Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Фейри с Арбата. Гамбит | +28 |
Высшая школа имени Пятницы, 13. Чувство ежа | +12 |
Круг замкнулся | +10 |
Враг хозяина штормов | +6 |
Самая интересная составляющая романа и самая ценная — смысловая — о войне и колонизации, о чести и беде маленького слабого народа. Представьте себе: на вас идет враг, сильный, непобедимый. И он не хочет вас убить, вовсе нет, только изменить — «поделиться знаниями» и построить храм. Только при этом заставить забыть себя, свою веру и заветы предков — и тогда вы будете жить и дальше, может быть, даже лучше жить: сытнее, богаче, проще. Так вам говорят. Вы этого хотите?
А есть еще и то, о чем вам...
А есть еще и то, о чем вам не скажут: колонизаторы заберут не только вашу веру, но и ваше тепло — жизненную силу. Самый важный ресурс Теплого мира утечет в холодные истощенные неуемной жадностью города, оставив вас просвещенными, посвященными в высшие ценности цивилизации, но пустыми. А этого вы можете хотеть? Можете ли вы простить такое?
Но что вам делать? Развязать войну, биться за себя, за веру, за душу и свое тепло? Стоять насмерть? Убьют — враг сильнее, победить вы не сможете. Покориться, сделать вид, что поверили: это не рабство, а благодеяние и просвещение? Тогда вы изменитесь, потеряетесь, исчезните и в итоге все равно умрете. Умереть сейчас, стоя с гордостью в сердце, или через много лет на коленях, не помнящими родства рабами?
Что делать, если ты и правда пришел с любовью и верой, делиться знаниями, нести свет и лучшую жизнь, а оказался вором, поработителем и в конце концов — убийцей? Смириться, отречься от собственных принципов и убедить себя, что благо для своих и есть истинное? Что благо твоего народа может строиться на слезах и жизнях других? Или взбунтоваться, предать своих и остаться в одиночестве?
Как вы поступите, что выберете?
А если выбирать надо не только для себя, но и для любимой, для жены и детей, для отца и матери, соседей, для целого народа?..
А во втором приближении — философско-метафизическом — автор пытается разобраться, что мы значим в этом мире? Что мы можем забрать у мира и что обязаны отдать взамен? Вправе ли мы распорядиться своей жизнью и смертью? И можем ли требовать от близких, чтобы они считались с нашей любовью, с нашей болью и скорбью, когда решают? В ответе ли мы за тех, кого приручили? И если да, то надо ли приручать?
И что такое свобода — благо или проклятье? Выше ли она, чем любовь, братство, узы крови? Что из этого действительно ценно, а что — морок и химера, преграда на пути?
Вот такого порядка вопросы решают герои романа. И решения в романе есть! Личные решения персонажей, а через них — автора, ненавязчивые, не морализаторские, чем вдвойне ценны. Герои выбирают путь и идут по нему честно: пожиная плоды и платя по счетам. Теплый мир — не то место, где наивные мальчики и девочки могут чувствовать себя в безопасности. Там вообще нет безопасности, ни для кого. Автор не щадит своих героев, даже откровенно любимых. Начиная читать, я, если честно, не ожидал такой бескомпромиссной жестокости. Но… видно, именно так и правильно — в жизни мы ведь тоже хрупки, ранимы и внезапно смертны. Тем ценнее наша решимость решать и выбирать, наша жизнь сама по себе, и тем она прекраснее.
Сильная, глубокая и умная книга. Всем любителям фэнтези очень советую.
Когда начинал, знал уже, что роман написан иронично и с юмором. Я такое неочень люблю, но решил, что осилю, привыкну, адаптируюсь. Тем более, что у Татьяны и Евгении язык богатый, интересный, да и сюжет обязательно преподнесет достаточно и интриги, и романтики, и трагизма. Так оно и вышло.
Начну с того, что мир произведения разворачивается медленно, аккуратно, постепенно.
И это ни в коем случае не минус — это интрига и тайна.
Сначала читатель видит пролог, в котором как-бы сказка —...
Начну с того, что мир произведения разворачивается медленно, аккуратно, постепенно.
И это ни в коем случае не минус — это интрига и тайна.
Сначала читатель видит пролог, в котором как-бы сказка — вот она. На виду. В лоб. А потом начинается основное произведение — и сказка пропадает. Перед нами повседневная жизнь. Ну да, школа необычная, мажорная такая, но все равно вроде бы ничего мистического в ней нет. А потом сказка, чудо, начинает проступать сквозь ткань этой самой обыденности. И читатель сначала не уверен, действительно ли мир таков? или это просто мерещится Дону, Леону, Поцу — от невмерной впечатлительности и подростковых гормонов? А потом, постепенно, мир выворачивается сказочным нутром наружу. Это происходит деликатнее, чем, например, в «Дозорах» или в «Я — утопленник». Мне такая деликатность и постепенность нравится.
Второе, что порадовало — чувственность.
Вот не зря я решил побороть иронию )) Свою долю пафоса я все же получил. Хороши и репетиция Шекспира, когда Дон впервые видит Виолу, и убийство в подворотне, и момент, когда Киллер выдергивает Дона из ловушки Поца с приятелями. Да что там, и драка, самая первая, Олимпиада, местами хороша. А про снежную вальгаллу и Вагнера-таки надо в цитатник, хотя оно и тоже ирония. Но особенно понравился эпизод с посвящением. Когда идет проверка на вшивость, и надо выбрать себя или друзей, близких, других людей. Вот там — настоящая подростковая литература, которая про нравственность без морали, про Поступок против трусости и побега. Именно про такие книжки у Высоцкого. Оно да, для взрослого — прекраснодушие и пафос. И «слишком просто», и «так не бывает». Но именно для того, чтобы было, хотя бы иногда было так в реальности, надо, чтобы мальчишки, которые еще верят в дружбу и честь, читали такие книги и слушали такие истории.
А еще из области чувственности — это как Дон лепил Леона. О! Ну умеют авторы про экстаз вдохновения! Что-что, а это у них получается на редкость красиво. И если посвящение — лучшая сцена для подростков, то это, можно сказать, лучшая взрослая сцена в романе.
И третье… да — это игра в ассоциации, скрытые цитаты и отсылки к разным источникам.
А вот с целевой аудиторией будет сложно, я думаю. Почему? Да потому что взрослые зачастую не особенно-то любят читать про подростковые метания, мальчишескую дружбу и первую любовь, а детям будет сложновато со взрослой иронией.
И — главное — тем и другим понадобится изрядный культурный багаж. Вот мне моего, например, не хватило.
В романе куча, просто куча всяких отсылок к истории искусства, к музыке, к живописи, архитектуре, к быту Питера, к культурологии. Что-то я, конечно, понял, потому что знал. Что-то погуглил и понял наполовину. Но наверняка есть много того, что я просто не заметил в силу недостатка образования.
А что-то и вовсе показалось мне фишечками для своих, например:
— Анна Шапочкина. Можно просто Анаша. — Она подмигнула.
)))))
Но теть Мила его удержала за руку и кивнула на своего спутника:
— Дон, познакомься – это Илья.
Илья С.Блок из "Фейри с Арбата", надо полагать? ;)
А то, что герои живые и разнообразные, что не только главные, но и второстепенные тоже хорошо проработаны, со своей историей, особенностями и характерами; то, что красиво описан и город, и виды природы, и интерьеры; то, что сюжет создается из переплетения сразу нескольких интриг (хоть тут он и довольно линеен, но линия не одна, а пара-тройка параллельных, просто перевитых друг с другом); и то, что всё балансирует на стыке жанров: тут и мистика, и городское фэнтези, и детектив, и школьный роман, и изрядно историко-культурологический, пусть краем, но для кругозора полезно… это все я даже не говорю.
Это азы, а авторы у нас давно асы.
В общем, от чтения получил много удовольствия. История мне понравилась. Попроще, чем «Фейри с Арбата», конечно, но в истинно авторском духе, и это хорошо.
"Враг хозяина штормов" Марины Комаровой отличная фэнтези-история: динамичная, интригующая, с яркими картинами и живыми, интересными персонажами. Автор любит и знает европейскую мифологию, и те хитросплетения мифов, скандинавских, кельтских, славянских, которые она выписывает, мне очень импонирует: нравится чувствовать единство человечества в борьбе со злом. Хоть бы то зло и мистический хозяин штормов.
В общем, любители фэнтези, все, кому нравятся яркие, мрачные сказки с богатым...
В общем, любители фэнтези, все, кому нравятся яркие, мрачные сказки с богатым сюжетом и мифологической основой - вам сюда. Не пожалеете.
Допишу еще...
Прочел все рецензии и хочу об этом сказать особо.
Ниже Евгений Пышкин упомянул, что по тексту очень много моментов указывает на то, как в разных ситуациях реагирует Оларс: то у него сердце заходится, то дыхание сбивается. Я тоже это заметил, да. И особенно в купе со старым, более удачным, на мой взгляд, названием "Йенгангер не дышит", это не заметить было сложно. Я все задавался вопросом, как же он не дышит, когда вот же, дышит.
И потом, в финале, есть ответ. И как же это красиво и трагично. Так что при достаточно счастливом завершении романа, автору все-таки удалось добиться катарсиса. Мне кажется, это важно.
Я несказанно рад, что роман вышел на бумаге и уже в продаже, что многие любители фэнтези могут приобщиться. Потому что это и правда хорошее фэнтези, глубокое, богатое по сюжету и проблематике. Если спросить у меня, так «Фейри с Арбата» на порядок круче общего фона ромфанта, издающегося в последние годы.
Роман действительно очень необычен и непрост. Начну с того, что он сложноопределим по жанру, а точнее – создан на стыке всех ныне востребованных жанров литературы. Судите сами.
Вышел он...
Роман действительно очень необычен и непрост. Начну с того, что он сложноопределим по жанру, а точнее – создан на стыке всех ныне востребованных жанров литературы. Судите сами.
Вышел он в серии городского фэнтези, но немалая часть сюжета происходит в классическом для фэнтези мире меча и магии, и этот мир в романе не надстройка и не игрушка, а самостоятельная сюжетная линия, богатая на события и смыслы. Весь роман построен на пересечении и взаимопроникновении мира современной Москвы и мира мистического средневековья. Взаимопроникновение это основано на гипотезе вероятностного расслоения миров и вполне себе вменяемо описанных технологиях, работающих с этими вероятностями. А значит, роман можно отнести и к жанру научной фантастики или к жанру техномагии как минимум. И естественно, если речь заходит о взаимопроникновении миров, то никак не обойтись без темы попаданцев. Тут она раскрыта в полной мере: и наши — там, и чужие — здесь. И еще множество стереотипов современной развлекательной литературы взяты авторами на вооружение, но обыграны совершенно оригинально, остроумно и талантливо.
Например, традиционный стереотип любовного романа.
Героиня, та самая «фейри с Арбата» Лилька – и внешности самой заурядной, и достатка ниже среднего, и профессия у нее совсем не престижная – библиотекарь. И жизнь ее впечатлениями не балует, раз сидит наша героиня в компьютерной игрухе по самые уши. В общем, традиционная серая мышь.
И, как водится в любовных романах (вспомним хоть те же «Сумерки»), у мышки Лильки внезапно появляется аж целых два необыкновенных поклонника. Первый – Деррил по прозвищу Скас – самый настоящий романтический рыцарь, из тех, которые с мечом и на коне, а еще без страха и упрека. И второй – Илья Блок – модный фотограф, красавец, король богемных тусовок, да еще и гений, признанный и хорошо оплачиваемый. И, конечно, бедняжке-Лильке никак не выбрать…
Но эта история вовсе не о том, кого выберет Лилька… нет, конечно, и об этом тоже. Роман «Фейри с Арбата», несомненно о любви. О любви сложной, не всегда поддающейся прямолинейным моральным оценкам. И о выборе, который сводится к тому «кого люблю больше» или «кто достойнее» только в сказках. А в жизни все не так, в жизни сложнее. И выбор порой приходится делать каждый день, и каждый же день сомневаться в его правильности. Потому что и «люблю больше» в жизни не бывает, бывает «люблю по-разному», и достоинства ни на каких весах не взвесить. А еще есть собственная честь и ответственность, когда нельзя предать того, кто от тебя зависит, кто на тебя рассчитывает. И память о пережитом вместе…
В общем, любовь в романе только начинается как юношеская, бешеная и однозначная, но развивается в глубокое взрослое чувство со своими сложностями и конфликтами. Но о любви – лишь одна часть истории. Татьяна и Евгения изменили бы сами себе, если бы ограничились любовными страстями, сколь бы сложными и достоверными они ни были.
У нас ведь есть еще светлый рыцарь Сакс и темный гений Ильяс, и они не были бы настоящими, глубокими персонажами, если бы вся их жизнь без остатка вращалась вокруг Лильки.
Сакс – участник народно-освободительного движения, после победы становится одним из ближайших сподвижников нового короля. На глазах читателя этот герой из восторженного мальчика превращается в зрелого мужчину, воеводу и политика. Деррил честен и прям, он «мзду не берет, ему за державу обидно», свое высокое положение он получил не по рождению, а за разум и верность, за подвиги на поле брани. Поэтому его отношения с родовой знатью складываются довольно непросто. Он, конечно, помнит свою озерную деву Лилле, но при этом занимается реальными государственными делами: вникает в интриги, раскрывает заговоры и налаживает экономические связи.
Быть может, роман далек от исторической достоверности, я не историк, мне судить трудно, но мир условного средневековья, описанный здесь, видится мне не картонным задником в театре, а настоящим, глубоким, полным взаимосвязей. Читатель, любящий социально-политическую составляющую фэнтези, темы патриотизма, государственного строительства, борьбы за власть не будет разочарован.
Фотограф Ильяс – совсем другой герой. Скрытный, непонятный, с темным прошлым. В шкафах его столько скелетов, что хватит на пару-другую детективов. Он любит Лильку, как спасение от самого себя, но эта любовь – вовсе не вся его жизнь в романе.
А жизнь-то его на самом деле куплена. Куплена, как водится, за неведомую цену «потом отслужить». Само собой понятно, по закону сказки служба будет такая, что Ильяс еще не раз подумает, не лучше ли было в свое время умереть. На примере Ильяса наши хитрые авторы в который раз задают вечные вопросы о темной природе творчества и о том, совместны ли гений и злодейство. Да и такой уж злодей Ильяс? Или вовсе не злодей, а наивный юноша, поверивший в сказку, но не подумавший о том, что сказки бывают страшные.
И надо всем этим, над Лилькой с ее двойным миром: в современной Москве и внутри РПГ-шки, которая вовсе не игра, над избежавшим смерти и обремененным вечным долгом Ильясом, над потерявшим любовь, но получившим власть Деррилом стоят еще тайные кукловоды, великие маги, технологи и ученые, пытающиеся соединить миры. Они жестоки и бесчеловечны, но в то же время так понятны каждому читателю: ведь все, чего они хотят – отыскать дорогу домой.
Об этом и о многом другом роман Татьяны и Евгении «Фейри с Арбата». Возьмите его, откройте удивительный и такой неоднозначный мир взрослой сказки – не пожалеете.
Не знаете, что почитать?