Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Игра Теней | +3 |
Машина Ненависти | +3 |
После приятно удивившей «Машины Ненависти» был безусловно интересен следующий творческий шаг Николая Троя. Всё-таки не так уж много русскоязычных авторов пишет сейчас грамотную НФ ближнего прицела с отчётливым привкусом киберпанка. Потому я решил ознакомиться и с романом «Игра теней», попавшим на прилавки всего несколькими месяцами позже «Машины».
И, надо сказать, новая вещь удивила очередной жанровой метаморфозой. В каком-то смысле она является полной противоположностью нестандартной и слегка...
И, надо сказать, новая вещь удивила очередной жанровой метаморфозой. В каком-то смысле она является полной противоположностью нестандартной и слегка выпадающей из конъюнктуры «Машины Ненависти». Дело в том, что «Игра теней» - представитель архипопулярного направления литРПГ. Думаю, нет нужды подробно останавливаться на канонах этого относительно нового для российского читателя жанра. Обозначу только, что литРПГ это как правило остросюжетные романы на стыке «мягкой» НФ и фэнтези, фундаментальным сюжетным ходом которых является «попаданчество» персонажей из унылого серого «реала» в красочный мир очередной компьютерной ролевой игры, чаще всего многопользовательской и онлайновой. Не могу назвать себя спецом по литРПГ, собственно говоря, до «Игры теней» я так и не дочитал хоть один образец: отчасти в силу предубеждения перед «попсовым» и наработавшим массу шаблонов поджанром, отчасти потому, что конкретные представители направления не смогли захватить и удержать внимание. Впрочем, на мой неискушённый взгляд, чисто формально основные каноны литРПГ в «Игре теней» соблюдены, так что моё знакомство с жанром в первом приближении можно считать состоявшимся.)
«Каноны соблюдены» значит, что главный герой «Игры теней», от лица которого ведётся повествование, действительно попадает в фэнтезийную MMO RPG «полного виртуального погружения». Далее его ждёт «прокачка статы», «выбивание лута», «вступление в клан», «походы на боссов в пати» и всё такое прочее, с чем большинство читателей наверняка знакомо получше меня.) Несмотря на изумительную точность и убедительность виртуальной реальности игры, одним из важнейших интерфейсов взаимодействия главгера с игрой окажутся периодически выскакивающие логи нанесённого ущерба и заработанных очков, шильды с сообщениями о новых уровнях и прокачке умений и т.п. Несмотря на всю сложность описанной игры, запущена она, видимо, обычным для современности способом: без использования каких-либо невероятных технологий, регуляции искусственным интеллектом и т.д., что является общей для литРПГ условностью и данью привычным для играющих читателей реалиям.
Впрочем, Николай Трой, в отличие от большинства коллег по направлению, всё же создаёт некоторую видимость научного обоснования: например, довольно подробно описаны устройства нейроинтерфейса «мозг-компьютер», которые осуществляют доступ к игре. Да и проблема ИИ далее по тексту всё же возникает. Отличает «Игру теней» от прямых конкурентов и более тонкая проработка взаимоотношений «виртуала» с «реалом». В целом, применённая схема игровой реальности заметно напоминает уже использованные Троем ходы из романа «Нейросеть». Однако все эти нюансы играют довольно условную и вспомогательную роль. «Игра теней» - прежде всего развлекательный остросюжетный роман.
И здесь кроется основное достоинство романа. Он отлично проработан в сюжетном плане, интрига закручена весьма неожиданно, отчасти на детективный манер, а «виртуальные» и «реальные» события крепко переплетены и выстраиваются во вполне разумную логическую цепочку. Читатель гарантированно получит свою долю рубки в стиле «меча и магии» на фоне эпических пейзажей и фэнтезийных локаций. Потом передохнёт вместе с героем за распределением полученных игровых преимуществ. Перепрыгнет на разрешение неотложных бытовых трудностей. А затем задумается над сакраментальными «кто виноват?» в сложившемся положении и «что делать?», в конце-то концов, нашему незадачливому геймеру. Все эти составляющие перемешаны с хорошим балансом и сменяют друг другу обычно именно там, где надо.
При этом у действа есть важный позитивный момент: развлекая, автор отнюдь не скатывается в маргинальность, чернушность или тяп-ляповость. Наоборот, охотно демонстрирует начитанность и готовность добросовестно прорабатывать материал. По ходу дела он неоднократно выкажет познания в средневековой фортификации и оружейном деле, сообщит парочку занятных исторических фактов, ну и, как уже сказано, он кое-что слышал о переднем крае информационных и когнитивных технологий. Ну а прочитав тираду одного из персонажей на второй же странице романа, читатель вообще может испугаться, что перед ним что-то про развитие философии науки от Средних веков до наших дней.))
Из досадных минусов вспоминаются в первую очередь две вещи. Во-первых, мелкие ляпы, тут и там прокравшиеся всё-таки во вполне проработанный текст. То какой-нибудь нюанс внешности одного из персонажей неожиданно изменится, то обильные средства из виртуального кошелька героя испарятся без следа, заставляя клянчить подачки у товарищей. Впрочем, в мощном потоке действия эти «подарочки» почти незаметны, так что едва ли подпортят впечатление.
Во-вторых, немного разочаровывает несоразмерностью и простотой финал произведения.
Однако в целом «Игра теней» - это очень крепкая и достойная беллетристика, за которой можно провести немало приятных часов. Это, безусловно, развлечение, и на что-либо другое роман не претендует. Однако развлечение, за которое не будет стыдно. Я, по крайней мере, читал без зазрения совести.)
Возможно, именно такие вещи нужны иной раз и авторам, и читателям: и как передышка от более трудных и навороченных тем (а Николай Трой, судя по «Машине Ненависти», на них способен), и как писательская практика в построении чистого и незамутнённого, захватывающего в превосходной степени сюжета. В выигрыше, так или иначе, остаются все. Ну, кроме совсем уж бескомпромиссных эстетов и интеллектуалов, разве что.
Не могу сказать, что анонсированного второго тома «Игры теней» буду ждать, но при случае, в свободную минутку, вполне возможно, ещё разок нырну в его виртуальную реальность.
«Машина ненависти» - безусловно приятное событие в рамках русскоязычной фантастики. На поле, сильно ограниченном рамками сериальности, жанровости и проектности (попаданчество, «сточкерство», литРПГ, несть числа шаблончикам и обусловленным коммерцией добровольно-принудительным «творческим» решениям), научная фантастика «ближнего прицела» давно стала редким гостем. Особенно незаурядны случаи, когда НФ не сводится к декору и антуражу, экзотическому обрамлению для ураганного экшена – а...
И тем не менее четвёртый роман Николая Троя демонстрирует всё вышеозначенное сполна.
Мир «Машины ненависти» даже не завтрашний, - сегодняшний. Подход к его построению и описанию чем-то напоминает последнюю условную трилогию мэтра американского киберпанка Уильяма Гибсона. Этот мир с технически-футурологической точки зрения состоит из продукции брэндов, которые мы видим и используем каждый день; технологий, о которых слышали вчера в новостях, а то и собираемся сегодня вечером прицениться в магазине электроники. Вот только использованы эти технические новинки самым неожиданным для рядового пользователя образом. Однако Трой заглядывает в целом дальше упомянутого американского коллеги. В сущности, «Машина ненависти» начинается там, где кончается «Страна призраков» Гибсона: технологии «дополненной реальности» и виртуального искусства составят здесь настоящий стержень повествования и приоткроют дверцу в куда менее очевидное и несколько более тревожное будущее.
Модно говорить, что «киберпанк мёртв». Жанр самоисчерпан, всё важное сказано, жизнеспособные принципы подхвачены дочерними направлениями: посткиберпанком, стим- и дизельпанком, отчасти галактической оперой. Однако «Машина ненависти» балансирует ровнёхонько на границе пост- и классического киберпанка. Среди центральных персонажей читатель найдёт как наших обычных современников, так и классических техногиков, хакеров-одиночек вне закона, технобандитов. Причём смотрятся подобные личности отнюдь не чужеродно: социально они отлично вписываются в нашу реальность; у меня, по крайней мере, парочка схожих с тем или иным персонажем знакомых найдётся. Да и их технические средства также вновь становятся достоянием рядового члена общества: герои «Машины» переворачивают мир гаджетами и девайсами, которые можно приобрести в ближайшем супермаркете. При этом роман настолько крепко укоренён в панк- и рок-эстетике, автор настолько охотно даёт отсылки к музыке и визуальному эпатажу этой субкультуры, что культурные ассоциации не могут быть двояки. Кто знает, возможно именно Николаю Трою удалось углядеть за «поворотом истории» возрождение визионерских решений киберпанков? А дверца в 80-е действительно ведёт в будущее?))
При этом «Машина ненависти» лишена характерной для последних вещей того же Гибсона элитарности мэйнстримовой «большой литературы». Элитарности, на мой взгляд, по крайней мере отчасти ложной. Рассуждать о феноменах массовой культуры, обращаясь к неким рафинированным эстетам, людям сугубо «понимающим», чем грешат в наши дни некоторые из продолжающих писать киберпанков, - дело сомнительных перспектив. И Трой этой ловушки избегает. Едва ли жертвуя глубиной изображаемого, он безусловно адресует роман самой широкой аудитории – лишь бы читатель был готов взять в руки книгу без привычных ярлычков и жанровых этикеток, а там дело пойдёт. Прошлые романы Николая (дилогия «Сетевой дьявол», постапокалиптический боевик «С петлёй на шее») изобиловали совсем уж ураганным экшеном, который становился зачастую локомотивом сюжета. Здесь повествование идёт более размеренно, с паузами на осмысление и полудетективный поиск ниточек к объяснению происходящего. Однако роман в полном смысле слова остросюжетный. В нужный момент он с точностью часовой бомбы взрывается драками, погонями и перестрелками, хотя в другое время может быть вдумчивым и интересным интеллектуально.
Нельзя сказать, что претензий и упрёков нет совсем. Некоторые технические решения кажутся излишне фантастичными или куда более трудными в реализации, чем показывает автор. Некоторые лихие повороты сюжета (а даблтвистов тут найдётся с лихвой!) кажутся слишком уж неподготовленными и обрушиваются на читателя с грохотом рояля из машины. Впрочем, это касается скорее впечатления непредсказуемости, которое охватывает читателя, порядка раскрытия фабульных фактов – логике повествования подобные сюжетные фейерверки навредить не в силах, здесь всё продумано очень неплохо.
Автор обещает развернуть начатую в «Машине ненависти» историю в трилогию. И лично мне чертовски интересно, в какое будущее прикатится по кривой дорожке изображённый на обложке электронный грузовик-супертяж. Призываю читателей подарить этой книге толику своего времени: уверен, я в этом интересе останусь не одинок.)
Не знаете, что почитать?