Работа старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО В.М. Муханова представляет собой капитальный и едва ли не первый
в современной отечественной историографии труд по истории Грузинской демократической республики 1917-1921 гг. и - шире - истории Закавказья в указанный период. Начиная изложение событий
с момента Февральской революции, автор доводит рассказ до падения республики и взятия Тифлиса Красной армией. Отдельные разделы книги посвящены...
в современной отечественной историографии труд по истории Грузинской демократической республики 1917-1921 гг. и - шире - истории Закавказья в указанный период. Начиная изложение событий
с момента Февральской революции, автор доводит рассказ до падения республики и взятия Тифлиса Красной армией. Отдельные разделы книги посвящены внутриполитической ситуации, внешней политике
Грузии, взаимоотношениям грузинских властей с ближайшими соседями и политике в отношении Абхазии, Южной Осетии, Северного Кавказа и Белого движения. Всё это - на основе широкого
круга источников, архивных (включая архивы Дагестана и Грузии) и опубликованных. Большую ценность представляют документальные приложения: 162 документа (!), составляющие примерно
треть объема книги.
Увы, иллюстраций и карт нет, а также отсутствует именной указатель, который для научного издания, коим является работа, безусловно, необходим. Отсутствуют и сноски на источники и литературу. Это резко снижает научную ценность книги.
В-остальном, это добротное, обстоятельное и живо написанное исследование на актуальную (учитывая характер нынешних российско-грузинских отношений и современный статус Абхазии
и Южной Осетии) и слабо разработанную в России тему, а потому - обязательное для чтения всем интересующимся историей Кавказского региона и России в период Гражданской войны.
Прикладываю фотографии отдельных страниц книги.
Монография профессора Канзасского университета Эрика Скотта, посвященная месту грузин в Советском государстве, исходит из понимания СССР как империи мобильных диаспор, в центре которой находилась не одна конкретная нация, а смесь различных диаспор. Хотя СССР и не являлся первой империей, предоставившей диаспорам широкие преференции, ни в одной другой империи этнические меньшинства не играли столь определяющей роли. В свою очередь, мало кто из более чем ста официально зарегистрированных...
В работе Скотта последовательно рассматриваются вопросы формирования и истории грузинских (и шире – кавказских) политических групп в советском руководстве; распространения грузинской еды, напитков и застольных ритуалов в советском обществе; значения и популяризации грузинской культуры; ключевой роли грузин в советской теневой экономике (Э. Скотт, кстати, был редактором и составителем сборника об организованной преступности и коррупции в Грузии).
Всё нараставшему в течение второй половины 20 века недовольству грузинских элит «советской империей» посвящена последняя глава книги.
Не обходит автор стороной и последствия распада СССР, положившего конец монополии Грузии на производство востребованных товаров и подорвавшего «культурный капитал грузинских национальных особенностей» (фильмы, вино, футбольная школа и т.п.).
Стоит отметить богатую источниковую базу исследования: это и опубликованные материалы, и документы 9 архивов (грузинских, российских, Гуверовского института), и устные беседы (с В. Кикабидзе, Г. и Э. Шенгелая и пр.), периодика, фильмы и аудиозаписи.
Книга снабжена иллюстрациями и именным указателем.
Книга, как мне представляется, затрагивает темы и проблемы, выходящие за рамки собственно грузинской истории или национальной политики в СССР, и будет полезной для понимания природы СССР вообще.
Выкладываю сканы некоторых страниц книги.
Новая книга украинского историка Георгия Касьянова, доктора исторических наук, завотделом новейшей истории и политики Института истории Украины (русским читателям он хорошо знаком, поскольку неоднократно здесь выступал и публиковался; так, большой интерес представляет его совместная с А.И. Миллером книга-диалог «Россия – Украина. Как пишется история»), по словам автора, представляет из себя «своего рода общий отчет об исторической политике на Украине, сделанный в общеевропейском контексте»....
Она состоит из трех разделов. Первый, теоретический, посвящен разбору ключевых понятий и концепций, используемых в исследовании («историческая политика», «историческая память» и т.п.). Во втором характеризуется деятельность основных игроков на поле исторической политике (государственные и негосударственные институты и организации, историки). В третьем, самом объемном, разделе описываются практики исторической политики на Украине: мемориальные законы, трактовки отдельных исторических персонажей и событий, положенных в основу современного украинского националистического мифа («Голодомор», Бандера, бой под Крутами и др.), наконец, бои на историческом фронте с соседними странами, Польшой и Россией.
Общее впечатление: добротная работа, содержащая большой объем фактической информации, хорошо и с иронией написанная. Всей полноты темы она не исчерпывает, но как обстоятельное введение в тему – обязательно для чтения.
Выкладываю для ознакомления страницы книги.
Интересный путеводитель по современному кино от Егора Холмогорова, больше известного своей темпераментной национал-консервативной публицистикой.
Впрочем, и темпераментность, и национал-консервативные воззрения в полной мере присутствуют и в этой книге, где собраны разборы примерно сотни фильмов. По большей части, это рецензии на новинки проката или телесериальной продукции ("Игра престолов", "Твин Пикс", "Электрические сны Филиппа Дика", "МакМафия" и...
Впрочем, и темпераментность, и национал-консервативные воззрения в полной мере присутствуют и в этой книге, где собраны разборы примерно сотни фильмов. По большей части, это рецензии на новинки проката или телесериальной продукции ("Игра престолов", "Твин Пикс", "Электрические сны Филиппа Дика", "МакМафия" и многие другие) но не только: здесь и статьи-некрологи (об Алексее Баталове или о А. Вайде), и обзор про-конфедератских фильмов, которые вполне могут быть запрещены в современных Штатах политкорректной цензурой (от "Рождения нации" и "Унесенных ветром" до "Богов и генералов"), антропологический очерк о советском человеке, каков он в фильмах Эльдара Рязанова, и пр.
Интересны предваряющие основный корпус книги материалы: вступительная статья одного из лучших русских кинокритиков Игоря Манцова (признаюсь, был изумлен, обнаружив его здесь) и написанный Холмогоровым специально для этого сборника манифест "Национальное и консервативное в кинокритике".
Для составления подробного впечатления о книге, выкладываю фотографии, в том числе полное оглавление сборника.
Выкладываю несколько фотографий, дающих представление о содержании и некоторых итогах работы известного челябинского историка И.В. Нарского.
Выкладываю фотографии для ознакомления с книгой
Один из самобытнейших наших кинокритиков, ироничный Денис Горелов наконец-то обзавелся сборником, где собрана немалая часть его статей и рецензий,в разное время публиковавшихся в "Известиях", "Русской жизни", "Сеансе", "Искусство кино", "Empire". По преимуществу Горелов обозревает масскульт и прокатные хиты, справедливо полагая, что шедевры авторского кино - они больше про автора, нежели про народ и страну. Горелова же больше интересует национальные мифологии, стереотипы и иллюзии.
Книга - для...
Книга - для любителей нестандартного чтения о кино (для любителей клишированной гладкописи существует, как известно, Антон Долин).
Выкладываю фотографии страниц и содержания книги.
Любопытная попытка известного питерского кинокритика и культуролога Михаила Трофименкова представить свою историю ХХ века через рассказы о людях и сюжетах, показавшихся ему знаковыми. Дело Дрейфуса, "Титаник" и Фантомас, Ататюрк, Троцкий и Чан Кайши, американский летчик Линдберг и румыно-французский философ Чоран, режим Виши, Камю и Гагарин, Бобби Фишер, Берлускони и т.д. Каждому десятилетию века отведено по 3-5 историй.
Автор не скрывает своих левых симпатий. Минувшее столетие для...
Автор не скрывает своих левых симпатий. Минувшее столетие для него - "век проигранной надежды" на возможность построения справедливого общества. Революции - политические, культурные, сексуальные - постоянно в центре его внимания.
Вообще, книга интересная: Трофименков - человек, бесспорно, эрудированный и знающий многое о вещах, о которых у нас мало кто осведомлен. Особенно в том, что касается идеологических хитроплетений и противоборства правых и левых, ставшего основным лейтмотивом ХХ века. В этом смысле книга перекликается с предыдущей работой Трофименкова, монументальным томом "Кинотеатр боевых действий".
Но, признаться честно, изложение материала в книге меня несколько разочаровало. Трофименков зачастую стремительно вываливает на голову читателя целый ворох занятных фактов, цитат и аналогий, при этом аналитики сильно недостает.
Выкладываю фотографии с оглавлением и отдельными страницами книги.
Работа американского историка немецкого происхождения Йохена Хелльбека «Revolution on my Mind: Writing diary under Stalin» вышла в издательстве Гарвардского университета в 2006 г. и была высоко оценена западными и отечественными специалистами, занимающимися изучением советской истории.
Основная источниковая база монографии – дневники советских граждан, а главная цель – попытка реконструкции внутреннего мира советского человека сталинской эпохи на примере авторов дневников. Среди них...
Основная источниковая база монографии – дневники советских граждан, а главная цель – попытка реконструкции внутреннего мира советского человека сталинской эпохи на примере авторов дневников. Среди них попадаются более или менее известные деятели, вроде драматурга Александра Афиногенова, но преимущественно это простые люди, представители рабочего класса или низовой интеллигенции ("кулацкий" сын Степан Подлубный, агроном Зинаида Денисьевская, геолог Леонид Потемкин). Некоторым дневникам посвящены специальные главы работы со скрупулезным разбором биографий и внутреннего мира их создателей. К работе над другими главами книги (первые три и последняя), которые носят теоретический и обобщающий характер, привлечены десятки дневников, включая принадлежащие перу Корнея Чуковского, Д. Фурманова, В.И. Вернадского, М.М. Пришвина и др.
Через изучение советских дневников Хелльбек пытается выяснить природу «нового человека», «новой человеческой породы», возникшей в предвоенном СССР. Особое внимание ученого привлекают сюжеты, связанные с противоречиями в рефлексии авторов дневников: между образом «идеального» и собственным несовершенством, между общественной сферой и сферой интимной и т.д.
Вообще, работа читается как интересное историко-психологическое исследование, но надо быть готовым к оборотам, вроде: «анализ подобных дневников показывает, до какой степени люди, действуя по собственной воле, творчески вписывали себя в неопределенную матрицу революционной субъективации, самостоятельно вырабатывая некоторые базовые категории и механизмы самореализации в советском духе».
Прикладываю несколько сканов страниц.
Книга представляет собой сборник бесед современного американского режиссера Кэмерона Кроу («Почти знаменит», «Джерри Макгуайр») со своим старшим коллегой, классиком золотой эпохи Голливуда Билли Уайлдером. В центре внимания – весь творческий путь Уайлдера, со времен ученичества его у другого выдающегося комедиографа старого Голливуда Эрнста Любича до последних картин, но, в первую очередь, эпоха с середины 1940-х и до начала 1960-х гг.
Билли Уайлдер подробно и с юмором рассуждает о ремесле...
Билли Уайлдер подробно и с юмором рассуждает о ремесле сценариста и режиссера. О взаимоотношениях со звездами своих фильмов, среди которых Мэрилин Монро и Хэмфри Богарт, Ширли Маклейн и Чарльз Лоутон, Одри Хэпберн и Кирк Дуглас, Барбара Стэнвик и Джек Леммон. Об актерах, сотрудничество с которыми так и не сложилось, от Кэри Гранта до Тома Круза. О своих лентах, среди которых лучшие образцы во всевозможных жанрах: от комедии («В джазе только девущки») и нуара («Двойная страховка») до драм («Потерянный уик-энд») и фильмов о Голливуде («Бульвар Сансет»). О несостоявшихся проектах, вроде экранизации «Над пропастью во ржи» или «Списка Шиндлера».
Особо следует отметить отличное полиграфическое исполнение издания, качество перевода, наличие вклеек с десятками иллюстраций и именного указателя, аннотированной фильмографии, а также приложений с заповедями сценариста и рецептом идеального мартини от Уайлдера.
Обязательное чтение для всех киноманов.
В основу книги легли материалы, собранные при подготовке документального фильма "Подсудимый Берия", с успехом показанного на Пятом канале несколько лет назад. Авторы, историк Лев Лурье и сценарист Леонид Маляров, в поисках информации объехали места, связанные с жизнью и деятельностью Л.П. Берии, внимательно изучили региональную и центральную прессу 1920-1950-х гг. и недавно рассекреченные документы архивов Грузии, в том числе фонды местных органов госбезопасности. Большую ценность...
В книге последовательно изложены все этапы жизненного пути Берии. Едва ли не большая её половина посвящена домосковскому периоду в биографии героя, что большая редкость: как правило, наибольший интерес исследователей вызывает эпоха нахождения Берии на вершине власти. Особое и значительное место занимает тема участия Берии в "атомном проекте" СССР; подробно и из первых уст рассказано о работе немецких ученых, а также о проведенной Берией кампании дезинформации, жертвой которой стали американские спецслужбы. Буквально накануне успешных испытаний советской атомной бомбы ЦРУ уверяло американское руководство в том, что бомба окажется в распоряжении Советов не ранее середины 1950-х гг.
"Человек он был по-своему выдающийся, но исключительно неприятный", полагают авторы. Воздав должное вкладу Берии в дело создания советского ядерного оружия, вклада в победу и первых попыток десталинизации общества сразу после смерти вождя, они акцентируют внимание на соучастии его в массовых репрессиях и личных, по преимуществу нелицеприятных, сторонах характера героя. Кстати, Л. Лурье и Л. Маляров поддерживают гипотезу, согласно которой смерть Сталина была организована Берией.
В числе достоинств издания многочисленные иллюстрации; также прилагается список избранной литературы по теме.
Прикладываю сканы отдельных страниц.
Сборник "Окружение Сталина", написанный известным историком Роем Медведевым, представляет собой слегка исправленное переиздание популярных на рубеже 1980-1990-х годов биографических очерков, посвященных В.М. Молотову, Л.М. Кагановичу, А.И. Микояну, Г.М. Маленкову, К.Е. Ворошилову, М.А. Суслову и М.И. Калинину.
Рой Медведев, как и его брат Жорес, в советские годы принимал активное участие в диссидентском движении и в своих работах по советской истории был весьма далек от...
Рой Медведев, как и его брат Жорес, в советские годы принимал активное участие в диссидентском движении и в своих работах по советской истории был весьма далек от ортодоксальных коммунистических взглядов. Неудивительно, что впервые большая часть его книг (в том числе и та, что легла в основу сборника "Окружение Сталина") увидела свет за границей. Биографии сподвижников Сталина были написаны им до открытия архивов в 1990-х гг., поэтому гигантский объем документальной информации, ставший доступным исследователям последних 20 лет, Медведевым использован не был.
Его источники - это бывшие в открытом доступе советские газеты и журналы, сборники документов и сочинений советских лидеров, плюс часть рассекреченных в 1987-1991 гг. документов. Наконец, Рой Медведев, тесно общавшийся со многими из старых большевиков, пострадавших при Сталине, широко использовал различные их истории и рассказы, а также циркулировавшие в их среде слухи и анекдоты. Всё это заставляет с известным скептицизмом относиться к ценности "Окружения Сталина".
Вызывает некоторые вопросы и отбор персонажей для книги: так, Калинин (хоть и занимавший формально второй пост в государстве) никогда не относился к ближайшему окружению генсека, а "звездный час" Суслова так и вовсе настал много лет спустя после смерти вождя. В то же время Берия или Жданов, долгое время игравшие несопоставимо большую роль в окружении Сталина, в число героев книги не попали.
К числу достоинств книги следует отнести легкий слог и живость изложения: писать увлекательно и динамично Медведев умеет.
Другое немаловажное обстоятельство в пользу книги: несмотря на имеющееся изобилие литературы по сталинскому периоду, биографии деятелей, портреты которых были знакомы любому советскому человеку 1930-х, до сих пор большая редкость. Книга Медведева этот пробел отчасти заполняет.
Прилагаю сканы некоторых страниц.
Редкая научная книга на историко-литературоведческую тему, прочитать которую желательно всем молодым родителям. "История русской детской литературы" от первопечатника Ивана Федорова до Ф. Успенского и Г. Остера. По охвату материала и объективности изложения (и всё это хорошим слогом), книга превосходит всё из когда-либо выходившего на эту тему.
Помимо собственно детской литературы (проза, поэзия, художественная, научно-популярная), не забыты и мало-мальски популярные в России/СССР...
Помимо собственно детской литературы (проза, поэзия, художественная, научно-популярная), не забыты и мало-мальски популярные в России/СССР переводы с иностранных языков, что, конечно, очень важно: Чуковский Чуковским, Носов - Носовым, а Жюля Верна или Астрид Линдгрен тоже никто не заменит. Подробно разбираются детская периодика и различные дискуссии по вопросам развития детской литературы, особенно многочисленные в советский период.
Лично я, читая о Чуковском, Николае Носове или "100 рассказах из русской истории" Сергея Алексеева, словно в детство вернулся.
Более удобных навигаторов для пап и мам, которые всегда стараются приобщить детей к тем же книжкам, на которых выросли сами, пока мне не попадалось.
Прикладываю несколько сканов.
"Гражданин Кейн" - дебютный фильм, снятый 25-летним Орсоном Уэллсом, еще при жизни автора был провозглашен величайшим фильмом в истории кино и до сих пор возглавляет списки лучших кинолент. Но независимый нрав Уэллса, которому было тесно в рамках жестких правил, навязываемых крупными киностудиями, сыграл с ним злую шутку: деньги ему на новые фильмы старались не давать, а если давали, то крохотные суммы, которых хватало лишь на начало съемок. Как следствие, работа затягивалась на...
Обо всех перипетиях жизненного и творческого пути американского кинорежиссера № 1 и рассказывает эта книга. Что ценно вдвойне, рассказ этот - из первых уст и представляет собой сборник бесед Орсона Уэллса с его почитателем, режиссером Питером Богдановичем ("Последний киносеанс", "Бумажная луна"), человеком, имя которого также прекрасно знакомо всем киноманам. Уэллс говорит о себе, о взаимоотношениях с миром кинобизнеса и своими коллегами, делится своими мнениями о творчестве других мастеров кино и многочисленных проектах, которые так и остались неосуществленными. Среди них и несколько проектов экранизаций русской классики, от "Войны и мира" (сам Орсон собирался сыграть Пьера Безухова, но не сложилось: "нас прикончила холодная война") до "Преступления и наказания" (от этой идеи Уэллс и сам был не в восторге, поскольку "своими" русскими писателями считал не Достоевского, а Толстого, Тургенева, Гоголя и Чехова).
Дополнительную ценность изданию придают многочисленные иллюстрации, а также приложения и комментарии, подготовленные ведущим американским киноведом Джонатаном Розенбаумом. Также имеются полная аннотированная фильмография режиссёра и именной указатель к книге.
Прикладываю несколько сканов из книги.
Не знаете, что почитать?