Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Ментальные болезни – это не стыдно. Книга о том, как справиться с недугом близкого | +2 |
Последняя секунда Вселенной | +1 |
Ледяная колдунья | +1 |
Вторжение | 0 |
И боги услышат | 0 |
История о восприятии, об ощущении времени, о хаосе, космосе и языке, о состоянии между «до» и «после, а также о встрече с чудовищем, которое не снаружи, а внутри. Роман-лабиринт. В нём каждый из нас наткнётся на свои стены и найдёт свой выход.
В романе «Последняя секунда Вселенной» четыре главных героя, которые в каждой жизни находят друг друга заново. Их вечное настоящее — замкнутый круг. Практически всё на страницах книги иносказательно. Нити сюжета едва различимы.
Отсылка к творчеству...
В романе «Последняя секунда Вселенной» четыре главных героя, которые в каждой жизни находят друг друга заново. Их вечное настоящее — замкнутый круг. Практически всё на страницах книги иносказательно. Нити сюжета едва различимы.
Отсылка к творчеству Борхеса, к его рассказам «Вавилонская библиотека» и «Сад расходящихся тропок», поможет нам не сбиться во время путешествия по этой истории. «Последнюю секунду Вселенной» с произведениями Борхеса сближает мысль о о бесчисленности временных рядов и возможности существования самых разных вариантов прошлого и будущего.
Этот роман — сплав физики, психологии, философии и лингвистики.
История, рассказанная посредством не языка образов или идей, а языка концепций. Многое в романе нам предстоит расшифровать.
Время, пространство, язык — три ключевых темы, которые исследует автор книги. На одном уровне с ними — свет и пустота, но это уже лейтмотивы романа: «Из пустот и из света рождается мир. Переписанный кем-то, затертый до дыр».
Сквозь концепции разных наук и учений. Сквозь метафизическое расширение. Сквозь едва различимый сюжет и повествование со своеобразной логикой. Мы приходим некоторым общечеловеческим темам, что звучат в романе между строк.
А ещё замечаем, что проблемы и главных, и второстепенных персонажей, а также мысль о множестве миров во вселенной — всё это сводится к вопросу о внутренней раздробленности и цельности. Не раз герои в разных своих жизнях чувствуют себя потерянными. Им необходимо, чтобы кто-то понимал и узнавал их.
Может быть, поэтому эпизод знакомства четырех главных героев повторяется в сюжете часто?
С другой стороны, в «Последней секунде Вселенной» и без того много подсказок, чтобы читатель смог выбрать верный путь восприятия этой истории.
Вот одна из них:
«… прочтение этого языка для каждого свое. Символы не меняются. Просто ты видишь чужое прочтение. Тысячи чужих прочтений. Когда ты найдешь свое, все изменится. Ты все поймешь».
... кто знает, возможно, этот роман обнаружит себя у нас на книжной полке не только из-за яркого сюжета и персонажей с рыжей шёрсткой, но и из-за его подтекста и смыслов, что звучат между строк.
У книги потрясающие литературное окружение: самые разные отсылки к «Снежной королеве» Андерсена, «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски, а также «Хроникам Нарнии» Клайва Льюиса.
Но за ними не меркнет оригинальный сюжет. Хотя бы потому что Саша Никонов совсем не похож на Кая. Его ледяное сердце —...
У книги потрясающие литературное окружение: самые разные отсылки к «Снежной королеве» Андерсена, «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски, а также «Хроникам Нарнии» Клайва Льюиса.
Но за ними не меркнет оригинальный сюжет. Хотя бы потому что Саша Никонов совсем не похож на Кая. Его ледяное сердце — детский лепет, в сравнении с Сердцем мира, до которого Ане предстоит добраться, чтобы выполнить поручение. Оно же, с другой стороны, и особое обстоятельство в сюжете: Вит — зло, которое нужно уничтожить, но если её не станет, то Сашино сердце растает. Да и образ Вит не так прост, как кажется. Однажды Аня отправляется в прошлое ведьмы, узнает её трагичную историю и понимает, почему Вит стала такой, какая она есть.
Реальный и вымышленный миры в романе соспоставляются. Несмотря на то, что Аня встречает новых друзей и даже овладевает магией, большую часть времени она мечтает вернуться домой. Оказавшись далеко от родных, она скучает по тому, что раньше забывала ценить. При этом она не отгораживается от чужого мира, наоборот, находит в нём что-то знакомое: «В моём мире… там, откуда я прибыла… есть похожая башня с часами. Её называют Биг-Бен — то есть Большой Бен. — Надо же! Интересная мысль — давать имена башням. Может быть, нам стоит перенять ваш опыт». А чтобы разрешить проблемы, Аня обращается к своему опыту, который она получила в реальном мире. Интересно и то, что представители других племён хотят больше узнать о мире, откуда Аня.
Прослеживаются параллели между мирами книг и фильмов. Действительность, в которую попадают герои из нашего мира, оказывается более реальной, чем миры книг и игр. Аня и Саша — современные подростки и их интересы нам понятны. А ещё мы наблюдаем за тем, как мир романа превращается в пространство игры.
На протяжении всей книги мы следим за тем, как герои взаимодействуют. В романе много диалогов. Но они разные. Некоторые из них — о событиях прошлого и настоящего: герои учатся понимать друг друга через слово. Другие интересны с точки зрения формы и структуры: например, в романе есть место и подслушанным разговорам.
Герои романа говорят на разных языках. Наступает момент, когда Аня перестаёт понимать чужой язык. Однако это не повод, чтобы общение прекратилось:
«— Ма. — Она приложила лапку к груди, показывая на себя. — Итртэ. — Двумя маленькими когтистыми пальчиками изобразила ходьбу. — О тэ. — Лапка указала на Аню. — Ты пойдёшь со мной? — Девочка зеркально повторила жесты белькары. Та кивнула и продолжила».
Со временем Ане возвращают способность понимать других, не зная их языка. Вместе с Аней понимаем их и мы. Тем самым для нас Аня становится проводником в чужой мир.
Моменты, когда Аня остаётся наедине с собой, — особые моменты в романе. Ведь персонажей много. Они все — в диалоге и гуще событий. Аня не любит оставаться одной. Но именно в это время она осмысляет произошедшее.
Эту фэнтези-историю можно прочитать по-разному: и как роман для подростков, и как произведение, где вымышленный мир становится призмой, через которую лучше видна реальность. Ведь в книге поднимаются и серьёзные, непростые вопросы.
Вопрос о взрослении связан с темой магии — такой важной темой для произведений этого жанра. В романе магия трактуется как «непредсказуемая сила». Научиться взаимодействовать с магией — значит, повзрослеть. Внутри проблемы отцов и детей раскрывается мысль о том, как родителям бывает сложно отпустить своих детей.
Новые друзья Ани во время битв и сражений теряют своих отцов. Вернувшись в реальный мир, она встречается с женщиной, которая потеряла сына. Тема утраты закольцвывает повествование. Внутри же кольца воссоздан целый мир, где решаются самые разные проблемы.
Книга о тех, кто находится рядом с близким человеком, страдающим от ментальной болезни, помогает ему (или чувствует безысходность от того, что помочь не может). В ней — поддержка для читателей: рекомендации, техники, пошаговые инструкции; разборы случаев и примеры историй пациентов. А также взгляд на проблему изнутри, поскольку Светлана Цветкова, её автор, — клинический психолог и человек, который некогда столкнулся с ментальной болезнью своего близкого.
Примечательно, что, читая книгу, мы...
Примечательно, что, читая книгу, мы встретим отсылки к произведениям и работам других авторов, а также цитаты: от легенд средневекового поэта Вольфрама фон Эшенбаха до трудов Виктора Франкла. Обращаясь к памяти читателя, автор выстраивает взаимодействие не только с текстом-источником, но и с самим читателем.
Всё неоднозначное поясняется и проясняется. Понятия чётко разграничиваются. Чем отличается юмор от сарказма? Какие убеждения «ложны по своей природе», а какие нет? Чем различаются изменения естественные, выбранные и вынужденные? — на эти и не только вопросы найдём ответы в книге.
Предлагая разные методы, автор остаётся на стороне критического мышления и напоминает об этом читателю: «Проверяйте информацию. Подключайте критическое мышление <…> Ориентируйтесь на себя. Не глотайте бездумно, пока не попробуете на вкус — возможно, эта информация ядовита и вызовет у вас отравление».
В книге, где поднимаются серьёзные вопросы, есть место и метафорам. «Смелость, ежедневное мужество и вера в то, что болезнь не мешает любить наших близких — это и есть то прекрасное, что мы можем построить из камней, стеной из которых мы так долго отгораживались». Развёрнутые метафоры наполняют текст жизнью, его звучание становится более объёмным, а идеи, которые раскрываются через образы, лучше запоминаются.
Помимо ключевой темы, на страницах звучат и мысли о стыде как об «отвержении самого себя», переживании переломных моментов, ситуациях, «которые Карл Ясперс, немецкий психиатр и философ, называл предельными», сомнениях, принятии ограничений, а также о патологии нормальности. Разбор каждой такой темы побуждает к саморефлексии.
«Ментальные болезни — это не стыдно. Книга о том, как справиться с недугом близкого и не потерять себя» — книга, которая поддержит тех из нас, чьи близкие имеют ментальные расстройства (в ней есть и специальная «Памятка о том, что необходимо, полезно и важно»), а также пригласит каждого читающего поразмышлять и погрузиться на глубину.
А что если НЛО — это не неопознанный летающий объект, а нейролептическое обезволивание?
1980-е. Летающая тарелка. Инопланетяне. Нас ждёт встреча со сверхъестественным или с тем, что под него искусно маскируется?
Читая роман, мы узнаем, что, пока одни герои смотрят на небо и удивляются: «началось это… это началось… вторжение марсиан!», другие же герои становятся жертвами этого вторжения. Инопланетяне их забирают с собой.
Далеко ли и надолго ли? Выясним по ходу развития сюжета.
Может...
1980-е. Летающая тарелка. Инопланетяне. Нас ждёт встреча со сверхъестественным или с тем, что под него искусно маскируется?
Читая роман, мы узнаем, что, пока одни герои смотрят на небо и удивляются: «началось это… это началось… Вторжение марсиан!», другие же герои становятся жертвами этого вторжения. Инопланетяне их забирают с собой.
Далеко ли и надолго ли? Выясним по ходу развития сюжета.
Может быть, та планета ближе, чем нам кажется?
На страницах романа мы встретим наших старых знакомых — Андрея, Оксану, Николая, которые, как и в предыдущих книгах, возьмутся за расследование преступления. А также перед нами раскроются линии других персонажей. Если раньше сыщикам-любителям помогал Вовка (который в романе «Радиация» мечтал о велосипеде «Спутник»), то теперь к делу приобщается и Наташка, сестра Вовки.
Можно ли начать знакомиться с книгами Сергея Леонтьева с романа «Вторжение», все-таки это не первая книга серии?
Можно.
Потому что на его страницах — множество отсылок и пояснений к историям из предыдущих книг, «Радиации» и «Взрыва», которые органично вплетены в повествование.
Например (отсылка к «Взрыву»):
«Олег Маркович Харлампович <…> два года назад помог Андрею расшифровать таинственные записи в школьной тетради на сорок восемь листов, разоблачающие преступную деятельность главаря банды цеховиков Ферзя»
Но, если всё-таки читать книги по порядку, мы увидим и скрытые отсылки к предыдущим историям:
«Спасло его только то, что вышедший навстречу патруль также состоял из городских жителей. А дальше помогла реакция, выработанная на тренировках в полуподпольной секции карате»,
— сразу вспоминается роман «Язва», где впервые были сказано о том, что Андрей занимается карате.
«Вторжение»… название отсылает к идее о нарушении границы.
В чьи же границы вторгаются?
Дело в том, что повествование в романе многомерно.
Одна история вторгается в другую историю.
Это и секретная операция госбезопасности, и эксперименты с нейролептиком, которые проводит секретная лаборатория, и частная история Андрея и его друзей (им необходимо распутать дело, ведь милиция браться за него не спешит), и истории местных жителей, убежденных в том, что они действительно видели нечто сверхъестественное.
Такое столкновение наводит на мысль о том, что роман «Вторжение» интересен не только своим сюжетом, но и способом его изложения.
Обратим внимание на тонкие и на первый взгляд неочевидные моменты.
• К герою, который исчезает, у других героев и читателя особое отношение
Жертва преступления — Николай Неодинокий. На его месте мог оказать любой житель города.
Или не мог? Мог, но читать было бы не так интересно.
Дело в том, что Николай Неодинокий — во-первых, близкий друг Андрея Сергеева, главного героя романа. Во-вторых, это человек, который не верит в существование сверхъестественного, но именно он попадается на эту удочку. В-третьих, он исчезает перед своей свадьбой, за две недели до нее.
• Второстепенные персонажи… их поступки ускоряют развитие сюжета
Ход расследованию дает Олег Маркович Харлампович, второстепенный персонаж, который объясняет, какую Андрей допустил ошибку и как ее в дальнейшем избежать.
• Некоторые эпиграфы в романе выполняют нетипичную функцию
Когда эпиграф определяет стиль ассоциаций читателя и дает ему верное направление, дело привычное. А вот, когда в эпиграфе представлен фрагмент из газеты «Вечерний город», который в новой главе будут обсуждать герои, нам уже интереснее. Перед нами тот случай, когда вставная конструкция предшествует повествованию и тем самым углубляет нас в него.
• Образ эпохи. Юмор персонажей. Интересные факты
— всё это погружает в атмосферу «Вторжения» и делает текст более ощутимым.
Образ эпохи воссоздается, благодаря множеству примет времени. Это и отсылки к произведениям культуры и к лексике советского времени — в конце книги читателя ждет «Словарь советского времени, быта и не только».
Да и сами персонажи — люди своей эпохи:
«Обычно Вероника Матвеевна сидела на балконе до одиннадцати, потом шла смотреть повтор программы «Время» по местному второму каналу».
«Авдотья Николаевна продолжения ждать не стала, залезла под лавку. И как только она там поместилась, рядом с обогревателем?», — подобные ироничные высказывания оживляют повествование.
Читая книгу, мы узнаем не только о том, кто скрывается за масками инопланетян, но и множество других интересных фактов.
Из чего состоит рутина врача, заведующего отделением?
Как промывают желудок пьяному?
Почему «лучше всего собирать клюкву во время первых ночных заморозков»?
На эти вопросы найдем ответы на страницах романа «Вторжение».
• Сопоставление — ключевой прием. Его использует писатель, чтобы подсветить важные моменты.
Посредством языковой игры НЛО (в привычной расшифровке аббревиатуры) превращается в нейролептическое обезволивание: «В отчете данный эффект мы кодируем как НЛО».
Казалось бы, несопоставимые понятия. Но сюжет романа говорит об обратном.
Так в размеренную жизнь героев и местных жителей, в их настоящее, вторгается будущее вместе с развитием науки, секретными лабораториями и испытаниями, что в них проводятся. Вот уж действительно — вторжение!
В романе «Вторжение», как и в других книгах серии, мы не остаемся со своими вопросами наедине. В финале всё туманное проясняется. Ну а дальше — эпилог, из которого мы забираем с собой надежду на продолжение серии «Мастера сыска. Советское время».
Пусть и есть вещи, которые «лучше не видеть», Оксану, жену Андрея, этим не напугать:
«Ну вот еще, – Оксана дернула плечом, – вы даже представить себе не можете, что мне приходилось видеть!»
Она идет вслед за Андреем, потому что ей интересно.
Вот и нам, читателям, интересно, какие еще преступления расследуют Андрей Сергеев и его друзья.
Когда маленький уцелевший остров трансформируется в большой многослойный мир
Нилани и Тарис — главные герои. Они — подростки. В постапокалиптическом мире им необходимо выбрать свою судьбу и доказать её. Две сюжетные линии. Параллельное повествование. На выживание, центральную тему произведения, два взгляда.
Герои проходят испытания. В то время как один из них обретает двойное зрение: «реальность сливалась с собственной изнанкой, где правила магия», другой — отказывается замечать то, что...
Нилани и Тарис — главные герои. Они — подростки. В постапокалиптическом мире им необходимо выбрать свою судьбу и доказать её. Две сюжетные линии. Параллельное повествование. На выживание, центральную тему произведения, два взгляда.
Герои проходят испытания. В то время как один из них обретает двойное зрение: «реальность сливалась с собственной изнанкой, где правила магия», другой — отказывается замечать то, что рядом. Подобное происходит и с нами, когда нам в руки попадает эта книга. Мы можем прочитать её по-разному. Увидеть в ней лишь историю взросления персонажей. Или погрузиться в удивительный мир, где друг на друга наслаиваются известные (или нет) сюжеты.
Читая произведение, мы смотрим на историю о двух подростках сквозь призму различных контекстов и слой за слоем открываем для себя мир таинственного острова.
Нилани и Тарис, как и другие подростки на острове, оказываются перед выбором внешним и внутренним. В первой главе мы наблюдаем за тем, как в романе изображается обряд инициации подростков. А значит, в романе «И боги услышат» особенно важен иносказательный план.
Мы вместе с героями оказываемся в далёком будущем. На острове, который «остался единственным клочком мира, уцелевшим после новой зари». Получается, что одним из источников романа является сюжет о постапокалиптическом мире, а с ним и миф о первобытном существовании человека. А еще — в романе интересно наслаиваются друг на друга пространство мифа и в киберпространство. Сюжеты мифов, в интерпретации классической литературы, тоже раскрываются перед нами на страницах книги: «И камень силы в нём всё так же горел медовым огнём. Настоящее тоннельное сердце. Которое нужно было вырвать». Сразу же вспоминается Данко из рассказа Максима Горького, а вместе с ним и Прометей из древнегреческих мифов.
Нилани и Тарис. В таком многослойном мире они взрослеют. Почему именно о них нам рассказывают историю? Дело в том, что сам остров разделен на деревни, в каждой из них — свой капитан. А люди — на группы по ремеслу, которым они занимаются: охотники, знахари и т.д. Главных героев отличает то, что они выбирают как будто бы невозможное. В том, что Тарис идет в охотники, нет ничего необычного. Однако он дает слово, что сможет добыть птицу моа. Нилани, вопреки всему и всем, решает стать искателем и вернуть людям магию.
В романе прослеживается много любопытных параллелей. Например, у шамана Айрахи замечаем рыжину в волосах, а затем мы вместе с Тарисом не раз слышим рыжий голос, видим рыжие звезды и впоследствии узнаем, какой цвет у той самой магии, которую Нилани мечтает вернуть людям.
На протяжении всего повествования звучит мотив узнавания. И он обращен не только к читателю, который, погружаясь в роман, узнает знакомые в нем сюжеты, но и к героям. Узнают ли они самих себя, когда вернутся после испытаний? — возникает такой вопрос у читателя. И ответ на него мы не можем не получить, потому что повествование закольцовано. Первая часть романа начинается с главы об обряде инициации. Седьмая часть — с главы «День итогов».
Если роман о двух подростках и о жителях острова, уцелевшего после новой зари, на первый взгляд кажется развлекательной историей, которую прочитать стоит, чтобы отдохнуть, то нас ждет интеллектуальный отдых. А вместе с ним и погружение в разные контексты.
«Магия выбрала своего героя», — читаем на странице романа.
Думается, что книга «И боги услышат» обязательно выберет своего читателя.
«Черный, как тайна, синий, как смерть» – исторический детектив Елены Бриолле с ярким сюжетом и тонкими оттенками смысла.
Париж 1912 г. Искусство. Расследование преступления. Нас ждет история на перекрестке этих трёх линий. Главный герой романа – Габриэль Ленуар. Он служит в парижской префектуре полиции. Ему тридцать семь лет, в которые «он чувствовал себя ещё молодым». Он либо летит по городу на велосипеде, на своей «Ласточке», либо ходит по краю (что с ним случается довольно часто), ведь...
Париж 1912 г. Искусство. Расследование преступления. Нас ждет история на перекрестке этих трёх линий. Главный герой романа – Габриэль Ленуар. Он служит в парижской префектуре полиции. Ему тридцать семь лет, в которые «он чувствовал себя ещё молодым». Он либо летит по городу на велосипеде, на своей «Ласточке», либо ходит по краю (что с ним случается довольно часто), ведь ему поручают расследовать дело государственной важности.
Название романа не только интригует, но и навевает вопрос о том, какую роль играют синий и черный цвета в сюжете?
Однако сюжет романа увлекает не меньше. Габриэль Ленуар не спрашивает: кто убил Софию фон Шён, дочь немецкого посла, которую нашли мёртвой в лодке. Его больше волнует вопрос о том, кто мог бы ее убить и от чего она умерла? Круг подозреваемых широк. Однако верно сформулированный вопрос не дает сыщику сбиться с пути.
Ленуар мыслит штрихами: «Итак, штрих первый. Хоппер делает быстрые и точные наброски людей и благодаря своим навыкам анатомического рисунка с лёгкостью может изобразить любого обнажённым <…> Штрих второй. О шантаже Хоппера, вероятно, стало известно».
А еще в его расследовании важную функцию выполняют игры: карточная игра и шахматы.
Сыщик окунается в среду художников, ведь под подозрение попадают все члены Клуба кобальта. Мы же становимся свидетелями страстных споров об искусстве и его языке.
Действие романа разворачивается во Франции в период поиска новых путей в искусстве и возникновения художественных течений. «Я настоящий художник, не то что этот японец, строящий из себя импрессиониста», – говорит один из героев.
Художники не похожи друг на друга не только из-за того, что отдают предпочтение противоположным стилям живописи. В романе поднимается вопрос о том, насколько разными могут быть творческие люди по своей природе.
Искусство же оживает на страницах романа благодаря и упоминанию известных картин и гравюр.
Париж – самостоятельный персонаж в романе. Интересно наблюдать за тем, как город воспринимают герои. «Однако я вижу в своём городе не только насилие, мрак и человеческое отчаяние, но и красоту парижских бульваров» – такую характеристику ему дает Ленуар. А мы замечаем, что город полон контрастов.
София – в Клубе кобальта девушку называли Соней – совсем, казалось бы, не французское имя. Надпись же на найденных в ходе расследования часах «SONA» на испанском языке становится одним из ключевых мотивов романа.
В присутствии девушки всё вокруг преображалось. И это навевает мысль о о софийности, причем в трактовке Владимира Соловьёва, который был убежден в том, что София есть душа мира.
Дочитав роман, мы, конечно, узнаем о том, кто мог бы убить Софию и убил ее, а также о том, из-за чего это произошло. Нас, кстати, ждет неожиданная развязка.
Почему именно «… синий, как смерть» – тоже нам станет ясно. Однако наиболее ценно в романе то, что в нем есть место не только черному и синему и тем событиями, которые они олицетворяют. Но и иным оттенкам цветов и смыслов.
История, где сыщик-любитель превращается в героя-спасателя.
Детектив, где расследование заходит далеко. У героев несколько задач. Одна из них – конечно же, распутать преступление, а вторая – устранить то, что может привести к серьезным последствиям.
Но внимание читателя всё же обращено не на событие, а на образ главного героя.
Ведь именно те истории, в которые попадает Андрей Сергеев в процессе расследования, и то, как он выбирается из самых запутанных ситуаций, не дадут нам...
Детектив, где расследование заходит далеко. У героев несколько задач. Одна из них – конечно же, распутать преступление, а вторая – устранить то, что может привести к серьезным последствиям.
Но внимание читателя всё же обращено не на событие, а на образ главного героя.
Ведь именно те истории, в которые попадает Андрей Сергеев в процессе расследования, и то, как он выбирается из самых запутанных ситуаций, не дадут нам оторваться от книги.
К тому же однажды герой останется наедине со своими детскими страхами, и происходящее вокруг него мы увидим сквозь призму его переживаний.
Сюжет романа устроен так, что от пролога до эпилога мы чувствуем напряжение.
Чем еще запомнилась эта история?
Перемены в жизни у Андрея Сергеева и его друзей
Главные герои всё те же, что во «Взрыве» (в предыдущем романе серии) но у них новые роли. Так, Оксана – не только студентка мед.вуза, но и его невеста, еще чуть-чуть и жена.
Андрей уже не просто врач Скорой помощи, а «солидный доктор, заведующий отделением и без пяти минут кандидат медицинских наук».
А у друга главного героя, Коли Неодинокого, чью историю жизни мы наконец-то узнаем в этом романе, теперь есть все шансы оправдать свою фамилию.
Андрей Сергеев – не только сыщик, но и врач
В «Радиации» героями-помощниками главного героя становятся те люди, чьих близких и родных некогда спас Андрей.
Описания мыслительного процесса Андрея Сергеева и не только
У главного героя то «расплывчатые картинки случившегося постепенно укладывались в голове, дополняя друг друга…», то он пользуется «проверенным способом – когда в голове сумбур, надо взять лист бумаги, ручку и описать все происходящее».
Благодаря таким «картинкам» и «записям» героя мы вместе с ним как бы заново проживаем события минувших часов.
Некоторые другие персонажи тоже анализируют произошедшее.
В «Радиации» ситуация раскрывается с обеих сторон – сыщика и преступника, однако образы персонажей нам показывают в особой последовательности
С героем, которого мы видим в прологе, нас мы вновь встречаемся только в конце второй части. И это не просто так. Потому что в одной из предшествующих глав мы впервые узнаем некого «мужчину со шрамом», который играет немалую роль в судьбе того героя.
Внимание к деталям
Благодаря одному незатейливому предмету, вовремя припрятанному Оксаной, Андрею удается спастись.
Тут сразу вспоминается классика. И «Капитанская дочка», а именно функция заячьего тулупа в ней, и чеховская мысль о ружье, которое должно обязательно выстрелить.
Советское время глазами ребенка
На страницах мы встречаем множество примет времени, воссоздающих портрет и колорит эпохи. Однако, помимо изображения бытовых реалий, нам предлагают погрузиться в мир ребенка.
Отсылки к мировой литературе и кино, а также к двум другим романам писателя
Образом эпохи невозможно проникнуться без погружения в ее культурный контекст. Так, Оксана и Андрей смотрят в кино «Вам и не снилось» Ильи Фрэза, а один из героев-преступников внешне похож на Жана Маре.
А еще в «Радиации» находим отсылки и к другим романам Сергея Леонтьева («Язва», «Взрыв»).
Наблюдая за тем, как переплетаются сюжетные линии всех трех романов, мы начинаем воспринимать эти книги как единое целое, как три части одной большой истории о неравнодушных сыщиках-друзьях.
И, конечно, задаемся вопросом: будет ли продолжение? Ответ на него нас ждет в эпилоге «Радиации».
Интригующий и вселяющий надежду ответ.
«Взрыв» – интеллектуальный исторический детектив, проникнутый атмосферой советской эпохи. Множество сюжетных линий. Возможность взглянуть на произошедшее с разных точек зрения, а также узнать его предысторию. Вдумчивые персонажи как со стороны расследования, так и со стороны преступления.
Кто виноват в случившемся? – нет, не об этом размышляем мы, погружаясь в текст. Психология и логика героев, шифр в зелёной тетради и вопрос о том, как переплетаются сюжетные нити, – вот что по-настоящему...
Кто виноват в случившемся? – нет, не об этом размышляем мы, погружаясь в текст. Психология и логика героев, шифр в зелёной тетради и вопрос о том, как переплетаются сюжетные нити, – вот что по-настоящему волнует читателя.
Расследованием занимаются трое друзей: Андрей Сергеев, врач «Скорой помощи» и его помощники - Оксана, студентка мед. вуза, которая проходит у него практику, и Николай Неодинокий, врач и бывший однокурсник Андрея.
Однако читателю доступно намного больше информации, чем героям-сыщикам, ведь повествование развивается в нескольких плоскостях. Распутать клубок событий – прежде всего его задача.
И это лишь одна из причин, почему интересно погружаться в этот непростой по структуре роман с захватывающим сюжетом. Чем еще привлекает нас это произведение с точки зрения и формы, и содержания?
Сильное влияние категорий времени и пространства на художественный мир романа. Именно благодаря ему, мы наблюдаем в нем параллельную композицию. А ещё в каждой главе есть фрагменты, адресующие к другим линиям романа, вставные конструкции, что маркируются указанием на то, когда и где происходит действие.
Приметы времени и объемный образ эпохи. Это элементы быта и вещи типичные для будней советского человека.
А также тексты, опубликованные в газетах, репортажи и прочие фрагменты материалов, которые дополняют картину происходящего и глубже погружают в эпоху.
У каждого героя есть своя биография. Даже если это какой-нибудь второстепенный персонаж. Что уж говорить в таком случае о главных героях. Портреты. Особенности характеров. Линии поведения.
С чьей точки зрения мы смотрим на происходящее? – один из обязательных вопросов, который стоит задать себе во время чтения ключевых эпизодов. Несмотря на то, что повествование ведется от третьего лица, нас ждет интересная игра с его ракурсами.
Широкий культурный контекст, что приводит нас к иным смысловым пластам. Во-первых, тема шахмат – изюминка произведения – ею обрамляется всё повествование. Названия частей романа и их эпиграфы тоже восходят к ней. Во-вторых, прямые отсылки к произведениям Артура Конан Дойля и образ книги в целом. Интересно, что многие персонажи – читающие люди.
«Взрыв» Сергея Леонтьева – с одной стороны, безусловно, остросюжетная детективная история, полная загадок и неожиданных поворотов. С другой стороны, это произведение для вдумчивого читателя, способного увидеть множество подтекстов. Подобно тому, как Андрею не дает покоя таинственный шифр в зелёной тетради, мы на протяжении всего произведения увлеченно расшифровываем заложенные в романе смыслы.
Если среди зимы хочется вернуться в тёплые летние дни. И погрузиться хочется в книгу с лёгким сюжетом, что наполнен яркими красками.
Значит, сейчас самое время, чтобы прочитать эту книгу.
Нас ждет встреча с яркой главной героиней. Ее личность формируется на перекрестке двух культур. Летние каникулы Соня Джоши проводит в Индии, на родине отца. В этой стране ей всё кажется чужим и непривычным, но более сильное потрясение в ее душе вызывают первые чувства влюбленности. Удивительным образом она...
Значит, сейчас самое время, чтобы прочитать эту книгу.
Нас ждет встреча с яркой главной героиней. Ее личность формируется на перекрестке двух культур. Летние каникулы Соня Джоши проводит в Индии, на родине отца. В этой стране ей всё кажется чужим и непривычным, но более сильное потрясение в ее душе вызывают первые чувства влюбленности. Удивительным образом она умудряется угадить в любовный треугольник, в истории которого развязка трагична.
Несмотря на то, что Соне Джоши только шестнадцать лет, она очень хорошо понимает, чего хочет и к чему стремится. Любит стихи Есенина. Бунтует. Готова отстаивать право на свободу и свою правду.
На страницах романа Индия представлена с разных ракурсов. Это и географические описания городов и особых индийских мест, музеев и храмов; и подробные сцены праздников и местных мероприятий; и взгляд на традиции сквозь призму каждого персонажа. А еще в романе находит свое отражение вопрос об особенностях кастовой системы в государстве вкупе с отсылками к шекспировскому сюжету о Ромео и Джульетте.
Подробно рассматривается в тексте и тема взаимоотношения между представителями нескольких поколений, они же осложняются тем, что они разной национальности. Несмотря на трудности в процессе межкультурного общения, герои внутри одной семьи лояльно относятся друг к другу и стараются по-человечески поддерживать.
Помимо любовных переживаний у каждого из главных героев есть и другие проблемы. Это вопросы о выборе дальнейшего пути, об учёбе, о сущности дружбы.
Герои же максимально проявляют себя в речи, в разговорах и диалогах. Однако потаенные мысли персонажей, их ощущения и истинные взгляды на жизнь отражены во внутренних монологах. Самое важное о персонажах мы узнаем именно из них.
«Сандаловое лето» Оксаны Триведи – история первой любви, где есть место как той минуте, «в которой мир исчез. Просто чарующая обстановка и двое подростков. Безрассудное притяжение. И скороспелое благоразумие», так и осознанию главной героини хрупкости человеческой жизни, ведь она «в один и тот же день <…> увидела, как один человек ушел с этой планеты, а немного позже услышала, что другой человек заявил о своем скором появлении в этом мире».
Не знаете, что почитать?