Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Портрет Дориана Грея | +4 |
Переулок капитана Лухманова | +2 |
История государства Российского | 0 |
«Карамзин есть первый наш историк и последний летописец» – такое определение дал ему А. С. Пушкин. Дабы "оставить по себе Отечеству не дурный монумент», в 1803 году Карамзин принялся за труд важнейший: за русскую историю, за создание многотомной "Истории государства Российского". «Появление сей книги... наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего не ожидал и сам Карамзин) - пример единственный в нашей земле». (А. С. Пушкин)....
Всякое искусство совершенно бесполезно.
(Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея").
Уайльд парадоксалист в чопорной викторианской Англии. Только он мог заявлять подобные вещи: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»; или: «В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». В эпоху расцвета морализаторства, доходящего до лицемерия, в эпоху расцвета реализма и натурализма,...
(Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея").
Уайльд парадоксалист в чопорной викторианской Англии. Только он мог заявлять подобные вещи: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»; или: «В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». В эпоху расцвета морализаторства, доходящего до лицемерия, в эпоху расцвета реализма и натурализма, требовавших от писателя отражать в произведениях реальную жизнь, он пишет изящные сказки-стилизации, провокационные пьесы, философский роман-эксперимент. В "Портрете..." Уайльд пробует "на прочность" свою теорию эстетизма. Искусство выше жизни...Однако подмена жизни искусством порождает нравственную трагедию и для Дориана, и для Сибиллы Вэйн, и для художника Бэзила. Извечной трагедии не минул и сам автор.
Открывая повесть автора «Переулок капитана Лухманова» (книгу этого знаменитого моряка герои «Семи фунтов брамсельного ветра» ценят больше приключений Гарри Поттера!), сразу погружаешься в неповторимую атмосферу послевоенного детства, времени, на которое пришлась пора взросления самого писателя. Едва отгремела страшная война, и раскаты её дошли до Турени — города в глубоком тылу. Недаром между Туренью и городом-героем Севастополем — цитаделью Черноморской обороны — образовались тонкие нити...
Начавшись с «полуспортивной» «жоски», игровое пространство крапивинской повести расширяется до масштабов целой жизни. Нет, автор не подменяет реальность игрою, а уравнивает их в правах, помогая увидеть даже в детской игре залог будущего жизненного пути. Не случайно на смену «жоске» приходит настоящая Игра, полная смысла и тайны, подобная членству в «рыцарском ордене», — создание Тайного Экипажа Корабельщиков во главе с парусным капитаном Дмитрием Афанасьевичем Лухмановым. ТЭК сплотил очень разных ребят: «смирного» Костю Удальцова, ловкого, но спокойного Вальку Федорчука (Чука), медлительного героя фронтовой бригады Витьку Бомбовоза, интеллигентного Вадика Саранцева, немного боязливого Бамбука... Что объединяет этих ребят? Конечно же, атмосфера тайны, жажда приключений, дух морской романтики, заставляющей видеть пусть в огромной, но всё же обыкновенной весенней луже океанскую синеву. Но это не главное. Ребят сплачивает некое внутренне единство, духовная общность, потребность в чувстве товарищеского плеча, на которое всегда можно опереться. Своим капитаном ребята выбирают Лухманова... Что это: извечная потребность юности в старшем товарище, добром друге-наставнике, который мог бы помочь словом и делом, или проявление глубокой общности человеческих судеб, когда случайные, казалось бы, совпадения иллюстрирую закон всеобщей связи явлений? Так в повести Крапивина возникает важный для писателя мотив «квантовых сцеплений», звеньев цепи, соединяющей судьбы во времени и пространстве. Ведь почти через полвека «наследники» тэковцев обнаружат множество обстоятельств, связывающих капитана Лухманова с Туренью.
Какова же природа этих «квантовых сцеплений»? С уверенностью можно сказать одно: они возникают лишь тогда, когда начинает действовать энергия добра, идущая от человека к человеку. В самом деле, разве сумели бы современные тэковцы отыскать модель парусника, сделанную Лухмановым, если бы Матвей Рощин не приютил в морозной день на пару часов Машу Чешуйкину? Разве смог бы маленький Данька Заборов противостоять жестокости учителя Барклая, если бы в своё время Маша не показала ему пример настоящего мужества и дружбы? Наконец, разве выжил бы в столичной клинике Федя Огонёк без заботы и внимания своих туренских друзей, приславших ему не просто кораблик — частицу своего сердца и надежду на выздоровление?!
Конечно, этой всеобщей энергии добра, которой пронизана крапивинская повесть, противостоит очень много зла, причём не абстрактного, а вполне конкретного, каждодневного, но не менее страшного. Вот в тёмном переулке какие-то подонки избивают Мирослава Рощина и оставляют замерзать на снегу. В далёком Петербурге уже не хулиганы, а стражи правопорядка насмерть забивают мальчишку черенком от швабры. Такие же «блюстители закона» хватают Матвея и Машу и, не разобравшись, обвиняют в поджоге. Свирепствует ювенальная юстиция, чьей жертвой становятся как всегда самые талантливые и в то же время самые беззащитные — такие, как Федя Огоньков. От произвола мадам Густорожской и «дельцов» из «Зелентреста» страдают не только люди, но и сама природа, ставшая разменной монетой в погоне за наживой... «Распалась цепь времён», и заново спаять её звенья смогут лишь чистые сердцем ребята, для которых слова «дружба» и «честность» не пустой звук, но действенный жизненный принцип.
Когда начинаешь глубже вдумываться в смысл крапивинской повести, понимаешь, что и название её далеко не случайно. Переулок капитана Лухманова — место не географическое. Это своего рода «островок» доброты, и товарищества среди моря зла и предательства. Но это ещё и часть крапивинской Дороги — того главного Пути через времена и миры, по которому идут все герои в поисках своего места в жизни. И пускай переулок Лухманова лишь малая часть этой Дороги, но тот, кто сумел разглядеть в невзрачном, тесном закоулке на окраине города дали морских просторов, стоит на верном пути.
Часто книги Крапивина порицают за слишком оптимистичный взгляд на вещи, за счастливый, почти сказочный, финал. Финал «Переулка...» тоже, на первый взгляд, счастливый. Все рядом, все вместе, как звенья одной цепи, все готовы встать на защиту того, что им дорого. Но тревожные ноты всё же прорываются сквозь мажорный тон, ведь зло не исчезло, а только отступило на время, поэтому крапивинским мальчикам и девочкам вновь придётся бороться за свою хрупкую, как сосновый кораблик, мечту о справедливости и за возможность остаться детьми в мире, где стремительнее всех валют обесценивается жизнь и личность ребёнка.
Не знаете, что почитать?