Это первое исследование по истории платонизма в доисламском Иране и Средней Азии. Исследуются взаимодействие между сочинениями Платона и текстами ранних иранских религий через труды платоников и их оппонентов.
Монография состоит из шести очерков, рассматривающих влияние идей Платона на религиозно-филолософские течения древнего и раннесредневекового Среднего Востока - зороастризм, манихейство, буддим, античные культы и христианство.
В качестве источников используются тексты сочинений...
Монография состоит из шести очерков, рассматривающих влияние идей Платона на религиозно-филолософские течения древнего и раннесредневекового Среднего Востока - зороастризм, манихейство, буддим, античные культы и христианство.
В качестве источников используются тексты сочинений Платона, входящие в Платоновский корпус. Сочинения досократиков, неоплатоников, некоторых киников, аристотеликов, стоиков и раннехристианских богословов. Тексты религиозно-филослофских течений домусульманского Ирана и Средней Азии - зороастризма, манихейства, буддизма и несторианства (древневосточного христианства). Так же исследуются свидетельства и упоминания о Платоне - труды древних и средневековых историков и биографов - Геродота, Страбона, Плутарха, Курция Руфа, Диогена Лаэртского, Бируни, Масуди, Надима, Табари.
Издание снабжено сводной хронологической таблицей, указателем исторических и мифологических имён и библиографией, состоящей из использованных источников и цитированной научной литературы.
Краткая аннотация очерков:
I - исследует связи античной философии с Древним Востоком;
II - анализирует связь идей Платона и Аристотеля с крупнейшми оракулами Аполлона - Дельфиского и Дидимского;
III - реконструкция кинического антиплатоновского диалога, лежащего в основе древнейшей части буддийского текста "Милиндапаньха";
IV - рассматривает влияние античных представлений о маге Зороастре из платоновского диалога "Алкивиад I" на формирование авестийского Заратуштры;
V - исследует роль "царя-философа" Хосрова I Ануширвана в распространении неоплатонизма на Среднем Востоке;
VI - анализирует влияние Платоновских и зороастрийских мотивов на сюжет поклонения волхвов (магов) в Евангелие от Матфея.
Хорошее компилятивное пособие. Большей частью посвящено истории исламских стран.
В отличие от других учебных пособий, рассматривает Золотую Орду (гос-во Джучидов) и постордынские ханства (Крымское, Казанское, Астраханское, Касимовское, Узбекское, Казахское, Сибирское) как органичную часть мусульманского мира.
Так же рассказывает о Китае, Японии, Корее, Индии, Юго-восточной Азии, Тропической и Южной Африке. Общее справочное описание перемежается с описаниями отдельных событий, произведений...
В отличие от других учебных пособий, рассматривает Золотую Орду (гос-во Джучидов) и постордынские ханства (Крымское, Казанское, Астраханское, Касимовское, Узбекское, Казахское, Сибирское) как органичную часть мусульманского мира.
Так же рассказывает о Китае, Японии, Корее, Индии, Юго-восточной Азии, Тропической и Южной Африке. Общее справочное описание перемежается с описаниями отдельных событий, произведений искусства, мифов и исторических личностей.
Предназначено для студентов-невостоковедов. Передача имён и географических названий даётся в упрощённом виде. Омейяды вместо 'Умаййады, Бахрейн вместо ал-Бахрайн, Йемен вместо ал-Йаман, Медина вместо ал-Мадина. Форма множественного числа для терминов амир, вазир, мазхаб, хадис и др. приводится по правилам русского языка. Даты даются по христианскому летоисчислению. Из географических названий поясняются только наименования важнейших исторических областей. В библиографию включена литература только на русском языке.
Главы имеют чёткую структуру. Каждый тематический раздел снабжён библиографическим списком. Библиография включает в себя источники, хрестоматии, учебные пособия, справочники, работы общего характера и научно-популярную литературу.
Любопытная научная монография, снабжённая многочисленным иллюстративным материалом, историческими картами, 17-ти страничной библиографией, генеалогическими таблицами, словарями исламских и арабских терминов и указателем.
Первое русскоязычное издание, освещающее историю Крестовых походов на основе восточных первоисточников на арабском, персидском и тюрском языках.
Книга написана увлекательным языком (во многом заслуга переводчика), что делает работу доступной и не специалисту-востоковеду....
Первое русскоязычное издание, освещающее историю Крестовых походов на основе восточных первоисточников на арабском, персидском и тюрском языках.
Книга написана увлекательным языком (во многом заслуга переводчика), что делает работу доступной и не специалисту-востоковеду. Так же в русском переводе используется упрощённая система передачи имен собственных и нарицательных: вместо фатва - фетва, вместо мадраса-медресе, вместо Салах-ад-дин - Саладин (что кажется немного забавным, учитывая название книги).
В целом, исследование - первый непредвзятый взгляд на историю Крестовых походов. Интересное противопоставление западной традиции, использующей труды лишь христианских авторов и попытка погружения в атмосферу арабо-мусульманского мира средневекового востока.
Подходит широкому кругу заинтересованных лиц для "первого приближения". В некоторых местах слегка поверхностна - для более полного изучения темы неплохо бы ознакомиться с серьёзными трудами из библиографического списка. :)
Добавлю, что новелла "Золотой горшок" довольно хрестоматийна. Именно она изучается студентами-филологами на курсе, посвящённом немецкому романтизму: как яркий образчик "гофмановского двоемирия". Наряду с новеллой "Кавалер Глюк" о немецком композиторе эпохи барокко; и автобиографичным романом "Житейские воззрения кота Мурра", где мир разделяется на "музыкантов и просто хороших людей".
Романтическое "двоемирие" - главное мироощущение...
Романтическое "двоемирие" - главное мироощущение немецких романтиков. Трагический конфликт между идеалом и непритязательной действительностью, где идеал невозможен. Гофмановское "двоемирие" трагично вдвойне - возникает сомнение в самом идеале, он может не существовать вовсе.
В тексте произведения это выражается в двух точках зрения на событие. Читателю предлагается выбор - воспринимать историю с позиции реалиста, либо романтика. Является ли студент Ансельм, главный герой новеллы "Золотой горшок" музыкантом, или простым "честным бюргером"? Видит ли он изумрудную змейку в зарослях бузины, или всё дело в "пользительном табаке", которым Ансельма угостил приятель? На протяжении всей новеллы читателю, да и самому студенту, предстоит колебаться в этом выборе. Таким же неоднозначным окажется окончание, несколько перекликаясь с окончанием совсем другого произведения - одного из романов М.Булгакова.
И не случайно: гофмановское двоемирие оказало сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской литературы. Очень сильно это влияние и в русской романтической повести - у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Антония Погорельского. Конечно же черпает вдохновение в Гофмановских мирах и Михаил Булгаков.
Не знаете, что почитать?