Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Не та дверь | +1 |
В моей смерти прошу винить… | +1 |
Взгляд висельника | 0 |
Они | 0 |
«Зорко одно лишь сердце…»
Писатель блестяще владеет приёмами художественной выразительности речи. Словно художник, он на ещё совершенно чистом холсте делает набросок обычной семьи. И уже эти описания настолько реалистичны, что сразу же роднят читателя с героями романа. Затем в один из солнечных дней этой семьи автор добавляет всего лишь капельку новой краски – лёгкий штрих тревоги, пока совсем безобидной. Детские страхи ребёнка, с которыми легко может...
Писатель блестяще владеет приёмами художественной выразительности речи. Словно художник, он на ещё совершенно чистом холсте делает набросок обычной семьи. И уже эти описания настолько реалистичны, что сразу же роднят читателя с героями романа. Затем в один из солнечных дней этой семьи автор добавляет всего лишь капельку новой краски – лёгкий штрих тревоги, пока совсем безобидной. Детские страхи ребёнка, с которыми легко может разобраться сильный и смелый папа. Но только после этого случая на картине наслаиваются всё больше мрачных тонов. То, что казалось недоразумением, оборачивается для героев романа настоящим кошмаром. Один за другим члены семьи становятся жертвами некоего «маньяка», и привычный мир персонажей рушится у них на глазах. Они пытаются жить, как прежде, ещё не осознавая, что так уже не будет никогда. Прежде счастливая семья оказывается втянутой в водоворот ужасных преступлений, с каждым витком которого участников столь дьявольского действа затягивает всё глубже в пучину страха и отчаяния. Члены семьи не чувствуют себя защищёнными даже в стенах собственной квартиры. Образ врага имеет несколько лиц, поэтому герои романа не сразу смогут его идентифицировать. Зло не умирает. Никогда. Оно просто обретает новое лицо, новое имя. То, что однажды Зло коснулось этой семьи, не означает, что теперь у них к нему иммунитет. Молния может ударить и дважды. «Маньяк» - хладнокровен и предельно аккуратен. Способ убийства сразу же ставит следственную группу в тупик, ибо не понятно как такое можно провернуть. Убийца забирает с собой органы и части тела жертв. А также волосы. Весьма соблазнительный сувенир. Волосы — материя слишком интимная. Жертва носит их на себе, спит с ними. Они хранят ее запах, цвет, текстуру. Саму сущность жертвы. Муж и жена становятся марионетками в руках опасного «маньяка». Таинственный кукловод незаметно овладевает умами и чувствами людей, полностью порабощает их волю. Невидимый враг постепенно стравливает супругов, разрушая созданную между ними связь. К минусам повествования можно отнести чрезмерную затянутость размышлений героев, их душевные самоистязания и самокопания. Персонажи с головой уходят в рефлексию, а читатель тем временем начинает скучать от излишней драматичности в сюжете. Автор тоже легко «манипулирует», пряча в тексте некие «крючочки», за которые и цепляются читатели. Не всегда эти подсказки помогают понять дальнейшее развитие событий. Скорее наоборот, запутывают, заметают следы настоящего убийцы. Что ждёт читателей в конце романа? Драма? Триллер? Ужас? Шок! Квинтэссенция всего кошмара обрушивается на читателя, заставляя его буквально ерзать на стуле. То, что приготовил для нас писатель трудно предугадать. Невольно читатель сам оказывается на «званом ужине» убийцы. А закончить анализ этого произведения хотелось бы словами классика: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Автор поднял в своём произведении актуальные проблемы нашего времени. В данном романе уделено внимание принятому закону «О защите детей от негативной информации» (о введённых запретах и маркировке а-ля 18+). Вспоминается трагедия, которая произошла в подмосковном Долгопрудном. Молодая женщина выбросила с пятнадцатого этажа своих детей четырех и семи лет. Эта история всколыхнула общественность и нашла своё отражение в романе Алексея Шолохова. Весь сюжет пронизан самоубийствами детей, что тоже...
Произведение «Взгляд висельника» продолжает развивать проблему «отцов и детей», поднятую ещё Тургеневым И.А. в романе «Отцы и дети». Также автор в основу сюжета вплетает тему об издевательствах в школе (в советское время этой проблеме посвятил повесть «Чучело» В. К. Железников), а современной школе посвящена книга Эдуарда Веркина «Книга советов по выживанию в школе». Эти проблемы освещаются и в киноиндустрии. Например, скандальный драматический сериал «Школа» режиссёра Валерии Гай Германики и комедийный стёбный сериал об учителях и школьниках «Физрук». Всё это только подтверждает актуальность и проблематику романа «Взгляд Висельника».
Сюжет имеет реальную основу. Если отбросить мистику, то этот текст можно отнести к жанру социальная драма. И пугает здесь совсем не всемогущий Dr. Weber, а описания реальной жизни.
Основой сюжета является история взаимоотношений отца и сына. Семья Истоминых переживает не лучшие времена. Тем временем по стране прокатывается серия самоубийств среди подростков. В причинах этих смертей и пытается разобраться отец - Александр Истомин.
В тексте присутствует две сюжетные линии. Первая – о реалиях жизни, вторая – мистико-фантастическая о программе и её создателе. По сути, персонаж Dr. Weber отчасти несёт и реальный смысл. Вместо этого героя может появиться невидимый друг, плохие компании, дядя, который угостил конфеткой. Кто угодно, который возникает в жизни подростков, когда родителям глубоко плевать на своих детей. Dr. Weber – это собирательный образ, обладающий определённой миссией, некое сосредоточие зла. Этот персонаж несёт за собой смысловую нагрузку: в том, что случилось с детьми, виновны только родители.
Вообще система персонажей в этом романе обширна. Многие герои служат массовкой для основного действа. Эти образы картонные, изображены так, что не вспомнишь их описания. Чистый каркас, декорации, серое месиво из учеников, преподавателей, родителей, работников милиции и больниц. Но в этой серости лиц встречаются глубокие герои, яркие судьбы и запоминающиеся персонажи.
Например, рефлексирующий отец Александр Истомин, который всеми силами пытается наладить свою жизнь и оградить своего ребёнка от всех бед. Это заботливый, хозяйственный человек, который взял на себя функции и мамы, и папы. Именно через этого героя читателю передаются размышления писателя: как воспитывать детей, где-то сдержаться, где-то не перегнуть палку родительской опеки, а в какие-то моменты заметить признаки беды и предотвратить её. Александр Истомин - хороший отец, рефлексирующий и анализирующий свои и чужие поступки. Этому герою сочувствуешь, переживаешь вместе с ним. Он олицетворяет собой добро и заботу.
Другой герой, точнее героиня – это полная противоположность Александра Истомина, его антагонист. Женька Ефремова - образ яркий и колоритный. Школьница, терроризирующая как взрослых, так и детей. Сложный подросток, ведущий аморальный образ жизни, её до ужаса боится вся школа. На протяжении всего текста образ Жени развивается. Сначала мы видим матерящуюся особу подвалов и чердаков, цель которой унижать и гнобить всех, кого захочется. Ефремова отгораживается от мира стеной подростковой жестокости. С середины романа мы её уже видим другой, многогранный образ трансформируется. Тут и происходит сбой всех настроек, она начинает задумываться о своей жизни. Эта героиня привлекает к себе внимание читателя, её поступки, перлы не оставляют никого равнодушным. В каждом классе, скорее всего, была такая Женька Ефремова. Живой персонаж, за которым интересно наблюдать.
Семья Хрулёвых тоже выделяется. Их история прописана от начала до конца, подробно. Описание их жизни – это пример для многих. От Людмилы Хрулёвой уходит муж, горе она заливает вином, дочь Влада, которая никому из родителей не нужна, попадает в плохую компанию. Их жизнь ползёт под откос. Интересно и страшно следить за развитием событий.
Роман Алексея Шолохова от этого читается ещё злободневнее, острее и актуальнее. Да, возможно, сюжет утрирован, преувеличен, но цель текста напугать, предотвратить и остановить беду.
Финал даёт надежду. Пусть мир плох, и изменить его уже нельзя, но у каждого есть возможность помочь ребёнку, семье. Не можешь что-то сделать для страны, начни с города, дома, своей семьи, своих детей. Начни с себя!
Едкий и порой чересчур жёсткий роман с элементами мистики, детектива и драмы. Достоинствами книги, безусловно, являются напряжённый, увлекательный сюжет, психологизм, лёгкий стиль, уместные аллюзии на современность, бытовая реалистичность, актуальность проблематики, наличие колоритных персонажей. К недостаткам можно отнести дефицит живых персонажей, тяжёлый алкоголизм героев, описания беспросветности жизни, надуманность некоторых ситуаций.
Отличный мистический роман, стопроцентно соответствующий запросам целевой аудитории любителей хоррора. Книга рекомендуется к прочтению всем желающим, но особенно родителям, которые считают, что школа – это безопасно, а отдавать все силы и любовь нужно только работе. Любите своих детей!
Книга «Они» Алексея Шолохова из серии «Нерв» прочитана мною уже второй раз и думаю, что не последний. Читая ещё раз, и уже зная главных героев и финал, меня на протяжении всей книги держало постоянное напряжение, страх и ожидание сюжетных поворотов. Это и понятно, когда читаешь текст впервые, но и уже, зная развязку, роман не потерял для меня интереса.
Хочется отметить два неприятных момента, как для автора, так и для читателя. Первое - закрытие издательством серии «Нерв», которая бы ещё...
Хочется отметить два неприятных момента, как для автора, так и для читателя. Первое - закрытие издательством серии «Нерв», которая бы ещё порадовала любителей мистики захватывающими сюжетами. Второе - негативные отзывы читателей на романы, которые совсем не обоснованы. Не буду никого из рецензентов ругать, ибо это дело вкуса. Но, читая такие мнения, не каждый захочет взять эту книгу в руки, ведь уважаемые критики не только смешивают сам текст с грязью, но и считают людей, прочитавших её, умственно отсталыми. Печально, что некоторые пользователи сайтов, прочитав такой отзыв, не будут искать её на полках библиотек и магазинов.
На самом деле книга достойна внимания.
Сюжет.
Из подробной аннотации к книге: Алексей Страхов решает купить дом в деревне. Вскоре он переезжает с семьей на новое место. И тотчас у новоселов возникает странное чувство, будто в доме присутствует кто-то посторонний. Чувство смутной тревоги усиливается, когда дети начинают видеть каких-то странных людей. Тягостная энергия наполняет жилище. А когда вдруг начинают кровоточить стены, жизнь становится просто невыносимой… Кто в этом доме жил раньше? Ощущал ли он присутствие чужих? Алексей получил ответы на эти вопросы от клиента психиатрической лечебницы. И понял, что с этой минуты он обречен – либо сойти с ума, либо совершить что-то страшное…
Сказать, что идея банальная – это не сказать ничего. Сюжет о «плохих домах» заезженный, затасканный до дыр как режиссёрами, так и писателями. И что-то новое придумать для искушённого читателя год от года становится всё сложнее.
Сюжеты подобной тематики строятся по сложившейся схеме:
1.Семья въезжает в купленный дом.
2.Там с главными героями происходят странные вещи.
3.Один из героев начинает расследование, в ходе которого узнает, что…
4.В доме произошло убийство.
5.Финал. Чаще трагический, но тут уж, как повезёт главным героям и как решит автор.
Это фабула многих произведений. Роман «Они» строится по такому принципу. Читая, особенно в начале, замечаешь много аллюзий. Есть отсылки на некоторые фильмы, и для каждого читателя они будут индивидуальны. Мне в начале романа встречались аналогии на книгу «Сияние» Стивена Кинга (невидимый друг Алёны Бэби, осиное гнездо). А в конце книги автор от лица главного героя делает отсылку на фильм «Ужасы Амитивиля», приводя название заметки газеты «Ужасы в Васильевке».
Оформление.
Дизайн переплёта А. Марычева. Уже с обложки ладони и ладошки следят своими глазами за читателями. Иллюстрация жутковатая. Название серии и романа выполнено в кроваво-красной гамме, намекая на потёки крови. Обложка книги сразу привлекает внимание. Качество бумаги среднее. Необходимо заметить, что издательство сохранило авторское название романа. Это намного лучше, чем непонятные названия «Эксмо», которые к сюжету часто не имеют никакого отношения.
Новаторство.
В целом сюжетная линия романа строится, как обычная история о «плохих домах». Но в тексте присутствуют нюансы, которые можно назвать новаторством писателя.
Во-первых, герои обычно в подобной ситуации въезжают уже в жилой дом, а там их поджидают паранормальные явления. Но в этом романе семья купила только участок, а дом построили уже сами. Хотя и это не помешало нечисти напугать героев.
Во-вторых, это не герои выбрали участок и дом, а наоборот. Эти решения были им навязаны тёмными силами, которые их направляли, а герои действовали, будто под гипнозом.
Таким образом, в сюжет, где уже знакомо всё до мелочей, автор постарался привнести что-то своё.
Атмосфера
В сюжет грамотно вплетаются сновидения, видения и галлюцинации героев. Эти сны пугают и запутывают не только персонажей, но и читателей. Никогда не знаешь, где сон, а где реальность. «Жизнь есть сон», - как говорил классик Кальдерон в своей пьесе. Во снах герои живут другой жизнью, там доминируют другие их желания. Видения часто обрываются или перетекают из одного в другое. Жуткий дом проецирует в сновидениях другую реальность для каждого члена семьи, приоткрывает их тайные замыслы. В тексте используется приём обманок. Вроде бы ты всё понял, а потом очередной сюжетный поворот возвращает тебя на несколько шагов обратно. Саспенс держит до самого последнего листа книги, с нетерпением ждёшь финала. Буквально каждая страница романа «Они» цепляет, не возникает желания перелистнуть скучные моменты. Их там попросту нет.
Эффект «бу» помогает тревожной атмосфере достигнуть апогея. И монстры здесь необычные: лица, словно заштрихованные карандашом, девочка-паук, осы, образующие любую форму, кровоточащие стены. «Привыкание» героев к своей новой жизни изображено детально и интригует ожиданием, как же завершится этот процесс.
Герои романа
Они реально живут в этой книге. Мать, отец, маленькая девочка, сынок чуть постарше и взрослый сын от первого брака обладают своими конкретными чертами и особенностями. Семья не представлена каким-то шаблоном, она настоящая. Сначала ими движет желание иметь своё жильё, потом, сталкиваясь с необъяснимым, каждый как может пытается совладать со своими тайными желаниями и страхами. «Ложкой дёгтя» в описании быта героев является обильное и поголовное употребление алкоголя, кроме малолетних детей, конечно. Пьют персонажи часто и с удовольствием. Для романа ужасов это не главное, даже в таком количестве лишнее.
В тексте есть ещё один набор героев. Семья, которая не отличается особым гостеприимством и дружелюбием. Описания этих персонажей привносит в сюжет и психологизм, и интригу, и драматизм. В начале повествования оживает участок, далее - страшный, пугающий, серый дом (как его вообще можно купить в здравом уме не без вмешательства недобрых сожителей?), а потом и настоящие хозяева – Они. Это истинное зло, словно рентген, пронизывает каждого, находит грехи, страхи, желания, и любую крупицу превращает в кошмар. Для каждого персонажа он свой. Для начала дом и то, что в нём находится, просто пугало, но оставляло за героями право выбора. Но, не вняв голосу разума, герои всё глубже погружались в пучину ужаса.
Финал
Интересная концовка. Вроде бы есть недосказанность, но всё понятно. Финал напомнил фильм «Отражение», но силу концовки это ничуть не уменьшает. После книги остаётся приятное послевкусие.
Достойный роман «Они» Алексея Шолохова. Вам остаётся только выбрать: прочитать книгу самому и решить, что она заслуживает, или довериться мнению негативной рецензии.
Открывает сборник жуткий рассказ с милым названием «Ванечка». Истории с детишками пугают, а с мёртвыми младенцами тем более. Атмосфера в произведении настолько пугающая, что во время чтения пробегает холодок по коже. В рассказе реалистично переданы детали медицинских процедур, отношение медперсонала к пациенткам. Это своего рода житейский страх. Но истинное Зло - это Ванечка (детский плач, следы маленьких кровавых ладошек, топот ножек). Каждый герой рассказа находит своим поступкам...
Продолжает сборник одноимённый рассказ «В моей смерти прошу винить…», который поднимает актуальную проблему нашего времени. Школа, подростки и их жестокость. История совсем не фантастична, гнобление в школе – это действительно страшно. Но в этом рассказе жестоки и преподаватели. К сожалению, помощи в таких ситуациях ждать не от кого, и многие дети, особенно с тонкой и ранимой психикой находят выход в самоубийстве. Отдельно хочется отметить диалоги рассказа, за ними видны реальные люди, а не шаблонные персонажи.
В рассказе «Нити вьются» описывается стандартная ситуация приворотной магии. Незамужняя женщина, её самобичевания (Что со мной не так? Меня прокляли?) и желание выйти замуж. Большинство женщин прибегает к колдовству, не стала исключением и главная героиня. Как говорится, нужно внимательно читать условия договора, а заключая его с тёмными силами - и подавно. Достоинством текста являются описания снов и видений героев, которые, словно нитки, переплетаются с реальностью. В этом рассказе также поднимается актуальная тема, ибо не сожгли всех ведьм на кострах инквизиции.
«Подарок» - грустная, местами трогательная история одной семьи. Жёсткая от своих подробностей драма, в основе которой видна неприглядная сторона жизни. Главный герой рассказа отец – неудачник, «пожизненный охранник», его жена – вертихвостка, тёща – змея. В центре всего - ребёнок, у которого обязательно будет праздник. Мать бросила, отец пьёт, а бабушка явно не собирается печь пирожки внуку. Подарок должен был стать счастьем для мальчика. Саспенс погружает читателей в атмосферу неотвратимой трагедии. Подарок у Антона появился, но какой ценой.
«Террор ТВ» - жёсткий рассказ с обилием мяса и крови. Мир жесток, и люди стали рабами телевизоров. Не ошибусь, если предположу, что многие приобрели бы такой канал, имейся такая возможность. К чему это может привести, подробно показано в рассказе. За любую мелочь, за оскорбительное слово, за любой человеческий «косяк» каждого могут покарать. Есть только один нюанс: сегодня ты палач, а завтра жертва.
«Сапрофиты». Человек очень восприимчив к разной информации, особенно к негативной. Поэтому в наше время мы видим расцвет мошенничества и сект. Гротескное описание отлично демонстрирует изменения ранее адекватного и рассудительного главного героя в нервного, сумасшедшего параноика. Вот эти метаморфозы и пугают.
Рассказ «Блокнот» произвёл на меня неизгладимое впечатление, заворожил сюжетом. История мистического и таинственного блокнота оставляет за собой приятное послевкусие. Один из лучших рассказов сборника. Следует отметить, кольцевую композицию текста, что придаёт финалу «изюминку» - обреченность этой истории.
«Время умирать». В этом рассказе есть схожие моменты с текстом «Террор ТВ», но от этого сюжет не теряет своей прелести. Бодрый рассказ, в некоторых местах даже с юмором. Идея рассказа оригинальна – компьютерная программа, жаждущая крови.
«Игра». Жестокий с мерзкими подробностями рассказ. Интересная задумка, прописанная до мельчайших подробностей. Маньяк, Битцевский парк, детство главного героя, голоса, которые велят, что делать. На каждого маньяка найдётся тот ещё маньяк.
«Кошелёк или жизнь». Блестяще! Рассказ можно разделить на две части. Первая, которая повествует о пенсионере и заслуженном учителе истории, и вторая – о маньяке-педофиле. Весь страх и ужас в том, что это один и тот же человек. Интересно наблюдать за метаниями главного героя. Финал предсказуем, но рассказ от этого хуже не стал. Отличная концовка.
«Мальчик с румяными щёчками». Ещё один достойный рассказ этого сборника. Жуткий и атмосферный. С первых страниц мальчик с румяными щёчками вселяет в читателей панический ужас. Материнская любовь сильна, веру матери в ребёнка ничто не способно сломить. Финал представляла иным, но он оказался непредсказуемым.
«Поди, бука…» Страх да ужас в этом рассказе. На первый взгляд, обычная детская страшилка, но насколько интересно она подана читателю! Карлик – колоритный персонаж, собравший черты многих пугающих существ. Интересная задумка автора: детские страхи не исчезают, а чудовища могут вернуться и забрать уже непослушных взрослых в свои тёмные уголки. В основе сюжета описание обычной семьи, но гнетущая атмосфера настолько пробирает до костей, что невольно смотришь, а не открывается ли дверь твоего чулана.
«Смертельный чат». Интересный сюжет, не скажу, что история оригинальная, но этот рассказ неплох. Общаться с покойниками в социальных сетях тот ещё ужас.
«Чёрная королева». История, которая продолжает тематику детских страхов. В этом рассказе представлен страх темноты, того, что скрывается в ней. Приём «рассказ в рассказе» придаёт тексту черты реальности.
Завершает сборник рассказ «Я боюсь», который подводит итог книге, всем страхам, описанным в ней. Своей непредсказуемой концовкой напоминает фильм «Другие». Глубокий рассказ о любви и предательстве, о памяти и забвении, о трагических случайностях, которые ведут к беде. Прекрасный выбор для финала сборника.
Итак, отличный сборник, который полон историй на любой вкус. Алексей Шолохов мастерски изображает человеческие пороки. Герои его рассказов каждый раз выворачивают наружу перед читателями неприглядное нутро своих душ.
Не знаете, что почитать?