Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Анна Каренина. В 2-х томах | +2 |
Поющие в терновнике | 0 |
Гордость и предубеждение | 0 |
Триумфальная арка | 0 |
К востоку от Эдема | 0 |
История любви, порочной и настоящей, всепоглощающей и изменчивой. Книга о великом наслаждении, за которое пришлось поплатиться. "Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания".
"Птица с шипом терновника в груди повинуется непреложному закону природы; она сама не ведает, что за сила заставляет ее кинуться на острие и умереть с песней. В тот миг, когда шип пронзает ей сердце, она не думает о близкой смерти, она просто поет, поет до тех пор, пока не иссякнет голос и не...
"Птица с шипом терновника в груди повинуется непреложному закону природы; она сама не ведает, что за сила заставляет ее кинуться на острие и умереть с песней. В тот миг, когда шип пронзает ей сердце, она не думает о близкой смерти, она просто поет, поет до тех пор, пока не иссякнет голос и не оборвется дыхание. Но мы, когда бросаемся грудью на тернии, - мы знаем. Мы понимаем. И все равно - грудью на тернии. Так будет всегда".
История про то, как взаимная неприязнь перерастает в самое сильное на свете чувство. История того, как гордость мистера Дарси находит на предубеждение Элизабет Беннет, как "коса находит на камень". Плюс ко всему, это уникальный образчик "британскости", особенности характера жителей Туманного Альбиона - их чопорности, чрезмерной гордости и высокомерия, витиеватой и одновременно отточенной манере общения.
С каждой книгой начинаю понимать, что произведения Ремарка не для "счастливого человека". В них сквозит безысходность, потерянность, бессмысленность существования. "Триумфальная арка" - книга о жизни беженца из Германии во Франции накануне II-ой мировой войны. Это книга о любви. Она же - свидетельство позора Франции.
Главный герой живет по большей части потому, что вынужден жить. Его настоящее имя нам неизвестно. Ему самому оно неизвестно, так часто он его менял. Но...
Главный герой живет по большей части потому, что вынужден жить. Его настоящее имя нам неизвестно. Ему самому оно неизвестно, так часто он его менял. Но знакомые зовут его Равич. Он нелегально работает врачом, ведь "беженцы - самые неудобные люди на свете. Для родины они предатели, а для чужбины - все еще иностранцы".
Единственный смысл в его жизнь привносит случайно встреченная девушка Жоан Баду. Девушка, которая разбудила в нем доселе неизвестное ему чувство. Но он не может понять ни его, ни ее. Не хочет принять, что он влюбился. А приходится. Когда он увидит ее перед собой на операционном столе... и не сможет спасти.
На дворе 3 сентября 1939 года. Война объявлена. Он возвращается в свою ночлежку и добровольно сдается полиции. На пути в концлагерь он проезжает мимо Триумфальной арки, символа побед французского оружия. Только "тьма стояла такая, что даже Триумфальной арки было не видно".
В основе романа лежит история двух братьев - Калеба и Арона, своеобразных Каина и Авеля из библейской притчи, перенесенных на просторы запада США конца XIX-начала XX вв.
Как известно, Господь проклял Каина и весь его род за убийство родного брата. С тех пор все люди, появившиеся на свет, несут на себе отпечаток этого греха, "каинову печать". Эта печать - и наказание, и оберег, ибо "всякому, кто убьет Каина, отметится всемеро". Весь сюжет оказывается закручен вокруг...
Как известно, Господь проклял Каина и весь его род за убийство родного брата. С тех пор все люди, появившиеся на свет, несут на себе отпечаток этого греха, "каинову печать". Эта печать - и наказание, и оберег, ибо "всякому, кто убьет Каина, отметится всемеро". Весь сюжет оказывается закручен вокруг шестнадцати библейских строф, в которых скрыт ответ на саму природу человеческого греха.
Вопрос возникает в трактовке одного места.
В Библии короля Иакова сказано: "Если делаешь доброе, то не поднимешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты будешь господствовать над ним". Таким образом, избавление от греха дается в виде обещания.
В американской Стандартной Библии этот отрывок звучит следующим образом: "И ты господствуй над ним". Это уже не обещание, а приказ.
И лишь дойдя до первоисточника, до четвертой главы "Бытия", герои находят нужное слово: "Тимшел". И лишь это слово "придает человеку величие, ставит вровень с божествами, ибо и в своей слабости, и в мерзости братоубийства он все-таки сохраняет величайшую в мире возможность выбора".
Еще со школьной скамьи я пренебрегал творчеством Л.Н. Толстого. Отпугивала по большей части толщина томов его произведений и сложный по меркам 16-17-летнего юноши слог.
И тут генератор случайных чисел преподносит мне неприятный сюрприз. Из 379 книг марафона было две, прочтения которых я всячески хотел избежать: "Анна Каренина" и "Война и мир". И обе принадлежат перу доселе нелюбимого писателя.
Не скрою, хотелось разрыдаться, бросить все и вся. Двухтомник, который время от...
И тут генератор случайных чисел преподносит мне неприятный сюрприз. Из 379 книг марафона было две, прочтения которых я всячески хотел избежать: "Анна Каренина" и "Война и мир". И обе принадлежат перу доселе нелюбимого писателя.
Не скрою, хотелось разрыдаться, бросить все и вся. Двухтомник, который время от времени попадался на глаза, вызывал отвращение. Так продолжалось пару часов. Отрицание. Гнев. Торг. Депрессия. И в итоге принятие.
Как оказалось, не зря. Роман превзошел все мои ожидания. Он напоминает слоеный торт: сверху - история женского счастья, вторым слоем - история отживающего свой век русского дворянства, далее - история поиска веры и наконец в самом низу - история специфики русского характера.
История женского счастья показана на примере трех семей: Облонских, Левиных и Карениных (и появившегося в их жизни Вронского). Для Долли, Кити и Анны истинное счастье - любить и быть любимыми. Но каждая идет к этому счастью своим путем. Одна покоряется судьбе, вторая смиряет гордость, а третья переступает через собственную честь.
Отдельного внимания заслуживает точность, с которой Толстой описывает характер каждой героини. Мало кому из писателей удавалось воссоздать на страницах своих произведений живой женский образ. Помимо Толстого на ум приходит лишь Гюстав Флобер с его "Госпожой Бовари". Поэтому для тех, кого, как и меня когда-то, пугает толщина романа "Анна Каренина", кто вполне довольствуется первым слоем торта и не хочет залезать совсем уж в дебри, "Госпожа Бовари" будет хорошей заменой.
История дворянства представлена в печально-ироничном ключе. С одной стороны, исчезновение дворянства - символ конца эпохи. С другой стороны, и на этом Толстой, как мне кажется, акцентирует внимание, сословие, на которое возложена задача быть опорой существующего строя, превратилось в паразита на теле государства. Непомерные оклады за ничего не значащие, штампованные должности, несоразмерные траты на праздные увлечения, жизнь в убыток, а иногда и в долг - всё это отличительная черта русского дворянства 60-70-х гг. 19 века.
История поиска веры сводится к попытке одного из героев, Константина Левина, осмыслить само понятие "вера", прийти к ней разумом. Ради этого он зачитывается различными философскими трактатами. Пытается разложить на мелкие фрагменты то, что для других является целой, неделимой данностью. Окончательно запутавшись в трактатах материалистов, идеалистов и иже с ними, он находит ответ у безграмотного русского мужика. "Жить нужно не для своей нужды, а для души, по-божьему". Говоря современными словами: "У человека нет возможности всем делать добро, но у него есть возможность никому не причинять зла". Зачем пытаться понять то, что человек не способен понять? Быть добрым к другим - кратчайший путь к Богу.
И наконец история того, что отличает русский народ от Европы, на которую мы испокон веков смотрим с завистью и которой пытаемся подражать. Я думаю, многие сами для себя задавались этим вопросом. Ответ на него, который многим, я уверен, не понравится (с ним и не надо соглашаться, но стоит отдать должное его гениальности), дает все тот же Константин Левин, цитируя строки из предания о призвании варягов: "Княжите и владейте нами. Мы радостно обещаем полную покорность. Весь труд, все унижения, все жертвы мы берем на себя; но не мы судим и решаем". Интересно, как может быть свободен народ, который такой дорогой ценой купил свое право быть несвободным.
P.S. Надеюсь, то, что было написано, сподвигнет хоть кого-то выкроить время и прочесть этот роман. Кто-то найдет в нем что-то отличное от моего, кому-то он вообще не понравится. Но если избегать чтения плохих книг, никогда не доберешься до хороших.
P.P.S. И не читайте эту книгу в школьном возрасте. Как и многие другие, которые каким-то боком оказались в школьной программе. А впрочем, это уже совсем другая история...
"Совесть Запада"
"Чума" Альбера Камю стала той книгой, которая, несмотря на свой скромный размер, смогла переплюнуть всё, что я читал прежде.
Камю прежде всего философ. А "Чума" - притча об абсурде человеческой жизни. О Зле, которое человек пытается искоренить в силу своих возможностей, но искоренить которое он в конечном итоге неспособен, ибо Зло - неотъемлемая часть человеческого бытия.
Повествование начинается с описания уродливо-беззаботного города Орана,...
"Чума" Альбера Камю стала той книгой, которая, несмотря на свой скромный размер, смогла переплюнуть всё, что я читал прежде.
Камю прежде всего философ. А "Чума" - притча об абсурде человеческой жизни. О Зле, которое человек пытается искоренить в силу своих возможностей, но искоренить которое он в конечном итоге неспособен, ибо Зло - неотъемлемая часть человеческого бытия.
Повествование начинается с описания уродливо-беззаботного города Орана, в который в 194.. году крысы приносят "чуму".
Подобно нацизму для французов, "чума" становится полной неожиданностью для счастливого города. И, подобно самой человеконенавистнической идее, она быстро овладевает умами и телами оранцев.
В итоге, каждый сталкивается с выбором: бороться с "чумой", попытаться сбежать или смириться с ее господством.
Те, кто продолжают бороться, понимают, что любые "победы всегда были и будут только преходящими". Ведь "даже тот, кто не болен, все равно носит болезнь у себя в сердце". Подчас и жертвы становятся палачами, ибо никто не в силах отказаться от вынесения приговора. Но хоть все их усилия и представляются нескончаемым поражением, "это еще не довод, чтобы бросать борьбу".
"Когда разражается война, люди обычно говорят: "Ну, это не может продлиться долго, слишком это глупо". И действительно, война - это и впрямь слишком глупо, что, впрочем, не мешает ей длиться долго. Вообще-то глупость - вещь чрезвычайно стойкая, это нетрудно заметить, если не думать все время только о себе". И нет ничего предосудительного, чтобы во времена всеобщего страха сбежать и отдать предпочтение счастью. Единственное - стыдно быть счастливым одному.
Кто смирился с господством "чумы", виноват лишь в том, что "в сердце своем одобрил то, что убивает детей и взрослых". Но даже это человек будучи человеком "вынужден простить". Согласно Камю "люди - скорее хорошие, чем плохие. Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это-то зовется добродетелью или пороком, причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему всё ведомо, и разрешающее себе посему убивать. Не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности ведения".
Но что же заставляет людей бороться при полном сознании того, что "борьба бессмысленна"? Ведь "единственное, что человек способен выиграть в игре с "чумой" и жизнью, - это знание и память. Но тяжело жить только этим и не иметь впереди надежды. Ибо без надежды покоя не существует". Что же может дать эту надежду?
Кто-то скажет вера. Но вера, согласно автору, тоже абсурдна. С одной стороны, она помогает примириться с тем, что любое зло - наказание человеку за неправедную жизнь . С другой стороны, "когда невинное существо лишается глаз, христианин может только или потерять веру, или согласиться тоже остаться без глаз".
Сам Камю предлагает следующий выход: "На нашей планете существуют бедствия и жертвы, и надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия". Человек не способен стать святым, но, отказываясь принять бедствие, он может попытаться стать целителем.
Так или иначе, Оран справился с "чумой", заплатив при этом большую цену. Еще большую цену жители заплатили после, когда быстро стерли из памяти воспоминания о тяжелом времени. "Вопреки всякой очевидности они отрицали тот факт, что мы познали безумный мир, где убийство одного человека было столь же обычным делом, как щелчок по мухе". А следовательно, Зло неискоренимо. "Любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, он терпеливо ждет своего часа. Возможно придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".
Не знаете, что почитать?