка, новый виток развития (что явствует из названия), тот импульс, что помог развиваться и совершенствоваться Данте.
Не знаете, что почитать?