В книге собраны воспоминания о владыке пятидесяти человек, биографический очерк с вкраплениями воспоминаний самого владыки, статья, посвященная его архиерейскому служению, множество фотографий и документов. Очень живая книга: разные люди по-разному, в силу своего положения и образования, рассказывают об общении с владыкой, и его образ получается очень объемным. Презентации книги «Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова) прошли в Иванове, Кинешме, Шуе, Санкт-Петербурге,...
«Человек в поисках истины» – выросла из ответов на духовные вопросы, которые отец Михаил (Чепель) давал в телевизионном эфире в рамках программы «Вечерний Ейск» в 2016-2020 годах. Вопросы и ответы на них – достаточно распространенная форма подачи материала; но именно передачи и книги иеромонаха Михаила привлекли неподдельное живое внимание зрительской и читательской аудитории, самой разной – архиереев, богословов, ученых, прихожан, представителей других конфессий, тех, кто до этого не...
Предисловие издателя к Хроникам Зверландии (извлечение)
Дорогие читатели!
Перед Вами книга писателя и учёного – профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск), религиоведа, доктора исторических наук, кандидата богословия, члена Союза журналистов и Союза писателей России, Алексея Александровича Федотова.
Книга эта написана в очень необычном и редком жанре – жанре сказки для взрослых детей, для тех, кто, повзрослев годами, остаётся в душе ребёнком. Почему же писатель...
Дорогие читатели!
Перед Вами книга писателя и учёного – профессора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск), религиоведа, доктора исторических наук, кандидата богословия, члена Союза журналистов и Союза писателей России, Алексея Александровича Федотова.
Книга эта написана в очень необычном и редком жанре – жанре сказки для взрослых детей, для тех, кто, повзрослев годами, остаётся в душе ребёнком. Почему же писатель выбрал именно этот жанр для выражения своих идей?
В ответ на этот вопрос Алексей Федотов любит цитировать своего предшественника, известного христианского писателя и философа Клайва Стейплза Льюиса, который так объяснял, почему он выбрал сказку в качестве формы для целого цикла своих книг, получивших мировую известность: «В ней не было ни сложных характеров, ни любовных линий. Жанр, в котором всё это отсутствует, – сказка. И как только я понял это, я полюбил саму Форму: её краткость, строгую сдержанность описаний, её гибкие традиции, её непримиримость ко всякому анализу, к отступлениям, рассуждениям и прочей болтовне. Сказки обобщают, оставаясь в то же время конкретными; представляют в осязаемой форме не понятия, а целые классы понятий, они избавляют от несообразностей». В 1962 году, в письме к одному из своих юных читателей, Клайв Льюис написал: «Боюсь, я сказал о Нарнии всё, что хотел, и продолжения не будет. Почему бы тебе не сочинить его самому? Я начал писать, когда был младше тебя, я уверен, стоит только попробовать, и у тебя пойдёт». В детстве К.С. Льюис писал о сказочной стране Зверландии, которая, по его словам, «не имеет ничего общего с Нарнией, за исключением разве очеловеченных зверюшек. Зверландия принципиально лишена даже намёка на волшебство».
Алексей Федотов первый раз пробовал писать о звериной стране тоже в детстве, и прошло больше тридцати лет, когда, после знакомства с «Хрониками Нарнии», а затем и со всем творчеством К.С. Льюиса, он вдруг за две недели написал первую часть «Хроник Зверландии». Нужно сразу отметить, что нарисованный им мир не похож на мир, показанный знаменитым англичанином; если брать литературу туманного Альбиона, то скорее вспомнится Джонатан Свифт, впрочем лишённый мизантропии и желчи. И хотя Зверландия, выдуманная русским автором, и не лишена намёка на волшебство, при чтении вас не оставляет ощущение необычайной реалистичности сказки.
Книга Алексея Федотова получилась глубокой и многоуровневой, и каждый читатель сможет почерпнуть из неё что-то полезное и интересное лично для себя. Аллюзии, которыми наполнена книга, могут иметь разное прочтение в зависимости от опыта читателя.
Во всех частях сказки очень точно прослеживается путь человека от добра ко злу и обратно, а также подчёркивается значение личности для исторического процесса. Один обратившийся помогает обращению многих других, а затем способствует изменению жизни всей страны.
Много и других интересных христианских мыслей можно найти в этом замечательном произведении, если читать его вдумчиво. Как говорил тот же К.С. Льюис: «В идеале сказка может дать даже больше, чем реалистическое произведение. Благодаря ей мы приобретаем новый опыт, потому что сказки не «комментируют жизнь», а делают её полнее».
Свое мнение о том, что империализм сформировался именно в самом конце XIX века Ленин обосновывал следующим образом: «Колониальная политика и империализм существовали и до новейшей ступени капитализма и даже до капитализма. Рим, основанный на рабстве, вел колониальную политику и осуществлял империализм. Даже капиталистическая колониальная политика прежних стадий капитализма существенно отличается от колониальной политики финансового капитала. Основной особенностью новейшего капитализма...
«Монополистические союзы капиталистов, картели, синдикаты, тресты делят между собою прежде всего внутренний рынок, захватывая производство данной страны в свое, более или менее полное, обладание. Но внутренний рынок, при капитализме, неизбежно связан с внешним. Капитализм создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала и расширялись всякие заграничные и колониальные связи и «сферы влияния» крупнейших монополистических союзов, дело «естественно» подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей. Это – новая ступень всемирной концентрации капитала и производства, несравненно более высокая, чем предыдущие».
По мнению Ленина, быстрое развитие империализма обусловило мировую войну: «Капиталистам теперь не только есть из-за чего воевать, но и нельзя не воевать, ибо без насильственного передела колоний новые империалистские страны не могут получить тех привилегий, которыми пользуются более старые (и менее сильные) империалисткие державы». «Характерной чертой рассматриваемого периода является окончательный раздел земли, окончательный не в том смысле, чтобы не возможен был передел, - напротив, переделы возможны и неизбежны, - а в том смысле, что колониальная политика капиталистических стран закончила захват незанятых земель на нашей планете. Мы переживаем, следовательно, своеобразную эпоху всемирной колониальной политики, которая теснейшим образом связана с «новейшей ступенью в развитии капитализма», с финансовым капиталом», - писал В.И. Ленин в преддверии начала Первой мировой войны.
В.И. Ленин подчеркивал, что в условиях империализма военные или мирные пути решения неизбежно возникающих конфликтов – лишь формы, никак не влияющие на саму суть империализма, как явления: «Капиталисты делят мир не по своей особой злобности, а потому, что достигнутая степень концентрации заставляет становиться на этот путь для получения прибыли; при этом делят они его «по капиталу», «по силе» - иного способа дележа не может быть в системе товарного производства и капитализма. Сила же меняется в зависимости от экономического и политического развития; для понимания происходящего надо знать, какие вопросы решаются изменениями силы, а есть ли это – изменения «чисто» экономические или внеэкономические, (например, военные), это вопрос второстепенный, не могущий ничего изменить в основных взглядах на новейшую эпоху капитализма».
Предпосылками возникновения империализма, по Ленину, являлось то, что «концентрация дошла до того, что можно произвести приблизительный учет всем источникам сырых материалов (например, железорудные земли) в данной стране и даже, как увидим, в ряде стран, во всем мире. Такой учет не только производится, но эти источники захватываются в одни руки гигантскими монополистическими союзами. Производится приблизительный учет размеров рынка, который «делят» между собою, по договорному соглашению, эти союзы. Монополизируются обученные рабочие силы, нанимаются лучшие инженеры, захватываются пути и средства сообщения – железные дороги в Америке, пароходные общества в Европе и Америке. Капитализм в его империалистской стадии вплотную подводит к самому всестороннему обобществлению производства. Производство становится общественным, но присвоение остается частным. Общественные средства производства остаются частной собственностью небольшого числа лиц. Общие рамки формально признаваемой свободной конкуренции остаются, и гнет немногих монополистов над остальным населением становится во сто крат тяжелее, ощутительнее, невыносимее». В.И. Ленин считал, что империализм – это умирающий капитализм, он верил в неизбежность социальной революции, которая в самое ближайшее время изменит лицо всего мира. И нельзя не отметить, что ему удалось стать одним из создателей государства, ставшего империей абсолютно нового, неизвестного истории типа, что именно Ленина, как позднее И.В. Сталина признавали вождем мирового пролетариата. Но Советский Союз, государственное строительство которого было осуществлено И.В. Сталиным, оказался, по всей видимости, совсем не той формой общественного устройства, о которой мечтал В.И. Ленин. Идея мировой победы пролетариата с упразднением государств и нахождением центра власти в Москве на практике так и не была никогда реализована. И СССР оказался фактически то же имперским образованием, просто совершенно иного типа, чем те, которые существовали до него, а империализм, принявший новые формы, оказался намного более жизненным, чем идея социальной революции, а, следовательно, мнение В.И. Ленина об империализме, как умирающем капитализме, оказалось преждевременным. Однако современная история мира подтверждает верность тезиса Ленина о паразитизме и загнивании финансового капитала, свидетелями чего мы и являемся сегодня.
Главный герой всей трилогии профессор-филолог Рэнсом. В первом из романов он, в результате случайной встречи с другим ученым Уэстоном и финансирующим его опыты Дивайном, вопреки своей воле, летит с ними на Марс, называемый автором Малакандрой. Дивайна интересует золото Марса. Уэстон же, как он сам считает, озабочен грядущими судьбами человечества. Пока это чисто империалистическая философия, но во втором романе она доходит до своего логического завершения, когда уже на Венере (у Льюиса...
По художественной версии Льюиса, восстание ангелов и превращение их в демонов завершилось тем, что они оказались заперты на Земле, и не могут выбраться за пределы земной атмосферы. Этот своего рода «карантин» необходим для того, чтобы зло не распространялось дальше по вселенной. Не могут попасть на Землю и те Ангелы, которые находятся за ее пределами. Люди, изобретением космического корабля, пробивают брешь в этом «карантине». Между мирами становится возможно общение. Первый роман заканчивается тем, что Уарса Малакандры отправляет на Землю Уэстона и Дивайна, убивших нескольких жителей Марса, а вместе с ними и Рэнсома. После их прибытия на Землю, он уничтожает их корабль, чтобы они больше не выходили в космос.
Второй роман – «Переландра» - очень красивая, хотя местами и довольно жестокая сказка о том, что было бы, если бы первые люди не совершили грехопадения. Рэнсома Уарса Малакандры отправляет на Венеру (Переландру) с ответственной миссией, сути которой герой не знает. Он присутствует при творении жизни на этой планете, видит ее изменяющиеся формы, причем перемены происходят почти мгновенно, прямо у него на глазах. И он встречает там женщину (Льюис называет ее «Королева»), во многом похожую на земных – своего рода Еву до грехопадения. Ей поразительно много открыто, но она еще так многого не знает, не знакомы ей и добро и зло. В неустойчивом мире Королева где-то потеряла своего Короля, и знакомится с жизнью. Им дана только одна заповедь: не ночевать на твердой земле, ночь они должны проводить на плавучих островах. Это заповедь послушания, и одновременно – это их доверие к Богу, которого они зовут «Малельдил», потому что они тем самым естественным образом лишены какой-либо стабильности, и живут каждый день так, как Он им даст, не думая о завтрашнем.
Рэнсом не понимает для чего послан в этот мир, до того момента, как на Переландру прилетает Уэстон. Ученый оказывается лишь орудием для демона, без которого он не смог бы проникнуть на Венеру. И, как когда-то на Земле в змея, на Переландре дух зла входит в Уэстона, который начинает рассказывать Королеве о преимуществах той жизни, которая ей неведома. И начинается история искушения. Но от земной она отличается тем, что здесь присутствует Рэнсом, хорошо знающий, чем это закончилось на Земле. Он страшится того, что должен принять участие в событии космического масштаба; но ему предстоит бороться, сначала словом. На каком-то этапе Рэнсом понял, что ему предстоит и физическая битва с Нелюдью, в которого превратился Уэстон. Она далась ему очень тяжело, но Рэнсом вышел победителем, разбив голову Нелюди камнем, а тот прокусил ему пятку, и рана эта болела потом всю жизнь…
А грехопадения на Переландре не произошло. Королева и нашедший ее Король стали полностью властвовать над планетой, не знающей теперь зла, Уарса Переландры стал им в этом помогать, передав свои полномочия.
Третий роман «Мерзейшая мощь» вызвал в адрес автора много нападок со стороны ученых. И неудивительно: ведь главные отрицательные герои здесь – люди науки, пытающиеся из науки сделать новую религию, причем сатанинскую. Дивайн из первого романа теперь стал лордом Феверстоном, одним из тех, кто стоит у истоков создания государственного научно-исследовательского института, призванного изменить природу людей, лишить их свободы воли, создать нового человека. Главные деятели этого института – Уизер и Фрост – дошли до того, что для достижения своих целей хотят соединить современную им науку с древней магией. Ученые института готовят новое жесточайшее тоталитарное общество, приучая общественное мнение к необходимости этого при помощи СМИ. Они «оживляют» отрубленную голову убийцы, через которую говорит дух тьмы, хотят разбудить спящего несколько столетий древнего мага Мерлина, чтобы с его помощью войти еще в больший контакт с силами зла. И опять им противостоит Рэнсом и собравшаяся вокруг него небольшая община. И в решающий момент проснувшийся Мерлин приходит не к силам зла, а к Рэнсому. И Уарсы через Мерлина получают возможность вмешаться в земные дела, и институт саморазрушается, злодеи гибнут. А на Земле продолжается самая обычная жизнь – муж Марк, из желания попасть в высшее общество, ставший сотрудником института, возвращается к своей жене Джейн, нашедшей пристанище в общине Рэнсома…
Не знаете, что почитать?