Максим Митрофанов ответил на вопросы читателей
Конкурс вопросов иллюстратору Максиму Митрофанову завершился, и настало время подвести его итоги. Вы прислали множество интересных вопросов. Благодарим вас всех за участие! Трое победителей смогут выбрать в подарок одну из двух новинок: «Рождественская песнь в прозе» или «Питер Пэн и Венди».

Это очень трудно сделать, так как многие отнеслись к акции неформально и интересных вопросов было много, да и люди в большинстве своем оказались приятными.
Всем спасибо, все молодцы, было очень приятно пообщаться!

Максим, здравствуйте! Прочитала о Вас, что в 6 лет ваша мама отвезла часть ваших работ на телевидение для участия в телепередаче «Выставка Буратино», после чего, вопроса о будущей профессии уже не возникало. Максим, в связи с этим сразу, если разрешите, несколько вопросов у меня, как у мамы детей, которые с большим желанием рисуют, и как у человека, влюбленного в ваши работы.
1. Максим, это правда, что, начиная с шести ваших лет вы никем, кроме как художником, не мечтали быть? Или сомнения все-таки закрадывались? :)) И если да, то в сторону какой профессии вы склонялись? Если не художник, то… кто?
2. Максим, получается, что благодаря маме, которая отвезла ваши работы на телевидение, вы поверили в себя и ваши родные в вас (была статья о вас, признавали вас как талантливого ребенка). То есть именно мама помогла вам определить или определила ваш дальнейший профессиональный путь?
3. Исходя из предыдущего вопроса — ваша мама для вас — вдохновительница, всегда поддержка?
4. Был ли в вашей творческой жизни сложный, возможно, какой-то особенно сложный, возможно, какой-то переломный момент? И, если да, то что помогло справиться?
5. У актеров обычно спрашивают-какую бы роль они хотели сыграть, какая роль-мечта всей их актерской жизни. А вы, Максим, что еще не нарисовали, не создали, не проиллюстрировали? Есть какая-то творческая мечта?
6. Максим, если уж мой любимый книжный магазин «Лабиринт» проводит с вами такую удивительную встречу, то и вопрос будет книжный: вы, так уж случилось волею судьбы, должны отправиться на какое-то время на необитаемый остров. Вам разрешено взять кисти и краски и только ДВЕ! бумажные книги. Какие книги вы с собой возьмете?
Благодарность. И, если можно, то разрешите сказать вам невероятных размеров спасибо за Алису. Благодаря вам я нашла свою Алису, милую, добрую, с которой нестрашно, с которой интересно и спокойно отправиться в Страну чудес. Ни в детстве, ни потом, во взрослом возрасте, я не могла смотреть мультфильм про нее, читать с теми иллюстрациями, которые были в книгах (да простят меня читатели и почитатели других Алис). Та Алиса создавала ощущение какой-то тревожности от происходящего абсурада, беспокойства, словно ты вышла из уютного своего домика, дверь в который навсегда закрылась, и ты оказалась среди чужих, совершенного равнодушных и каких-то схематичных людей. И только ваша Алиса — моя! Мне с ней уютно и спокойно! Благодаря этому мои дети тоже с ней познакомятся! СПАСИБО ВАМ!
7. Вопрос от моих детей (Данил и Никита, 8 лет):
— Думали ли Вы над созданием книги без слов: рассказать историю, придуманную Вами, но только с помощью рисунков, иллюстраций? — спрашивает Никита.
— Или уже известную историю (рассказ, сказку) рассказать только иллюстрациями, — дополняет Данил. — Какую и о чем?
Максим, еще раз спасибо за возможность прикоснуться к вашему творчеству. И заранее спасибо за ответы на наши вопросы.
Максим Митрофанов Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за вопросы. Попробую ответить на некоторые из них.
1. Честно говоря, я не помню, думал ли я в 6 лет о профессии и кем стану, когда вырасту? Мне просто нравилось рисовать, и родители поддерживали меня в том, что я любил. Так как я рисовал много и с удовольствием, в пятилетнем возрасте меня отвели в Дом Пионеров, в кружок ИЗО. Таких мелких, как я, там больше не было, но меня приняли. Я рано стал рисовать гуашью на больших ватманских листах. Не боялся и очень смело работал цветом. Работы того периода мама и отправила на телепередачу «Выставка Буратино».
Я писал об этом в одном из интервью:
«…До поступления в школу в моей жизни произошел еще один случай, который окончательно повлиял на решение моих родителей учить меня рисованию серьезно. В те годы по телевизору шла популярная детская передача «Выставка Буратино». На эту программу дети присылали свои рисунки. Самые интересные показывали и обсуждали. Мама тоже отправила мои работы в эту передачу и их показали. Мало того, в одной из центральных газет напечатали заметку об этой передаче, где было написано про мои рисунки. В этой короткой статейке, меня называли «Талантливый Московский Художник» — Смешно! Мне тогда было шесть лет, и газеты меня мало интересовали. А вот, то, что Буратино смотрел мои работы по телевизору, а потом еще прислал мне письмо на специальном бланке, меня очень порадовало. Ведь в детстве Буратино был моим любимым сказочным героем!
Когда я поступил в художественную школу, то оказался в окружении таких же «Талантливых Московских Художников», как и я. А некоторые были и поспособней. Надо было учиться наравне со всеми, получать знания, овладевать навыками мастерства. Работать, работать, работать… и надо сказать: мне это безумно нравилось!»
В Художественную школу я попал так:
«…маме посоветовали показывать мои работы на выставках детского рисунка. Она так и сделала. На одной из таких выставок меня наградили. Какой-то художник, приглашенный в жюри, к сожалению, я не знаю его имени, настоятельно порекомендовал отдать меня в детскую художественную школу Краснопресненского района. Воспользовавшись его советом, родители отвели меня на экзамены, и я поступил в первой класс этой самой школы, где проучился все 10 лет».
Никто не собирался делать из меня художника целенаправленно. Меня пробовали отдать на музыку и в спорт, но это оказалось не мое.
2. Да, с мамой мне повезло. Она меня всегда и во всем поддерживала, но поверьте, телевидение тут было не причем — это всего лишь эпизод, приятное воспоминание. От меня никто не ждал олимпийских рекордов в 6 лет. Если бы мои рисунки даже не показали в передаче, мама и все остальные родственники не перестали бы в меня верить и поддерживать! Вообще, в детстве очень многое зависит от родителей. К сожалению, понимаешь это только во взрослом возрасте.
3. Мама у меня замечательная во всех отношениях! Ей удавалось давать мне максимум свободы и при этом все держать под контролем, не знаю, как она это делала. Благодаря отношениям сложившимся в детстве мы и сегодня с ней прекрасно ладим!
5. Да! С юности мечтал проиллюстрировать все книги про Пеппи Длинныйчулок. Но не судьба!
6. Две краски и две книги?! Интересно! Если бы бумага для работы была белая, то я бы взял с собой черную краску и охру. Вместе они могут создать прекрасное ощущение цвета. Конечно, я могу назвать любимые произведения, и их больше двух. Но если я отправлюсь на необитаемый остров, и мне там не надо будет вести борьбу за выживание, я использую это время, что бы написать свою книгу. Давно хочу, но вот времени нет.
7. Данила! Привет! У меня есть друг Данила, кстати. Мы с детства знакомы!
Да, когда-то я хотел нарисовать такую историю и даже сделал эскизы. Это история о пожилом художнике, который нарисовал все на свете и не знает, что ему делать дальше. Тогда он загадывает желание, что бы к нему пришла новая идея… В общем, все закончилось хорошо!
8. Никита, Здравствуй!
Дело в том, что я все время пытаюсь оформить книгу так, чтобы сюжет можно было рассказать глядя только на картинки. Во всех моих книгах, очень много рисунков, меня даже ругают за это иногда. Поэтому я готов проиллюстрировать множество историй, так, чтобы в книге были только картинки. Мне самому это очень интересно делать!
Спасибо за добрые слова. Рад, что моя Алиса Вам понравилась. Такое всегда приятно читать!
Здравствуйте ! Как вы думаете, из чего сделаны говорящие цветы в сказке «Алиса в Зазеркалье»? У меня есть книга «Все об Алисе» с вашими иллюстрациями. Очень красиво.
Рисовали ли вы бессмысленные детские рисунки в книжках в детстве?
Все ли учителя по ИЗО не всегда оценивают по достоинству работы своих учеников? Я очень много рисую. На листах бумаги, на ластиках… Еще я пишу стихи, пою и играю на фортепиано, у меня много талантов. Но мои работы не всегда получаются красивыми. Одноклассники говорят, что у меня получается «нормально». Но рисование — одно из моих хобби. Я рисую иногда просто так, руки сами рисуют. Но не всегда выходит. У меня нет особого таланта, я просто РИСУЮ. Сама для себя. Я не хочу стать художником. Почему меня так тянет рисовать ?
Еще вопрос: «Что делать, если учитель по ИЗО считает, что я не стараюсь, а у меня просто небрежность от природы?» Бывает ли, что кого-то или что-то неприятно рисовать?
Если вам на какой -нибудь праздник подарят картину, как вы отнесетесь к подарку? Что думаете о картине «Девятый вал» Айвазовского?
Алина, 11 лет
Максим Митрофанов Алина! Здравствуй!
С удовольствием прочитал твои вопросы. Как будто получил письмо, в котором человек не только спрашивает, но и рассказывает о себе. Всегда приятно отвечать, когда представляешь, кто твой собеседник! Спасибо!
Итак:
1. Я думаю, что Цветы в Зазеркалье настоящие! Из стебля, лепестков и листьев, просто они наделены умением болтать!
2. Каюсь, рисовал, если вдруг родители оставляли меня без присмотра или не успевали отобрать книгу. Правда, я себя не помню в том возрасте.
Обычно я почему-то заштриховывал зрачки злодеям или рисовал на солнце рот и глаза. Такие книги у меня сохранились. Ничего хорошего в этом нет.
3. Я думаю, что учитель во время оценки работы, думает не о индивидуальности ученика, а о том, как ребенок справился с задачей, которую он перед ним поставил. У учителя есть своя программа, план урока и ему важно, чтобы задание было выполнено так, как он считает нужным.
4. Вам нравится рисовать, потому что это одно из самых приятных занятий на свете! Лично я так считаю!
Знаете, у нас во время учебы в художественной школе, а потом в институте было такое выражение: «Если можешь, не рисуй, освободи место другому!» Раз вам нравится постоянно рисовать, может быть это больше чем просто хобби?!
Это легко проверить!
До десяти лет рисуют почти все дети и делают это с увлечением. Но к 11-и годам начинается то самый момент, когда приходит время учебы. Во всех школах и студиях перед детьми начинают ставить серьезные задачи. Они рисуют натюрморты, делают наброски, работают с натурой, занимаются построением, изучают перспективу, учатся добиваться объема, решают композиционные задачи, в общем, оттачивают свое мастерство. Все это требует много сил и труда. И вот тогда, многие дети бросают рисование. Остаются только те, кому по-настоящему это интересно и кто готов учится и работать над собой.
Попробуйте не ограничивать себя только школьными уроками ИЗО, если вам доступны школы и студии. А вдруг вы будущий дизайнер или архитектор?!
5. Вот вам мой совет, Алина. Подойдите к учителю по ИЗО после урока и попросите его спокойно, что бы он вам сам показал, своей рукой, как надо рисовать и что он хочет видеть на ваших рисунках. Как сделать так, чтобы рисунок не выглядел небрежно. Иногда достаточно просто поменять кисточку, которой Вы работаете, и все станет выглядеть иначе. Результат зависит не только от умения и желания, но и от материалов, которыми вы пользуетесь. Может быть, вы рисуете очень мягким карандашом и он вам все пачкает. Может быть, вы пользуетесь кисточкой для клея, которые так любят у нас класть в наборы школьной акварели. Может быть, вы работаете на очень тонкой бумаге
Простите, но я сам по образованию учитель рисования и черчения. Опыт преподавания имею!
6. Да, конечно! Например, я не люблю рисовать военные сцены и баталии.
7. Мои коллеги иногда мне дарят свои работы, я очень бережно их храню!
8. Что я могу думать! Ой-ой-ой! Не хотел бы я оказаться на месте людей изображенных на этом полотне.
Добрый день! У меня дочь очень любит рисовать. Рисует много. Всегда и везде, даже на ластиках и линейках. Хочет, когда вырастет, стать иллюстратором. Посоветуйте, пожалуйста, как ей осуществить свою мечту?
Максим Митрофанов Евгения, здравствуйте!
Передавайте от меня привет и наилучшие пожелания дочке.
Я только что писал про это в ответе для Алины. Посмотрите, пожалуйста!
Совет могу дать только вам, как маме. Постарайтесь найти такое место, где дочка будет не просто проводить досуг, рисуя в свое удовольствие, а серьезно заниматься делом, которому хочет посвятить свою жизнь! Тут одного желания мало, надо очень много трудиться, поэтому помогите ей попасть в общество единомышленников, где ее станут учить мастерству и помогут лучше раскрыть все способности. Сейчас многое зависит именно от Вас!
Желаю удачи!
Победители! Чтобы получить приз, пришлите, пожалуйста, свои почтовые адреса и телефоны на почту konkurs@labirint.msk.ru с пометкой «Конкурс вопросов Максиму Митрофанову». Внимание: по поводу призов вы можете обратиться в течение трех месяцев с момента объявления результатов конкурса.
Максим Сергеевич, СПАСИБО вам за тот удивительный, волшебный мир, который вы создаете в своих работах!!! За все доброе, что есть в ваших картинках и за то, что детей порой не оторвать от книги, где написано «Художник Максим Митрофанов» :) Меня всегда интересовало, что вам как художнику необходимо, чтобы настроиться на рабочий лад? Это же очень не просто абстрагироваться от всего того, что происходит в жизни… И был ли у вас опыт работы с зарубежными издательствами? Если да, то это были книги или журналы (как например Мурзилка)? Сильно ли отличается взаимодействие с редакторами от того как это бывает в российских издательствах?
Максим Митрофанов Здравствуйте, Ира! Спасибо за добрые слова о моих работах.
1. Тишина, хорошее освещение и интересная история, которую хотелось бы рассказать не словами, а с помощью карандаша и красок.
Честно говоря, мне-то наоборот, труднее абстрагироваться от работы и переключится на другие обыденные дела. Когда погружаешься в новый интересный проект, то думаешь о нем постоянно и все остальное становится второстепенным. Обычно, садясь к столу, я забываю обо всем, что нас окружает. Но это в идеале, конечно…
2. Да, я работал с зарубежными издателями.
В США я рисовал для одного известного детского журнала, несколько лет подряд.
А еще я оформлял книги для корейских издательств. В начале 2000-ых многие наши иллюстраторы работали на Корею через агентство «Пиарт». Там уровень печати был гораздо выше, чем у нас. Приятно было видеть свои рисунки в хорошо изданных книжках, да и платили они больше. Прошло время, и у нас тоже появились очень приличные типографии. К тому же, все книги, что я рисовал для корейцев, нельзя было увидеть и купить в России. Нашему читателю это было недоступно. Странное ощущение. Работаешь, работаешь, а показать нечего, по этому я всегда больше внимания уделял книгам для наших издателей. Да и заказы в какой-то момент закончились сами собой.
Работа с зарубежными редакторами отличается тем, что книга рисуется и сдается поэтапно. Сначала утверждают макет и все эскизы, нарисованные в карандаше. Потом начинаешь работать с цветом и тоже все отсылаешь на одобрение редактору. Это очень четко выстроенная система, где тебя контролируют и ты не можешь перейти от одного этапа к другому, пока не получишь одобрение. По-моему, это тормозит и ущемляет творческий процесс. Получается такая работа на заказ. Кто-то говорит тебе: «А я хочу так, а вот тут вот так…»
Считаю это приемлемым, только когда редактор сотрудничает с начинающим художником, от которого неизвестно что ждать, или при работе над энциклопедиями и учебниками.
В американском журнале мне сразу предоставили список того, что я не должен рисовать: таблетки, ножи, сигареты
В нашей стране у художника в книге больше свободы.
Здравствуйте, Максим! Расскажите, какой предмет в школе был у вас любимым и нравились ли уроки ИЗО?
Максим Митрофанов Ольга, Здравствуйте! Не помню я такого! Наверное, литература и история, но не всегда. А вот то, как преподавали некоторые учителя, мне очень нравилось, и хотя я не любил сам предмет, ходил к ним на уроки с удовольствием. Это счастье, когда учителя могут увлечь аудиторию и 45 минут пролетают интересно и незаметно. К ИЗО в школе был равнодушен!
Предметы в средней образовательной школе меня мало интересовали, а вот учителя и ребята там были очень хорошие!
Параллельно с общеобразовательной школой, с первого класса, я ходил в Краснопресненскую ДХШ (детская художественная школа), сначала два, а потом четыре раза в неделю. А с 13 лет, по воскресеньям ездил на студию «Союзмультфильм». Вот там мне было интересно.
Здравствуйте, Максим! За каждым успешным человеком стоят обычные люди, чаще всего это родители или близкие люди. Расскажите кто первый разглядел в вас талант и помог его развить?
Максим Митрофанов Ольга, Приветствую!
Мама! Мама! Мама! Кто же еще?!
Рисовать я начал очень рано и мне это всегда нравилось, но в детстве, все рисуют, и многие очень успешно. Поэтому родители пытались отдавать меня в разные студии и кружки с раннего детства, чтобы выявить к чему я имею больше способностей. В конце концов моя любовь к рисованию перевесила и все успокоились.
Я уже рассказывал про это в одном из интервью:
«Одно время, меня возили на стадион Динамо, заниматься фигурным катанием в «Школу олимпийского резерва» известного тренера Е. Чайковской. Я ходил в группу для самых маленьких. Мы тренировались на катке, раскрашенном разметкой для игры в хоккей. Не могу сказать, что катание на коньках меня захватило, и пока мои соученики воодушевленно накручивали круги, делали пистолетик, ласточку и другие упражнения, я при любой удобной возможности плюхался на лед, откалывал острием конька красные и синие льдинки от разметки и пытался рисовать ими причудливые узоры на белоснежном ограждении, как цветными мелками. В конце концов, терпение у тренера лопнуло и меня за шиворот выволокли с катка, вручили маме, порекомендовав отдать сына в маляры.
Вторая история произошла тогда, когда я пошел заниматься музыкой. На уроке сольфеджио весь класс тщательно выводил ноты в нотных тетрадях, а я опять ушел в свободный полет. По нотным линейкам у меня бегали, лазили и веселились вовсю человечки и ноты с пририсованными ножками и ручками. Когда учитель увидел эти художества, он также не стал со мной церемониться».
Здравствуйте, Максим! Говорят все творческие люди немного чудаки, а какая изюминка есть у вас?
Максим Митрофанов Ольга, еще раз привет!
Когда я работаю над каким-либо произведением, я начинаю смотреть все, что с ним связанно и что было сделано до меня. Провожу большую исследовательскую работу с погружением. И еще начинаю скупать книги по этой тематике, игрушки, статуэтки
Здравствуйте, Максим! Расскажите, пожалуйста, какая ваша самая любимая работа и сколько времени потратили на нее? А какая работа далась очень трудно, но в результате получилось то, что хотели?
Максим Митрофанов Ой! Вот это сложный вопрос!
Нет ни одной работы, к которой я бы не хотел вернуться через какое-то время и что-то в ней изменить. В тот момент, когда я оформляю книгу, я стараюсь ее любить и делать так, чтобы нравилось самому. Не всегда так выходит. Иногда работа не получается. Наверное, рассказывая про каждую свою книгу, я могу вспомнить моменты, когда она мне нравилась и эпизоды, когда работа над ней шла с трудом. Это же творческий процесс, он хорош тем, что ты всегда имеешь право на ошибку, которую можешь исправить.
Максим, здравствуйте. Скажите, какого из нарисованных вами персонажей вы бы назвали собственным альтер-эго, художественным двойником? С уважением, Вера.
Максим Митрофанов Вера, здравствуйте!
Наверное, во всех персонажах, нарисованных мной, есть частица меня. От Капитана Крюка до Питера Пэна. Когда ты рисуешь книгу, то проживаешь жизнь каждого героя и поэтому становишься в какой-то момент и Щелкунчиком, и Мышиным Королем, иначе не получится. Конкретного такого персонажа нет, с которым я бы полностью себя мог ассоциировать, во мне, как и в каждом из нас, есть от всех по чуть-чуть! Иногда, попав в какую-нибудь жизненную ситуацию, я вдруг мысленно произношу фразу из книги, которую иллюстрировал. Наверное потому что испытываю те же эмоции, которые переживал, рисуя то или иное событие, но вообще я разделяю мир который придумываю и в котором живу.
1. Какая ваша любимая книга в детстве?
2. Для кого вы иллюстрируете книги — для детей или для души?
3. Есть у вас желание или мечта проиллюстрировать, «Конька-горбунка» Ершова?
4. Какие сказки вам больше по душе иллюстрировать: российские или импортные?
5. Вы знаете что книга, «Золотой гусь», приняла участие в фильме «Все включено 2»?
6. Вы все «Сказы» Бажова проиллюстрировали?
7. Кто из патриархов детской иллюстрации вам больше всего нравится ?
8. Был период в вашем творчестве (в детском, зрелом возрасте) когда вы хотели кому-нибудь подражать?
Максим Митрофанов Владимир, приветствую. Ой, сколько вопросов сразу!!! Простите, что отвечу не на все.
1. В самом раннем детстве самая любимая книжка — это «Приключение Буратино или Золотой ключик», квадратного формата, вся в картинках с небольшими подписями, которую оформил Леонид Викторович Владимирский. Очень жалею, что впоследствии он ее перекрасил и частично перерисовал. Тот первый вариант больше никто не издает, я свой экземпляр храню по сей день.
2. Обычно я иллюстрирую те произведения, которые сам любил читать в детстве, поэтому на Ваш вопрос отвечу так: Для себя, того ребенка, которым был когда-то!
3. Честно говоря, при всей любви к этому произведению П. Ершова, я никогда не думал о том, что бы самому за него браться. Мне очень нравился мультфильм и рисунки Н. Кочергина к этой сказке.
4. Больше всего люблю английскую литературу: и читать, и оформлять.
5. ОЙ!!! НЕТ! А это что такое и где? Очень любопытно! Поподробнее, пожалуйста!
6. Нет, конечно! Я оформил «Сказы» Бажова в издательстве «Эксмо». Это была книга вся в рисунках, в нее просто не могли войти все произведения… но самые известные там присутствуют. А потом, для того же издательства я сделал несколько полосных иллюстраций в отдельный сборник. Там было гораздо больше произведений, но картинок почти не было.
7. Много!
8. Разумеется! Полжизни мы учимся у кого-то, а оставшееся время стараемся выдать что-то свое. Вообще, я постоянно смотрю, что делают другие художники. Мне это не мешает, наоборот вдохновляет на собственные подвиги!
Прибегали ли вы когда-нибудь к заимствованию отдельных персонажей у других художников? Есть ли у ваших героев прототипы?
Максим Митрофанов Здравствуйте, Алексей.
Прототипов много! Обычно это были мои друзья и учителя.
Ну, например, в книгах про Алису Л. Кэрролла, я рисовал в образе Черной Королевы художника-иллюстратора, Нику Георгиевну Гольц. В образе Белой Королевы-живописца, Татьяну Исааковну Лившиц. Белый король-это искусствовед Манин Виталий Серафимович. А старый профессор из «Лев, Колдунья и платяной шкаф» К. Льюиса — это художник-иллюстратор, Леонид Викторович Владимирский. Все они у меня ассоциировались с этими персонажами. На тот момент я просто не видел их по-другому.
Здравствуйте, Максим! Ваш Питер Пэн оказался для меня самым близким Питером Пэном. Книгу хочется преобрести для дочери и для себя. И вопрос у нас связан именно с этим произведением. Моя дочь спросила меня, верю ли я в Питера Пэна и прилетал ли он ко мне в детстве. Скажите, пожалуйста, а вы бы как ответили на такой вопрос ребенка (дочери 7 лет, еще верит в сказки)? Верили ли в Питера Пэна в детстве? Были ли вы знакомы с этим вечным мальчиком? Участвовали ли вы в полетах в страну Детства? Спасибо!
Максим Митрофанов Ольга, здравствуйте! Я очень рад, что Вам понравился Питер Пэн в моих иллюстрациях.
Что тут сказать? Когда я был ребенком, в нашей квартире были собраны все тома книг «Библиотека мировой литературы для детей», и в одном таком томе с иллюстрациями Александра Кошкина жили истории про Винни-Пуха, Маугли, Алису и Питера Пэна. Книга вышла в 1983 году. Мне тогда было 8−9 лет. Очень мне в этой книге рисунки нравились, которых было, к моему сожалению, совсем мало. Несколько полосных иллюстраций к каждому произведению. Питер Пэн — единственная сказка, которую я тогда не осилил. Эта история почему-то меня не захватила.
В том же 1983 году вышла пластинка «Питер Пэн и Венди» с яркой, подробной обложкой. Она состояла из двух частей. Эта пластинка была у моего лучшего друга, и мы ее слушали. Она мне понравилась больше, чем книга. Там была задорная песенка «Пропащих Мальчишек»
Больше мне никаких воспоминаний связанных с Питером Пэном не приходит в голову. Эта книга не была так широко известна в моем детстве, как сейчас. У нас были совсем другие герои!
И только когда я уже учился в институте, художник-иллюстратор Леонид Викторович Владимирский дал мне текст «Питер Пэн и Венди» в переводе Нины Михайловны Демуровой… и вот только в тот момент я проникся этой сказочной повестью раз и навсегда. Очень много зависит именно от перевода. Книга оказалась по-настоящему волшебной!
Я долго искал издателя, который бы согласился напечатать полный перевод Демуровой с моими рисунками. Никто не хотел. Все привыкли к пересказу. И только благодаря решительности Бориса Кузнецова и людям из его редакции, мне удалось оформить эту книгу в издательстве «Росмэн», 5 лет назад.
А сейчас эта книга обрела новую жизнь в издательстве «Речь»!
Дочке передавайте от меня привет и скажите, что дядька Макс поверил в Питера Пэна во взрослом возрасте и верит по сей день. Правда, мне бы не хотелось оказаться у него на пути. Пусть летает подальше от моих окон. Он бы меня быстро прикончил, так как все взрослые для него — пираты!
Что сложнее, придумывать идеи для рисунков или переносить их на бумагу?
Максим Митрофанов Фрол! Привет! Отличный вопрос!
Самое трудное это пропустить задуманное в голове через руки на бумагу! Ты все придумываешь, тебе не терпится воплотить идеи в жизнь, ты представляешь, как это здорово сейчас получится, берешь кисти, краски и тут начинается мучение, то в цвет не попал, то композиция не складывается, то ракурс не тот! Ох! И вот пробуешь, пробуешь, пробуешь!
Если бы мы рисовали только силой мысли, все было бы куда проще!
Какая ваша любимая книга? Какую книгу вы мечтаете проиллюстрировать следующей? Какой ваш первый опыт работы с книжными иллюстрациями? Иллюстрации каких авторов вам очень нравились в детстве? Вы относите поклонников своего творчества к читателям или скорее к ценителям изобразительного искусства?
Максим Митрофанов Алексей! Добрый день! Простите, отвечу не на все.
3. Первая книжка, кстати, у меня вышла в Америке. В 15 лет, в Москве, я познакомился с американкой Ланой — Lana Israel, которая прославилась тем, что в 13 лет написала книгу «Сила мозга для детей — Как мгновенно стать гением» (Brain Power for Kids — How to Become an Instant Genius). Мы были ровесниками, а она уже тогда ездила по всему миру с лекциями. Меня заинтересовала ее книга, а ей понравились мои рисунки. Мы решили попробовать сделать что-то вместе. И хотя иллюстрации для своей книги Лана делала сама, я также оформил одно из изданий. Храню его, как память! Так что в 40 лет я мог отметить 25 летний юбилей работы в книжной иллюстрации.
4. В раннем детстве мне, наверное, как и всем советским детям нравились рисунки Сутеева, Чижикова, Владимирского и Огородникова.
Когда подрос, открыл для себя Гольц, Митурича и Калиновского.
5. Я отношу поклонников моего творчества к людям, которым нравятся истории, которые я рассказываю с помощью кистей и красок; К тем, для кого созданный мной визуальный мир соответствует тексту который они читают. К тем, с кем наши взгляды на историю совпадают!
Работая над иллюстрациями к книге, я не только самовыражаюсь как художник, показывая свое мастерство, мне еще очень важно создать образы персонажей и рассказать историю в картинках так убедительно, чтобы зритель хотел возвращаться к ней снова и снова.
Была ли у вас когда-нибудь тройка по ИЗО? И как вы относились к неудачам и несправедливости в отношении оценки Ваших работ?
Максим Митрофанов Татьяна, здравствуйте!
Про тройки по ИЗО не помню!
Как я могу относиться к несправедливости в отношении оценки моих работ, так же как к несправедливости в целом — возмущаюсь и расстраиваюсь! Но стараюсь никому ничего не доказывать, а просто продолжаю работать дальше, больше и лучше, для тех, кому это нравится!
А неудачи у всех случаются. Это наш жизненный опыт — без ошибок жить не получается! Главное, чтобы была возможность все исправить!
Когда вы поняли, что хотите быть иллюстратором? Где и сколько вы учились?
Максим Митрофанов Алена! Приветствую!
То, что я стану художником, стало мне понятно с самого раннего детства, но я очень долго решал, кем же стать: художником-иллюстратором или мультипликатором.
В Художественной школе мне очень повезло с учителем, который привил и укрепил мою любовь к иллюстрации. Я писал про него в одном из интервью:
«С третьего по шестой класс в общеобразовательной школе у меня начинались уроки во вторую смену, поэтому в художественную школу мне приходилось ездить рано утром. Тогда я попал в класс к Иродову Юрию Саввичу, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, А главное, что на дом он нам не задавал рисовать бесконечные натюрморты и виды из окна. Этим мы прекрасно могли заниматься и в классе под его четким руководством.
Юрий Саввич постоянно читал нам книги и просил, чтобы мы дома делали композиции на заданные темы. Мы приносили ему свои работы, а он их очень внимательно разбирал, говоря о недостатках и достоинствах. Мы рисовали композиции по самой разной тематике и при этом пробовали всевозможные техники исполнения. Он так умел заразить нас работой над сюжетом, что я с ходу могу назвать трех художников, которые посвятили свою жизнь иллюстрации. И это только из тех, кто учился со мной в одном классе. Мы все вспоминаем его со словами благодарности. Так продолжалось три года, пока расписание в общеобразовательной школе не поменялось, и я не вернулся в свой родной класс. Помню, что в старших классах Юрий Саввич какое-то время заменял нашего преподавателя и опять читал, читал… Педагогом он был замечательным».
Но также мне очень хотелось делать мультфильмы. Я понятия не имел, что это такое и как их создают. Видя мой интерес, родители, в 1988 году, когда мне было 13 лет, отвели меня на студию «Союзмультфильм», где по воскресеньям проходили занятия для детей.
Руководил кружком Куроян Иосиф Яковлевич. Человек с ангельским терпением! Он делал все, чтобы привить нам любовь к анимации, и делился всеми секретами мастерства.
Я тоже про это уже писал в интервью:
«Занятия шли уже несколько лет. Ребята там занимались абсолютно разного возраста. Кто-то, вроде меня, только поступил и начинал с самых азов, а кто-то уже пытался делать что-то самостоятельное. У Иосифа Яковлевича хватало сил и терпения заниматься с каждым индивидуально. Помогать, бесконечно исправлять, объяснять одно и то же по сто раз.
У него был талант не только аниматора, но и педагога. Утром мы приходили на студию, сначала нам показывали мультфильмы, а потом все принимались за работу. Отрабатывали передачу движения: от самого примитивного до сложного. Сначала это был прыгающий мяч, потом лягушка, затем летящая птица, развевающийся флаг и т.д».
В общем, я очень рад, что мне в раннем возрасте удалось попробовать себя и в иллюстрации и в мультипликации. Выбор стал очевиден. Как я уже писал:
«…О Господи! Как же мне тогда казалось это все долго и сложно. Совсем не так, как я себе представлял. В секунде 24 кадра. Это значит 24 рисунка. Сколько же надо было сделать рисунков, хотя бы для 10-и минутного мультфильма. Я был вынужден признать, что одному это не осилить и за год, а работать в коллективе, бригадным методом я не хотел. Это не для моего темперамента! Вот в иллюстрировании книги- совсем другое дело, результат виден сразу и за свою работу ты один несешь полную ответственность от начала и до конца. В кадре же ты будешь работать одним из многих, например, изображая падающий лист или капли дождя, в то время, когда другие будут рисовать действия на переднем плане и фон сзади. Что же тогда может получиться в результате, когда одну работу делает такое количество народу?!
В тринадцать лет это просто не укладывалось в моей голове. Плюс ко всему ты должен был работать не со своим персонажем, а с тем, которого придумал художник-постановщик.
Я еще больше зауважал всех аниматоров вместе взятых, которые способны совместными усилиями создать что-то единое и живое. Мне нравилось, когда мой мяч оживал и начинал скакать, лягушка прыгать, а птица летать. Я с удовольствием занимался в этом кружке, но любовь к иллюстрации перевесила с большим преимуществом. Я понял, что оформляя книгу, я и режиссер, и художник- постановщик, и мультипликатор, и еще много- много кто в одном лице!
Это здорово, что в детстве мне удалось попробовать себя в каждой из этих сфер, чтобы в дальнейшем без ложных иллюзий двигаться в сознательно выбранном направлении».
2. Я много где учился. Сначала меня водили в кружок в Дом Пионеров. В 7 лет я поступил в Краснопресненскую ДХШ (детская художественная школа). Параллельно с 13-и лет, ходил на занятия в «Союзмультфильм». В 15 лет попал на худ-граф в Педагогическое училище (быстро переименованное в Колледж). Художественную школу не бросал при этом. Потом был Пед институт. Но художник — это такое занятие, которому продолжаешь учится всю жизнь!
Максим, спасибо за ваше творчество! Скажите, а каким ребенком вы были? Сбегали ли вы с уроков? Были ли школьные проступки, за которые до сих пор стыдно, либо с коликами в животе приятно вспоминать?
Максим Митрофанов Надежда! Здравствуйте! Омску привет!
Всегда пожалуйста. Рад, что Вам нравятся мои работы.
Каким я был ребенком, наверное, лучше скажут те, кто меня помнит в том возрасте.
Общеобразовательную школу я не любил, мне хотелось рисовать, а не решать задачки по алгебре или уравнения по химии. Интересно мне было в Художественной Школе. Но у меня были замечательные одноклассники, давали списывать и вообще выручали много раз. Конфликтов с учителями у меня тоже не случалось, они относились ко мне с пониманием! Я оформлял для них стенды и рисовал стенгазеты, а они за это не очень меня мучили. Если я сбегал с уроков, то только вместе со всем классом. Специально не прогуливал. У нас был дружный класс. До 7-го класса (10-и летняя система образования), мы много времени проводили вместе. Наш классный руководитель, Долотова Галина Ивановна, очень старалась нас объединять. Мы ходили в походы, на экскурсии, устраивали чаепитие каждый праздник.
Двор нашей школы выходил в парк, а если пройти весь парк, то упрешься в Дом Пионеров, поэтому в этом парке всегда было много детей и подростков. После школы, пообедав и переодевшись дома, мы бежали туда, чтобы встретиться и провести время вместе. Это все происходило в 80-х годах, когда дети были самостоятельными и свободными. В парке были пруды и гора, на которой стоял деревянный замок, по которому можно было бегать и лазить. Вот на этой горке мы много времени проводили с одноклассниками. А летние каникулы я обычно проводил на даче с прадедушкой, где у меня тоже были очень хорошие друзья. В общем, до 13-и лет я себя прекрасно чувствовал и был доволен жизнью. Ну, а потом начались все прелести взросления.
Конечно, как и все, в школе я совершал поступки, за которые стыдно до сих пор. Могу в свое оправдание только сказать, что все это случалось по глупости и неопытности, а не специально.
День добрый! Я посчитал книжки с вашими иллюстрациями в библиотеке, их девять. Детям они нравятся, из них прямо прет такая жизнерадостность, оптимизм и юмор, даже в достаточно мрачных историях. Это делает жизнь лучше, спасибо. Вопросы у нас такие:
1. Ваши иллюстрации книжечки про льва, колдунью и шкаф из «Хроники Нарнии» — настоящее явление, почему только одна, почему только в дешевой серии? Будет ли вся серия с вашими иллюстрациями?
2. Рисунки у вас замечательные, но иногда кажется, что лица повторяются. Где, по-вашему, проходит граница между стилем художника и самоповторами?
3. В чем отличие наших детских художников от западных? Есть ли на Западе интерес к вашим иллюстрациям, издаются ли они за границей?
4. Существует канон детской литературы («Алиса», «Питер Пен», «Щелкунчик», «Пиноккио» и тд), который иллюстрирует каждый известный иллюстратор детских книг. Сложнее ли вам работать с книжками, которые до вас уже иллюстрировалась миллион раз?
Максим МитрофановЛеонид, спасибо! Мне очень приятно это читать.
Прошу прощения, отвечу не на все!
1. Я прочитал «Лев, Колдунья и платяной Шкаф» в конце 90-ых. Это была отдельная книга с иллюстрациями Г.
2. Ах, если бы я знал ответ на этот вопрос! Думаю, многие художники ломают над ним голову!
4. Не мешает! Наоборот!
Во-первых, почти все эти книги я читал в детстве и еще помню то ощущение, которое испытывал тогда, погружаясь в ту или иную историю. Ведь это мировая классика, которая надолго врезается в твою душу, а иногда и поселяется там навечно, поэтому мне всегда приятно вернуться в то время и пережить эти истории снова, не только читая, но и оформляя их.
Во-вторых, я из тех художников, которым не мешает в работе смотреть на то, что было сделано ранее по этой теме. Я изучаю буквально все, что нарисовали до меня, анализирую и потом выдаю что-то свое. Мне это дает стимул, посмотреть на сюжет с разных сторон и нарисовать в иллюстрации то, что никто раньше не рисовал!
А потом, я не могу сказать, что «Пиноккио» или «Рождественскую песнь» много кто иллюстрировал из наших соотечественников. Можно по пальцам перечесть. Да и полный перевод «Питера Пэна» в иллюстрациях российского художника я что-то не встречал!
Добрый день, Максим. Я люблю сказки и хотела бы узнать, какая сказка была вашей самой любимой в детстве. С уважением. Анна.
Максим Митрофанов Добрый день, Анна!
В раннем детстве, «Золотой ключик или приключения Буратино». Еще все книги про Незнайку любил.
А потом, конечно «Пеппи Динныйчулок» и «Карлсон, который живет на крыше» стали моими лучшими друзьями!
Здравствуйте! Спасибо Вам за Ваше творчество! У нас дома живет великолепное (лучшее воплощение, на мой взгляд) Кентервильское привидение, а еще очень хочется Вашего Щелкунчика с хорошим переводом… Скажите, бывают ли у вас нелюбимые персонажи? Такие, что упираются и не хотят подчиняться карандашу… И всегда ли находится тот самый образ, или, бывает, приходится помучаться?
Максим Митрофанов Наталья, здравствуйте!
Спасибо за добрые слова!
У меня бывают нелюбимые темы для работы и я стараюсь их избегать!
Поиск образа, это очень интересный, но не всегда легкий этап в работе над книгой. Иногда приходится сделать очень много эскизов и вариантов, чтобы герой получился убедительным. Например, образ Алисы из Страны Чудес у меня долго не складывался и я долго не был не уверен, правильный ли типаж я выбрал. Наверное это был самый сложный характер, над котором мне пришлось работать!
Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим художником-иллюстратором (помимо умения хорошо рисовать)? (вопрос от Кости, 8 лет)
Максим Митрофанов Костя, Здравствуй! Спасибо за вопрос!
Но, наверное, он должен очень сильно любить то дело, которым занимается! Тогда ему самому будет всегда интересно, и он никогда не остановится на достигнутом!
Здравствуйте, есть ли у вас такое произведение или книга, которую не проиллюстрировал ваш любимый художник (в детстве, например), но до сих пор вы бы этого очень хотели?
Максим Митрофанов Надежда, добрый день!
Да! Есть! Книги про Питера Пэна и Алису в переводе Нины Михайловны Демуровой, я открыл для себя благодаря художнику-иллюстратору, Леониду Викторовичу Владимирскому, за что безгранично ему благодарен. До этого я читал другие переводы.
Случилось это так:
Однажды мы сидели у него в мастерской, и я спросил, какие книги для иллюстрирования ему предлагали помимо «Буратино» и «Волшебника Изумрудного города». Леонид Викторович сказал, что давным-давно его просили оформить сказочные повести Дж. Барри и Л. Кэрролла. Он пытался их читать, но сюжеты его не тронули. После нашего разговора он нашел эти тексты и отдал мне. Лучших переводов этих книг я не видел.
Мне до сих пор непонятно, почему он от них отказался?! По-моему, Питер Пэн — это его книга. Было бы очень интересно посмотреть на сказку Барри в иллюстрациях Владимирского.
Здравствуйте, меня зовут Маша. С детства я не умела рисовать. А дочь моя и дня не проводит без рисования (всегда рисует меня, так трогательно!) Скажите, какую вы впервые нарисовали маму? Писали ли вы свою маму в персонаже, если да, то в каком? Спасибо.
Максим Митрофанов Мария, здравствуйте!
Я не помню, когда первый раз нарисовал маму. В памяти всплывает только один рисунок гуашью на большом ватманском листе, где мама и папа ведут меня в первый класс. Наверное, это событие произвело на меня впечатление, раз я его изобразил. К сожалению, он не сохранился.
Действительно, однажды я пытался нарисовать маму героиней одной из книг, специально рисовал ее с натуры. Но это ничем не кончилось. В книгу пошел другой образ.
Когда работал над образом Венди, тоже думал о маме, у нее темные волосы и голубые глаза, я это использовал.
Здравствуйте, Максим. Когда вы рисуете иллюстрации к детским произведениям, вы опираетесь на образы, возникшие у вас уже во взрослом возрасте, или обращаетесь к своим детским впечатлениям и воспоминаниям?
Максим Митрофанов Здравствуйте!
Я думаю, что это все взаимосвязано. Обычно я оформляю книги, которые любил и читал в детстве. Мне очень хочется вспомнить и передать в картинках те ощущения, которые я испытывал ребенком. Но и опыт прожитых лет тоже накладывается, без этого никак! Благодаря этому образ персонажа становится многогранней и интересней.
Максим, добрый день! Самая большая находка для меня это Алиса, потому что в этой известной вещи ваши иллюстрации самые подходящие для нее. Но и по сложности персонажей она превосходит все остальные. Для поиска какого персонажа было потрачено больше всего времени, материалов и эскизов? И сколько? Есть ли в ваших иллюстрациях ваши друзья? Как, например, Алиса у Льюиса Кэрролла?
Максим Митрофанов Ольга, добрый день!
Рад, что мои рисунки к книгам про Алису вам понравились.
Труднее всего было нарисовать саму девочку.
Сначала я хотел изобразить ее иллюзорной, размытой, еле угадывающийся. Как будто не она бродит по миру своих сновидений, а сама является сном в волшебной стране. Ведь ей, бедняге, постоянно приходится видоизменяться, то вырастать, то уменьшаться, то растягиваться
Ольга, я уже отвечал выше о прототипах именно для этого произведения. Посмотрите, пожалуйста.
Здравствуйте!
В сказках героя часто посылают принести то, не знаю что. А вы смогли бы нарисовать то, чего никто не видел?
С каким из своих нарисованных персонажей вы смогли бы подружиться?
Если художник сядет рисовать в злом настроении, сможет ли он нарисовать добрые картины?
Есть ли работы, которые вы считаете неудачными?
Если бы вы снова стали маленьким, понравились бы вам книги, оформленные художником Максимом Митрофановым?
Какую свою мечту вы обязательно должны осуществить в ближайшие 10 лет?
Спасибо за ваше творчество, продолжайте радовать нас и дальше!)
Максим Митрофанов Здравствуйте, Елена!
Простите, отвечу не на все ваши вопросы.
1. К сожалению, не смог бы. Наше мышление ассоциативное и никто не может придумать то, что никогда не видел. Одно вырастает из другого. Так мы устроены.
Но я бы мог нарисовать для такого сюжета что-нибудь волшебное!
2. Со всеми, наверное! Если бы, конечно, кто-нибудь из них не сказал: «Почему ты меня так по-дурацки нарисовал?!»
3. Для меня рисование — это всегда спасение! Когда я сажусь работать, то отключаюсь от всех проблем и от того, что меня злило еще минуту назад. Сажусь и начинаю решать совсем другие задачи!
Отвечу так: если какие-то мысли и эмоции не дают мне сосредоточится, я просто не могу сеть работать.
Добрый день! Скоро Новый Год и Рождество! В вашей копилке иллюстратора есть замечательные работы к этим праздникам. Вы так здорово рисуете чудеса, а с вами они случались? Какое было самым волшебным и необычным? С наступающими праздниками Вас!
Максим Митрофанов Юля, спасибо! И Вас с наступающим Новым Годом!
Чудеса случаются. Вот, например.
Позапрошлым летом мне предложили оформить книгу «Синяя Птица», но сроки на работу дали совсем маленькие. Я давно мечтал нарисовать иллюстрации к этой пьесе и очень обрадовался, но волновался, что не успею сделать все, как хотел. И тут, к дому, где я провожу лето, прилетают две горлицы, садятся в цветочный горшок и откладывают яйца. Прямо перед моим окном. Я поверить сначала в это не мог, ведь Синяя Птица в пьесе Мориса Метерлинка, это горлица, живущая в доме у Тильтиля и Митиль. Появление этих птиц, подарило мне надежду, что все получится. Пока я работал, горлицы высиживали и растили птенцов. А этим летом у нашего дома поселилось уже две пары птиц.
Добрый день, Максим! Очень нравятся ваши работы, поэтому хочу узнать, читаете ли вы или перечитываете книгу, перед тем как приступить к ее иллюстрированию. И разговариваете ли вы с книжными героями в процессе работы :) ?
Максим Митрофанов Добрый день! Спасибо!
Да, конечно, я постоянно читаю текст, который оформляю, чтобы не пропустить разные детали, но все ровно иногда допускаю небольшие ляпы.
О! Я не только разговариваю с героями, я мысленно переживаю все события, которые с ними происходят!
Максим, здравствуйте! У каждого человека бывает разное настроение, разные жизненные перепетии. Я люблю в разный период своей жизни разную литературу и разную музыку. А какие книги и музыку вы предпочитаете, когда грустите или наоборот когда радуетесь, веселитесь? И как настроение отражается в ваших работах?
У каждого из детства есть любимые книги, любимые иллюстрации. А какая ваша любимая детская книга, и кто рисовал в ней иллюстрации?
Максим Митрофанов Здравствуйте, Евгения.
1. А я вот задумался! Странно, но уже много лет, как я перестал включать музыку, которая раньше поднимала мне настроение в минуты грусти и читать диалоги любимых героев, чтобы взбодриться! Почему-то сейчас это не стало для меня взаимосвязанными вещами. Хотя такие таблетки счастья в виде книги и музыки у меня раньше всегда находились под рукой.
Не хочу оставлять ваш вопрос без ответа, поэтому напишу вот как:
Несколько лет назад у меня случилась депрессия, к которой я обычно совсем не предрасположен. В тот период времени я долго не мог обрести душевный покой, и ничто не имело целебного воздействия на мое уныние и тревогу. Все казалось безнадежным, как вдруг я случайно увидел старый фильм с итальянским комиком Тото (наверное вы его помните по легендарной кинокомедии «Закон есть Закон» 1959 года, где Тото играет на пару с Фернанделем) и вот этот смешной человечек на экране, со своим наивным или лучше сказать, невинным юмором, оказался для меня лучшим лекарством. Тогда я пересмотрел множество фильмов с его участием.
Уже несколько лет, я не возвращаюсь к его творчеству, но в тот момент Тото меня просто спас! Вот!
2. Про настроение в работе смотрите в ответах выше.
3. Про книгу тоже уже отвечал.
День добрый!
1) Изображаете ли вы себя или своих близких в иллюстрациях?
2) Если можно расскажите, пожалуйста, поподробнее о том как вы стали художником-иллюстратором. Дар рисования по наследству передался или вы первый в семье? Рисовать всегда было любимое занятие?
3) Какой материал для рисования наиболее любимый-акварель, гуашь, карандаши, мелки или еще что-то?
4) Любимый цвет есть? Ассоциируете ли вы определенный цвет с каким-то событием, эмоциями? Спасибо
Максим Митрофанов Добрый день!
1. Отвечал выше!
2. Отвечал подробно выше!
В моей семье художников нет! Но есть люди предрасположенные к этому виду деятельности.
3. Всем, что вы перечислили, люблю работать. Только мелками и пастелью не владею достаточно хорошо, к сожалению.
4. Скорее не конкретный цвет, а цветосочетания у меня вызывают разные ассоциации. Когда рисую, я всегда этим пользуюсь. Правильно подобранные цветосочетания имеют мощнейшее воздействие на зрителя, иногда даже сильнее слов.
Максим, добрый день!
— Самая ваша заветная мечта! -
Всегда ли вы можете, взглянув на картину, с уверенностью сказать: «Это я нарисовал!»
Спасибо!
Максим Митрофанов Ирина! Здравствуйте!
1. Мечта есть и не одна, но из-за суеверия не буду оглашать список.
2. Ну конечно, я узнаю свою работу, если она не была сделана много лет назад. А как иначе?
Или я не понял вопроса?! Простите!
Каждый творческий человек выражает себя через свои работы, каждая работа в себе несет информацию которую хочется донести до зрителя и часто возникает ощущение что-то добавить, а что-то отнять. Какой своей работой Вы гордитесь больше всего, где ничего ни добавить и не отнять?
Максим Митрофанов Здравствуйте, Кристина! Я уже отвечал на подобный вопрос выше!
Трудно сказать, так как жизнь не стоит на месте, и то, что было замечательно вчера, сегодня уже может казаться не таким совершенным. Так во всем, не только в творчестве.
Обычно, проходит время, ты смотришь на свой рисунок и хочешь вернуться к нему, внести изменения. Это неизбежно. Особенно испытываешь такие эмоции, когда выходит книга и исправить уже точно ничего нельзя!
Но вот, если говорить о книге в целом, то когда я приступал к «Алисе в стране чудес», мне хотелось выразить в ней свои детские впечатления от мира Кэрролла. Ведь детские сны, как говорят, всегда цветные. Вот я и задумал передать именно такое настроение. По-моему, я с этой задачей справился. Я не знаю, как можно, преследуя данную цель, было бы сделать эту книгу иначе?! Хотя к деталям там можно придираться до бесконечности…
Здравствуйте, Максим! Перед нами, читателями, поставили непростую задачу: задать вам вопрос, который вам еще никогда не задавали другие читатели. Я задумалась: «А ведь действительно, какой вопрос вам еще никогда не задавали читатели?» Это и будет моим вопросом вам.)))
Максим Митрофанов Татьяна, добрый день!
Да много, что меня не спрашивали читатели. Например:
Какой из элементов Таблицы Менделеева у Вас самый любимый?
Какая из станций Московского метро Вам нравится больше всего?
Сколько пончиков Вы можете съесть за один присест?
И т. д.
Здравствуйте, Максим! Не так давно в издательстве Речь вышла книга про Питера Пэна с вашими иллюстрациями. Вы настолько тонко отобразили образ героев, их душевное состояние, даже мелкие детали (которые важны не только для взрослых, но и для детей). Герои вот вот спрыгнут со страниц! А вопрос наш с дочкой заключается в следующем (Даша увлекается рисованием) — как найти свой путь в живописи, зависит ли это только от самого человека или важен учитель, который обучает рисованию? И еще — кто вам в детстве помог определиться с профессией? Спасибо большое!!!
Максим Митрофанов Юля и Даша, приветствую!
Спасибо за добрые слова.
Выше я уже подробно ответил на эти же вопросы, почитайте, пожалуйста.
Даше могу сказать только одно:
Обязательно надо учиться. Желательно ходить в Студию или Художественную школу к хорошему педагогу-художнику, который будет тебя направлять и учить. Наверняка там будет много ребят твоего возраста, таких же способных и Вы будете учится друг у друга. И чем ты больше будешь узнавать и пробовать, тем легче тебе будет понять, какое направление из всех видов искусства тебе ближе всего. Ты сама это почувствуешь… но сначала надо овладеть навыками и работать, работать, работать! Если рисование- это правда твое, то учится будет очень интересно!
Максим Сергеевич, обожаю Ваше творчество! Обязательно покупаю все книги с Вашими иллюстрациями (Алиса, Сказки Гауфа, Сказки Бажова, Чипполино, Питер Пэн, Щелкунчик, Двенадцать месяцев, Пиноккио, Синдбад Мореход, Хроники нарнии, три сборника сказок). Ждала несколько лет, пока переиздадут Кентервильское привидение, именно, с вашими картинами. Теперь мечтаю о Рождественской песни, хотя в моей библиотеке уже есть с Ингпеном и Инноченти. Очень рада, что снова вышли новые книги в бесподобных иллюстрациях Максима Митрофанова! Рождественская песнь и Пиноккио выше всяких похвал. У меня вопрос — а не хотели бы вы проиллюстрировать книги про Гарри Поттера? Конечно, это большая ответственность, но я уверена, что вы справились бы с блеском. Ваши работы всегда волшебные, сказочные! Мне кажется, вам бы было интересно работать над произведениями Дж. Роулинг. Скажите, может, вы уже делали какие-то наброски (для себя). интересно было бы их увидеть.
Максим Митрофанов Светлана! Приветствую!
Спасибо большое за такое вступление. Мне очень приятно!
Особенно спасибо за Пиноккио! Рад, что он Вам нравится.
Знаете, я думал об этом, когда книги про Гарри Поттера только стали появляться. Мне очень нравились первые две. По-моему, они лучшие. Но потом я как-то оставил эту идею. Честно говоря, меня фильм сбил с толку!
Зато, в этом году мне удалось проиллюстрировать не менее талантливую английскую писательницу, Еву Ибботсон. Ее произведение «Тайна Платформы № 13» стала для меня приятным открытием. К стати, Роулинг, никогда не скрывала, что придумывая Горри Поттера, черпала вдохновение именно у Ибботсон.
Думаю, эта книга вам тоже должна понравиться.
Меня попросили написать вступление к ней. Вот что получилось:
«Я очень люблю английскую литературу, детскую в том числе. Большинство проиллюстрированных мной книг — именно английских авторов. И в основном, это произведения, давным-давно ставшие классикой. Но какое же удовольствие я испытал, когда в издательстве «Лабиринт» мне дали прочесть повесть Евы Ибботсон «Секрет платформы № 13». Удивительно, как творчество этой английской писательницы прошло мимо меня? Идеальная история для детей и тех, кто хочет снова почувствовать себя ребенком. Талант, изобретательность и фантазия автора сотворили захватывающую и добрую книгу. Здесь есть и приключения, и элементы фэнтези, и совсем немного триллера, но главное — это просто отличная история о крепкой дружбе, вере в себя, о верности, доблести и отваге героев, так похожих на каждого из нас.
Несмотря на то, что Ибботсон написала СКАЗОЧНУЮ повесть, населив свой мир фантастическими существами, ей удалось создать такую убедительную атмосферу, что с первых строк начинаешь верить в реальность происходящего, а персонажи сразу становятся твоими друзьями. Поэтому, когда я прочитал книгу, мне не захотелось с ними расставаться, и я с радостью взялся за иллюстрирование. Все это время, проведенное в компании маленькой ведьмы Ваксы, Феи, Великана, старого Волшебника и других удивительных обитателей Лондона и сказочного королевства, я считаю подарком судьбы. Каждый из героев стал для меня неиссякаемым источником вдохновения.
К сожалению, формат книги не позволил мне воплотить все сюжеты, которые я хотел нарисовать. Пришлось от чего-то отказаться. Я сделал акцент на событиях, происшедших в Лондоне, и оставил почти без внимания сказочный мир таинственного острова. Но уверен, что когда-нибудь обязательно вернусь на Платформу № 13 (лет через 9)))* и дорисую все, что не успел в этот раз. Ведь такие книги, войдя в твою жизнь однажды, остаются в ней навсегда. Если вы, как и я, до этого не были знакомы с творчеством Евы Ибботсон, то «Секрет платформы № 13» является отличной отправной точкой. Не пожалеете!
* портал на платформе открывается раз в 9 лет!
Добрый день, Максим! Мы с моей племянницей Сашенькой говорим вам СПАСИБО за трогательного, живого и очень нежного «Бэмби», которого очень любим. И за прекрасные «12 месяцев»
А вопросы у нас такие:
1. «Дядя, Максим, а вы свои сны рисуете?»
2.. «Свою любимую сказку вы уже нарисовали?»
3. О чем мечтает художник и сбылась ли мечта маленького мальчика Максима Митрофанова, принимавшего участие в детской телепередаче «Выставка Буратино»?
4. Уинстон Черчилль писал: «Если газеты начнут писать о том, что надо бросить курить, я лучше брошу читать» А что бросите делать Вы, если. газеты начнут писать о том, что надо бросить рисовать?
5. Муза приходит когда ей хочется… Может и ночью… А вы можете встать ночью и сделать несколько рисунков карандашом, дабы утром их перенести на бумагу с помощью краски или к вам Муза приходит строго в рабочее время с 9. до 6? (Я ночью задачи по физике решала, а днем не всегда получалось, вот отсюда и вопрос).
6. Вы часто даете интервью, а с кем из известных художников прошлого вам хотелось бы пообщаться за чашечкой ароматного кофе и познакомить со своими работами?
7. Если бы у вас была возможность покататься на машине времени, в какую из сказок вы бы хотели попасть?
8. Кто нас будит по утрам?
Он, конечно, дорог нам
Фильм? не фильм, кот? не кот, гораздо лучше!
Есть у нас друзья покруче:
кофе мы его зовем и всегда на завтрак пьем!
Максим Сергеевич, мы с Сашенькой желаем вам, чтобы аромат этого божественного напитка всегда ветал в вашем доме, и Муза почаще навещала вас. Спасибо.
Максим Митрофанов Надежда и Александра, приветствую!
1. Нет! Просто потому что я их не запоминаю!
На самом деле, мне только однажды приснились иллюстрации к сказке. Но когда мне через несколько лет дали оформить эту книжку, я все сделал совсем не так, как это выглядело во время сна!
2. Нет, конечно! Например, с юности мечтал оформить все книги про Пеппи Длинныйчулок, но вот не судьба!
3. Я уже отвечал на подобное выше, почитайте, пожалуйста.
4. Я брошу что-нибудь тяжелое в того, кто такое написал!
5. О! Да!
Действительно, иногда вдруг понимаешь, что надо исправить или доделать в рисунке, бросаешь все и бежишь к рабочему столу. Неважно, что делал в этот момент, спал или обедал!
У меня ненормированный рабочий график, могу сесть рисовать, когда хочу, но вдохновения я не жду. Оно приходит из труда!
6. Знаете, я бы хотел пообщаться с моими учителями, которые со временем стали моими друзьями. Они мне здорово помогали в работе, поддерживали и понимали. К сожалению их уже нет, а мне часто хочется узнать их мнения по разным поводам, спросить совета или просто позвонить поболтать. Это художники-иллюстраторы Леонид Владимирский и Ника Гольц, искусствовед Виталий Манин
7. Если бы у меня была такая возможность, я бы одной сказкой не ограничился!
8. Спасибо! И Вам всего наилучшего.
Когда-нибудь ваши персонажи встречались вам в жизни?
Максим Митрофанов Виктория, здравствуйте.
Да! Бывает! В метро сталкиваемся иногда, нос к носу… я серьезно! Правда, в большинстве это какие-нибудь отрицательные персонажи.
А еще я рисовал в виде книжных героев моих знакомых, но про это я уже писал выше, почитайте, пожалуйста.
Максим Митрофанов хотел ответить на все вопросы, присланные нашими читателями, но не успел из-за сильной занятости. Он обещал ответить тем, кому не ответил сейчас, чуть позже.
Не обижайтесь на него! Пожалуйста, подождите еще чуть-чуть!
Не знаете, что почитать?
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию