Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Леди и вор | +4 |
Рубедо | +4 |
Книга миров. Принц для невесты | +1 |
Эта история - смесь стимпанка, приключенческой литературы,фентези, авантюрных романов и романтики. Здесь целых ворох образов и ощущений,отсылок, пасхалок, шуток, локаций и героев. Все это гармонично сложено, оно ярмарочно-яркое, пестрое и слегка оглушающее. Я честно пыталась читать эту историю с очень серьезным лицом, потому что я привыкла, что стимпанк - это про серьезное лицо, даже если там шутки, ага, но сейчас-то будет конфликт общества и технологий.
Чтобы получить от этой истории...
Чтобы получить от этой истории удовольствие, нужно полностью отключить серьезное лицо - это не легкая комедия, в которой не будет серьезных вопросов, но черт возьми, ну правда, этой истории нужно просто поверить и позволить играть по своим правилам, над которыми не надо задумываться. Не надо проецировать этот мир на реальную викторианскую Англию, не надо думать, как оно было бы в жизни. Да естественно не так. В жизни и драконов не бывает, это же игра такая.
Что есть в этой истории? Да мне как-то проще сказать, чего там нет.
Главная героиня Аннабель Грей на начало книги вдова, воспитывает сына, у которого есть тяга к изобретательству. А вор Джеймс Даррел работает в пабе барменом, скрываясь от закона. Там изначально намечался замес с поимкой этого самого вора, конфликт с законом, а еще у Анны была подруга, у которой мужи должен был ловить этого самого вора, но... мало ли чего там намечалось.Практически каждый раз, когда вы будете думать, что ага, вот теперь-то понят но что за конфликт и чего герои будут делать, герои будут делать что-нибудь вообще, ВООБЩЕ другое. Попадать в другие ситуации, вляпываться в новые конфликты, вместе и порознь.
Герои здесь почти все время куда-то несутся и чего-то делают. Им на головы падают дирижабли, героев затягивает в порталы и выкидывает не пойми где. Они носятся по джунглям чтобы украсть из древнего храма со змеями древние свитки. Некоторые даже на дирижабле усидеть не могут, из него обязательно надо выпрыгнуть, и на подводной лодке и мне сидится, а как только герои с подводной лодки сбегают, их тут же похищает дракон.
Тут есть ученый-маньяк, которого я немедленно назначила своим любимчиком, и его зовут Арчибальд Ливси. И он доктор.Доктор-маньяк-Арчибальд-Ливси, а еще он дракон. И у него есть драма, тоже кругом связанная с драконами и ручная змейка, вот не надо, господа гусары!
Еще, раз уж на то пошло, здесь есть драконы. Очень много драконов, заморочки драконов про размножение - тут уж я никаким гусарам не запрет - и враждующие драконьи фракции. Драконы вообще очень недружелюбные ребята и не мочат друг друга направо и налево только потому что их и так мало осталось, и с размножением, опять же, не все гладко.
Есть академия драконов и город Драконвилль. Есть подводная лодка, на которой сидит злющий подводный дракон, которому нельзя жрать ничего кроме овсянки. Он там исследует русалок, очень дотошно и наживую.
Есть уже упомянутый древний храм и экзотическая беспринципная красотка, которая его вроде как сторожит.
И еще... нет, я наверное охрипну перечислять, что тут есть.И локаций, и персонажей, и конфликтов здесь предостаточно. От Индианы Джонса история переходит к стимпанковой лавстори, а оттуда к боевику начала 2000-х, а потом туда же вклинивается, потыкивая всех в бока кружевной парасолькой,готический роман. Выписано все, повторюсь, замечательно. Очень живо, ярко,местами пестро, а местами - мрачно, особенно в третьем акте. Героям сопереживаешь, и может быть кто-то менее циничный, чем я даже найдет здесь шок-контент. Большинство персонажей здесь очень славные ребята с хорошим чувством юмора. У них хорошие, теплые, хотя и не всегда простые отношения -родителей с детьми, влюбленных, наставников с учениками, у братьев, у любовников - большинство людей здесь действительно хорошие люди, стремящиеся к хорошим целям. Даже злодеи здесь - ну, кроме некоторых, совсем уж отмороженных- в прошлом хорошие люди, которые хотели хорошего, но жизненные трудности,разочарования, боль и овсянка на воде сделали свое черное дело.
Думаю, эта история не нуждается в многословном отзыве. Да,здесь много линий, а еще есть отсылки, которые можно долго разбирать, но зачем? Именно то, что написано на обложке. Книга, которая хочет вас развлечь, подарить веселое, местами безумное приключение с элементами стимпанковой эстетики и романтики. И по-моему этого достаточно.
В этой книге замечательно действительно все. Атмосфера, язык, цветовая гамма, символизм, постмодерн, который отсылками неловко называть, сюжет - все работает как надо, все стоит на своем месте. Эту историю можно рассматривать по-разному. Как литературный памятник, как историю взросления, историю любви (и нелюбви), как... да как что угодно.
В первую очередь книга опирается на реальную историю. Мне безумно понравились персонажи, бережно воссозданные по историческим прототипам, и то, как они...
В первую очередь книга опирается на реальную историю. Мне безумно понравились персонажи, бережно воссозданные по историческим прототипам, и то, как они похожи на свои прототипы, но еще больше мне понравилось, как персонажи с прототипами расходятся, причем некоторые радикально. Так, баронесса Мария фон Вечера из семнадцатилетней дочери дипломата стала взрослой женщиной-славийкой по имени Маргарита. К моменту встречи с Генрихом (Рудольфом) она побывала в несчастливом, травмирующем браке, приобрела достаточный жизненный опыт, и от того влюбленность ее из первой-восторженной становится зрелой и осознанной.
Нервный рыжий Генрих - прекрасно прописанный герой. В нем все находится в шатком балансе, на грани надрыва. Никакой стабильности. Он пламя, которое лижет стенки пороховой бочки. Горит ровно и слабо, никак не может разгореться и легко погаснет. Но ведь деревянная преграда, кажущаяся огоньку неприступной, кончится в любой момент.
Власть и огонь, моральный долг и физическая смерть здесь сплетаются так красиво и тесно, что хочется разглядывать эту метафору, как идеальный механизм. Шестеренка реальности так ладно подошла к шестеренке фантдопа, что уже только за это можно считать роман удавшимся, а у него еще много достоинств.
К тому же фантдоп здесь отлично утрирует реальность, обостряет и без того острый конфликт, переводя его практически в гротеск - век прогресса столкнулся с непробиваемым консерватизмом, которое здесь становится натуральным мракобесием. Император Франц Иосиф так и не дал провести во дворец телефон и до конца держался своих консервативных убеждений. Кайзер Карл Фридрих молча смотрит на растущую эпидемию и готов позволить сжечь собственного сына. Рыба гниет с головы, и вот уже люди, живущие в век машин и великих изобретений, превращаются в дикарей, готовых устраивать кровавые обряды и опускаться практически до каннибализма.
Кроме того, что Генрих дополучает объятия матери у девиц в борделях, он имеет пагубное пристрастие к морфию. В морфии все - самообман, самооправдания, вся слабость и метания, которые герой сам себе колет и получает от этого закономерное удовольствие. Это особый, совершенный акт мазохизма, где мазохизм переходит в полное саморазрушение, и вот этим настроением роман буквально пронизан.
Генрих обречен, мы знаем это с самого начала, потому что Рудольф застрелился в Майерлинге, и потому что Спаситель должен взойти на костер. Авьен обречен, потому что по его улицам ходит черноволосый юноша-художник, который собирает группировку радикалов, чьим символом уже назначен особый изогнутый крест, и тени становятся длиннее. Маргарита обречена, потому что Мария Вечера тоже погибла, и потому что подобная любовь разрушает так же верно, как морфий, и вообще какая с воплощенным огнем может быть любовь? И поначалу история никакой надежды не дает, оставаясь декадентной хроникой последних лет умирающей Империи и угасающей династии.
Название романа "Рубедо" относится к четвертому этапу Великого делания, красноте. Это финальная стадия, которая означает как физический результат (создание философского камня), так и духовное просветление. А "мертвая голова" в алхимии - термин для обозначения остатков на дне реторты, бесполезный, отработанный материал. Бабочка - символ сквозной, она прилетает к героям и показывает красивые крылышки, она изображена на стилете Маргариты как символ ее рода. И вот всю книгу вместе с этой бабочкой и алхимическим контекстом герои стремятся в свою обреченность, как в пламя.
Роман очень эмоционален - весь объем держит обостренный эмоциональный фон, так красиво балансирующий на гранях отчаяния и любви, что не приедается. К тому же эмоции здесь не от стайки одноногих собачек, они развиваются от тревожности к паранойе, от попытки унять чувства - к полному подавлению воли, от любви - к усталому, отупелому равнодушию, но никогда, кроме, как ни странно финальной сцены, не касаются оси "спокойствие".
Примерно до середины книга, с поправкой на фантдоп, следует историческим событиям. Императрица бывает в столице проездом, Генрих мечется между долгом сына и долгом гражданским, женится, болеет, колется (только сифилисом, в отличие от Рудольфа, не болеет), Венгрия-Турула хочет независимости, император слишком консервативен для правителя нового века, "последний монарх старой школы", но его поддерживает Церковь, чьи позиции еще очень сильны, люди недовольны, но не до такой степени, чтобы строить баррикады, страна тонет в неизбежном упадке и во всем чувствуется приближающийся конец Империи.
Но потом, в один момент события начинают сворачивать с намеченного историей пути, и окончательно это становится понятно, когда с императором случается удар, и Генрих становится регентом. У него в руках оказывается власть, которой так и не получил Рудольф, и дальше все зависит только от него - сможет ли он преодолеть себя, обуздать свое пламя и дать этой истории другой финал.
Еще одна линия, которую я не могу не отметить - линия доктора Уэнрайта. Он выворачивает наизнанку фантдоп, явно стоя на стороне прогресса, но используя для достижения целей средневековые алхимические методы. Он деконструирует троп "безумный ученый", потому что мужик, который в окровавленной маске, кашляя и матерясь в темной лаборатории колдует над каким-то жутким оборудованием и занимается извлечением частиц из чьей-то крови - однозначно безумный ученый, но более стабильного и здравомыслящего персонажа в книге, наверное, не найдется.
Финал истории - красивый, логичный, и на удивление спокойный. Именно в финале, несмотря на то, что момент крайне напряженный, атмосфера, герои и сюжет наконец-то успокаиваются и замирают в каком-то светящемся, золотом, мгновении.
И вот я собралась писать рецензию на этот роман. Я долго ходила вокруг, принюхивалась, потом складывала слова так и эдак, и наконец примерно представила, что нужно писать.
В первую очередь, могу сказать, что это неожиданно хорошо выполненный ромфант. То есть я вообще без предрассудков, но про отборы невест обычно пишут женщины, тем более с фокальным персонажем-женщиной. Просто то, что автор так тонко попал как в жанровые особенности, так и в основы женской психологии, дает роману плюс сто...
В первую очередь, могу сказать, что это неожиданно хорошо выполненный ромфант. То есть я вообще без предрассудков, но про отборы невест обычно пишут женщины, тем более с фокальным персонажем-женщиной. Просто то, что автор так тонко попал как в жанровые особенности, так и в основы женской психологии, дает роману плюс сто очков.
Теперь о проблемах личного восприятия - я ничего, вообще ничего в ромфанте не понимаю. То есть я примерно представляю, как он строится и что там происходит, но прочитала штук пять книг, и лет десять назад, остальное представляю больше по статьям в интернете и общению с авторами, которые в этом жанре пишут. Поэтому не могу сказать, насколько понравится роман ярым поклонницам жанра, но могу сказать, чем он понравился лично мне.
Во-первых, то, на что я всегда обращаю внимание в первую очередь, и что способно похоронить любой текст с даже самой удачной идеей и обаятельными персонажами - язык. Здесь не будет "перловки", здесь нечего вытащить на цитаты. Текст грамотный, хорошо вычитанный, язык повествования очень легкий. Я читала по вечерам, когда хотелось разгрузиться. И могу сказать, что для этих целей роман подходит замечательно.
Во-вторых - сюжет. Роман четко соответствует ромфантовым критериям еще начиная с названия - "Кто-то для кого-то", сразу обозначая пару, вокруг которой будет строится повествование. И таки да, там действительно принц. И действительно невеста. И то, что перед нами ромфант, подчеркивается тем, что женский персонаж уже в названии ставится выше мужского - принц предназначается невесте. Не невеста принцу.
Но тут случается для ромфанта странное. Да, роман строится вокруг Катерины, ее переживаний, чувств и отношений с другими персонажами. Но любовная линия здесь грамотно вплетена в сложную историю дворцовых интриг - убрать из истории фантдоп, те самые интриги - и все рассыплется, как карточный домик.
И кстати о карточном домике - я люблю, когда символика Таро вплетается в сюжет. Я сама этим грешу, но пока только в черновиках. И то, как карты влияют на историю (очень не хочу давать вообще никаких спойлеров) меня отдельно порадовало.
История не пугает, не давит и не угрожает - в ней хватает острых моментов, я с начала и до конца сопереживала персонажам, но у меня ни разу не было ощущения, что сейчас произойдет что-то ужасное. История в целом легкая, светлая и яркая.
И, наконец, персонажи.
Принц для невесты у нас Никита для Катерины. Пара получилась милая, образовалась практически сразу и дальше их отношения развивались довольно гармонично, без лишней экзальтации. Катерина - живая, темпераментная девушка, не чуждая чувству долга и семейным ценностям. Никита - немного избалованный, но стремящийся к хорошему юноша.
Вместе они смотрятся крайне симпатично, им легко сопереживать.
Отдельно хочу отметить кота. Кот шикарен, похож на Солнечного Котенка из "Мальчика и Тьмы" Лукьяненко. Чувство юмора и любовь к сливочкам прилагаются))
Подытожив, могу сказать, что роман придется по вкусу тем, кто ищет легкую, романтическую историю на несколько вечеров. В этом мире точно будет приятно, интересно и никто больно не укусит)
Зы: единственное, что смутило - обложка. Она хорошая, но не жанровая очень.
Не знаете, что почитать?