Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Жили-были старик со старухой | +51 |
Дом, в котором | +38 |
За горами, за лесами | +31 |
Номах | +17 |
Ненастье | +17 |
"Ой ты ласточка-птичка,/ Отнеси меня на родную сторонку,/ Отнеси меня в тот садочек,/ Где маменька меня растила,/ Кормила и поила." - этот куплет из карельской песни, переведенной на русский язык, как никакой другой подходит, чтобы начать говорить о романе Александра Бушковского "Рымба". Потому как и сам роман примерно о том же - о возврате к корням и истокам. Впрочем, нет. Он все-таки о другом. Хоть и зачинает его автор на первой же странице именно словами: "Если...
А жителей то в ней теперь - кот наплакал. Старуха-знахарка Манюня, старик-колдырь - он же Волдырь или Владимир Николаич, одна полноценная семья с уже повзрослевшими детьми (Дмитрий, Люба, Веруня и Степка), да волею случая прибившийся к ним всем вместе взятым Слива - с темным и невнятным прошлым (от войны до монастырского двора). Вот и вся "диспозиция" главных героев.
Манюня ворчит и приколдовывает, Слива с Колдырем пьют в долг, а потом отрабатывают, а семейство Дмитрия крутится и жизнеобеспечением занимается. Действие, как вода в озере, кажется, стоит на месте, а жизнь героев идет. Читателя же больше сказками из прошлого, чем современностью, утягивает в омут. В воронку места и времени.
Кстати, вся "древняя" часть повествования взята в кавычки. На первых страницах думала, что это цитаты из какой-то старинной книги, оказалось, что это Волдырь Веруне сказочки рассказывает.
Как и на самой Онеге бывает, штормить Рымбу начнет неожиданно, как раз тогда, когда читатель окончательно привыкнет на лодочке кататься да лососевой икрой самогон закусывать. Тут туристы церковь то и спалят, олигарх на острове решит турбазу отгрохать, а Слива в розыск попадет. Чем дело обернется, рассказывать не стану, а то и читать незачем будет, а лучше о впечатлениях напишу. Ведь сюжет незатейлив, а впечатлений оставляет уйму. Отчего же?..
От того, например, что книга Бушковского полна света. Вот, вроде, и отдаешь себе отчет, что с шестнадцатого века люди ни покоя, ни отдохновения не знали, а не черно он об этом пишет. И герои у него все (и главные, и второстепенные), нет, не положительные. Он на них просто под таким углом смотрит, что от его героев свет отражается. Он их в такие ситуации загоняет и так из них выводит, что они людьми остаются. Вот был в деревне шалопай, проку никакого, его потому и выбрали на войну идти. А он с войны односельчанина безногого на собственном горбу принес. А когда тот помер, сам ушел в никуда. Может, даже к людям лихим. Работать то так и не хотел. Положительный ли он герой?.. Вряд ли. Но на этой земле, среди этих людей он проявляется лучшими своими качествами. И в этом, кажется, главная суть книги.
Через века жизни людей в Рымбе Бушковский подводит к тому, почему люди в забытой Богом деревне и сегодня такие. Почему живут плечом к плечу, почему помогают не только друг другу, но и каждому встречному на пути. Он пишет и о месте природы в их жизни, и об отношении к власти, и о вере, потому что без нее никак.
А знаете, что истинно?.. А люди там (в Карелии) и впрямь такие. Я в этом году сама видела. Да и не выжить, наверно, на севере иначе.
Можно, конечно, сказать, что все "северные" писатели пытаются писать о том же, да не у всех так получается.
Мне понравилась и предыдущая книга Александра Бушковского "Праздник лишних орлов", но в "Рымбе" голос автора для меня изменился даже в еще более лучшую сторону. Бушковский тут со всеми присущими ему чертами, звучит мягче и тише что ли. Если в отзыве о "Празднике лишних орлов" я говорила, что временами автор как будто чрезмерно рвет на груди рубаху, то в "Рымбе" - он не воитель, а созерцатель. И хотя в его герое Сливе, например, отчетливо проглядывают не отпускающие автора темы поствоенного синдрома, противление гордыне да и поиска Бога, в том, что в самом конце романа Бушковский обречет жителей Рымбы на огромную потерю, считывается такая мера смирения и того самого созерцания неумолимости жизни, что как прозаик Александр вырос в моих глазах в разы.
Искренне рекомендую роман к прочтению.
Скажу сразу - роман Игоря Малышева «Номах» мне понравился.
Да, с одной стороны, попытка коснуться темы гражданской войны начала прошлого века для любого автора априори рискованна. Слишком много уже на «костях» этого исторического отрезка плясали, и читателя привлечь трудно. Читателю хочется мирного неба над головой, да чтобы покойникам позволили спать, наконец, спокойно вместе со всеми их грехами. С другой стороны, тема гражданской войны все равно тянет к себе прозаиков, как и любой другой...
Да, с одной стороны, попытка коснуться темы гражданской войны начала прошлого века для любого автора априори рискованна. Слишком много уже на «костях» этого исторического отрезка плясали, и читателя привлечь трудно. Читателю хочется мирного неба над головой, да чтобы покойникам позволили спать, наконец, спокойно вместе со всеми их грехами. С другой стороны, тема гражданской войны все равно тянет к себе прозаиков, как и любой другой период глобальных перемен в обществе, влекущий за собой невероятное количество переломанных жизней.
Вопрос в том, нашел ли писатель какую-то свою, отличную от других авторскую позицию, с которой смотрит на историю и ее героев. Малышев, как мне кажется, нашел. Он попытался посмотреть глазами Нестора Махно. Вернее, как раз не его глазами, а некоего вымышленного Номаха, за судьбой которого однозначно считывается прообраз. Как и за героем Сергеем Сениным его прототип - поэт Сергей Есенин.
«Номах» безусловно книга очень тяжелая. В ней много крови. Много ненависти. Много боли. Без них трудно представить себе любую войну. Автор пытается показать, что жестокость являлась чертой абсолютно всех сторон противостояния, никто не вышел из него с чистыми руками. И причины к ней были очень различны: от вековой классовой вражды до личной мести через простой садизм. Но Малышев пытается уравновесить сюжет, вводя в роман главы со снами Номаха. В этих снах Номах видит свою мечту. Он видит мир таким, каким он хочет его построить - утопия Номаха, в которой царит мир и всеобщее счастье.
И еще один герой книги, блаженный Соловьев, таскающий за пазухой собачку, растящий в карманах тулупа пшеницу, читающий стихи животным и говорящий лишь с умирающими, тоже уравновешивает мрачные картины и являет собой символ неприкаянности всего божеского, пока продолжается братоубийство. Он, как Цицерон во время вражды Помпея и Цезаря, не знает, от кого бежать и к кому бежать. А потому не бежит никуда.
Равновесие между тьмой и светом в книге выдерживается. Читается книга быстро. Послевкусие, конечно, оставляет горькое, но иначе и быть не может.
На мой взгляд, Игорю Малышеву не удалось только одно. Хороший прозаик, безусловно, должен любить своего героя (даже отрицательного), но в данном конкретном случае его авторская симпатия Номаху должна была быть более завуалированной. Чтобы про автора можно было сказать словами Максимилиана Волошина:
«А я стою один меж них/ В ревущем пламени и дыме/ И всеми силами своими/ Молюсь за тех и за других».
Анна Козлова стала лауреатом премии «Нацбест 2017» за роман «F20».
В названии этом зашит медицинский код диагноза «шизофрения». Многообещающая тема...
В представлении книги написано, что роман «смелая попытка забраться во внутренний мир подростка-шизофреника», но эта фраза - лукавство.
Аллегория у автора, конечно, значительно шире, чем внутренний мир больных сестер-подростков или их взрослого отчима, так же состоящего на учете в соответствующей инстанции. Герои, не обладающие...
В названии этом зашит медицинский код диагноза «шизофрения». Многообещающая тема...
В представлении книги написано, что роман «смелая попытка забраться во внутренний мир подростка-шизофреника», но эта фраза - лукавство.
Аллегория у автора, конечно, значительно шире, чем внутренний мир больных сестер-подростков или их взрослого отчима, так же состоящего на учете в соответствующей инстанции. Герои, не обладающие психиатрическим диагнозом, в романе выглядят не более нормальными, чем их больные родственники. Всеобщая окружающая шизофрения – это то, чем заражаются даже собаки, попавшие в среду, простите, в семью.
Мир, где оказываются явью и сбываются видения больных девочек, мир, где можно выжить только закинувшись горсткой колес, мир, где гибнут от нелюбви.
Хорошая книга, талантливая, и даже с довольно жизнеутверждающим финалом. Читается легко. Но не оставила во мне ничего внутри по прочтении. Наверно, от того, что лишь констатировала: самому закинуться колесами (для облегчения переносимости окружающего) всегда можно, а вот галоперидольную клизму миру поставить вряд ли удастся.
Помните детскую песенку «Из чего, из чего, из чего же сделаны наши мальчишки?»
Герои книги Александра Бушковского «Праздник лишних орлов» - сплошь мужчины. Это те самые мальчишки из песенки, но уже давно выросшие. Они прошли огонь, воду и медные трубы, и сделаны нынче не из хлопушек, линеек и батареек, а из вполне очевидных мужских «игрушек» - охоты, рыбалки, разговоров за жизнь под рюмку водки и кризисов личности разной степени тяжести.
Женские образы у Бушковского если не отсутствуют...
Герои книги Александра Бушковского «Праздник лишних орлов» - сплошь мужчины. Это те самые мальчишки из песенки, но уже давно выросшие. Они прошли огонь, воду и медные трубы, и сделаны нынче не из хлопушек, линеек и батареек, а из вполне очевидных мужских «игрушек» - охоты, рыбалки, разговоров за жизнь под рюмку водки и кризисов личности разной степени тяжести.
Женские образы у Бушковского если не отсутствуют вообще, то являются лишь деталью (то фоном, то рамкой) в мире мужском. Тем не менее, проза Бушковского будет интересна женской аудитории, возможно, именно потому, что герои его рассказов такие, какими женщины и хотят видеть мужчин в реальной жизни. Это люди с судьбой, характером и принципами. Они готовы сорваться с места по первому кличу друга, могут махнуть стакан, дать в морду, но при этом остаются сентиментальными, готовыми любоваться природой, а то даже и исступленно молиться Богу.
«Праздник лишних орлов» - мужская проза. Четкая и конкретная. Какая-то силовая. Без завиточков, сантиментов и жеманств. Это и привлекает к ней неимоверно. За ней чувствуется остов, на который можно опереться. Читается книга запоем. Временами, правда, закрадывается мысль, что автор иногда чрезмерно рвет на себе рубашку, но мысль эту ты быстро от себя прогоняешь. Потому что автору необъяснимо веришь. Чувствуешь за ним не то, чтобы правоту, но некое право на менторство. Возможно, потому что знаешь его собственный непростой жизненный путь (Бушковский - офицер, прошел Чеченскую войну, в мирной жизни стал печником, живет в Карелии), а возможно, потому что подспудно разделяешь его мировоззрение.
Книга мне понравилась. Я довольно много читаю сборников малой прозы, но уже не припомню, когда бы хоть один из них произвел такое целостное впечатление. Без текстов, заткнутых дабы добрать объем книги, и очевидно более слабых.
В сборник вошли две повести (собственно, «Праздник лишних орлов» и «Дикие гуси») и рассказы. Не связанные общим сюжетом, произведения очень гармонично смотрятся вместе и складываются в единую картину. Это картина преодоления человеком синдрома войны и поиска своего места в мирной жизни, где непременно должен быть шанс на прощение (пусть даже самого себя) и на созидание тоже.
Этот город принимает меня всегда. Как говорится, в горе и в радости, в богатстве и бедности… Занимательно то, что, судя по книге Кати Пицык, принимает город или нет, суть почти никакой разницы, потому что мироощущения у принятых им и отверженных практически одинаковые. Как и любят, и ненавидят его и первые, и вторые - за одни и те же черты.
Питер. Конечно же, Питер. Да еще и 90-х годов. (Золотое все-таки время! Стоило чуть от него отдалиться, как оно стало просто золотоносным Клондайком...
Питер. Конечно же, Питер. Да еще и 90-х годов. (Золотое все-таки время! Стоило чуть от него отдалиться, как оно стало просто золотоносным Клондайком сюжетов и среды для литераторов.) Провинциальная девочка поступает в Питере в университет, учится, живет в общежитии, выживает. Взрослеет. Ничего более в книге не происходит. Набор встреч, знакомств, дружб и любовей. Так сказать, становление личности на фоне города. Особенного города.
Так вот Питер… С этого места мой отзыв дальше можно было бы и не читать, так как очевидно, что сейчас я начну размазывать юношеские сопли по плоскости (и я, конечно, начну!), но не соплями едиными держится впечатление о книге, каковая мне очень понравилась.
Впечатление держится, во-первых, на стилистике произведения, захватывающей с первых же страниц. Какое удовольствие читать текст, вкус которого можно гонять, как конфету за щекой, и вдыхать его запах, не ощущая при этом процесс чтения тяжким трудом. Это не труд. Это просто и естественно. Вот попробуйте: «Петербург неожиданно сбросил свой редингот и запустил нас внутрь полного крыс бельевого кармана» или «Дождь только что кончился. Фонтанка блестела, как лаковая резина. В воде отражалось высокое барокко цвета розы с примесью грубого мусковадо». Надуманно?.. Нет. Это Питер, детка. Там за барокко цвета розы всегда карманы полные крыс, что три века, что двадцать лет назад, что сейчас.
Во-вторых, в книге есть персонажи. И они настолько реалистичные, что от них тоже получаешь удовольствие. Валютная проститутка изучает культурологию?.. Бывает. Тем более, в Питере. Там бывает и Джоконда с тяжелой формой аутизма, и скульптор-аферист, лепящий козлов и зайцев. Чувствуя себя причастной городу, я вам даже скажу, что его населяют такие персонажи, что не снились и Венеции во время карнавала, так что у Пицык все более чем настоящие. А уж то, что творческая среда описана с потрясающей точностью, гарантирую. Я так просто слезы от смеха утирала, узнавая типичных ее представителей.
"Город не принимает" - книга для поколения сорокалетних. О их молодости, о их взглядах. О том, откуда они вышли, и почему идут туда, куда до сих пор идут.
Роман Кати Пицык – высококачественная беллетристическая проза. И в употреблении мной слова «беллетристика» в данном случае нет ничего обидного. Так как мне хотелось бы, чтобы массовая литература стала вот такой – уровневой и яркой.
Я бы соврала, если бы сказала, что роман меня как-то особенно и глубинно потряс. Но он показался мне крайне важным. Поэтому и считаю необходимым о нем рассказать.
Действие романа происходит в Таджикистане в 90-е годы, когда там бушевала гражданская война. Семья (русская мать и двое ее уже взрослых детей-полукровок) оказываются в горном кишлаке у родственников отца-таджика после насильственной смерти последнего. Они спасаются бегством от убийц отца, но и в кишлаке их не ждет спокойная жизнь....
Действие романа происходит в Таджикистане в 90-е годы, когда там бушевала гражданская война. Семья (русская мать и двое ее уже взрослых детей-полукровок) оказываются в горном кишлаке у родственников отца-таджика после насильственной смерти последнего. Они спасаются бегством от убийц отца, но и в кишлаке их не ждет спокойная жизнь. Там правят бандформирования, там растят на полях наркотические растения, там убивают, чтобы захватить соседние пастбища, да и просто так убивают тоже.
Собственно, книга, поднимающая огромное количество тем – от глобальных вопросов власти и национального самоопределения до вопросов личной мести и ревности, не дает ответ ни на один из них. Да и заканчивается тем, что сын сидит на могиле отца, разговаривает с ним и констатирует, что не знает, что делать, и как жить дальше.
Вероятно, в этом и есть обаяние этой книги. Автор не стремится научить тебя жить в будущем, не ставит диагнозов прошлому. Он вообще удивляет тем, что развивает роман не по шаблону. Герои гибнут неожиданно, детективные сюжеты так и остаются незакрытыми, но это не раздражает, не оставляет неудовлетворенным, потому как читатель (русский читатель) является не соучастником действия, а лишь соглядатаем.
Он (читатель) изучает другое. Мир, о котором, как правило, очень мало знает. Во всяком случае, со мной получилось именно так. Это мусульманский мир. Мусульманский менталитет. Описанный точно, доступно, интересно и… как бы это сказать?.. Не громко, что ли. Без надрыва. С уважением.
Вот ради этого и стоит читать этот роман. Очень способствует принятию и большему пониманию мировоззрения, очень не похожего на наше.
- А ты где сейчас читаешь?! Лёшка уже приехал?! Или уже потерялся?!
- Дочь! Ну дай же ты мне прочитать самой, а не рассказывай, что будет дальше!
Но ребенок продолжает кружить вокруг меня, как коршун, и из виду не выпускает. Книгу Александра Турханова "За горами, за лесами", подаренную ей на Новый Год, она прочитала за два дня. Можно сказать, рухнула в книжку с головой, забыв про планшет и телевизор.
Я так полагаю, это и есть лучшая рекомендация для книги - ребенок читал ее...
- Дочь! Ну дай же ты мне прочитать самой, а не рассказывай, что будет дальше!
Но ребенок продолжает кружить вокруг меня, как коршун, и из виду не выпускает. Книгу Александра Турханова "За горами, за лесами", подаренную ей на Новый Год, она прочитала за два дня. Можно сказать, рухнула в книжку с головой, забыв про планшет и телевизор.
Я так полагаю, это и есть лучшая рекомендация для книги - ребенок читал ее запоем.
- А у меня уже готова на книжку лицензия!!! - не унимается коршун...
- Рецензия!!! - хохочет в ответ вся семья.
- Ну, хорошо... - сдаюсь я, - Говори только коротко, и не пересказывая мне содержания!
- Я считаю, что книжка о том, что нельзя быть самонадеянным! - самонадеянно выпаливает дитятя...
Что ж... Она вынесла из книги неплохой урок, хотя этих "уроков" там, на мой взгляд, значительно больше. И мы, конечно, с ней до них доберемся в дальнейшем обсуждении.
Ведь история приехавшего в Сибирь в гости к папе московского мальчика, заблудившегося в тайге (в которой в итоге он провел несколько дней один и был чудом найден), это больше, чем история о непослушании и самонадеянности, как таковой, и последовавшем за ними наказании. Это рассказ о событии в жизни подростка, которое перевернет его мировоззрение и заставит серьезнее относится ко многим вещам.
Ну, например, к тому, чему учат на уроках учителя. Или к тем житейским мудростям, которые иногда произносит мимоходом в разговорах мама. Или как много навыков и знаний, которые, кажется, никогда не пригодятся (как, говорите, спички нужно сушить?! или костер в сыром лесу разжигать?!), и незачем тратить на них время. А судьба вдруг решает, что эти знания и были для тебя самыми главными, а ты их прошляпил. О дружбе, об отношении к близким.
Попросту говоря, все вместе это называется - повзрослеть. Лёшка взрослеет под влиянием обстоятельств. Неотвратимый жизненный процесс, чуть ускоренный сюжетом... И темы все вечные, оттого и банальные. Но именно о них и нужно говорить с детьми.
Говорить с современными детьми современным языком.
Хорошо, когда получается вот так, как у Турханова - с хорошим чувством меры, не запугивая, и не скатываясь в нудёж и нотации. Идёт он просто рядом со своим Лёшкой по тайге на подгибающихся ногах. Вместе они падают, теряют мобильник, плачут, смеются, думают, вспоминают... А самое главное, у них это получается светло, даже в минуты страха и отчаяния.
А еще очень считывается в книге, что автор ее сибиряк. Что знает он эти места и природу не понаслышке. С какой любовью пишет он о ней! Шутки, байки, легенды, нравы - об этом пласте книги можно говорить отдельно.
Герою "За горами, за лесами" 14 лет, но мне кажется, целевая аудитория самой книги помладше - лет от 9 до 12.
Для меня очевидно, что по «женской» прозе Ольга Славникова шагает поступью Каменного гостя. И каждая следующая ее книга это только подтверждает. Роман «Прыжок в длину» - вещь безусловно цельная и, я бы сказала, фундаментальная. При всей искусственности сюжета (а мне он кажется таковым), у романа огромное число достоинств.
Итак, молодой многообещающий легкоатлет, спасая ребенка, прыгает под машину и лишается обеих ног. Нет, роман не станет плачем о трудной жизни инвалида. Олег Ведерников...
Итак, молодой многообещающий легкоатлет, спасая ребенка, прыгает под машину и лишается обеих ног. Нет, роман не станет плачем о трудной жизни инвалида. Олег Ведерников материально обеспечен, благодаря своей матери, у него есть даже ухаживающая за ним прислуга, хотя отсутствие бытовых проблем не отменяет, конечно, жизненной трагедии. Искусственность сюжета состоит даже не в том, что волею автора главный герой будет практически растить своего «спасенца» Женечку, из коего вырастет негодяйчик (автор так и зовет его в тексте), а в том, что Славникова по ходу сюжета сконструирует такую ситуацию дежавю, в которой Ведерников повторно совершит свой прыжок (уже на протезах) и спустя годы еще раз выберет между жизнью своей и негодяйчика. И произойдет это, конечно же, в тот момент, когда жизнь самого Ведерникова наконец обрела смысл.
Есть в этом какая-то огромная ложь и ненастоящесть. Именно что литературщина. Но загнанные в сюжетную клетку герои удивительно подлинны. Как это возможно одновременно, не ясно, но у Ольги получается. Проза Славниковой настолько точна в определениях, описаниях состояний, мира вообще, что автору достаточно одного абзаца на героя, чтобы читатель все про него понимал и не испытывал никаких сомнений. У этой прозы реально есть вкус, цвет и запах.
Если все эти мироощущения пропускать через себя, то читать книгу трудно. От чтения не отдыхаешь, а физически устаешь, потому как через твое сознание проходит такой калейдоскоп ощущений, что переварить его - есть работа. Но я думаю, что именно в деталях и мелочах у Славниковой зашит второй уровень смысла романа. Не тот, который на поверхности, а, возможно, главный. И заключается он в том, что внутри каждого человека живет своя правда, не совпадающая ни с чьей другой. И общего критерия нет. И быть не может.
Казалось бы, такая простая и банальная мысль. Но попробуй не разворачивать ее на транспаранте, а подселить в читателя незаметно... Не каждому писателю дано.
Книга, развернувшая первые страницы для бывалого читателя (а я все-таки мню себя довольно бывалым читателем), бездной банального беллетристического сюжета для «пацанов», где главный герой, водитель инкассаторской машины, угоняет фургон полный мешков денег (и тебе сразу понятно, что будет дальше, и чем все закончится – хэппи энд, все умерли!), преображается быстро - с каждой перевернутой тобой страницей.
Эта книга становится не просто очень четким портретом эпохи 90-х годов, где за каждым...
Эта книга становится не просто очень четким портретом эпохи 90-х годов, где за каждым персонажем и его судьбой ты чувствуешь правду жизни, она становится, если не БОЛЬШОЙ, то точно книгой не маленькой («Ненастье» вошло в этом году в шорт-лист премии «Большая книга»). Иванов балансирует на очень опасной грани – при тривиальном сюжете, создающем контур, за который нельзя зайти – дальше ад ширпотреба, он пишет об общечеловеческих ценностях. Тонко и неприметно. И пусть его герои гибнут слишком вовремя и по законам жанра (ты не задумываешься об этом пока летишь от главы к главе, а не пишешь рецензию), он держит равновесие, анализируя которое ты понимаешь, автор знает то время, о котором говорит, но ведь оно не имеет значение. Он приводит пример (частность, тянущую за собой обобщение).
Нет, Иванов не дожал меня – я не испытала никакого даже подобия катарсиса. Мне не хотелось плакать, мне не хотелось вместе с главной героиней (маленькой, слабой и никчемной в этой жизни Таней) виснуть на руке Басунова (злодея, пытающегося убить главного героя), рвать и кусать его. Но Иванов, в отличие от многих современных прозаиков, сделал больше: закрывая книгу, я совершенно точно могла сказать, зачем он ее написал (а лично для меня это важно). Я слишком часто сталкиваюсь с тем, что дочитывая книгу (боже, автор написал 300 страниц!), не понимаю, в чем его главная (или второстепенная), но все-таки мысль, которую он пытался до меня донести.
Так вот с «Ненастьем» Иванова у меня нет проблем. Автор вынес меня на руках своей прозы с одной единственной мыслью – вся эта жизнь для и ради любви.
И спасибо ему за это. Мне это было нужно и важно.
Мне страшно за судьбу этого романа. Ибо я не желаю ему успеха (той же премии, например!). Это повлечет за собой, например, экранизацию, а экранизация роман убьет. Превратит в банальный боевичок (а вовсе не вернет к нему внимание, как было с "Географом" Иванова).
Я желаю ему читателя. Такого, который через месяц не вспомнит, о чем там, собственно, в книге речь… кажется, что-то про бандитские разборки в 90-е годы, но точно будет помнить, что книга светлая.
Это светлая книга. Дарящая надежду и желание жить.
Мне она этим близка.
Не смотря на то что серия издательства "Астрель" называется "Проза: женский род", к "дамским" романам публикуемые в ней книги не имеют никакого отношения. Я бы сказала, что, даже наоборот, это литература, воюющая за читателя со стороны их противников. А вот авторы этих книг действительно женщины. И глядя на список уже изданных "Астрель" произведений, можно констатировать, что женщины-прозаики нынче составляют вполне достойную конкуренцию мужчинам....
"В ролях" - это первое крупнотиражное издание этого автора, лично мне известного по многим публикациям в толстых журналах и интернет-источниках. В сборник вошли роман "В ролях" и две повести - "Уроки музыки" и "Хозяин". Все три произведения написаны на разные остросоциальные темы, но характерная черта прозы Лебедевой в том, что она никогда не наполняет измышлениями свой материал, а философия и поучающие мотивы зашиты в самих событиях повести или романа, а не в словесном морализаторстве автора.
Проза очень живая и актуальная, и хотя чтение этой книги вряд ли станет для вас увеселительной прогулкой, дурного осадка она по прочтении не оставит.
Мне не показалось, что это лучшая книга Олега Зайончковского, даже более того, этот стройно выстроенный сюжет, о котором говорят предыдущие рецензенты, для меня упростил его прозу. Уж очень явственен скелет, на который повешены общечеловеческие ценности, от которых сбегает и к которым возвращается главный герой. Хотя сказать, что я не получила от книги удовольствие - не правда. Как очень точно пишет на обратной стороне обложки Л.Костюков: "Мы вроде как сидим на веранде, пьем чай, беседуем...
Каждый следующий, публикуемый роман Юрия Буйды захватывает меня все больше. Мир, который он создает в своих книгах, который критики называют "мистическим реализмом" - это какая-то совершенно особенная среда, явление в современной русской литературе. Это что-то, существующее на грани прозы и поэзии, довольно мрачное по своей палитре, но то, из чего выходишь умытым, ярче чувствующим окружающую действительность.
Возможно, что прообразом Иды Змойро и была актриса В. Караваева, но я...
Возможно, что прообразом Иды Змойро и была актриса В. Караваева, но я думаю, что у Буйды Ида - это лишь некий связующий образ между многими героями романа, погружающий нас в эпоху и тот самый мир Буйды. Мне не кажется, что эта книга "женская". Есть ли пол у жизнелюбия, стойкости, силы воли и характера? Думаю, нет. Да и написан роман автором-мужчиной, не склонным "подмигивать" женской аудитории читателей.
"Синяя кровь" - это "поэма" выживанию и умению вопреки всему сохранять свое лицо, достоинство и смысл жизни.
Когда на книгу уже написано шестьдесят отзывов, собственно, все мыслимое уже сказано, и в твоей рецензии уже никто не нуждается. Наверно, я пишу ее скорее для себя, чтобы не забыть о том, что такие чудеса случаются. Что художник способен взять темные краски и написать абсолютно белую картину. Взять такую страшную, такую опасную для обывателя тему и рассказать о ней так точно, и в тоже время, так тонко, так аллегорично, ранить, добавить понимания, но не отнимать свет в конце тоннеля.
Дочитав,...
Дочитав, вернее сказать, дожив до финала, я дала книгу своему 12-летнему сыну, и он прочитал ее так же как и я на одном дыхании. Да, наверно, он не понял бы всего, разглядел бы только видимые глазу "этажи дома", но мы с ним разговаривали, обсуждали, и я помогала ему разобраться в каких-то не очевидных для подростка вещах. Книга произвела на него огромное впечатление.
Я очень боюсь, что Мариам Петросян при таком громком дебюте окажется "писателем одной книги", так как это явно не просто роман, это что-то большее. Это тема ее жизни. Поживем - увидим. Но я знаю точно, что хочу, чтобы на известной стене этого дома было нарисовано и мое маленькое причудливое животное. Спасибо Мариам за это.
"Большой куш" - очень достойное произведение, на мой взгляд. Имя Владимира Лорченкова явилось для меня открытием, не читала его книг раньше.
Роман, начавшийся каким-то странноватым трагифарсом, вдруг развернулся и заиграл всеми мыслимыми гранями. Обнаружилась идея, глубина, серьезность, которые достигались очень простыми методами, без лишней надуманности и замороченности, чем часто грешит современная литература. Роман полный поролоновых кукол, где даже у главных героев по сути нет...
Роман, начавшийся каким-то странноватым трагифарсом, вдруг развернулся и заиграл всеми мыслимыми гранями. Обнаружилась идея, глубина, серьезность, которые достигались очень простыми методами, без лишней надуманности и замороченности, чем часто грешит современная литература. Роман полный поролоновых кукол, где даже у главных героев по сути нет имен обнажил характеры, избежал крайностей белого и черного цвета (все оказались серо-буро-малиновыми не без червоточенки). Роман о том, что все мы, по большому счету, "лузеры", мечтающие поймать за хвост синюю птицу. Главное, не остаться с ее хвостом в руках, или чтобы она не оказалась билетом не в тот конец на поезд проходящей мимо тебя жизни.
Можно было бы придраться к тому, что язык самого произведения ничем не примечателен, стилем тут особо не пахнет, но даже это можно списать на средство достижения целей автора - быть максимально приближенным к внутреннему миру своего героя.
Рекомендую. Во всяком случае, если даже эта книга не окажется вам близка, вряд ли оставит надолго неприятный осадок. Не зря Лорченкова с Эмиром Кустурицей сравнивают. Некая неосязаемая общность действительно есть.
P.S. Издание, кстати, тоже очень достойное, начиная с фотоколлажа на обложке, твердого переплета и заканчивая мелованной бумагой, правда, обнаружена пара опечаток.
Читала книгу именно в таком издании, поэтому и решила отметиться здесь, хотя предварительно перечитала все рецензии в издании соседнем. Ужасает хор хвалебных голосов там. Нет, конечно, книга поверхностно "вкусная". Соглашусь, что местечковая жизнь Праги и Львова, нравы и мир кукольников описаны интересно. Но сюжет? Это же какие-то больные фантазии женщины средних лет. Нереальная любовь, надуманная болезнь, фальшивый "happy end" для домохозяек... Вот если найти режиссера,...
Книга оставила очень приятное впечатление. У читателя есть шанс просто праздно пошататься, попрожигать жизнь с главным героем, который невольно сливается при прочтении с автором романа в единое целое, вдоволь порефлексировать, заметить то, мимо чего проходишь каждый день мимо... Книга как бы ни о чем и обо всем сразу. Литература тонкая, как паутинка: на что нанизана, на чем держится не ясно, но есть в ней очарование и естественность. Любителям острых сюжетов и динамики - проходите мимо. Ищущим...
Если вы готовы читать о странных людях и тяжелых судьбах, готовы отнюдь не к счастливым финалам, но считаете, что литература - это все-таки труд для ума, эта книга для вас. Это ни в коем случае не чернуха. Это тонкая материя, от которой веет наследием Набокова и Агеева, которая заставляет задумываться о Боге и смысле существования, долго не отпускает и оставляет после себя мягкое послевкусие хорошей литературы. Возможно потому, что редко книги, написанные таким простым языком (без лишних...
Рискну нарушить стройный хор предыдущих рецензентов.
Редкий поэт окажется совсем никчемным прозаиком, так как поэты чутко чувствуют форму, стиль, речь, да и образы на почти метафизическом уровне. Тимур Юрьевич в этом не подвел. Действительно образы главных героев прекрасны. Кажется, что вот они - рядом, за околицей в соседней деревушке. А вот сюжет, мне показался, каким-то куцым. Даже беря в расчет то, что сама я являюсь искренней и пожизненной собаколюбительнецей/владелицей, что должно...
Редкий поэт окажется совсем никчемным прозаиком, так как поэты чутко чувствуют форму, стиль, речь, да и образы на почти метафизическом уровне. Тимур Юрьевич в этом не подвел. Действительно образы главных героев прекрасны. Кажется, что вот они - рядом, за околицей в соседней деревушке. А вот сюжет, мне показался, каким-то куцым. Даже беря в расчет то, что сама я являюсь искренней и пожизненной собаколюбительнецей/владелицей, что должно настраивать меня на сопереживательный лад, никаких особых эмоций я не испытала. Возможно, мне как раз очень мешали бесконечные отступления автора и его нравоучения. Впрочем, если их выкинуть из повести, то от нее, что от той козы, "рожки да ножки" останутся. Текста и событий на рассказ едва наскребешь.
Само же издание мне понравилось. Люблю карманные книжки, которые влезают в любую сумку, но чья твердая обложка со временем не превращается в мятую тряпочку. Только вот аудитория, к которой обращена книга, так и осталась мне не ясна. Саму меня произведение не захватило, да и своему сыну-подростку не отрекомендую. Так как с одной стороны, Жорик со своими скабрезными частушками, а с другой, автор - с невостебованным багажом культурологичеcких знаний и цитат.
Тонкая, филигранно владеющая словом поэтесса Анна Бессмертная, с чьим творчеством я была знакома по интернет-порталу stihi.ru, открылась для меня как неплохой прозаик. Роман с очень динамичным сюжетом, хорошим, но не перегруженным языком прочитался легко и быстро, правда, оставил после себя неоднозначные эмоции.
Главная героиня - провинциалка, закрепляющаяся в Москве через интриги и постели мужчин, по ходу повествования бросающая у магазина новорожденную дочь, была бы достойна осуждения, но не...
Главная героиня - провинциалка, закрепляющаяся в Москве через интриги и постели мужчин, по ходу повествования бросающая у магазина новорожденную дочь, была бы достойна осуждения, но не вызывает его, так как сама терпит много бед, разочарований, да и на "лихие 90-е" списывается многое. Ее выросшая в детском доме дочь не противопоставляется ей, а к концу книги вообще становится практически ее зеркальным отражением. Мне кажется, главная ошибка автора в том, что намеренно или нет, но она не выражает своего отношения к героиням. При этом нет чувства, что автор этот выбор оставила читателю, а кажется, что и сама она так до конца и не определилась, нравятся ей героини или нет.
Я бы не отнесла эту книгу ни к семейным сагам, ни к мелодрамам. Скорее, социальный роман с портретами конца ушедшего века.
Это уже вторая книга серии "Поэтическая библиотека", которую я покупаю, и само это карманное издание меня радует - формат, качество бумаги и печати - все отлично, но цена... Мне кажется, она очень завышена. Я бы с радостью купила еще книги этой серии, просто чтобы ознакомиться с поэзией авторов, которые предлагает нам издатель, так как не все имена мне что-то говорят, но считаю, что 250 и более рублей - это слишком много для "знакомства" с негарантированным результатом...
Скажу прямо, "Порядок слов" Елены Катишонок оставил меня равнодушной, если не сказать - не понравился вообще. Неровные тексты с ритмическими и стилистическими сбоями, глаз застревает посреди строчки, ловя линию формы и содержания и выуживая избитую рифму (обычно в хорошем тексте не замечаешь даже "проходной" рифмы, если поэзия тебя захватила). Из всей книги выбрала для себя всего несколько стихотворений, да и то не могу сказать, что они зачитаны до знания наизусть.
Конечно, поэзия дело очень и очень личное, и все, написанное выше - сугубо мое мнение. Остаюсь поклонницей прозы Елены Катишонок и рекомендую всем почитать ее романы.
Острая социальная проза на злобу взаимоотношений двух братских народов России и Украины последних лет. Читается легко и быстро, но давит обилие мата: т.е. понимаю, что "из песни слов не выбросишь", но местами радуешься слову "гля" вместо "бля" - воспринимаешь, как культурный прорыв героев. Багиров очень интересный автор, мне кажется, он еще прозвучит и стОит того, чтобы следить за его творчеством.
Особенно рекомендую прочитать "детям 90-х", чтобы не...
Особенно рекомендую прочитать "детям 90-х", чтобы не слыть потерянным поколением и формулировать свое собственное мнение об окружающей действительности, не обязательно совпадающее с мнением автора.
Издание в мягком переплете на сероватой бумаге, хотя это тоже неплохо, потому что хорошо, что такие книги вообще печатают - это сродни благотворительности. :)
Очень милое карманное издание: в мягком переплете и с подгибом обложки загадочного назначения, как бывает на суперобложках, то ли записки прятать, то ли цветы сушить.
А стихи Бородицкой... как всегда легки, воздушны и безукоризненны. Они для меня "Последние из Могикан" в ряду написанного поэтессами 20 века - Ахмадулиной, Матвеевой, Якушевой...
Хотя между "Прогульщиком" и "Одой" я тоже выбрала бы "Прогульщика". Тут мне показалось мало текстов для...
А стихи Бородицкой... как всегда легки, воздушны и безукоризненны. Они для меня "Последние из Могикан" в ряду написанного поэтессами 20 века - Ахмадулиной, Матвеевой, Якушевой...
Хотя между "Прогульщиком" и "Одой" я тоже выбрала бы "Прогульщика". Тут мне показалось мало текстов для взрослой книжки. Не успел вчитаться, а все уже закончилось.
Начала читать вяло. Не могла отделаться от чувства, что это просто Сергей Минаев какой-то с его (простите мой французский) зажравшимся офисным планктоном, тачками, телками и кокаином, только слегка приправленный намеками на известную компанию "Данон". К тому же бедного Минаева еще и перевели сначала на французcкий, а потом обратно, что очков чтиву не добавило. Но тут вдруг произошло чудо! (Хорошо помню свое разочарование, когда вопреки всем ожиданиям "Духлес" закончился...
Давно я по прочтении книги не испытывала столь противоречивых чувств. С одной стороны, "Время женщин" очень симпотичное произведение: и типажи бабушек трогательные, реалистичные, и история такая грустно-настоящая. Но с другой стороны, назвать эту повестушку громким словом "роман"? Дать Букера, поставив в один ряд с Быковым, Иличевским, Славниковой, наконец?.. Не понимаю.
Перешла к "Крошкам Цахес" и совсем впала в ступор. Т.е. понравились мне они в разы больше, чем...
Перешла к "Крошкам Цахес" и совсем впала в ступор. Т.е. понравились мне они в разы больше, чем "Время женщин" - эмоционально, ощущенчески цельно. Может, в моей жизни есть подобные же авторитеты и мне близки чувства героини, может, совпадает по краскам и воспоминаниям с моим отрочеством. Но, Боже!!! Как же я ломала себя на чтении этого текста. Эти рваные короткие предложения стреляли в меня как пулементные очереди. Я теряла мысль, я перечитывала повторно по несколько строк, чтобы понять, к чему (или кому) они относились. (Я одна такая???)
В общем, домучила. Буду думать. Возможно, вернусь к книге еще раз. Возможно, попробую что-то еще этого же автора, чтобы наконец понять - мне нравится или нет?!
Прочиталась книжечка так же легко и быстро, как и первая часть "Жили были старик со старухой". (Вернее сказать, книги существуют сами по себе, хотя и связаны сюжетом - рассказывают об одной и той же семье под чуть разными углами зрения, акцентируя внимание на разных ее членах в разные периоды жизни.) Все так же складненько, в стиле, рамках и т.д. НО!!! Мне она показалась все-таки непонятным апендиксом к первой, как будто автор не договорил что-то (а ведь не показалось так!!!) или...
Прочитывается на одном дыхании, добротное издание и добротное содержание. Давно не помню, чтобы так глотала книги. Вызывает море эмоций - и смех и слезы. Это в хорошем смысле "бабский роман", не в значении низкосортных "love-story", а книжка, которую может прочитать любая женщина и найти что-то для себя близкое.
Не знаете, что почитать?