Елена Ракитина ответила на вопросы читателей
Дорогие друзья!
Закончился конкурс на самый интересный вопрос популярной детской писательнице Елене Ракитиной. Она никак не смогла выбрать лучший, поэтому победителей у нас не один, а целых пять!
Все они получат в подарок — новую книгу «Мастерская новогодних игрушек»!
Огромное спасибо всем за активное участие!
Спасибо волшебнице, подарившей нам, южным жителям, настоящую зимнюю сказку. Очарованные красотой слова дети — что может быть прекраснее? И хотим спросить, в какой сказке хотели вы бы хотели жить постоянно, а в какую заехать, так сказать, туристом? — спрашивает Мария Коротченко.
Спасибо за такой интересный вопрос, Мария! Постоянно мне бы хотелось жить в Цветочном городе, в сказке про Незнайку. А туристом заглянула бы в Страну Чудес Алисы, поболтать с Мартовским Зайцем, в Дальний лес к Сережику — попробовать мандариновое печенье, в Зачарованный — к Винни-Пуху, чтобы сочинить с ним поэму, в ту страну, где стала счастлива Дюймовочка, может быть, и мне бы там подарили крылья?
Помогите пожалуйста, — просит Наталья Андреева. — Я работаю библиотекарем. В данный момент я и мои читатели участвуют в проекте, задание которого — сочинить сказку про волшебный предмет из нашей жизни. Какой предмет нам лучше выбрать и с чего начать? Будем вам очень благодарны за совет.
Здравствуйте, Наталья!
Попробуйте придумать сказку о двух братьях термометрах. Один живет дома, другой на улице. О чем они думают, мечтают, что видят и почему каждый из них хвалит свою жизнь.
Спортсмены пробегают многокилометровые дистанции и, придя к финишу, получают медаль и признание миллионов, — пишет Екатерина. Если выложить все ваши книги в дорожку, то на какой книге вы получите золотую медаль, и сколько километров печатного текста уже написано?
Здравствуйте, Екатерина! Так случилось, что свою самую дорогую медаль я уже получила, — это медаль Международной литературной детской премии имени
Сколько печатного текста написано я не знаю. Но общий тираж моих книг больше 300 тысяч экземпляров, средняя высота их примерно 27 см, так что, если выложить из них дорожку, получится 81 км. Это примерно длина реки Невы.
Меня зовут Даша, мне 11 лет, — пишет читательница. — Я люблю читать книги со сказочным сюжетом. Разрешите мне задать вам несколько вопросов:
1. Что бы вы написали ребенку, который не верит в сказку, Деда Мороза, чтобы он поверил в чудо?
2. Сколько вам было лет на тот момент, когда вы написали свое первое произведение?
3. Хотели бы вы что-то изменить в своих первых произведениях?
Здравствуй, Даша!
1. Чудес на свете очень много, и сказка существует. Это правда. Чудеса еще с тобой произойдут, вот увидишь. Со мной их было великое множество. Дедов Морозов будут звать другими именами, да и выглядеть они будут совсем иначе, иногда даже ты сама будешь для себя Дедом Морозом. Но подарков и чудес от этого меньше не станет. Одни из них будут заметными, другие не очень. Желаю тебе быть очень-очень внимательной, чтобы все разглядеть. Ну как тут не вспомнить рассказ Тэффи «Чудеса!», прочитай его когда вырастешь.
2. Первые стихи я написала в 8 лет, они были очень смешные. В школе постоянно сочиняла стихи, сценарии, комиксы в соавторстве с одноклассником. Серьезно, с надеждой на публикацию, стала писать в 35 лет.
3. Первые свои произведения я правила очень много и долго, на протяжении лет восьми. Так что уже все там исправила :)
Решила воспользоваться случаем, — пишет Евгения Хороших, — и задать вопрос: как люди становятся писателями? В каких склонностях, привычках, может быть странностях кроются зерна писательского таланта? Мне, как маме девочки, мечтающей стать писательницей, это очень важно и интересно! Хочется помочь ей, ну или, по крайней мере, сделать так, чтобы этот интерес развивался. Спасибо!
Здравствуйте, Евгения!
Совершенно разные люди становятся писателями, с разными характерами, разными привычками. Современники писали, что не было более непохожих друг на друга людей, чем Ильф и Петров, однако они оба были писателями и даже вместе работали.
Ильф пришел в литературу из бухгалтерии, Петров из уголовного розыска. Судьбу Горького Вы и сами прекрасно помните, ничто, казалось бы, не способствовало тому, что из ребенка вырастет писатель.
Но есть то, что объединяет абсолютно всех литераторов. Все, как один, в детстве были очень увлечены чтением, читали круглосуточно, просыпались и засыпали с книгами.
Кроме того, большинство писателей — мечтатели, им с детства тесна обыденная жизнь, и они придумывают свои миры.
Советы мамам, дети которых хотят стать писателями, я уже давала, пролистайте ответы. Вам могу еще посоветовать развивать воображение. Гуляя с ребенком по давно знакомой улице, пытайтесь разглядеть то, что не видели, придумать сказки о тех домах, деревьях, мусорных баках, фонарях, которые встречаются на пути. Если идет дождь, придумайте сказку о нем, лужах
На кусте собрались воробьи. Подумайте, почему они нахохлились, что обсуждают? Нравится ли зажигаться лампам в квартире, что они видят? О чем мечтают чайник или утюг? Записывайте самые интересные истории, перечитывайте их и сочиняйте новые!
Дорогие победители! Для того, чтобы издательство могло поскорее выслать вам призы, пришлите, пожалуйста, свои почтовые адреса (не забудьте индекс!), полные ФИО и телефоны на электронную почту konkurs@labirint.msk.ru с темой «Конкурс. Вопросы Елене Ракитиной».
Сейчас очень много книг, все не купишь… но вот интересно, какие книги нравились человеку, который сам потом начал их писать. Я с детства мечтала, что буду писать книги для детей, но вот мне уже 33, а я и не начинала. При этом мысли о писательстве не покидают. Но я боюсь быть неинтересной, некрасиво написать и пр. Как начали вы? Был ли какой то страх перед началом? Что бы вы могли посоветовать мне.
И еще вопрос. Почему Сережик — ежик? Почему вы выбрали для героя именно ежика? Мне интересно, потому что я сама люблю ежиков, у меня даже прозвище такое. И если и писать книгу, то я хотела про ежиков. А почему вы написали про ежика?

Любимые книги моего детства — это «Сирота» Дубова, «Генка Пыжов — первый житель Братска» Печерского, «Старик Хоттабыч» Лагина, рассказы Носова и Сотника, «В стране вечных каникул», «Приключения Севы Котлова» и др. повести Алексина, «Мальчик со шпагой», «Журавленок и молнии» Крапивина. Что касается Владислава Крапивина, то сейчас предпочтения поменялись, я больше люблю «Сказки Севки Глущенко», «Заставу на Якорном поле», «Трое с площади Карронад». Крапивин был солнцем моего детства во всех смыслах, любила его тогда, люблю и теперь.
Книги детства перечитываю часто.
Что касается писательской деятельности, то Драгунский написал свой первый рассказ, когда ему было 46, и стал классиком :)
Мне кажется, тут главное то, насколько Вам близка литература вообще и детская в частности. Если вы до 33 лет много читали и можете «на слух» отличить Кассиля от Алексина, Драгунского от Носова, а Линдгрен от Янссон, то значит, Вы понимаете, в чем особенность именно их стилистики, а значит, немного присматривались и к тому «как это сделано». Почему тут смешно, а там грустно, как автор может подарить нам то или иное настроение? За счет чего писателю удается удерживать внимание читателя? Почему в одних книгах мы слышим шорохи и запахи, ощущаем каждое дуновение ветерка, а другие лишены даже красок? Почему одним поступкам героев мы верим, а другим нет? Почему одни герои картонные, а другие живые? Если Вы можете ответить на все эти вопросы, садитесь и пишите. Если не можете, ищите в книгах ответы, садитесь и пишите :) Главное — начать! Не хороните мечту! Дайте ей шанс! Ведь это же Ваша мечта!
Когда я начинала писать, мне попалась цитата Форда «Люди чаще капитулируют, чем терпят поражение». Форд оказался прав.
Ежиков я очень люблю. Когда я была маленькой, рядом с нашей дачей жило семейство ежей, и я играла с их ежатами.
1. Верите ли Вы в чудеса? Были ли они в Вашей жизни? Что для Вас — чудо?
2. Кто Вам ближе: жаворонок или сова? В какое время суток Вы работаете над книгами и почему?
3. Важно ли для Вас знание того, что происходит в окружающей действительности? Из каких СМИ Вы узнаете о событиях, случившихся в политической, социальной, экономической и культурной сферах, если не смотрите телевизор?
4. Кто из Ваших героев Вам особенно близок и почему? Может быть, маленький Ноэль (ведь он тоже не любит телевизор)?
5. Б. Шоу когда-то сказал: «Вам никогда не сочинить хорошей книги, не написав прежде несколько плохих.» Согласны ли Вы с его мнением? Есть ли у Вас неизданные книги или, может быть, версии увидевших свет произведений, которые по-Вашему не идеальны?
6.Еще А. С. Пушкин сказал, что «чтение — лучшее учение». Чему Вы хотите научить маленьких читателей, что самое главное хотите им сказать? Каково Ваше творческое кредо?
Большое спасибо Вам за добрые, мудрые и поучительные сказки! Особые слова благодарности хочу сказать за богатый и звучный литературный язык Ваших произведений! Очень важно, чтобы ребенок слушал красивую и правильную речь! Сейчас, к сожалению, это большая редкость.
Смею надеяться, что Вам захочется ответить хотя бы на один мой вопрос. Спасибо!

1. Чудес в моей жизни было очень много. То, что я сейчас пишу Вам, — одно из них. Если начать перечислять все чудесное, что со мной происходило, то можно написать толстую книгу. Такую примерно, как «Война и мир». Доктор сказал моей маме, что я умру — выжила, не могла ходить — хожу, никогда не мечтала стать писателем — случилось и это, с малых лет хотела увидеть Владислава Крапивина — получила премию его имени и медаль из его рук, рук любимого Командора. И помыслить не могла, что куплю квартиру в любимом городе, однако, это чудо тоже произошло. Кроме больших чудес, есть чудеса маленькие, которые происходят каждый день. Главное, уметь их заметить. И есть те чудеса, которые мы можем делать сами, их я люблю больше всего. Чувствуешь себя волшебником :)
2. Я — сова. Ночью меня никто не отвлекает, легче думается.
3. Да, для меня важно то, что происходит вокруг. О событиях в мире я узнаю из интернета.
4. Из моих героев мне ближе всех Картонный Домик, говоривший: «Моя жизнь полна счастливых превращений… Значит, я еще и Счастливый Домик…»
5. Неизданных произведений у меня нет.
6. Мне хотелось бы научить моих читателей думать и сопереживать, стремиться быть благородными, уметь прощать, помогать другим и понимать, что добрые поступки рождают эстафету добра. Творческое кредо простое: следовать традициям той детской литературы, которая радовала меня в детстве.
Какое оно, то первое чувство, когда ты держишь свежую, свою, только что изданную первую книгу? — спрашивает Галина Александровна Маслова. — Что хочется в такой момент сделать? Кому позвонить или написать? Или остаться наедине с собой? Вспомните, пожалуйста, Ваши первые эмоции тогда? Как давно это было, а, может, совсем недавно?! Второй, третий раз эмоции все те же или что-то притупляется? Хотя, наверное, странный вопрос. Ведь это как с рождением детей. Невозможно сказать, что с рождением каждого нового ребенка, ты испытываешь меньше эмоции! А, вообще, кто для Вас Ваши книги? ;-))) Если можно так сформулировать вопрос. Это Ваши дети, детище? Или нечто неодушевленное, но плод Ваших трудов и таланта?!
Очень хочется испытать эти чувства! Мечтаю писать! Извините, что так много восклицательных знаков!
Желаю Вам огромного творческого успеха и гармонии!
Большое спасибо.
Когда я взяла в руки первую свою книгу, в далеком 2008 году, эмоции были. Первый день я вообще не расставалась с «Похитителем домофонов», носила его за собой повсюду, не могла налюбоваться.
Все последующие книги никаких эмоций не вызывали. Помните, как с Бендером: «Его поразила обыденность обстановки, ему показалось странным, что мир не переменился сию же секунду и что ничего, решительно ничего не произошло вокруг. Тайна раскрыта, цель достигнута, делать больше нечего, и надо менять профессию».
Да, Вы абсолютно точно заметили, что книги, как дети.
Только мать вынашивает ребенка 9 месяцев, а с книгой, как правило, все гораздо дольше. С непростой идеей Серёжика я жила около шести лет.
Потом происходит рождение. Книга рождается (пишется) от 6 до 12 мес.
Затем ей, как и ребенку, нужны крестные. Для книги — это издатели.
Ребенок начинает расти в процессе, когда с ним начинают дружить редактор, верстальщик, дизайнер, иллюстратор. Они дарят ему свой опыт, он взрослеет.
Когда книга выходит из печати — это твой ребенок уходит из отчего дома, чтобы жить своей жизнью. Абсолютно своей, повлиять на нее ты уже не сможешь. Ты можешь только любить, общаться изредка (перечитывая) — это взрослый ребенок.
Читатели — его друзья или недруги в той, его жизни.
Ты можешь общаться и с ними, узнавая о своем ребенке что-то новое или же, сокрушаясь, что его не поняли :)
Одни дети более успешные, другие — менее. У книг все, как у людей.

Когда мы работали с Людмилой Пипченко, то обсуждали с ней, как будут выглядеть персонажи. Я даже присылала ей фотографии конкретных игрушек, а прообразом Тявки послужил живой щенок, фото которого я нашла в интернете. Другим художникам я объясняла, что бы мне хотелось видеть, и все шли мне навстречу. Мне просто очень повезло с иллюстраторами, они умеют слушать и слышать, это очень важно при совместной работе. Какие иллюстрации художники видят полосными, они, как правило, говорят. Я могу попросить иллюстратора акцентировать внимание на другом моменте. Бывает, приходится просить что-то исправить, перерисовать. А бывает и наоборот! Например, в «Приключениях новогодних игрушек» волшебная палочка у Феи была без снежинки. Но когда Людмила Пипченко эту снежинку нарисовала, я изменила описание палочки в тексте. Правда, такое случилось пока единожды.
Хотелось бы узнать, как вы решили стать детским писателем, что сподвигло Вас на такое ответственное дело? — спрашивает Юлия. — Какие детские книги читали в детстве, кто Ваши любимые авторы?
Писателем я стала совершенно случайно. Только потому, что серьезно заболела, и быстро прогрессирующая болезнь лишила меня возможности передвигаться. Понадобились операции, после которых некоторое время нужно было лежать, тогда я и решила, что попробую что-то написать. Т.к. детская литература была мне всегда близка (в моей жизни не было периода расставания с детскими книгами), то я и решила попробовать писать для детей.
В детстве читала очень много. Записалась во все библиотеки родного города, чтобы прочитать книги Владислава Крапивина. Люблю их до сих пор.
Когда я была маленькая, — рассказывает Татьяна Пименова, — в нашем доме на Новый год ставили только живые ели. И украшали их игрушками из детства моей мамы. Среди этих игрушек был стеклянный бочонок. Я всегда думала, что это бочонок, в котором отправили в море царя Гвидона с матерью-царицей :) Так вот, каждый Новый год я снимала эту игрушку с елки, убирала металлическую крышечку с петелькой и клала внутрь три еловые иголки. Это был мой личный новогодний ритуал. Сейчас я живу в другом городе, но дома, у родителей до сих пор жив этот бочонок. И если его потрясти, в нем шуршат иголки старых ёлок.
А у Вас есть свой личный новогодний ритуал? :)
Мне очень понравился Ваш чудесный бочонок, он просто просится в сказку. У меня такой волшебной традиции не было. Мой личный новогодний ритуал в детстве — просмотр «Новогодних приключений Маши и Вити», а сейчас, как у всех, наверное — «Иронии судьбы, или с легким паром». Еще неизменная традиция – ставить высокую, до потолка елку, точнее сосну. Елки наряжала всего дважды, как не поливала, они быстро осыпались.
Еще была традиция покупать каждый год новые елочные игрушки, а также встречать новый год у бабушки, она собирала всю семью, около 10 человек, за большим, прекрасно сервированным столом. Внукам вручалось по апельсину. Я всегда половинку отдавала маме. Думаю, это был единственный апельсин в году, как-то в наш город их совсем не привозили.
Моя дочка очень любит мастерить различные игрушки, поделки, — пишет Юлия. — Ее вдохновляют книги, которые она читает! (на фото ее не так давно сделанная собака). Скажите пожалуйста, а что вдохновляет вас, Елена, на написание таких замечательных детских книг, кто или что является Вашей музой? Спасибо!
Замечательная поделка! Не по мотивам ли мультфильма «Голубой щенок»?
Больше всего, вдохновляют, наверное, дети. Очень люблю за ними наблюдать. Рядом с моим домом — огромная детская площадка, где много детей самого разного возраста.
Я, как и многие, считаю верным то, что для написания детских книг в душе нужно оставаться ребенком и не взрослеть. Вопрос: если бы Вы не знали своего «паспортного» возраста, сколько бы «духовных» лет себе дали? — спрашивает Влада. — И в каком возрасте Вам бы сейчас хотелось оказаться? Заранее благодарю за ответ!
Здравствуйте, Влада! Тому ребенку, что живет внутри меня, всего-навсего восемь. Поэтому я и пишу книги для детей примерно такого возраста. Но снова оказаться ребенком, человеком, зависимым от взрослых, я бы не хотела.

Жила-была девочка, которая очень любила читать книжки. Больше всего на свете. Она их читала днем, вечером и даже ночью под одеялом. Эта девочка любила что-то сочинять, но сама книжки писать не хотела.
Она выросла и очень скоро заболела. Из-за болезни ей стало тяжело ходить, руки двигались тоже плохо, все болело… Что же делать?
Доктор сказал, что вылечиться никак нельзя, но можно сделать операции, чтобы ходить лучше, а потом пить разные лекарства. Совсем не горькие!
Очень хорошие врачи сделали операцию. После нее нельзя было ходить. И тогда взрослая тетенька, которой стала девочка, вспомнила те времена, когда она была маленькой, и решила попробовать писать сказки для девочек и мальчиков.
Потому что лежать без дела скучно, правда? Потом ей разрешили садиться, потом вставать, потом ходить, опираясь на костыли. Долго-долго. А потом сделали еще одну операцию, и снова дали ей костыли. И все это время писалась сказка. Это была первая сказка, и она немножко не получилась.
А потом костыли стали не нужны, можно было ходить с тросточкой. А потом и без тросточки, ура! Но тетенька с тех пор так и пишет книжки. Даже ту первую сказку переписала. И девочка внутри нее хлопает в ладоши, когда написанное ей нравится. Потому что она по-прежнему больше всего на свете любит читать.
Как любая мама мальчика по имени Сережка, я соблазнилась Вашей книгой про замечательного ежика и не разочаровалась, хотя маленькому слушателю всего 3,5 года, — делится Алла Касумьян. — Мы прочитали ее полностью, спустя месяц сын вспоминает любимых героев: Сережика, Гейдла, Осла, мечтает о липких тапочках. Спасибо Вам большое!
У меня два вопроса.
Почему у Сережика нет папы? Что Вы посоветуете ответить ребенку, когда у него созреет такой вопрос? Есть ли прототипы у героев книги? Спасибо.
Я бы предложила Вам с Сережей перечитать эту сказку еще через 2,5 года, т. к. ее целевая аудитория 6+. Тогда с малышом можно будет больше обсудить и, кроме того, он сможет какие-то выводы делать сам, а также самостоятельно искать вопрос на ответ «Что самое главное?», предлагая варианты из своего жизненного опыта.
Интересно, что он предложит?
К сожалению, в нашем обществе есть семьи, где детей воспитывают одинокие мамы. Это объективная действительность: есть полные семьи, есть неполные. Есть такие, где папа приходит в определенные дни, а есть дети, которые никогда своих пап не видели.
Во всех моих книгах, кроме «Сережика», описываются полные семьи.
А та история, что случилась с ежиком после пропажи мамы, произошла именно потому, что папы в этой семье не было. Был бы папа, разве грозил бы ежику приют, разве пришлось бы ему отправляться странствовать, страдать, подвергаться опасностям?
Может быть, об этом подумают папы, читая детям книгу?
Эта история о любви к маме, но она также о том, что ребенку не пришлось бы взваливать на плечи непомерные трудности, будь в этой семье отец.
У героев книги нет прототипов, но какие-то имена даны им неспроста.
Например, Ильясам получился из имени и фамилии сына моей подруги, которого зовут Илья Самойлов. Когда писалась сказка, ему было года три.
Имя Боря появилось, наверное, от большой любви к Борису Гребенщикову.
Сережа — одно из любимых моих мужских имен. Если бы моего мужа звали как-то иначе, я бы и сына так назвала.
Один из любимых героев в детстве — молодогвардеец Сережа Тюленин и герой «Мальчика со шпагой» — Сережа Каховский, очень люблю «Сережу» Веры Пановой и фильм «Сережа», снятый Данелией и Таланкиным. Герои любимых фильмов в школьном возрасте: Сережа Щербачев («Судьба барабанщика»), Сережа Лавров (" В моей смерти прошу винить Клаву К.«) и Сережа Ватагин («Не могу сказать прощай»). Первый казался идеалом красоты в детстве, последний — в юности. Замечательное имя!
Под новый год очень хочется задать вопрос об этом празднике. Есть ли какой-то один самый-самый, больше всего запомнившийся вам. Именно из детства. И что же такого необыкновенного случилось с вами в ту встречу нового года?
В свою очередь могу рассказать вам о небольшом волшебстве, произошедшем со мной не на новый год, но благодаря ему. Есть такая традиция — пока бьют куранты, загадать желание. Мне тогда было лет 16-17 то ли 10, то ли 11 класс. У нас уже 2 года, как распалась спортивная команда по причине ухода тренера в коммерческий спорт. Да и девочки из команды некоторые разъехались после школы. В общем, в тот новый год я загадала, чтобы все вернулось на круги своя. Не знаю каким образом, но чтобы команда собралась в прежнем составе с прежним тренером. Загадала и забыла. Прошло 1,5 месяца и... папе на работу позвонил тренер, сказал, что хочет всех собрать (моб. тел. тогда еще не было, а стационарного не было у нас). И чудо таки свершилось! Собрались все! Через 1,5 месяца после того нового года.
Спасибо большое!

Самый запомнившийся Новый год — это тот, когда мне раздобыли капор красного цвета, и я предстала на утреннике в образе Красной Шапочки.
Красная Шапочка — персонаж, который не давал мне покоя. Когда мне было 8 лет, вышел фильм «Про Красную Шапочку» с Яной Поплавской в главной роли. Смешно, но после него я прорыдала весь день. Меня не устроила главная героиня, а главное, я горевала, что фильм сняли, а главную роль в нем сыграла не я. Каким образом режиссер мог узнать обо мне, я не задумывалась, но горе было велико :) Мне так хотелось сниматься в кино, я была уверена, что сыграю, станцую, спою лучше всех маленьких актеров вместе взятых (сейчас я в этом очень сомневаюсь). В общем, судьба не дала мне шанса стать Красной Шапочкой в кино, но мама раздобыла мне шапочку, почти точь-в-точь такую, как у Яны Поплавской.
Бабушка купила чудесное платье с жилеткой, где-то мне достали корзинку и (трепещи, Яна!) я, счастливая, отправилась на утренник.
В корзинке лежали конфеты, печенье, вафли, которыми я угощала одноклассниц. Праздник удался!
Подскажите, пожалуйста, почему Вы стали собирать елочные игрушки, что натолкнуло Вас на это? Какая игрушка и какого года положила начало вашей коллекции? — спрашивает Соня.
Как ни странно, собственная книга. После того, как я ее написала, я перестала вешать на елку современные игрушки, а попросила маму привезти наши старенькие. Их сохранилось немного, но они положили начало коллекции. Первой покупкой была сюрпризница — картонная книжечка «Петух и жемчужное зерно». В такие сюрпризницы прятали маленькие подарки: монетки, конфеты, листочки с новогодними пожеланиями. Мне хотелось собрать всю библиотечку новогодних сюрпризниц-книжечек, но вскоре я от этой идеи отказалась. Слишком дорогое это удовольствие. Одна из любимейших покупок — старинная девочка из ваты в шубке и капоре, с книжкой в руках.
Если бы была возможность, с каким писателем или писательницей прошедших столетий Вы хотели бы встретиться и о чем Вы бы их хотели спросить? — задает вопрос Ирина Царева.
Мне бы очень хотелось встретиться с Надеждой Тэффи и Михаилом Роммом (хотя Ромм, строго говоря, не писатель, а режиссер, но книгу его устных рассказов я люблю очень!), я бы расспросила их о их детстве. Мне всегда интересно узнать, как росли те люди, которых я люблю.
Занимаетесь ли вы каким-нибудь рукоделием? — спрашивает Галина. — И будете ли мастерить игрушки по новой книге? Какая из получившихся игрушек в новой книге точно такая, как вы ее представляли, когда писали свою первую книгу о новогодних игрушках? Спасибо!
Здравствуйте, Галина! Рукоделием я никаким не занимаюсь. Когда ребенок был маленьким, любила устраивать кукольные спектакли, поэтому шила кукол.
Сейчас редко беру иголку в руки, только когда надо пришить пуговицу. Если нужно что-то подшить, заштопать — отдаю в ателье.
В книге «Мастерская новогодних игрушек» все игрушки похожи на те, которые представляла себе я, потому что их очень-очень похожими изначально нарисовала Людмила Пипченко. Мастеру Дарье Логиновой удалось сделать точь-в-точь такие же игрушки, как на иллюстрациях и это -настоящее волшебство!
Мастерить эти игрушки я не буду, потому что Дарья Логинова подарила мне свои. Но если бы у меня был маленький ребенок, я бы обязательно села с ним мастерить.
Я на всю жизнь запомнила, как моя бабушка делала со мной игрушечную мебель из открыток. Это осталось одним из счастливейших воспоминаний детства, хотя той мебели уже давно нет. А если бы мы делали елочные игрушки, и они сохранились?
Добрый вечер, Елена! Для начала хотела Вас поблагодарить от имени своего сына и от своего лично за волшебство для него и возможность вернуться в детство для меня. Именно это и происходит, когда открываешь Ваши книги :-) Самый любимый праздник витает в воздухе, манит своими огнями елка, и вот-вот постучит в дверь дед Мороз... вот кстати про него я и хотела задать свой вопрос. А как у Вас в детстве появлялись подарки? Их приносил ОН? Они появлялись в холодильнике или оказывались утром под елкой? Или неожиданно оставлялись дедушкой под дверью, он громко стучал в дверь посохом и убегал, оставив огромные снежные следы? Так было в моем детстве, а в Вашем? PS благодаря такому способу доставки подарков я до сих пор в него верю:-)) С благодарностью и пожеланиями счастья в Новом году, Федосеева Марина.
Дорогая Марина, спасибо за добрые слова и пожелания! В моем детстве Дед Мороз приходил всего дважды, первое его появление, увы, я даже не запомнила.
Мама не скрывала, что Дед Мороз не настоящий и вообще веру в волшебство во мне не поддерживала. Когда я сама стала мамой, то объясняла ребенку, что Дед Мороз пробирается в дом незаметно, только когда все спят. Когда сын просыпался, подарок уже ждал его под елкой. Лет до пяти мы играли в волшебного гнома, который иногда кладет конфеты под подушку, в волшебного медвежонка, который бредет к нам из леса. О медвежонке придумывались какие-то истории, он шел к нам и по дороге слушал, как сын читает, смотрел, как он ест, как складывает игрушки. Как ему это удавалось — загадка, но ведь он был волшебным медвежонком. В Новый год он, наконец, добрался до нашей квартиры и сел под елку. Этот медвежонок хранится у нас до сих пор. У него давно отвалился пластмассовый нос, шерстка поблекла, но сын им дорожит.
Елена, здравствуйте! — пишет gold_nostalgia. — Хочу сказать спасибо, как и все, кто имел удовольствие читать ваши книги, спасибо за ваше творчество!
А вопрос у меня родился совершенно неожиданно вот такой.
Каждый автор — по сути и художник тоже, он рисует образы героев, события, приключения, страхи и эмоции в своей голове. А как вы считаете, хорошо бы автору быть не только художником слова, но и кисти и карандашей? Поможет ли это написанию, восприятию книги, если автор сможет сам изобразить своих героев на бумаге, как думаете? Ведь «своего» иллюстратора можно ждать долго...
И очень хочется еще спросить, бывало ли у вас так, что сюжет книги, характеры героев определены, а они берут и вдруг начинают жить своей жизнью, диктуют развитие событий, меняют изначальную концепцию? Спасибо!!
Я всегда любила рисовать, всегда хотела научиться хорошо рисовать, но, увы, рисовать так и не умею. Завидую тем авторам, которые могут оформлять книги самостоятельно.
Не потому что мне не везло с художниками. Еще как везло! У всех моих книг были замечательные иллюстраторы! Просто я с удовольствием бы рисовала все, что вижу в воображении так, как это вижу я… Но боюсь, тогда бы книжки мои выходили еще реже, я и так долго пишу, а если бы еще рисовала…
О героях. Мои герои только и делают, что живут своей жизнью. Они часто не идут туда, куда я их отправляю, говорят: «Извини, но я так поступить не могу». И я понимаю, что, если я буду настаивать на своем, все разрушится, герой получится картонным, ненастоящим.
Поэтому я прислушиваюсь к своим героям очень внимательно, чутко, чтобы заметить даже слабый упрек с их стороны.
Концепцию им еще изменить не удавалось, но сюжетом они вертят, как хотят. Я понимаю, что им со мной также трудно, как и мне с ними. Они беспокоятся о том, как мне втолковать ту или иную мысль, они ведь лучше знакомы с друг другом, чем я с ними :) Ничего не поделаешь, одно дело делаем, поэтому слушаем друг дружку старательно.
Мой вопрос, наверное, будет банален, — пишет Katusita. — но хотелось бы узнать кто повлиял на Ваше увлечение творчеством? У Вас очень атмосферные поделки в книгах, очень душевные!) И были ли у Вас в этом деле ступоры? Как справлялись? Заранее спасибо!)
На увлечение творчеством, наверное, повлияло увлечение книгами вообще. Поделки в книге «Мастерская новогодних игрушек» делала мастер из Тольятти, Дарья Логинова. Ступоры были. Когда мы с Дарьей работали над книгой, нас не слушались кошки. В книге «Приключения новогодних игрушек» эти персонажи очень капризные, Доктор Айболит даже ставил им такой страшный диагноз, как «капризнюлис-вреднюлис». Такими же они оказались и в жизни. Несколько раз пришлось мастеру их переделывать.
Так как книга новогодняя, — пишет Елена Кузьмина, — то и поговорить с вами хочется об этом чудесном празднике. Я в детстве очень рано перестала верить в то, что Дед Мороз существует на самом деле (лет в 5–6), хотя в волшебство верила еще долго. Например, мне казалось, что в полночь вместо снега с неба падает сладкая вата. А так это или не так, проверить возможности не было — родители всегда очень рано укладывали спать.
Сейчас я сама «Дед Мороз» для своих деток, и очень хочется, чтобы они как можно дольше верили в чудеса. Не удивлена, что 3-летний младший сынок верит в существование этого дедушки, но что третьеклассник старший и второклашка-средняя все еще будут писать письма и ждать заветного гостя — для меня это приятная неожиданность. Дочка сказала так: «Я уже не верю в Зубную фею и Бабу Ягу, это все просто сказки, но Дед Мороз точно бывает на самом деле! Вы с папой никогда не смогли бы купить сами столько подарков!»
А теперь сам вопрос. А Вы до какого возраста верили в существование Деда Мороза? Стоит ли как можно дольше поддерживать детей в их вере в чудеса?
Здравствуйте, Елена!
Когда я училась в начальной школе, то уже не верила в Деда Мороза. Тогда и детство было более суровое, чем теперь, дети раньше взрослели.
Играть в сказку можно продолжать, пока ребенку игра не надоест. Ведь это так интересно — играть в сказку. Когда ребенок видит по телевизору Хрюшу и Степашку, он прекрасно понимает, что они не настоящие. Но на время передачи как бы забывает об этом, принимая условия игры.
От этого Хрюша со Степашкой для детей не становятся хуже, то же произойдет и с Дедом Морозом, когда они узнают, что его не существует.
Моя троюродная сестра до 12 лет верила в существование Деда Мороза, для нее сильнейшим шоком было то, что взрослые ее обманывали. Ведь она пыталась убедить одноклассников в том, что Дед Мороз настоящий, и над ней смеялись. Она бежала за поддержкой к родителям, они уверяли, что Дед Мороз существует. А когда, наконец, сознались во лжи, для ребенка это стало психологической травмой.
Так что такая вера хороша до поры до времени.
Та же моя сестра до 22 лет верила, что Чебурашка существует на самом деле. Как ей удалось сохранить такую веру, для меня совершеннейшая загадка. Она полагала, что Чебурашка — это животное, как и его друг Крокодил, что Чебурашку, как и крокодила можно увидеть в зоопарке.
Зоопарка не было в том провинциальном городке, где росла девочка. Когда какой-нибудь одноклассник рассказывал, что бывал в зоопарке, она обязательно спрашивала:
— А Чебурашку ты видел?
— Нет, — отвечал тот, принимая ее вопрос за шутку.
Так она и выросла. Когда будущий муж стал ей рассказывать, что был в зоопарке, то она спросила про Чебурашку и его. Представьте, как он был потрясен…
В чудеса верить обязательно нужно. Без веры в то, что чудеса случаются, растить ребенка неправильно.
Потому что жизнь может быть жестокой, грубой, пошлой, тоскливой, буднично-обыденно — неинтересной.
Необходимо, чтобы ребенок понимал, что чудеса — дело и людей в том числе. Чтобы он сам стремился подарить другому какое-то чудо, какой-то необычный сюрприз, порадовать, удивить, устроить для кого-то праздник. Непременным пониманием чуда этой жизни должна быть уверенность, что в этой жизни возможно абсолютно все. Все сильные желания исполняются, если идти к ним навстречу. Ребенок должен взрослеть с пониманием, что все в его руках.
Не нужно ему пересказывать фильм «Секрет», но о том, что все получится, если очень этого хотеть, нужно говорить обязательно.
Добрый день, Елена! Мы с дочкой очень любим делать игрушки своими руками! Когда мы создаем новую игрушку, дочка всегда просит, чтобы у этой игрушки была улыбка побольше (так как она сама очень любит улыбаться и смеяться) и обязательно добавляет, что-то свое (рисует на ней узор фломастером или раскрашивает в яркие цвета)! А Вы когда создаете нового персонажа добавляете ему частичку себя?! И есть ли в Ваших книгах какой-нибудь герой, который по характеру похож на Вас?!
Здравствуйте, Александр!
Как я понимаю Вашу дочь! Конечно же, какие-то мои качества есть у каждого придуманного героя. Есть они и в мечтательном Мишке, и в смешном поэте Егорке, и в Пластилиновом Ослике с его жаждой приключений, и в Картонном Домике, который умеет превращаться во что угодно, узнавать в себе что-то новое и радоваться этому!
Сразу немало вопросов задала Галина Александровна:
Елена, здравствуйте!
1. Кто Ваш идеальный читатель?
2. Какая у Вас в детстве была любимая книга?
3. Пишите ли Вы книги только для детей? А для взрослых не пробовали? Если нет, то почему?
4. Много ли Вы сами сейчас читаете? Читаете ли "коллег" и кого считаете наиболее авторитетным в современной детской литературе?
5. Насколько для детской книги важна иллюстрация? Приходилось ли Вам самой искать иллюстраторов для своих книг? Такое, вообще, возможно?
Большое спасибо и творческих Вам успехов!
1. Мой идеальный читатель – ребенок 6-8 лет, которому хотя бы раз в неделю на протяжении его маленькой жизни, что-то читали родители.
2. Любимых книг у меня было великое множество. Я уже отвечала на этот вопрос, пролистав ответы, Вы найдете список. Могу лишь добавить, что очень любила книги о Великой Отечественной войне. «Партизанка Лара», «Четвертая высота», «Повесть о сыне», «Повесть о Зое и Шуре», «Мы шли под грохот канонады» перечитывались бесконечно, все подвиги примерялись на себя.
3. Да, я пишу только для детей. Взрослых я хуже понимаю, они мне кажутся скучными.
4. Читаю очень много, но больше любимых классиков или мемуарную литературу. Квартира забита книгами, уже не знаю, как и где их размещать. Современников читаю только, если они сами просят посмотреть их рукописи. У меня почему-то не остается времени на современную литературу.
5. Иллюстрация, конечно, важна. Она может испортить впечатление от самого прекрасного текста. Например, меня очень разочаровало издание «Повести о рыжей девочке» с рисунками современного художника. Было обидно и больно за книгу.
6. Иллюстраторов своих книг искать самой доводилось, а как же. Людмилу Пипченко я нашла в интернете, на сайте «Иллюстратор.ру». Ольгу Граблевскую я тоже отыскала самостоятельно, мы познакомились в журнале «Костер». Иллюстрации Вадима Челака я увидела в интернете, и они мне очень понравились. Радует то, что издательства с завидной регулярностью идут мне навстречу.
Елена, а если бы Вы в своем детстве (лет в 8) прочитали бы книги, которые Вы написали, какая бы Вам понравилась больше всех? — спрашивает Евгения Склярова.
Думаю, что это были бы рассказы о Мишке и Егорке. В детстве я отдавала предпочтение историям о детях, а сказки читать не очень любила. Исключением были только сказки Андерсена и сказочные истории, происходящие в современном мире: «Шел по городу волшебник» Томина, например, или «Старик Хоттабыч» Лагина.
-
КНИГИ 1
Не знаете, что почитать?
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию