Тэги
Авторская рубрика Афанасия Мамедова
29 января 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга.
Было время, когда наши люди «от Москвы до самых до окраин» любили составлять библиотеки, и это несмотря на то, что зарплаты у них были унизительно низкими, а жилищный вопрос стоял в СССР крайне остро. C книгами засыпали и просыпались, с коробками книг — разводились и эмигрировали… Люди ночами стояли в очереди за книгами. Отправлялись в букинистические магазины, как первооткрыватели новых земель в Эпоху великих географических открытий. И если везло — покидали их с «Камнем» Мандельштама на груди или с «Четками» Ахматовой на том же сердечном месте.
Случалось, хомо советикус ошибался, его остывшая к тому или иному автору любовь требовала незамедлительной разлуки, случалось, элементарно не хватало квадратных метров на новые стеллажи, и тогда устраивались чистки.
Многие годы Чехов был кодом нашей интеллигенции, ее паролем. Позднее таким паролями станут Бабель, Булгаков, Мандельштам, Галич с Солженицыным, еще позднее — Сирин с Набоковым и Бродским… Но, сколько бы не сменила отечественная интеллигенция паролей и явок, свою любовь к Чехову она
Конечно, в наши дни «Дуэль» всегда можно скачать в сети, а за «Дамой с собачкой» сбегать в соседний книжный. Но Чехов и сегодня — прочно закреплен на полках поредевших домашних библиотек, хоть и в сжатом до двух томов виде, между «Сапиенсом» Юваля Ноя Харари, с одной стороны, и Вуди Алленом с перьями и без перьев, с другой.
О Чехове невозможно сказать, что он писатель ушедшей эпохи. Набрось на его персонажей «джинсовый прикид» — и вот уже Адам Российской империи предстает в образе неутомимого труженика Фейсбука и магистра взрывоопасных информаций с яблочным планшетом в руках. Быть может, Чехов — единственный из русских классиков, в котором сошлись прошлое и будущее садов отечественной словесности: кажется, все внезапные ее повороты, упрямое своеволье, новые веяния были им учтены. Чехов предугадал нас сегодняшних, понял и простил.
Благодаря его прощению никто из нас не будет безжалостно осмеян и оскорблен. Доктор Чехов обо всем позаботится. Выпишет рецепт к своему ста шестидесятилетию, слегка присыпанный книжной пылью.
Какой же он, Чехов, по версии 2020 года? Изменился ли «смешной» чеховский человек во взгляде наших современников и насколько? Что есть такого в творчестве Чехова, что созвучно западным читателям, благодаря чему Чехов и для них становится «своим»? Что нового и интересного происходит сегодня в чехововедении? На эти и другие вопросы мы попросили ответить: кандидата филологических наук, автора книг «Чайка. Комедия заблуждений», «Дядя Ваня. Сцены из непрожитой жизни», «Три сестры. Драма мечтаний» Майю Волчкевич; поэта, прозаика и эссеиста Дмитрия Воденникова; доктора филологических наук, журналиста и литературоведа, члена
«Даже если бы он задался целью написать роман, сама его творческая природа воспротивилась бы этому»
Афанасий Мамедов Скажите, пожалуйста, что происходит сейчас в мире чехововедения?
Майя Волчкевич Недавно в Мелихове, с 24 по 26 января, проходила международная конференция «Чехов: тексты и контексты. (Наследие
АМ Для меня Чехов всегда был дублированной литерой «Ч»: фамилией, помноженной на чахотку, искусством, неотделимым от жертвы, в котором полнокровная, полная глупостей и наивности жизнь человеческая выступает в качестве мишени… Чехова можно считать основателем так называемой «туберкулезной литературы», без которого не было бы «Волшебной горы» Томаса Манна, «Трех товарищей» Эриха Марии Ремарка, «Прощания» Хуана Карлоса Онетти?
МВ Я бы не сказала, что Чехова можно считать основоположником «туберкулезной литературы». Не только потому, что чахотка — одно из самых распространенных заболеваний позапрошлого столетия, от которой умирали и бедняки, и члены императорской фамилии. В той же семье Чеховых было несколько туберкулезных больных. Однако сам Чехов, при всех недомоганиях и хворях, которые преследовали его с отрочества, предпочитал жить и действовать, как здоровый человек. Не жаловался, избегал разговоров о своей болезни, хотя, как врач, не строил никаких иллюзий. Даже в предсмертных письмах из Баденвейлера уверял родных, что «здоровье входит в него пудами».
Да, его герои умирают от чахотки, как та же Маша в «Цветах запоздалых», Сарра в «Иванове», Коврин в «Черном монахе», студент Саша в рассказе «Невеста». Но, собственно, читатель и зритель, вместе с автором, сфокусирован не на течении болезни героев, но на том, почему Иванов, зная о болезни жены, не чувствует ни любви, ни жалости, а только пустоту и утомление. Или почему Надя Шумина, так резко изменившая свою жизнь, благодаря страстным речам студента Саши, во время последней встречи с ним смотрит на него другими глазами и, при всем сочувствии к нему, этот студент кажется ей «серым и провинциальным».
АМ Как вам кажется, почему Чехов в своих произведениях всячески уклоняется от моралистических выводов? Такое ощущение, что нравственность его вообще не заботит. Это читателю самому предстоит отличить верность от измены, любовь от случки… Связано ли это у Чехова с ощущением
МВ В отсутствии моральных выводов Чехова упрекала еще современная ему критика. Мол, у него нет «мировоззрения». Вопрос тут в другом — в отношении писателя к читателю, в природе гения. Есть позиция
Законы чеховской поэтики, ее художественные детали столь совершенны, что нравственное чувство диктуется ими. Вот в «Рассказе неизвестного человека» есть чиновник Орлов, неглупый, равнодушный, очень ценящий комфорт. Его не волнуют ни чувства любящей его Зинаиды Федоровны, ни судьба маленькой дочери Сони. И есть тот самый «неизвестный человек», пожалевший милую, слабую и несчастную женщину. Для которого Соня, чужой ребенок, становится дороже всего на свете. Вопрос не в том, кто прав и кто виноват, не в том, что Зинаида Федоровна совершила адюльтер и потом сама навязалась любовнику, но в том, кому сочувствует читатель этого рассказа.
АМ Много ли общего у Чехова с Мопассаном, и с чем связано то обстоятельство, что литературоведы упорно, на протяжении многих лет, делают их «родственниками»?
МВ Уже современники сравнивали этих двух писателей. Как вы помните, в «Чайке» Аркадина читает вслух Мопассана, Треплев упоминает Мопассана. Да, и Чехова, и Мопассана интересует «маленькая жизнь», «одна жизнь». Не менее важная оттого, что она и вправду «маленькая». Однако решают они при этом разные задачи и приходят в целом, как мне кажется, к несхожим выводам о «большой жизни», о вопросах бытия.
АМ Давайте поговорим о наследниках прозы Чехова. Кому бы вы отвели эту роль? Я сейчас говорю не только об отечественной литературе.
МВ Вы знаете, никому. Да, можно говорить о непреходящем влиянии Чехова на литературу ХХ века, о «революции», которую он совершил в драматургии и прозе, но у гения не может быть наследников. На то он и гений.
АМ А кто,
МВ Ответ будет таким же. Одни и те же законы нельзя изобрести дважды, хотя, безусловно, Чехов открыл новые пути, те самые «новые формы» в драматургии.
АМ Трудно говорить о любимых произведениях Антона Павловича Чехова: скажешь «Дом с мезонином» — и вспомнишь «Длинный язык» или «Даму с собачкой»… Одно из моих наиболее любимых произведений Чехова — это «Дуэль», на мой взгляд, самое не чеховское произведение,
МВ Как мне кажется, «Дуэль» — это, прежде всего, переходное произведение. Соглашусь, что оно стоит особняком.
Чехов пишет эту повесть после путешествия на Сахалин, не будем это забывать. В ней он как бы подводит некий итог всей великой «дворянской» литературе и ее героям, со всеми ее «вечными» темами и коллизиями. Само название «Дуэль» чего стоит! Сколько классических дуэлей мы помним — в «Онегине», «Герое нашего времени», в «Войне и мире»,
Однако все эти узлы оказываются как бы «развязанными», все неразрешимые конфликты смазанными, сниженными. Сверхчеловек, слава Богу, никого не убьет, «Анна Каренина», которую разлюбили, не покончит собой. «Литературно» даже название места, где происходит дуэль — однако снижение трагизма до обыденности есть и здесь — речка в повести не Черная, но Желтая. Убийство на дуэли, параксизм «дворянской» чести, не состоится потому, что дьякон Победов, пришедший тайком посмотреть на поединок, выкрикнет самое очевидное, банальное и спасительное: «Он же убьет его!». Человек другого сословия, не фон и не Лаевский (очевидный отсыл к Раевским), обычный дьякон, спасет всех.
Разночинец Чехов даже подарил дворянину Лаевскому надежду на благополучный исход, правда, далекий от традиционных «открытых» финалов дворянских романов. Там аристократ отправлялся в странствие, как Печорин, уезжал в Европу, как Павел Петрович Кирсанов, или же отправлялся на войну, причем чужую, как Вронский. Лаевский никуда не уезжает, он женится на опозорившей его Надежде Федоровне и решает заниматься «целодневным» трудом, как обыкновенный человек. Лаевскому даже мечтается, что можно «доплыть до настоящей правды».
Мне кажется, что «Дуэль» была очень нужна Чехову именно после возвращения с Сахалина. Смотря на жизнь другими глазами после острова скорби, он захотел как бы собрать знакомых всем «героев», еще раз пройти сладкими тропами русской литературы — одни описания Кавказа и моря чего стоят — и понять исчерпанность ее сюжетов.
Что до жанра, то все же это,
АМ Позвольте вспомнить Набокова, его лекцию о Чехове. Набоков вспоминает одного издателя, который говорил ему, что у каждого писателя
МВ Это один из самых любимых вопросов к тем, кто занимается Чеховым.
АМ Я этого не знал… Простите. Трудно удержаться от этого вопроса.
МВ Не соглашусь с блистательным Владимиром Владимировичем (могу себе позволить). Я думаю, дело не в том, что Чехов был спринтером, а не стайером. И даже не в том, что он понимал, что жизнь его будет короткой, что постоянно были нужны деньги, что не было ни времени, ни наследной дворянской усадьбы, где можно годами сидеть и писать тот самый роман. Но в том, что
АМ Простите, вспомню Набокова и его «Лекцию о Чехове» еще раз: «Сам Чехов никогда не занимался политической деятельностью, и не потому, что был безразличен к участи простого народа, — он не считал политическую деятельность своим предназначением: он тоже служил своему народу, но на свой лад». Политики, правда, у Чехова и на Камчатке его творчества не сыскать, но вам не кажется, что Набоков тут немного не договаривает (из благих побуждений, разумеется), не хочет выносить сор из избы: к чему иностранцам (ведь для них Набоков писал свои лекции о русской литературе) знать, что сие такое российская политика и какое отношение к ней было у Антона Павловича? И еще. Не кажется ли вам, что тема гражданской позиции Чехова, которой мы сторонимся по причинам самого разного свойства, на самом деле очень важна для понимания его творческой, художнической позиции?
МВ Гражданская позиция у Чехова, несомненно, была. Вопрос в том, что он не видел прока в шумных сходках, речах, протестах, сторонился этого в студенческие годы. Ему было не до сходок и собраний, слишком тяжело ему досталась и учеба в гимназии, и жизнь в Москве. Вспомним, что он сам содержал себя и поддерживал родных с юных лет. В 1899 году он написал знаменитые слова о том, что он не верит в «нашу интеллигенцию», и тут хорошо бы процитировать Чехова полностью: «Пока это еще студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни
АМ Вы вспоминали, как Чехов взбеленился, как его задело, когда в «Русской мысли» его причислили к «жрецам беспринципного писания»…
МВ Это было как раз перед поездкой на Сахалин. Человек, совершивший такое путешествие, повстречавшийся и поговоривший с каждым заключенным на Сахалине (кроме политических, что было запрещено), написавший об этом путешествии книгу, никак не мог быть равнодушным к тому, как власть относится к своему народу и в каком состоянии находится российское общество. Он строил школы и больницы, жертвовал, покупал и посылал книги в библиотеку родного Таганрога, активно участвовал в борьбе с эпидемией холеры. Я бы сказала, что гражданская позиция Чехова была самой активной и деятельной, но выражалась она не речах и не в публичных выступлениях. Собственно, его жизнь «отдельного человека» — это такой пример для «гражданского общества», который сейчас так необходим, пример для всех нас.
АМ Свое эссе о Чехове «Мелочи человеческой жизни» вы начинаете с портрета писателя. Почему мы закрепляем за каждым классиком всего лишь
МВ Ну, я бы сказала, потому что в советское время идеология выбирала канонический портрет «учителя жизни», изможденного пророка. А разве учителем жизни может быть признан молодой, полный сил, да еще и очень красивый человек? Конечно, Лермонтов умер молодым, но вот прочий «ряд классиков»… Толстой — «мудрый старец», Достоевский — «страдалец и мыслитель», Чехов — некий собирательный образ интеллигента, человека культурного, книжного, негромкого. Такой типичный доктор. Да еще и в пенсне, сразу вспоминается — «А еще очки надел!». Ну, и не самый удачный портрет Чехова кисти Осипа Браза, висящий в Третьяковской галерее, тоже сыграл свою роль.
АМ Кажется, это единственный прижизненный портрет писателя. Хотя нет, еще Серова есть… В «Мелочах человеческой жизни» вы пишите: «Он не проснулся знаменитым в одночасье, но не сказать, что годами он ждал признания, страдал от безвестности». В этой связи уместно вспомнить, как досаждали Антону Павловичу критики, прочесть ответ брата Александра на письмо Антона Павловича, (само письмо не сохранилось), в котором он открывается ему, говорит, что от шквала критики может руки на себя наложить… Кто еще из первых, помимо Григоровича, обратил внимание на дар молодого Чехова и поддержал его?
МВ Заметили и обратили внимание поэт Алексей Плещеев, ученый и писатель Николай Вагнер. Всеволод Гаршин был восхищен рассказами молодого Чехова. Жаль, что их встрече не суждено было состояться.
АМ Сомерсет Моэм писал в свое время: «То, что я открыл при чтении Чехова, мне пришлось по душе. Передо мною был настоящий писатель — не
МВ Пожалуй, нет. Просто Чехов оказался близок англичанину Моэму (как вообще британцам). Мне кажется, в данном случае, это был вопрос личного вкуса и темперамента.
АМ Вы вспоминаете еще и о замечательном рассказе Чехова «Жалобная книга», дающем вам повод сравнить его героев с авторами постов в социальных сетях. Изменился ли теперь «смешной» чеховский человек и насколько?
МВ Чеховский «смешной» человек не изменился, потому что человек не так уж сильно изменился со времен Чехова. Иное дело, что во времена Чехова не было фейсбука и инстаграмма, так что сегодняшний «смешной» человек гораздо счастливее. Вместо того, чтобы писать в «жалобной книге», выцарапывать «Здесь был Вася» на чужих памятниках, хвастаться или жаловаться парочке друзей, можно просто включить компьютер.
АМ Как вам кажется, насколько Чехов востребован сегодня, насколько современен? Вероятно, задавая этот вопрос, в расчет следует брать
МВ
АМ О, я видел этот спектакль, он произвел на меня большое впечатление. Традиционный вопрос: какие из произведений Чехова вы бы посоветовали прочесть читателям «Лабиринта» в первую очередь?
МВ Трудный вопрос. Ребенку я бы посоветовала прочесть «Каштанку». Молодому человеку — повесть «Моя жизнь». В среднем возрасте, когда переживаются семейные и прочие кризисы — «Три года». Ну, а когда у человека, наконец, появляется время для самого себя и на самого себя — письма Чехова.
«Чехов — о потере. О потере приобретенного, которого даже не было. О растерянности. И усталости»
АМ Сомерсет Моэм считал Чехова «своим» (
Дмитрий Воденников Кстати, вы знаете, что Моэм заикался? Когда примерно в восемь лет он потерял мать (у нее была чахотка), а потом через два года от рака умер и отец, Моэма отправили к родственникам в Англию. Видимо, это все и послужило возникновению дефекта. Смерть самых близких людей, переезд, новая страна, незнание поначалу английского — все это сработало триггером: мальчик стал заикой. Как вы понимаете, счастья ему это прибавить не могло: Моэм не любит вспоминать свое детство.
Это похоже на Чехова.
Это же его слова про ложь и деспотизм, которые все ему в детстве исковеркали. «…тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…».
Так что я думаю, это скорее особая созвучность именно душе Моэма. У него даже в романе «Театр» есть момент, когда Джулия Ламберт на вечеринке в своем загородном доме в паре с другим актером, чтоб повеселить присутствующих, разыгрывает импровизационную пародию на чеховскую пьесу.
«…Это был кусок из чеховской пьесы; весь текст шел
Даже у Вуди Алена в одном его фильме есть такая пародия: сцена, разошедшаяся в интернете почти как
Так что да — никто так не вошел в плоть и кровь западной современной культуры, как Чехов. Он о запутавшемся человеке, даже в своих словах. Чехов — о потере. О потере приобретенного, которого даже не было. О растерянности. И усталости.
АМ Многие на Западе и у нас ценят в прозе Чехова «совершенство стиля», и это при том, что «совершенство стиля» Чехова заботило менее всего, об этом, к слову сказать, пишет в своих «Лекциях о русской литературе» и Владимир Набоков: «Русские критики писали, что ни стиль Чехова, ни выбор слов, ни все прочее не свидетельствует о той особой писательской тщательности, которой были одержимы Гоголь, Флобер или Генри Джеймс». Тем не менее, есть же такие понятия, как «стиль Чехова», «чеховская фраза» — что это за парадокс такой, на ваш взгляд?
ДВ Помните известный диалог в набоковском «Даре»?
Чехов — гений, конечно. И дело даже не во фразе, хотя она идеальна. Там просто всегда отсутствует патетика, все убрано в подтекст. Если Толстой и Достоевский все вываливают, расшифровывают, то Чехов не расшифровывает ничего.
Его знаменитая «Степь» (которую так многие и не захотели прочитать: там же нет ничего — ни, в сущности, истории, ни иронии) вообще
Это похоже на финал «Невесты» (моего любимого рассказа): «Она ясно сознавала, что жизнь ее перевернута, как хотел того Саша, что она здесь одинокая, чужая, ненужная и что все ей тут ненужно, все прежнее оторвано от нее и исчезло, точно сгорело, и пепел разнесся по ветру. Она вошла в Сашину комнату, постояла тут. „Прощай, милый Саша!“ — думала она, и впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная, и эта жизнь, еще неясная, полная тайн, увлекала и манила ее».
У меня лет в двадцать был момент, когда я жил в одной чужой квартире, и там стояло полное собрание сочинений Чехова. Его, понятно, там не читали. Но я вдруг стал брать эти зеленые тома и читать каждый, весь том подряд, потом второй, третий. Так я перечитал всего Чехова.
Прошло тридцать лет и, кажется, мне пора это повторить.
АМ Это правда, что Чехов подвергался нападкам современников
ДВ Да, было такое. Что вообще странно. В той же «Степи» большинство критиков углядели безыдейность. Одни мелочи быта, все тормозит повествование, упрекали Чехова даже в том, что этот рассказ по преимуществу этнографический. Вообще, что публика и критики делают с любым писателем — это поразительно. Даже умудрились вбить ему в голову, что он должен писать роман (ну, а как же без романа, его на одном улетевшем зонтике не сделаешь). Хорошо, что Чехова вел его собственный звук. (Собственно, поэтому он и гений.)
Он в одном письме к Суворину говорит, что не писал роман, потому что не было в нем возмужалости, а главное — чувства личной свободы. «А это чувство стало разгораться во мне только недавно».
Я думаю, что это не так.
Чехов просто слышал иначе. Он даже пьесы не мог написать так, как должно. И создал совершенно новый тип драматургии. А от него требовали идеи. Даже смешно.
АМ Чехов для советской интеллигенции долгое время был ее знаменем, главным писателем, и вот вдруг читаем у Антона Павловича: «(…) Вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция, которая не патриотична, уныла, бесцветна, которая пьянеет от одной рюмки и посещает пятидесятикопеечный бордель, которая брюзжит и охотно отрицает все, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать». Выходит, Чехову русский интеллигент не такой уж и брат?
ДВ А он и не любил их, интеллигентов. Я думаю, что самая лучшая пародия на чеховского интеллигента — это Васисуалий Лоханкин из Ильфа и Петрова. Это просто лежит на тарелочке, вот Петров и Ильф это с тарелочки и взяли. Как Лоханкин выудил потом из щей кусок мяса.
Сейчас герои Чехова обретаются все в Фейсбуке. Вот героев Толстого не видно, Достоевского — пруд пруди (особенно Смердяковых), но больше всего там героев Чехова: ходят, разговаривают, ставят чай, фотографируют этот чай, выкладывают, а в этом момент случается самое страшное — и все эту тут на ладони, прямо в сети. «Скучная история», «Вишневый сад» и «Спать хочется». Все одновременно.
АМ В своем эссе «Запах счастья» вы пишете, что у Чехова есть потрясающее свойство: «он умеет показать, как люди токсичны», что отравляет их собственная пошлость, что из мелочей и пошлости вырастает настоящая любовь.
Набоков дал определение пошлости в «Даре»
ДВ Мне кажется, это как раз про настоящую любовь. В Душечке нет ни грана пошлости: просто смотреть на любимого, просто повторять за ним. Это же настоящая Джульетта, у которой просто умирали Ромео, один за другим, а она жива.
В этом смысле показательно, что потом она вся растворилась в мальчике, которого помогает воспитывать. Мальчик вырастет и забудет ее. А она его нет.
Это же, в сущности, евангельская история: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Просто она у нее вот такая простая, женская, но это она, любовь.
АМ Когда я задаюсь вопросом, почему Чехов так и не написал ни одного романа, у меня перед глазами встает Таганрог, серая, узкая, пыльная улица (до сих пор такая же, как при нем), на которой Антон Павлович родился, низенький дом, в котором жил до переезда в Москву… Комнатки — двое не разминутся, не смахнув со стола вазы с цветами, а потолки!.. Это с
ДВ Я уже говорил об этом выше немного. Потому что роман — это ложь. Это когда ты берешь на себя право проследить целую жизнь героев. А ты не можешь, ты не бог. Я думаю: вот уехала Надя из рассказа «Невеста», и «эта жизнь, еще неясная, полная тайн, увлекала и манила ее». Рассказ «Невеста» написан в 1905 году. Наде, героине, стало быть, двадцать три года. В семнадцатом году ей будет 35. Мы можем предсказать, какая «неясная, полная тайн» жизнь ждет ее? Мне кажется, Чехов это своим инстинктом гения чувствовал. И роман был для него как жанр закрыт. Потому что в любом романе должна быть последняя часть, послесловие, эпилог. А тут уже наступали новые силы, и жизнь сама писала свои эпилоги. Есть такая книга «Бывшие люди», я все хочу ее купить: она о жизни людей, правда, аристократической прослойки, но суть тут не в чине, после революции. Когда целый класс, в сущности, был уничтожен в результате советского террора. Надя всего лишь интеллигенция, но что с ней стало после
АМ Кажется, что именно смерть Чехова в 1904 году открыла счет русским революциям, но недавно нашел в воспоминаниях
ДВ А они все сочувствовали. Империя реально разваливалась. Это же не Ленин и соратники все придумали: они просто воспользовались моментом и взяли власть. Разрушение старой России все равно бы произошло. Интересно было бы узнать, какой мог бы быть альтернативный вариант.
АМ Бывают случаи, когда творчество одного человека обретает в существе другого особую ценность. Могли бы вы привести примеры чеховского литературного влияния — на Западе и у нас?
ДВ Бернард Шоу, Томас Манн.
АМ Скажите пожалуйста, какое впечатление на вас произвела нашумевшая книга Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова»? Вы заметили в ней
ДВ Мне она понравилась. Очень подробна. Никаких особых очернений я там не увидел, да и откуда: там же все по документам восстановлено.
АМ Помните ли вы Чехова эпохи советской власти? Чем он отличается от Чехова нынешнего,
ДВ Я не думаю, что взгляд тех лет
АМ Традиционный вопрос. Какие из произведений Чехова вы бы посоветовали прочесть читателям «Лабиринта» в первую очередь?
ДВ «Скучную историю». Это мой любимый рассказ Чехова.
«Философия страшит Чехова, знающего, как устроена жизнь»
АМ Одни писатели и журналисты придумывают себе сложный необычный псевдоним, другие, особенно не затрудняясь, пользуются своим реальным именем или же псевдонимом, удобным для запоминания, а
Александр Федута Два — «Прозаический поэт» и «Улисс» — наверняка. Вслед за Пушкиным Чехов — самый прозаический из русских поэтов. Его восхождение от «Цветов запоздалых» к «Даме с собачкой» — это эволюция, которую до него совершал только Пушкин, уставший от поэзии и искавший исхода из нее в прозе. Обратите внимание: всюду, где у Чехова сталкиваются персонажи, олицетворяющие поэзию и прозу жизни, поэзия проигрывает. И только в «Цветах запоздалых» проигрывает доктор Топорков, осознав всю бессмысленность жизни — без цветов. Без любви. Без счастья. На трехрублевках, пятирублевках, десятирублевках гонораров жизнь не построишь. А в «Даме с собачкой» совсем другой поворот: поэзия уже невозможна. И хотя арбуз после любви герои в конце повести уже не едят, но и счастья тоже нет.
Так что и «Улисс» оказывается своеобразным признанием — о чем у него там все, у Чехова. О вечном поиске счастья — и проигрыше его искателей. Тригорин в «Чайке» — чем не Улисс, только прозаическая Калипсо Аркадина его так и не отпустила. Раневская, пошлая до безумия, но — искательница, и потому — проигравшая. Нет у них Итаки счастья, на которую можно вернуться. И Тузенбаха убивают.
Когда Пушкин осознал невозможность счастья, он написал финальные страницы «Капитанской дочки». Помните — насчет имения Гриневых? Итака, которую разорвали в клочья наследники от безысходности. «И не оспоривай глупца…» Чехов бы написал: «Не оспоривай пошляка». И тем признал бы свое поражение, ибо пошлость — вершинный уровень прозы жизни.
АМ «Всякий
АФ Чехова в принципе нельзя отождествлять с его персонажами. Поэтому, изредка говоря о его произведениях, я запрещаю себе цитировать его письма, записные книжки. Он остается врачом, ставящим диагноз, — но диагностическое заключение врача никогда не следует относить к жанру
И от философии Антон Павлович убегает, как от любви. Он боится философии. Он ведь и Треплева убивает оттого, что тот зафилософствовался, а значит — выхода нет, кроме пули. Философия страшит Чехова, знающего, как устроена жизнь. И медицински как она устроена, биологически, то есть, и социологически. Попытка вступить на уровень ее не рисования, а осмысления, объяснения, неизбежно превращает Чехова в
АМ Возражая критическим отзывам о своем творчестве, Антон Павлович говорил: «Вот меня часто упрекают — даже Толстой упрекал, — что я пишу о мелочах, что нет у меня положительных героев: революционеров, Александров Македонских или хотя бы, как у Лескова, просто честных исправников… А где их взять? Я бы и рад! Жизнь у нас провинциальная, города немощеные, деревни бедные, народ поношенный… Все мы в молодости восторженно чирикаем, как воробьи на дерьме, а к сорока годам — уже старики и начинаем думать о смерти… Какие мы герои!» Как вам кажется, какого «героизма» жаждала увидеть в произведениях Чехова современная ему критика, и сильно ли она досаждала Чехову?
АФ Могу лишь предположить, зная некоторые исторические реалии того времени, что ни героя, ни героизма Антон Павлович вокруг себя найти не мог. Днем с огнем. Ибо жил — в безвременье. Как, кстати, и Горький: Данко и Сокол у него появиться могли, но вот Фому Гордеева уж точно в психушку — чуть ли не в ту же палату, куда и Чехов своего задумывающегося доктора Рагина поместил, а о «человеке, звучащем гордо», впору карточному шулеру рассуждать. Нет положительных героев — есть обычные смешные и нелепые люди. Иногда с трагической судьбой. Но от того ничуть не менее нелепые, вроде Пети Трофимова и Ани Раневской. Стало быть, сознательно он не исполнял это требование. Величайшее уважение к читателю, как писал еще Гете, создавать не то, что от тебя ждут (не точно цитирую, простите, из «Максим и рефлексий», но смысл верен). Вот Чехов своего читателя уважал именно этой высшей степенью уважения. А Толстой… Что — Толстой? Вы пробовали без дрожи и насилия над собой дочитать «Воскресение» и не захлебнуться в потоке фальши?
АМ Принужден вам признаться, что все мои попытки одолеть «Воскресение» были тщетны, при том, к слову сказать, что «Войну и мир» в первый раз я прочел в двенадцать лет. Готовы ли вы согласиться с Дмитрием Быковым, который считает, что Чехов — первый русский
АФ Не согласен. Я вообще против анахронизмов в литературоведении.
АМ После провала «Лешего» режиссер Малого театра Ленский вернул пьесу Чехову с убийственным приговором: «Одно скажу: пишите повесть. Вы слишком презрительно относитесь к сцене и драматической форме, слишком мало уважаете их, чтобы писать драму. Эта форма труднее формы повествовательной, а Вы, простите, слишком избалованы успехами, чтобы основательно, так сказать, с азбуки начать изучать драматическую форму и полюбить ее». Труднее ли «драматическая форма» «формы повествовательной», сказать тяжело, но вот что интересно, нечто похожее — только, естественно, без приговора — говорил и Сомерсет Моэм, мол, в пьесах Чехова много прозы, и ставить их должны гениальные режиссеры, а играть гениальные актеры. Как вам кажется, прислушался Чехов к совету Ленского?
АФ В драмах Чехова много прозы, в прозе Достоевского много трагедии. И — что из этого? Достоевский абсолютно сценичен, но он всю жизнь уходил от этой сценичности, сосредоточившись на жанре романа. И его все равно начали инсценировать и ставить, причем инсценировать безумно плохо. Единственное исключение — «Брат Алеша» у Виктора Розова.
А Чехов блестяще овладел мастерством драматурга, заставив актеров сойти с контурнов, на которых они стояли все предшествующие века. Арбенин в «Маскараде» травит жену мороженым и сходит с ума. А Треплев, увидев, во что превратилась его любовь, стреляется. Войницкий застрелиться не может, как и застрелить, и остается жить в деревне — без любви, без надежды. Единственный, главный сюжет драматургии Чехова — история «пропавшей жизни», когда все остаются жить, осознавая, что жизнь —
Можно считать, что все его пьесы — одна огромная всечеловеческая драма. В этом его реализм отличается от реализма Александра Павловича Ленского. Для того каждая пьеса — сама по себе, каждая роль — сама по себе. Но Ленский ведь не виновен в том, что не понял: «Леший» — всего лишь пролог. Может быть, потом понял —
АМ Как вы относитесь к тому факту, что самая полная биография Чехова написана не у нас, а в Англии, историком литературы и писателем Дональдом Рейфилдом? Реакция на его книгу «Жизнь Антона Чехова» у всех очень разная. Многие серьезно обижены и требуют немедленно вернуть им образ хрестоматийного Чехова. Что вы думаете об этом?
АФ Думаю, не надо. Не надо никаких хрестоматий. Антон Павлович понимал, что мы все под одеждой голые, на то он и врач был. Любая попытка приодеть его, заменить галстук — «бабочкой», а сюртук шлафроком (мол, так красивше) — убийственна и бессмысленна, ибо — уже не Чехов.
Обиженным дайте почитать его письма. Так обиженным «за Пушкина» нужно давать читать его письма в качестве противоядия. Там литературщины нет. Только чтобы текст был без отточий вместо обыденных, хотя и формально не цензурных выражений.
АМ В вашем эссе «Мужчины, женщины и маленькая белая собачка» вы пишете, что Чехов — это о счастье: «Вот так у Чехова. Крыжовник — счастье, смерть — счастье, а любовь — нет». А какой он, Чехов по версии 2020 года? Что вас в этом образе устраивает, что смущает?
АФ Кто я такой, чтобы меня
АМ Традиционный вопрос. Какие из произведений Чехова вы бы в первую очередь посоветовали прочесть читателям «Лабиринта»?
АФ Повесть «Дама с собачкой» — первую великую прозу безумного двадцатого века. Повесть «Дуэль» — там расстреляна вся предшествующая литературная традиция с «лишними людьми», высоконравственными идеалистами и даже с нигилистами вроде Базарова. «Попрыгунью» и «Душечку». Ну и, разумеется, гениальную драматическую «нетрилогию»: «Чайка», «Три сестры» и «Вишневый сад». То есть, произведения не менее хрестоматийные, чем «Каштанка». Но литературный канон действительно отбирает великие тексты, если при этом не допускается политическое вмешательство.
А Чехову повезло, кстати, в этом отношении. Аполитичен. Не о политике он — о человеке. Оказывается, это — вечное.
–65 % Выгода 731 ₽

Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.