Место действия – просторы нашей вот уж действительно необъятной страны, где-то направо от Урала: Сибирь, Дальний Восток, Камчатка. Время – правление Петра I и Анны Иоанновны.
Наши герои: (в книге упоминается много выдающихся путешественников, но главных все-таки два) Витус Беринг и и Алексей Чириков.
Витус Беринг, датчанин по происхождению, много лет провел в России, и именно ему царь Петр, почти всю жизнь рубивший окно на Запад, велел отправиться на Восток, туда, где соединяются Азия и...
Наши герои: (в книге упоминается много выдающихся путешественников, но главных все-таки два) Витус Беринг и и Алексей Чириков.
Витус Беринг, датчанин по происхождению, много лет провел в России, и именно ему царь Петр, почти всю жизнь рубивший окно на Запад, велел отправиться на Восток, туда, где соединяются Азия и Америка. Или не соединяются. Это был вопрос в те времена.
Алексея Чирикова, помощника Беринга в экспедициях, можно назвать self-made man. С детства мечтал стать моряком, поступил в Навигацкую школу, экзамены в Морской академии у него принимал сам Петр.
Вот так думаешь, насколько проще была жизнь раньше, им бы наши проблемы, как говорится. Но вот сдавать экзамен перед царем, нет уж, спасибо. И стремиться в опасное мероприятие куда-то на край света, с небольшими шансами вернуться, тоже не вызывает во мне ответной положительной реакции. А вот Алексей очень хотел. И отправился помощником Беринга в целых две экспедиции.
Вот вы себе как представляете морскую экспедицию? Садишься на великолепный белоснежный корабль, паруса развеваются, ветерок слегка обдувает, и вы несетесь на всех парах к неведомой земле с бокалом шампанского в руках. Как это происходило у нас в России, в 17 веке.
Три года! 200 человек практически пешком добираются до побережья Охотского моря. Терпят какие-то невероятные лишения и голод. Строят (сами!!) небольшой кораблик, ну и, собственно, плывут в экспедицию. Само плавание Первой Камчатской экспедиции было самым легким, что выпало на долю измученных дорогой людей.
Что было дальше? Вторая Камчатская экспедиция, которая оказалась еще сложнее первой. Построили два корабля: “Св. Петр” и “Св. Павел” (отсюда и название города, в котором полночь). Капитан одного судна – Витус Беринг, второго – Алексей Чириков. Поплыли в Америку, и через две недели плавания корабли потеряли друг друга.
Подозреваю, что автору было проблематично писать эту книгу. За давностью лет сложно найти какие-то живые подробности, диалоги, переживания и чувства героев. Но Вадиму Худякову все-таки удалось добавить жизни в текст.
Запоминаются какие-то реальные моменты. Вот, например, экзамен Алексея Чирикова перед царем Петром. Или очень быстрый и ловкий ученый Георг Стеллер, которого подгонял Беринг скорее покинуть остров, но тот успел всего за несколько часов собрать 160 видов трав, а заодно увидеть какое-то нереальное количество разных американских животных.
Молодец, Георг! Его именем, кстати, названа знаменитая морская корова. Вымершая, между прочим. Наверное, была очень вкусная.
Обычно, когда я пишу рецензии на книги про реальные путешествия, я рассказываю весь сюжет. Но вот, что касается российских экспедиций XVIII века, не буду спойлерить.
Я уверена на сто процентов, что практически никто из читателей не знает, что же там приключилось. Не буду лишать вас удовольствия впервые познакомиться с необыкновенными приключениями из книги Вадима Худякова “Как открыли Русскую Америку”.
Скажу только, что путешественники словно попали в роман Фенимора Купера. А еще, им выпало немножко везения и удачи в духе Эрнеста Шеклтона.
А в конце всех читателей ждет приятный образовательный бонус – мы узнаем, что же означают названия многих географических объектов. Ну, с Беринговым проливом уже ясно, не правда ли?
Спасибо издательству “Паулсен”, которое возвращает советское прошлое. Мы прошли период полного отрицания и сейчас уже можем с гордостью рассказать детям, что были такие славные дела в СССР, как спасение Челюскинцев, дрейф Папанинцев на льдине, ледокол “Красин” и многое другое. И вот новая глава. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова и Михаила Громова из Москвы через Северный Полюс в Америку.
Немного истории. Валерий Чкалов и два других летчика вылетели 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25 с...
Немного истории. Валерий Чкалов и два других летчика вылетели 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25 с Щелковского аэродрома и взяли курс на Север.
На борту было выведено красным “Сталинский маршрут”.
Самолет качнул серебряным крылом Белому морю, Кольскому полуострову, земле Франца-Иосифа и даже СП-1 (Папанинцам и псу Веселому) на льдине. Погоды стояли отвратительные, у экипажа пропала связь, заканчивались кислород, горючее и даже вода, охлаждавшая двигатель.
Но они все-таки долетели до Американского Ванкувера, совершив первый в истории трансарктический беспосадочный полет. 63 часа и 16 минут. 8582 км. Стоит ли говорить, что Чкалов сразу же стал национальным героем.
АНТ-25 Михаила Громова стартовал 12 июля 1937 года. Первым уже точно было не быть. Но летчик поставил рекорд дальности. Полет был организован лучше, чем у Чкалова.
Громов дождался благоприятной сводки погоды, поэтому он не потратил столько сил на борьбу с циклонами. Большие трудности подстерегали в США, в Скалистых горах. Но экипаж долетел до Лос-Анжелеса, потом до Мексики, там развернулся по причине нелегального влета и … сел около Лос-Анджелеса. Полет продолжался на час меньше, чем у Чкалова, а пролетели ребята намного больше!
Чкалов VS Громов
Сначала они хотели лететь вместе. Но что-то пошло не так. Видимо, Чкалов подумал и решил, что небо маловато для двух рекордистов. И вот в одно прекрасное утро подходит Михаил Громов к своему АНТ-25, а мотора-то нет. Пока обкатывали новый двигатель, Чкалов … улетел. Вообще-то, это очень странная история, согласитесь.
Кстати, копаясь в этой истории, я вычитала на просторах интернета, что мотор был снят чуть ли не по приказу Сталина. Мол, он хотел, чтобы первым был именно Чкалов, а не Громов. Не знаю, не знаю.
Очень интересно читать про разные подходы к делу. Вот, Чкалов, будем честны, не очень подготовился. Вон он сколько всего набрал в путь. Эээ, зачем ему пистолет? Отстреливать белых медведей, что ли?
Громов-же настолько тщательно собрался в дорогу, что даже срезал заклепки фюзеляжа. Он боролся за каждый грамм веса, чтобы взять больше топлива, – ведь он собирался установить рекорд дальности. И такой элегантный штрих. Команда оставила пиджаки дома, зато летчики надели галстуки для встречи с зарубежными товарищами.
История оставляет много вопросов после прочтения. Что лучше? Прожить короткую, полную адреналина жизнь, быть везде первым, но разбиться на неисправном самолете в 34 года?
Зато тебе потом поставят красивый памятник, и все будут знать твое имя. Или быть супер-профи, но получить только серебряную медаль. Поставить рекорд дальности, а не скорости. Немножко опоздать, и даже википедия не сразу тебя узнает. А будет подсовывать какой-то ледокол.
Интересно, что выбрал бы Чкалов, будь у него выбор. Вот такая непростая, про реальные события, получилась у Вадима Худякова книга про лучших летчиков СССР.
Интересно, что выбрал бы Чкалов, будь у него выбор. Вот такая непростая, про реальные события, получилась у Вадима Худякова книга про лучших летчиков СССР.
Летчик Ч.
Я не могу не провести параллели с любимым романом “Два капитана”. Здесь летчик, там – летчик. Тут Чкалов, там Чкалов. В романе он выведен под именем летчик Ч., зато в мюзикле “Норд-Ост” он обретает полное имя. И вот как обращается к нему Саня Григорьев:
(Саня) – Валерий Палыч, разрешите обратиться!
(Саня) – Я к вам с просьбой! (Чкалов) – Говори!
(Саня) – У меня мечта! (Чкалов) – Мечта, говоришь? (Саня) – Мечта!
(Чкалов) – Ишь, мечта! Осуществим!
(Хор) – Осуществим!
Переплывем, перелетим,
И будет подвиг наш неповторим!
Осуществим!
Любое чудо, если нужно, сотворим!
Подобная встреча произошла и в книге Вадима Худякова. Только уже Чкалов обращается к высшей силе, Сталину. Кстати, я не согласна с автором. Нормальная шутка. В конце концов, он летчик, а не юморист.
“Если быть, так быть – лучшим!” Написал летчик Ч. на карточке, с которой Саня никогда не расставался. Но, прочитав книгу про Чкалова, мне все-таки кажется, его девиз был: “Если быть, так быть – первым!”
В который раз убеждаюсь, что жизнь – самый лучший романист. Ей подвластны самые неожиданные, страшные, грустные и вдохновляющие сюжеты. И жизнь никто не упрекнет ни в использовании штампов, ни в повторах, ни в банальностях, ни в надуманном хэппи-энде. А знаете, где она отточила свое мастерство? На полярных путешествиях.
Гонка к южному полюсу норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта – несомненная творческая удача. Сколько драйва, адреналина, психологизма, с ума сойти!
Но будем...
Гонка к южному полюсу норвежца Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта – несомненная творческая удача. Сколько драйва, адреналина, психологизма, с ума сойти!
Но будем честны – в данном противостоянии у жизни был соавтор. Его имя – Руаль Амундсен. Прирожденный первооткрыватель, стратег и тактик. Человек с железной волей. И, скорее всего, с невыносимым характером.
Мы расстались с нашим героем после триумфального прохождения Северо-Западного прохода на шхуне “Йоа”. Впереди лежала подготовка к экспедиции на Северный полюс.
Как вдруг – гром среди ясного неба. Американцы Роберт Пири и Фредерик Кук заявили об его успешном открытии. Третье место никак не могло устроить амбициозного норвежца. Пришлось срочно разворачивать “Фрам” в южном направлении.
В книге Бьёрна Оусланда дана инструкция по покорению Южного полюса. Надеюсь, она никому не пригодится – уж очень это холодное и опасное дело. Норвежцы, наверное, раз сто вспомнили Пири и Кука недобрым словом. Если бы не эти славные путешественники, шли бы они по “теплой” Арктике, а не по ледяным горам Антарктиды.
Итак, как дойти до Южного полюса? Не тащите из Европы много еды, отдавайте предпочтение свежему мясу. Вам потребуется 300 пингвинов и 60 000 кг тюленей. Все это вы найдете на месте.
Помните, собака – друг человека. И не только друг, а также средство передвижения и запас продовольствия на экстренный случай.
Продумайте все до мелочей, расставьте на пути депо (продовольственные склады), заранее научитесь мастерски ходить на лыжах, не забудьте оставлять знаки своего пребывания сопернику. И тогда, по прошествии всего-навсего пары лет, вы достигнете Южного полюса и вернетесь домой в целости и сохранности и со славой.
А вот рецепт, как не надо открывать Южный полюс.
Будьте англичанином, уважающим футбол, а не лыжные виды спорта. Испытывайте тягу к техническому прогрессу, не учитывайте накопленный опыт полярных путешествий. Приготовьте только один продовольственный склад, а главное – поближе к исходной точке. На последний бросок к полюсу возьмите 17 человек, чтобы уж точно всем не хватило еды. Жалейте животных побольше, а людей поменьше, – ведь чем тяжелее вам будет, тем больше будет ваша посмертная слава. Будьте человеком чести и не отступайте от своих принципов. И тогда вы станете национальным героем.
Роберт Скотт стартовал по более-менее знакомому маршруту. Он уже шел по нему когда-то с Эрнестом Шеклтоном. Путь Амундсена был короче на 110 км, но был совершенно неизведанным. Мечтал ли он когда-то заняться экстремальным горнолыжным спортом? Пришлось!
Однако, норвежцы постоянно заняты и готовятся в путь, а англичане предпочитают играть в футбол. А где дрессировка собак? А где лыжные занятия? Скотт сделал ставку на пони и моторные сани. Сейчас любой ребенок, читавший книги издательства Paulsen, знает – только лыжи и собачьи упряжки. А Скотт верил в пони и в прогресс! Ну почему он не взял побольше собак, ну просто, чтобы подстраховаться? Не понимаю.
Норвежцы заложили несколько депо, а англичане всего одно. Уже было ясно, на чьей стороне будет победа.
И все-таки, несмотря на все это, Скотт дошел до полюса. На 34 дня позже Амундсена. Мне страшно представить чувства, которые они испытали, увидев норвежский флаг.
Дорога обратно подкосила англичан. Окрыленный победой Амундсен буквально летел, а изможденный Скотт тащился из последних сил.
Я долго откладывала просмотр и прочтение этой книги. Во-первых, я заранее знала, что хэппи-энда не будет. Во-вторых, Амундсен – фигура неоднозначная. С одной стороны – он покорил два полюса, погиб во время спасения экспедиции Нобили, его играл Шон Коннери, наконец! (советский фильм “Красная палатка”) Разве он не герой? Разве он не образец для подражания? Безусловно, да.
С другой стороны – издевательские письма Скотту и наплевательское отношение к своим людям во время первой попытки экспедиции к Южному полюсу. Ялмар Йохансен, тот, который шел к Северному полюсу вместе с Нансеном, позволил себе критику и в результате был исключен из финального отряда. И судьба его впоследствии сложилась весьма трагично – депрессия и самоубийство.
Но не все так однозначно. Жизнь в конце концов не черная и не белая. Книга Бьёрна Оусланда меня очень порадовала. Можно подумать, что обилие картинок и похожая на комиксы структура книги нивелируют подвиг этих двух экспедиций. Это не так. Наоборот, когда видишь, что реально делали люди, чтобы выжить… Как шли по страшным ледяным горам… Как щедро наносили на карту имена всех, кто помогал с экспедицией…
Когда все это видишь, проникаешься уважением к силе духа этих людей. Ну и задаешься вопросом: зачем им все это нужно?
Книга, безусловно, детская, но в ней взята очень правильная интонация. Не скрывать правду, не приукрашивать действительность, а писать все, как есть. Читателю дается возможность увидеть все своими глазами и сделать выводы.
Лично я преодолела страх перед этой трагической историей и теперь буду копаться в характере Амундсена и разбирать детали гонки к полюсу дальше.
Это очень интересная книга, да еще и с картинками, познавательная, увлекательная и к тому же затрагивающая школьный курс географии. И как хорошо, что все холодные точки нашей планеты уже открыты, не надо ничего больше покорять и претерпевать немыслимые лишения. А можно просто сидеть в тепле и читать про Амундсена и Скотта. Восхищаться одним и сопереживать другому. И все-таки. Дети, будьте немножко Амундсенами и Скоттами! В мире все еще есть место подвигу.
Наконец-то пересеклось непересекаемое! Книги про Арктику и .. остросюжетные романы! Издательство “Paulsen” выпустило новую серию “Арктический криминальный роман”, и она началась с произведения норвежского писателя Тора Эвена Сванеса “О чем молчит ледник”. Интригующее название, не правда ли?
Вкратце обрисую сюжет. Роман новый, наверняка, его мало кто читал, – постараюсь поменьше спойлеров.
Молодая женщина по имени Мари идёт в промысловый рейс инспектором. Судно отправляется к берегам...
Вкратце обрисую сюжет. Роман новый, наверняка, его мало кто читал, – постараюсь поменьше спойлеров.
Молодая женщина по имени Мари идёт в промысловый рейс инспектором. Судно отправляется к берегам Гренландии бить тюленей. Мари должна будет наблюдать за охотой, все фиксировать, считать пули и следить за соответствием всего происходящего каким-то там стандартам.
Но отношения с новыми коллегами не заладились с самого начала. Кому вообще пришла в голову бредовая идея отправить в плавание с четырьмя мужиками девушку?
С первого же дня Мари на судне становится ясно: просто не будет. Сцену похищения одежды в душе можно расценить как шутку над новичком, но заданный тон повествования подсказывает, что это совсем не так.
К тому же Мари не желает ни к кому приспосабливаться и, мало того, что фиксирует разные нарушения в забое тюленей, так ещё и пристает к капитану корабля с советами. Особенно часто она жалуется на охотника, некоего Эрика. После нескольких жестоких сцен охоты на тюленей создаётся впечатление, что он не честный норвежец, а сбежавший из тюрьмы маньяк-убийца, которого покрывает капитан.
Охота на тюленей идёт днём, а ночью кто-то охотится на саму Мари. Эрик? А вот не факт. Все участники этой истории хороши и в состоянии хладнокровно и безжалостно преследовать девушку. Брр! Становится страшно и жутко. Особенно, когда Мари вдруг понимает, что у кого-то на судне есть ключ от ее каюты. И что делать в такой ситуации? Как спастись?
В этой книге все время ощущаешь эффект присутствия. Вот и я стала ломать голову, как бы я себя вела на месте Мари. Ну для начала, я бы пыталась со всеми подружиться. А что бы я делала потом, когда увидела все нарушения кодекса забойщиков тюленей? Осмелилась бы сказать правду? Боюсь, что нет. Я написала бы неверный отчёт, и меня уволили бы. Но это была бы совсем другая история, о несоответствии занимаемой должности. А у нас тут триллер.
Мари ведёт себя так, как будто наступила эра психолога Михаила Лабковского, и женщины режут правду-матку так же, как и мужчины. Но на этом отдельно взятом судне царит мужской шовинизм. А я думала, что Норвегия самая прогрессивная страна мира. И самая счастливая. Но этого совсем не ощущается на “Квал-фьорд”.
В общем, я сначала упрекала главную героиню. Ну так не ведут себя на новом месте работы. Ведь приходишь в уже сложившийся коллектив со своими устоявшимися традициями, чего лезть с нововведениями, когда тебя не просят? Но ответный удар этого коллектива заставляет задуматься – а все ли с ним в порядке?
Я нахожусь под сильным впечатлением. Я привыкла к такому описанию Арктики: невыносимо тяжело, но красиво. В стремительном романе норвежского писателя нет никакой романтики, – ей просто нет места на этом корабле. Но пишет он фантастически. Я уже говорила про эффект присутствия. Оно ощущается физически. Пустые коридоры, затаившиеся на корабле люди, тусклые лампочки (наверняка ещё и мигающие), железо, капающая вода. Холодно. А вот как описывает автор приближение к ледникам Гренландии.
У автора современная манера писать. Короткие абзацы, лаконичные фразы. И при этом чувствуется такое одиночество, что я даже вздрагивала, когда начинались немногочисленные диалоги. Наверное, такое возможно только в Арктике.
Вы знаете, какое самое милое и пушистое существо на свете? Нет, не котик. Это – белёк, детёныш нерпы. Я стала изучать вопрос, и, слава богу, охота на них запрещена. Их можно убивать, когда они перестанут быть беленькими и симпатичными.
В чем практический смысл охоты на тюленей? Я вот никогда не слышала о тюленьем стейке или рагу. А в книге присутствуют очень натуралистические сцены и забоя этих симпатичных животных, и разделки их туш. Слабонервным лучше не читать! Но, наверное, это выгодный бизнес в Норвегии, – раз охотники все время боятся, что из-за отчета Мари их прикроют.
А почему молчит ледник?
А что он может сказать? Вопрошай его, не вопрошай. Смотри на него, не смотри, – ответа он не даст. Все ответы – только у тебя.
Книга "Папанинцы. Как четыре полярника и собака покорили Арктику" о дрейфе станции “Северный Полюс-1”, который мы знаем как дрейф папанинцев.
Книга Вадима Худякова “Папанинцы” откроет страницу советской истории о длинном-предлинном путешествии четырёх человек и одного пса на льдине. Представляете? 274 дня, имея под ногами такую ненадежную субстанцию, как лед. Более того, папаницы оказались на льдине не в результате кораблекрушения, а по собственной инициативе.
Почему я рекомендую...
Книга Вадима Худякова “Папанинцы” откроет страницу советской истории о длинном-предлинном путешествии четырёх человек и одного пса на льдине. Представляете? 274 дня, имея под ногами такую ненадежную субстанцию, как лед. Более того, папаницы оказались на льдине не в результате кораблекрушения, а по собственной инициативе.
Почему я рекомендую книгу маленьким детям 6-7 лет? Потому что она легко написана. В сюжете невозможно запутаться, несмотря на обилие специфической полярной лексики. Но все эти СП-1, АНТ-6, ледоколы, научные исследования и полярные дрейфы, во-первых, отлично проиллюстрированы, а во-вторых, поданы с точки зрения … пса по кличке Веселый. Этот озорной, преданный, шкодливый участник экспедиции скрашивал полярные рабочие будни станции Северный полюс – 1.
А теперь давайте разберемся, кто, как, а главное, зачем оказались на дрейфующей льдине в мае 1937 года. Не поверите, Иван Папанин, Петр Ширшов, Эрнест Кренкель и Евгений Федоров разбили лагерь на Северном полюсе исключительно с научными целями. Вот казалось бы, ну чем можно заняться в таких условиях. Я бы лично тряслась от ужаса в домике, ожидая, что льдина треснет прямо подо мной. А отважные полярники работали по 16 часов в сутки. Наблюдали за погодой, исследовали течение, которое несло льдину, изучали флору и фауну Северного Ледовитого океана.
А еще у них было ответственное дело – сообщить сводку погоды Валерию Чкалову, который летел через Северный полюс в Америку. Эх, эффектного “махну серебряным тебе крылом” не получилось, над СП-1 было облачно. Но Чкалов долетел, и это главное. Кстати, не планируется ли книга про этот героический перелет? Я бы с удовольствием почитала.
А еще я задумалась. Как сократилось наше время. Прочитал facebook, поставил лайки в Instagram, кофе попил – вот и день прошел. И снова ничего не успела, даже рецензию на тонкую детскую книжку с картинками написать. А папаницы, помимо хозяйственных дел по лагерю и основной работы, даже занимались самообразованием. Ширшов, например, изучал английский язык, Федоров освоил радиосвязь и болтал в прямом эфире с радиолюбителями, Папанин штудировал метеорологию.
А чем же был занят наш герой? А вот чем:
"У меня работы нет. От скуки облаял научные приборы и … получил по ушам, чтобы не мешать людям."
Или вот еще:
"Я тоже не сижу без дела. Начал рыть подкоп под холодильник, оборудованный в снегу, но добраться до мяса не успел – меня застукал Папанин. Пришлось прятаться от трепки за палаткой. Обидно!"
Согласитесь, очень деятельный пес.
Конечно, не обошлось и без приключений. Например, белые медведи регулярно захаживали. Но тут Веселый был всегда на страже. Ни один мишка не ушел от него необлаянным. По хозяйству периодически что-то случалось.
Но главные и самые серьезные неприятности доставляла сама льдина. То она таяла, то трескалась. Шутка ли, средняя скорость ее передвижения – 5 км/ч. За 274 дня папанинцы проплыли 2300 км от Северного полюса и почти уже высадились в Гренландии, когда их эвакуировали! А размер ледяного дома уменьшился с 15 квадратных километров до 30 метров.
Вот такими необыкновенными приключениями может похвастаться папанинская четверка и пес Веселый!
Эта книга – новинка. Вышла в конце 2017 года, и эта дата не случайна. Главному герою исполнилось в 2017 году ровно 100 лет. И можете себе представить, он молод душой, бодр телом, несет вахту с достоинством умудренного воина. Кто же он? Он – ледокол “Красин”. Представляю, что на этом моменте потенциальные читатели книги откладывают ее мысленно в сторону. А вот и напрасно.
Во-первых, это красиво. Автор, профессиональный художник, Алексей Григорьев создал не просто книгу о “Красине”, а настоящий...
Во-первых, это красиво. Автор, профессиональный художник, Алексей Григорьев создал не просто книгу о “Красине”, а настоящий художественный альбом. Чувствуется, что ему близка тема Севера, льда и кораблей. Это вторая успешная работа художника такого плана. В 2017 году вышла книга о Георгии Седове, где Григорьев также выступил как автор и текста, и иллюстраций.
Листать такой альбом – настоящее эстетическое удовольствие. Но и читать – тоже. Очень яркий, насыщенный текст с неожиданными эпитетами и сравнениями.
Во-вторых, это интересно. Если бы ледокол мог говорить, он вполне бы мог сказать о себе емко и лаконично словами героя Булгакова: “Как причудливо тасуется колода”.
Построен в Англии, попал в Россию прямо после Февральской революции, когда, казалось, совсем не до освоения Севера и Северо-морского пути. Затоплен в 1918 году и уведен обратно в Англию.
Представляете, короткое время капитаном был сам Отто Свердруп, норвежец, который вел “Фрам” к Северному полюсу. Интересно, висит ли его портрет в кают-компании “Красина”?! Эх, забыла спросить.
Да, на долю ледокола выпала даже смена имени. В свидетельстве о рождении он – “Святогор”, назван в честь былинного богатыря. Таким он задумывался и таким стал.
А колода меж тем тасовалась очень причудливо. Были и взлеты, и падения. Были годы забвения, когда, казалось бы, никто не знал, что делать с таким мощным судном, какое найти ему применение. И вдруг, как по заказу: падает дирижабль “Италия”, и ледокол “Красин” единственный в СССР, кто мог спасти несчастных итальянцев.
“Красин” пережил огромный триумф, когда спас экспедицию Нобили и на пути домой огромный лайнер “Монте-Сервантес”. Практически получил корабельный Оскар. И не один.
Что меня восхищает в этом корабле – это то, что он не сделал ни одного разрушительного действия. Он был создан для того, чтобы прокладывать путь во льдах, помогать кораблям и спасать людей. И он ни разу не свернул со своего пути!
В-третьих, это история. История страны через призму жизни корабля. “Святогор” был построен в 1917 году. А в 2017 году у нас не только юбилей “Красина”, а еще и столетие Октябрьской революции.
Красин” видел и советский триумф в Арктике, и Великую Отечественную войну. В мирные годы СССР ледокол нес научную миссию. А сейчас он мирно созерцает набережную лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. В том самом городе, который он помнит Ленинградом, и из которого уходил на спасение экспедиции Нобиле.
Не знаете, что почитать?