Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Макс Эйнштейн. Гениальный эксперимент | +9 |
Бинти | +3 |
За пределом времен. Диего и рейнджеры Мегатлантики | +2 |
Девочка, которая пила лунный свет | +1 |
Советы на каждый день | 0 |
Очередной постапокалипсис, но на сей раз люди почти ни при чем. Просто вдруг все времена подняло, встряхнуло и перемешало, не взбалтывая, как в настольной книге бармена. Хотя, конечно, люди не удержались и взболтали сами. В результате хрупкий мир, правда, удалось восстановить, но исключительно в смысле относительного порядка. Мироздание осталось сумасшедшим по-прежнему: мальчик Диего живет в Чикаго, носится на летающем скейте над каналами (на месте бывших улиц), ремонтирует с отцом огромные...
Не знаю, сколько можно выложить рисунков, чтобы за это не настучали по голове, но они все - смешение времен и технологий в косых лучах закатного солнца. Шагают мрачные автоматоны из боковой ветви технической эволюции, несутся по небу трогательные тупоносые самолетики времен Второй мировой, ныряет под воду и гонится за исполинской динозавроподобной черепахой толстенький надутый фольксваген-жук, девочки со школьными ранцами за плечами спрыгивают на причал с речного трамвайчика, больше всего напоминающего галеру викингов, и посреди этой лоскутной вселенной просыпается в свой тринадцатый день рождения главный герой, сын рыжеволосой валькирии-пилотессы и низкорослого мексиканца-механика в синих татуировках, сумма невозможных слагаемых, полное подобие этого невероятного мира
Где-то далеко, между страшным Лесом и бескрайней Топью втиснулся захудалый городишко, который каждый называет по-своему, но именами как на подбор нелестными. Жизнь у горожан тяжелая, Лес и Топь кормят скудно, и будто мало того - в лесу живет злая ведьма, которой каждый год в жертву приносят ребенка, самого младшего из тех, кто найдется в городе на день жертвоприношения. Старейшины говорят, что если ведьма не получит жертв, то... - и дальше каждый додумывает сам самые ужасные вещи.
Между тем...
Между тем в лесу действительно живет ведьма. Ведьме пятьсот лет, у нее брюшко, умные глаза и широкий рот. Ведьма растит дракончика размером с собачонку и приятельски бранится с болотным чудищем, кошмарным ужасом о шести лапах, большим любителем лирической поэзии. И только одного не может понять ведьма - за каким чертом горожане раз в год бросают в лесу младенца? Они обезумели? Но делать нечего, она уже привыкла - когда приходит срок жертвоприношения, она складывает мешок, идет к несчастному городишке, подбирает брошенного в лесу младенца и уносит его далеко-далеко, в Вольные города, где подбирает несмышленышу хорошую семью.
И вот в один (не)прекрасный день "в жертву ведьме" приносят маленькую девочку. По стечению обстоятельств она остается у ведьмы. У девочки шило во всех местах сразу, к пяти годам она изматывает приемную бабушку, из девочки буквально брызжет магия (а надо было смотреть, чем кормишь ребенка!), и что там дальше будет с этим гиперактивным ребенком, страшно даже подумать. Спойлеров не будет, но ведьме я очень сочувствую. Жители Вольных городов понятия не имеют как им повезло.
И еще: при развязке присутствуют в основном женщины. Главная героиня, ее приемная бабка-ведьма, о натуру которой можно ножи точить, ее (героини) родная мать, у которой девочку отняли младенцем, а также главзлодейка, которая принимала самое живое участие в судьбе двух последних женщин и не прочь сплясать на костях героини заодно. То есть вот оно - вулкан вот-вот шарахнет, мир вот-вот полетит в тартарары, а на вершине горы четверо женщин решают, по чьему слову будет дальше. На фоне тускло маячит еще один почти главный герой мужского пола, который в основном молчит и наблюдает за процессом. Чуть позже к шапочному разбору подоспеют юный дракон (мальчик) и болотное чудище (персонификация великого болота, но, правда, с местоимением "он"). Но даже с ними равновесия не предвидится.
Вот тут я и чувствую: стойте, стойте! Как это вообще? Четыре тетки и судьбы мира? Разум говорит - ну и что, а что вас тут, собственно, не устраивает? Да нет, все нормально. Но как непривычно!
Паттерсон и Грабенстейн – такие ребята немножко склонные к дидактике, поэтому в каждой детской книге они выбирают какую-нибудь важную тему, и дальше строят вокруг нее несложный сюжет для ребенка лет 8-11. Когда я читаю их очередную книжку, то каждый раз вспоминаю разницу между рыбьим жиром в ложке и рыбьим жиром в желейной пастилке с приятным вкусом и запахом: и то, и другое одинаково полезно, но пастилку ребенок всегда готов съесть без уговоров. Вот эти книжки мне очень напоминают такие...
Вот, а Макс Эйнштейн – это про озабоченность будущим Земли, тоже очень важная тема, которую мы тут ненадолго подзабыли, ошарашенные пандемией, но уже снова начинаем вспоминать. Если коротко, то есть девочка Максина, она бездомная, но очень умная и все время чему-то учится. Откуда она такая умная взялась – никто не знает, родителей у нее нет, воспоминаний о детстве – тоже, сплошная загадка, и только фамилия Эйнштейн как бы намекает. А потом ее находит корпорация добра и вывозит в центр, где ищут человека, способного решить острейшие мировые проблемы. (Да, там все настолько упрощенно, но это все-таки очень детская книга.) И дальше она в компании таких же гениальных детишек эти проблемы решает. Там и про несправедливое распределение благосостояния (трогательно-наивно преподносится в этом контексте идея fair trade), и про то, что иметь в доме хотя бы одну розетку и не иметь ни одной – большая разница, от которой зависит, будет ли у вас сегодня ужин, и даже про консерваторов, препятствующих прогрессу (некоторые из них так мило перевоспитываются, лапочки). Вокруг основной темы ненавязчиво распылены идеи girl power (не зря же героиня – девочка, и среди гениальных детишек полно девочек), силы дружбы (ну, это уж как полагается), печальных последствий излишней заносчивости в отрыве от коллектива, плюс жизнеописание Альберта Эйнштейна.
Дочери моей точно понравится – девочка! борьба со злом! бандиты, похищения, злодейская Корпорация во глубине сибирских руд, простите, Скалистых гор!
Но мы-то знаем, зачем даем ребенку эту вкусную желейную пастилку :)
Теоретически, это янг-эдалт (ввиду возраста героини), но на самом деле, кажется, чтение для всех. Сюжет незамысловатый и поначалу даже стандартный - девочка-подросток из окраинного племени, никогда не покидающего своих земель, летит учиться на другую планету, прекрасно понимая при этом, что домой вернуться уже вряд ли получится. Но учиться хочется больше. По пути на корабль нападают т.н. "медузы", извечные враги человечества, героиня оказывается единственной выжившей и ухитряется...
А вот кто отличается, так это героиня - даром, что уж она-то человек на сто процентов. Ее культуру Окорафор, очевидно, создавала по мотивам африканских культур, и знаете, медузы нам как-то ближе. Девушка, которая искусно собирает астролябии - не навигационные приборы, а некие загадочные приборы личного пользования, которые являются одновременно паспортом, медицинской картой, карманным компьютером и отдельным разумом, который может судить, насколько тебе нужна его помощь, - эта же девушка, собираясь в межзвездный перелет, первым делом готовит два кувшина специальной глины с жиром, чтобы постоянно покрывать ею свое тело, потому что без этого в ее народе обходиться просто немыслимо. Свободная, математически одаренная, умная - она, тем не менее, держит в голове какую-то абсолютно средневековую, с нашей точки зрения, межплеменную иерархию, которая не вызывает у нее ни гнева, ни желания хотя бы выйти из этой игры - выйти для нее все равно что перестать дышать. Казалось бы, какое зашоренное сознание - но нет, на корабле она отлично сходится с другими такими же будущими студентами и вместе с ними предается интеллектуальным удовольствиям, которым не может помешать никакая разница ни в цвете кожи, ни в статусе, ни даже в том, намазан ли твой собеседник хорошенько глиной или ходит голым.
(И эта чудесная тема науки и знания, сверхсилы, которая объединяет весь белый свет, прекрасно раскрывается в описании событий на планете-университете, где автор сначала говорит - вот, мол, профессор таких-то наук, и только спустя несколько строк потом выясняется, что у профессора крылья, или рог на носу, или еще что-то такое же неважное в мире науки.)
Если бы Бинти, героиня, была написана чуть-чуть более по-европейски, получился бы приятный, но довольно заурядный рассказ о том, что все мы разные, но при этом можем найти общий язык, да-да, спасибо, кто ж об этом еще не слыхал в современном-то мире. Но сильная африканская тема делает свое дело - читатель вдруг понимает, что ничего он не понимает, что все действия этого существа, нет, не медузы, а девочки Бинти, ему чужды, странны, совершенно непонятны, и сам начинает чувствовать себя немного медузой. И вот это, по-моему, и есть главная, очень сильная фишка книги.
В издательстве «Карьера-пресс» вышла книга Рене Шафрански «Советы на каждый день», изящная обманка: вроде бы детектив (и хороший детектив), а на самом деле размышление о том, как нас учили жить с гневом и почему это не работает.
Завязку можно просто брать и публиковать в каком-нибудь фейсбучном сообществе психологов или группе женской взаимопомощи. Молодая женщина случайно знакомится с многообещающим художником, много лет живет с ним сначала в гражданском, потом в юридически оформленном...
Завязку можно просто брать и публиковать в каком-нибудь фейсбучном сообществе психологов или группе женской взаимопомощи. Молодая женщина случайно знакомится с многообещающим художником, много лет живет с ним сначала в гражданском, потом в юридически оформленном браке. Все совершенно по классике – она «не работает» (читай, занимается организацией его выставок, продажей его картин, статьями о нем в прессу – ну зачем нам нанимать кого-то постороннего, говорит муж, ты же у меня умница, а мы семья), всячески его «понимает» (поддерживает во всем, позирует для его картин, после его измены ищет причину в себе, читает книги о том, как спасти брак, заставляет себя поверить ему, когда он говорит, что это было случайно и больше никогда), но в конце концов выясняется, что «больше никогда» на самом деле означает «любовница ждет ребенка». И тогда жена уходит и уезжает в маленький приморский городок, лишь бы только подальше. Но городок находится слишком близко к Нью-Йорку, и однажды ее бывший муж вместе с той самой женщиной, уже своей новой женой, покупает роскошный особняк – он известный художник, он может себе позволить. А его бывшая жена работает в газете и снимает дом, переделанный из старого курятника, потому что это все, на что ей хватает. Все население города делится на две группы, и она – среди местных жителей, которые работают здесь и с трудом сводят концы с концами, а он – среди богатых «летних», которые наезжают из Нью-Йорка на отдых, покупают шикарные дома, взвинчивают цены и чувствуют себя хозяевами положения.
Потом художника и его новую жену убивают, и тут, собственно, начинается детектив.
Героиня, по сути, очень хороший человек. Она именно такая, какими приучают быть женщин – внимательная, уступчивая, строгая к себе и готовая понять других. На пороге развода она дает себе зарок никогда не ожесточиться и не озлобиться и тщательно его блюдет, не позволяя себе гневно возразить ни когда новая жена ее бывшего мужа оккупирует спортивную секцию, где занимается героиня, ни когда бывший муж с видом «а что такого» просит одолжить ему его же подарок, старый скетчбук с набросками, который необходим для грандиозной выставки-ретроспективы в его честь. Героиня старается понять всех и при этом сохранить свою душу в чистоте – но совершенно выпускает из виду одну простую, но неочевидную вещь: «не озлобиться» не значит вовсе не испытывать гнева, «не ожесточиться» не равно запретить себе любые его проявления. Можно очень долго прятать некрасивые, не подходящие для хорошей женщины чувства, можно скрывать их даже от себя самой, но подспудно ты все равно будешь знать, что они есть. И когда происходит страшное преступление, первое, что приходит в голову – а не с моего ли это внутреннего котла наконец сорвало крышку?
И постепенно, очень постепенно героиня начинает осознавать: для того, чтобы не озлобиться, надо для начала хорошенько разозлиться. Чтобы не ожесточиться, надо сначала сказать все жестокие слова, какие только просят выхода. Демоны – и не только эти, - не уходят оттого лишь, что ты благонравно зажмуришь глаза, выпрямишься и не касаясь спинки стула трижды прочтешь «Отче наш», устремившись помыслами к возвышенному. Демоны – это часть нашей души (идея тем более неприятная, что ее активно эксплуатировал в своем творчестве бывший муж героини). Гнев – средство самозащиты. Постоять за себя не значит стать плохой и злой. Этому не учили женщин поколения героини. Этому ей приходится учиться самой.
Кстати, в книге есть женщина на поколение младше, которая тоже сталкивается с изменой мужа, и проживает ее уже в совершенно ином духе – искренне страдая и искренне гневаясь. Есть мужчина, он находит иной выход гневу добытчика, которому год от года все тяжелей содержать семью. Есть все население маленького городка, обремененное единым на всех гневом в адрес тех, из-за кого жизнь с каждым днем становится все дороже. И глядя на них на всех героиня начинает кое-что понимать о жизни.
Интересно, что скажут об этой книге наши дочери, следующее поколение. Надеюсь, как минимум удивятся.
P.S. Ну и традиционная чуть ли не для всех книг этого издательства галерея женских образов – боевая подруга, умеющая добыть любую информацию; дерзкая юная журналистка, которая еще только пробует одной ногой взрослый мир, но бесстрашно врывается в самую гущу событий, если об этом можно сделать хороший репортаж; и наконец, тетушка Лада, бывшая советская подданная, которая сыплет русскими пословицами, курит «Балкан собрание» - боже, благослови минский смог, - и, кажется, обожает слегка veshat lapsha na ooshe всем тем, кто имеет неосторожность увидеть в ней божий одуванчик.
Не знаете, что почитать?