Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Мастер осенних листьев | +10 |
Папа, я проснулась! | +7 |
Северный удел | +7 |
Календарь Морзе | +4 |
Стекло | +3 |
Журналист-острослов Антон Эшерский приехал в провинциальный городок Стрежев, чтобы быть поближе к девушке, в которую давно и безнадёжно влюблён. Да и застрял, потому что в Стрежеве вдруг начался натуральный «день сурка», здесь навсегда 13 июля, на следующий день люди вроде как помнят, что было вчера, при этом травмы, полученные накануне, обнуляются, а запасы продуктов в магазинах еженощно обновляются. Казалось бы, живи да радуйся. Никто не стареет и не умирает.
Завязка может показаться...
Завязка может показаться несколько вторичной, помимо пресловутого «Дня Сурка» (тут сходство даже в самом образе главного героя, немного циничного как бы плейбоя, но вообще хорошего парня), похоже сразу и на «Под куполом» Кинга, и на перестроечный фильм «Город зеро».
Однако дальше повествование постепенно движется в сторону магического реализма. Из-за возникшей в городе пространственно-временной аномалии возникают и начинают накапливаться всевозможные глюки, баги и артефакты (в компьютерном контексте этого слова) реальности. У некоторых горожан вдруг появляются сверхспособности («таланты»), наряду с обычными людьми появляются так называемые пуклы, некие созданные городом человеческие симулякры.
Повествование несколько тягучее, некоторое время кажется, будто почти ничего не происходит. Но это не недостаток, а задуманный автором эффект: как иначе показать бесконечную повторяемость одного и того же дня и одновременно создать достаточное напряжение, готовя кульминацию.
Герой обаятелен, ему сопереживаешь. В тексте в целом много ярких персонажей, у каждого свой убедительный голос, автор прекрасно владеет словом.
Постепенно, помимо «Дня Сурка», вскрываются и другие аллюзии и ассоциативные пласты, тут и «Алиса в Стране Чудес» (фамилии Эшерский/Кеширский, всё такое чеширское и герой в какой-то момент совершает своего рода путешествие в кроличью нору), и миф об Орфее и Эвридике.
По мере нарастания магреалистического эффекта роман из почти реалистического с одним фантдопущением превращается в настоящую фантасмагорию с эффектной развязкой в финале.
И, помимо всего прочего, это ещё и очень красивый, нежный и не пошлый роман о любви.
По городам и местечкам бродят мастера, люди владеющие своим ремеслом практически на уровне волшебства. Бродят и ищут себе учеников.
Девочка-подросток Эльга Галкава попадает в обучение к странноватой женщине, составляющей картины из листьев. Где-то такая картина вызовет долгожданный дождь, кого-то спасёт от болезни или смертной тоски. Мастерство поначалу даётся Эльге непросто, но постепенно она начинает понимать, о чём говорят листья. Лучше понимать она начинает и себя, и окружающих людей.
Тем...
Девочка-подросток Эльга Галкава попадает в обучение к странноватой женщине, составляющей картины из листьев. Где-то такая картина вызовет долгожданный дождь, кого-то спасёт от болезни или смертной тоски. Мастерство поначалу даётся Эльге непросто, но постепенно она начинает понимать, о чём говорят листья. Лучше понимать она начинает и себя, и окружающих людей.
Тем временем в государстве, где происходит дело, разгорается война, и в один не очень прекрасный момент Эльге придётся резко повзрослеть и сделать сложный выбор.
По сути это производственный роман из жизни магов. И роман воспитания. И здесь совершенно потрясающе, глубоко и правдоподобно описано внутреннее взросление и профессиональное становление.
И, несмотря на возраст героини, книга совсем не детская.
И, хотя сюжет не имеет привязки ни к какой религии, это немножко про тот самый путь бодхисаттвы. Про служение своему мастерству и одновременно служение людям.
Слово «пронзительный» применительно к текстам уже набило всем оскомину, поэтому скажу просто, что это один из самых сильных и эмоционально затрагивающих текстов из тех, что я читала за последние годы, и по работе, и вне её.
Это один из самых необычных фантастических романов, прочитанных мною, пожалуй, со времён «Иных песен» Дукая. Смесь постапокалипсиса, научной и социальной фантастики, ну и с очевидными евангельскими параллелями.
В изображённом в романе мире существует некое вещество, Стекло, которое при соприкосновении обращает в себя всё. Но, в отличие от воннегутовского льда-девять, бывают исключения. Редко, крайне редко, случается такое, что человек, дотронувшийся до Стекла, не умирает и обретает необычные...
В изображённом в романе мире существует некое вещество, Стекло, которое при соприкосновении обращает в себя всё. Но, в отличие от воннегутовского льда-девять, бывают исключения. Редко, крайне редко, случается такое, что человек, дотронувшийся до Стекла, не умирает и обретает необычные способности. Но пока не попробуешь — не узнаешь.
Роман полифоничен, в нём развиваются параллельно три линии.
По слухам, где-то на крайнем севере находится источник Стекла, откуда оно распространяется. Есть поверье, что в этом месте исполняются желания. В это мистическое и почти недостижимое из-за тягот пути место отправляется загадочный человек по прозвищу Проводник, своего рода духовный лидер. А с ним идут двенадцать его учеников и последователей. Ученики — люди с очень разными судьбами, в ходе пути, на привалах, они рассказывают свои истории (очень люблю этот приём!), необыкновенные, порой шокирующие.
Другая линия — в городе, откуда начинается путешествие Проводника, существует некая секта. Её лидер Ка считает Проводника своим соперником и заказывает убийство его самого, его жены и спутников. По следу Проводника он отправляет даяна — необычного человека, который обострённо чувствует справедливость и вершит правосудие на своём пути, и никто не может ему противостоять.
И третья линия — линия обитателей крайнего севера и Хозяина тундры. По сути Хозяин олицетворяет силы природы и одновременно некие исконные устои, традиции, которым, с одной стороны, угрожает наступление цивилизации, а с другой — продвижение Стекла на юг.
В финале все три линии объединяются. Далеко не всем участникам паломничества, руководимого Проводником, удаётся достичь источника Стекла. И он, разумеется, оказывается совсем не таким, как они ожидали.
Мир, созданный Скоренко, очень красивый, мрачный, холодный, зримый. Покидать его не хочется. И после прочтения думаешь о нём ещё очень долго.
Книга продолжает серию современной прозы "Люди, которые всегда со мной". Как и остальные книги серии, она о добром, вечном. И смешном. Проза Марианны Гончаровой очень духоподъёмна. Даже в горьком и трагическом она видит, что-то такое, что внушает надежду. И рассказывает свои истории с мягкой иронией. Для тех, кому хорошо, книга станет просто приятным чтением, а тем, кому сейчас не очень, возможно, поможет в трудную минуту.
Очень самобытный новый автор, думаю, стоит запомнить эту фамилию. Интересный мир, этакая альтернативная Австро-Венгрия; отличный язык, что для отечественного фэнтези явление нечастое.
Жанр книги определён прямо в названии серии — фантастический детектив. То есть сюжет детективный, декорации — фантастические. Известно, что через несколько месяцев на Землю грохнется огромный метеорит, и жизнь уже никогда не будет прежней, если вообще хоть кто-то выживет. Люди пачками впадают в депрессию и совершают самоубийства. Кто-то увольняется и едет в деревню выращивать цветочки, потому что всю жизнь мечтал. Учёные-математики бросают исследования и открывают кофейни, потому что это ещё...
По сути это такой детектив в стиле нуар. И Пэлас — типичный нуарный персонаж, старомодный такой детектив в плаще и шляпе. Он предан своему делу, он аскет, приходящий в свою квартиру без мебели, только чтобы переночевать. Он делает свою работу в рушащемся мире. И он, разумеется, раскрывает дело.
Книга в целом хорошая, хотя детективная линия всё же показалась мне несколько схематичной (общая атмосфера увядания и упадка всё-таки затмевает сюжет) и немного не хватило эмоций. С другой стороны, это и понятно: описан мир, пребывающий в депрессии, соответственно, диапазон эмоций сужен, с уклоном в тёмную гамму. Но декорации очень красивы и мир описан довольно убедительно.
Очень сильная книга. О любви, о заботе, о ненависти, о страхе и преодолении его. Книги Натальи Лебедевой всегда отличал прекрасный язык, меткий, точный, образный, эта книга — не исключение. Радует также точность в деталях. Высококачественный психологический триллер с элементами мистики.
Не знаете, что почитать?